Почему не просто "гештальт - терапия", а в
экзистенциально-гуманистической терапии?
Во-первых, нам принципиально важно обозначить исторический и
идеологический контекст Гештальта. Этим контекстом, является
"третье течение" в психотерапии (А.H.Маslow),
называемое "экзистенциально - гуманистическим", или
"опытным" подходом. Нам действительно важно опираться
на базовые ценности данной терапевтической идеологии:
принципиальную целостность и неделимость человека; уникальность
каждой личности и несводимость её к комплексу предсказуемых
реакций; конкретное, внутреннее бытие и переживания человека, как
его единственно подлинную реальность…
Во-вторых, современный российский Гештальт, по нашему мнению, уже
не может рассматриваться, как "гомогенное" направление
терапевтической практики. Различие школ и выведение ими в
качестве "фигур" тех или иных основ гештальтистской
философии привели к ситуации, когда нам кажется важным обозначить
"про что именно наш Гештальт". Т.е., на чём мы делаем
акценты, чему уделяем большее внимание, что признаём наиболее
важным и "терапевтически ценным".
Согласно определению Cohen А.М., Smith R.D., 1976,
экзистенциальная терапия - это собирательное понятие для
обозначения терапевтических подходов, в которых делается упор на
"свободную волю", свободное развитие личности,
осознавание ответственности человека за формирование собственного
внутреннего мира и выбор жизненного пути. И в этом отношении для
нас гештальт-терапия - это терапия безусловно и прежде всего
экзистенциальная…
Обучающая группа I ступени "Основы гештальт-подхода в рамках
экзистенциально-гуманистической психотерапии" или МУЖЕСТВО
БЫТЬ
Структура программы представляет собой шесть двухдневных
групповых сессий, по 20 акад. часов каждая, с периодичностью 1
раз в месяц. Каждая сессия (как и вся программа в целом)
представляет собой три взаимосвязанных процесса:
- "Классическая" закрытая терапевтическая группа с
фокусировкой на фигурах групповой динамики; групповыми
упражнениями, групповыми дискуссиями.
- Индивидуальные клиентские работы "в центре" по
запросу участников группы.
- Теоретические блоки по истории, философии и методологии
подхода (в соответствии с основной темой сессии)
Основные типы сессий:
- "Бытие" как основная категория
экзистенциально-гуманистической терапии. Я - есть. Живу ли я? Как
я живу? Осознавание и потребности как основные категории
гештальт-подхода.
- "Выбор: свобода быть". Свобода - для чего?
Индивидуальный потенциал. Ответственность и онтологическая вина.
Понимание.
- "Встреча". Тревога, как экзистенциальное понятие.
Механизмы психологической защиты. Контакт. Мы вместе?
- "Я и Ты Здесь и Теперь". Диалогические отношения в
контакте. "Я - Ты" или "Я - Ему"? Принятие,
присутствие, уникальность. Самораскрытие терапевта. Время.
- "Поиски смысла" - дар или проклятие? Жизненный
сценарий и обретение индивидуального смысла. Принятие личностной
реальности. Точка опоры.
- "Небытие". Конец или начало? Смерть и любовь как
экзистенциальные факторы в жизни и терапии.
Ведущие групп I ступени - сертифицированные гештальт-терапевты
Валерия Кульбери, Наталья Спирина, Ирина Млодик, Андрей Валамин.
Супервизор программы - кандидат психологических наук,
сертифицированный ассоциацией Тренеров Лос-Анжелеса
гештальт-терапевт Елена Шуварикова.
Обучающая группа II ступени "Гештальт-подход в
экзистенциальной-гуманистической психотерапии"
Основные темы программы:
- "Гештальт, как процессуальная и диалогичная
терапия". Контакт организма и среды. Реальность клиента, как
опыт, возникающий в контакте. Понятие "границы
контакта". Диалог в терапии. Присутствие и включенность
терапевта. Соглашение.
- "Феноменология и теория поля в гештальт-подходе".
Неинтерпретативность в терапии. Формирование "фигуры" и
"фона". Гештальт, как холистическая терапия.
Целостность, как одно из проявлений "феномена поля".
- "Жизнь человека, как творческое приспособление и
изменение". Нарушения ("прерывания") цикла
контакта: конфлюенция, интроекция, проекция, ретрофлексия.
Распознавание и стратегии работы.
- "Теория личности в Гештальте, основанная на
феноменологии". Цикл развития потребности. Структура
гештальт-терапии, "направленность" терапевтических
действий.
- "Специфические экзистенциальные проблемы: работа в
гештальт - подходе". Темы свободы и ответственности,
осмысленности жизни, изоляции (чувства одиночества), смерти.
- "Работа с семьёй и парой". Стратегия и принципы
работы экзистенциально-ориентированного гештальт-терапевта.
Семейные модели. "Семейные послания". Кризисы отношений
в паре. Работа с различиями.
- "Творческие методы в работе с детьми". Принципы
заключения контракта с ребенком. Детские страхи. Агрессивное
поведение. Работа с помощью музыки, танца, глины, рисунка,
перфоманса.
- "Работа с группой и организацией в гештальт -
подходе". Группа (организация), как целостный организм.
- Клинические аспекты психотерапии. Работа с "пограничными
расстройствами", клиентами психиатрического профиля. Работа
с психосоматическими симптомами.
- Клиент-терапевтические отношения. Проблема переноса и
контрпереноса. Этические принципы с точки зрения гуманистической
терапии. Анализ трудных случаев.
- Индивидуальный стиль терапевта. Сертификационная сессия.
Длительность обучения - 3 года (11 трех-дневных
сессий).
Периодичность: трехдневные встречи раз в 2
месяца.
Тренеры курса:
- Шуварикова Елена - кандидат психологических наук, сертификат
гештальт-терапевта GATLA (Гештальт Ассоциация Тренеров
Лос-Анжелоса). Специалист в области возрождения из пепла и
получения удовольствия от жизни.
- Валамин Андрей - врач, практикующий психиатр и психотерапевт
с 15-летним стажем (государственная сертификация). Сертификат
гештальт-терапевта Московского Института Гештальта и Психодрамы.
Суицидологическая практика, работа в сфере подростковой
и семейной психотерапии.
Другие мероприятия