Программа базовой подготовки в области арт-терапии и других направлений терапии искусством "Арт-терапия: многообразие подходов" будет длится 160 часов (5 встреч раз в месяц). По окончании обучения выдается сертификат и свидетельство о повышении квалификации.
В программе семинара-тренинга: элементы теоретико-методической подготовки в сочетании с интенсивной практической работой. Семинар-тренинг включает пять уровней подготовки:
1-й уровень. Общий обзор современной арт-терапии и ее различных форм и направлений.
Показ и обсуждение видеоматериалов с записью моментов работы арт-терапевтов. Медитативные техники в арт-терапии: метод направленной визуализации в сочетании с рисунком; психотерапевтический и диагностический инструмент «Мандала»; арт-терапевтические методы в работе со сновидениями. Некоторые подходы к интерпретации рисунков с точки зрения представлений глубинной психологии.
2-й уровень. Некоторые подходы к психологической трактовке цвета и числовых элементов в арт-терапии. Методы работы с цветом. Цвет как инструмент глубинно-психологического анализа и исцеляющего воздействия. Техники коллективной работы в арт-терапии и их диагностическое и психотерапевтическое применение. Принципы анализа групповой динамики при использовании техник индивидуальной и коллективной работы. Показ и обсуждение видеоматериалов. Новые методы рисуночной диагностики: Рисуночный тест Сильвер для оценки когнитивной и эмоциональной сфер.
3-й уровень. Сочетание изобразительных техник с музыкой, сценическим искусством, движением и танцем, литературным творчеством.
Мультимодальные (интермодальные) арт-терапевтические техники. Техника трансгрессии. Аутентичное движение в сочетании с изобразительной деятельностью. Арт-терапевтические техники для работы с телесным образом «я» и с психосоматическими заболеваниями. Техника юнгианской песочной терапии. Разные варианты терапевтического и диагностического применения песочницы. Предметная скульптура, ассамбляж и инсталляция в арт-терапии. Работа с ресурсами.
4-ый уровень. Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами, пожилыми и престарелыми, детьми и подростками, умирающими.
Арт-терапия в перинатальной психотерапии и работе с беременными и их родственниками. Теория и практика драматерапии. Освоение драматерапевтических техник и методов оценки драматического опыта (Опросник драматического развития и другие). Перформанс как арт-терапевтическая техника. Драматургия перформанса. Подготовка и исполнение перформансов. Драматерапевтическая работа с мифами и сказками.
5-й уровень. Арт-терапия в работе с зависимостями (алкоголизм, наркомания, табакокурение) и решении гендерных проблем.
Исследование психологической и телесной идентичности в работе с женскими и мужскими группами. Арт-терапия в работе с мигрантами и беженцами, лицами, переживающими "культурный шок". Культурная идентичность как одна из проблем современной психотерапии. Арт-терапия как инструмент межкультурного общения. Основы психотерапевтического использования фотографии.
- канд мед наук, доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской Академии последипломного педагогического образования и кафедры психотерапии Санкт-Петербургской Медицинской академии им. И. И. Мечникова, председатель РОО Арт-терапевтическая ассоциация, редактор международного журнала арт-терапии «Исцеляющее искусство», автор и составитель таких книг, как «Основы арт-терапии» (СПб: Лань, 1999), «Практикум по арт-терапии» (СПб: Питер, 2001), «Арт-терапия: хрестоматия» (СПб: Питер, 2001), «Руководство по групповой арт-терапии» (СПб: Речь, 2003), «Арт-терапия в эпоху постмодерна» (СПб: Речь-Семантика, 2002), «Тренинг по фототерапии» (СПб: Речь, 2003) и других.
Автор и ведущий программы - А. И. Копытин