ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Лехциер В.Л.

Лехциер Виталий Леонидович

Лехциер Виталий Леонидович - доктор философских наук, доцент кафедры философии гуманитарных факультетов Самарского государственного университета. Область научных интересов: Экзистенциальная антропология, феноменология переходности, феноменология художественного опыта, феноменология события, феноменология болезни и философия медицины.
Секретарь Вестника Самарского госуниверситета, член Российского философского общества.

Участник и лауреат ряда международных и российских литературных фестивалей. Инициатор и организатор проведения в Самаре семинара, посвященного актуальным проблемам современной русской литературы, с участием ведущих российских поэтов и критиков, и областного литературного конкурса среди молодых авторов (1996).

Публикации
  1. + «Больное место»: эпистемологические импликации современных медицинских практик
  2. + «Забота о себе» и проблема философского образования
  3. + «Удар быка» в грудь homo academicus или О том, что действительно ценно в философском деле
  4. + Бескорыстие события или в поисках ответной меры
  5. + Опыт исчезновения в феноменологической перспективе
  6. + Спор как экзистенциал (наброски к онтологии черновых состояний)
  7. + Это не трубка, это сигарета: четыре перекура по поводу простых и непростых вещей
  8. +"Камень преткновения": грамматика и проблема переходности[недоступно]

    Предел - это то, на что мы натыкаемся, это "камень преткновения". Это происходит в самых разных областях жизни и опыта, от самого повседневного до вполне специального. Например, в опыте невыразимого мы натыкаемся на предел своих творческих способностей, а серьезно заболев, на предел физических или психических возможностей. Но как только предел становится актуальным переживанием, наше существование оказывается поколебленным в своих основах, мы словно, чувствуем укол со стороны вещей, которые от нас не зависят. Так происходит, несмотря на то, что в принципе мы обладаем знанием о собственных границах, собственной конечности в частности. Дело в том, что отвлеченное знание и актуальное переживание - разные режимы жизни.

    // Mixtura verborum`2006: топология современности: сб. ст. / под общ.ред. С.А. Лишаева. - Самара : Самар. гуманит. акад., 2007. - 180 с. стр.44-54

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.phil63.ru/kamen-pretknoveniyagrammatika-i-problema-perekhodnosti
  9. +"Простой смертный", или "человек с улицы": этические коллизии профессионализма[недоступно]

    Статья ставит проблему соотношения профессионализма и этики и предлагает две противоположные стратегии рассмотрения данной проблемы. Первая трактует оппозицию профессионал / дилетант, исходя из непримиримой оппозиции специализированных требований профессии и универсальной этики "простого смертного". При этом в орбиту внимания попадают те социальные практики, где профессионалы делятся своими ключевыми полномочиями с дилетантами. Вторая стратегия предлагает тематизацию имманентной этики профессии, профессионализма как этической категории. Этот подход может быть в свою очередь обоснован, исходя из логики монадической и интерсубъективной.

    // Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск "Философия. Филология. " - 2010. - № 2 (8) стр.101-108. Статья подготовлена в рамках исследования, получившего грантовую поддержку (Президентский грант МД-333.2009.6).

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.phil63.ru/prostoi-smertnyi-ili-chelovek-s-ulitsy-eticheskie-kollizii-professionalizma
  10. +Апология черновика или "Пролегомены ко всякой будущей..."[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://magazines.russ.ru/nlo/2000/44/main9.html
  11. +Болезнь в перспективе экзистенциальной аналитики. (zip)[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://philosophy.ssu.samara.ru/publ/lehcier/bole.zip
  12. +Боль и переходность: набросок экзистенциальной альгодицеи[недоступно]

    Прежде всего — принуждение к вопрошанию. Там, где речь идет о смысле боли и болезни, принуждение к вопрошанию — вовсе не очередная фигура речи, а безутешная онтологическая ситуация, прежде всего связанная с феноменологическими особенностями переживания патологического. Как будет показано ниже, это переживание с необходимостью сопровождается радикальной вопросительностью в отношении собственного существования и бытия вообще. Кроме того, принуждение к вопрошанию об экзистенциальной природе патологической боли происходит и от нашей исторической ситуации, для которой характерно наличие сразу нескольких релевантных тенденций.

    // Мир философии — мир человека: приложение к журналу «Философские науки»: сб. ст. — М.: Гуманитарий, 2007, с. 551-561

    В настояще время публикация недоступна.
    http://ec-dejavu.ru/p-2/Pain.html
  13. +Койко-не-место, Или философская критика медицинских пространств[недоступно]

    В статье предлагается три тематических сюжета о пространстве в области философской критики медицинских практик и пациентского опыта. Первый сюжет имеет отношение к медицинской эпистемологии, второй - к феноменологическому анализу фундаментальных структур опыта пространства, третий - к историческому преодолению дисциплинарных границ в терапевтическом пространстве больницы.

    // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия "Философия. Филология. " - 2011. - № 2(10) стр.39-47

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.phil63.ru/koikonemesto-ili-filosofskaya-kritika-meditsinskikh-prostranstv
  14. +Под сенью чужого дома (чужая жизнь как соблазн)[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.phil63.ru/pod-senyu-chuzhogo-doma-chuzhaya-zhizn-kak-soblazn
  15. +Семиозис болезни: дихотомия культурологизма и персонализма (преодолевая стереотипы биомедицины)[недоступно]

    В статье ставится методологическая проблема исследования субъективных смыслов болезни. Проблема субъективного измерения патологии, необходимости его учета в медицинских практиках находится сегодня в центре дискуссии о путях дальнейшего развития медицины и последствиях медикализации жизни. В статье проводятся основные различия между болью и страданием, болезнью как явлением природы и болезнью как реальным опытом человека. Выявляется социокультурный характер опыта боли. Выделяются различные контексты возможного разговора о смысле болезни. При этом акцент делается на медицине хронических заболеваний и значимости проблемы именно для лечения хронических патологий, ставших частью жизненного мира пациентов. Описываются основные методологические коллизии между "культурологической" и "персоналистической" стратегиями анализа смыслов болезни.

    // Вестник Самарской Гуманитарной академии. Серия "Философия. Филология."-2009.-№2 (6) стр.85-111

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.phil63.ru/semiozis-bolezni-dikhotomiya-kulturologizma-i-personalizma
  16. + Спор как экзистенциал (наброски к онтологии черновых состояний)

    Эта статья посвящена спору как реальному человеческому опыту, его особому измерению. В том, что оно есть, лично у меня нет никаких сомнений (подозреваю, что тут уже возникает первый повод для спора!). Я чувствую, что в моей жизни спор занимает фундаментальное место. Думаю, что подобное же скажут о себе многие. Человек не может жить, не споря. Вопрос как раз состоит в том, почему это так, какая роль отпущена спору в человеческой жизни, что говорит о человеческом опыте одна из его весьма не безобидных онтологический возможностей — возможность спора?

    // Mixtura verborum`2001: непредставимое и метаязык: Сб. ст. / Самар. гуманит. акад.; Под общ.ред. С.А. Лишаева. – Самара, 2002. – 160 с. стр.130-153

    http://www.phil63.ru/spor-kak-ekzistentsial
  17. + Феноменологические основания медицинской антропологии

    Современная медицинская антропология, рожденная на стыке философского, социологического, психиатрического и биоэтического дискурсов, в методологическом отношении далеко не однородна. Вместе с тем ее феноменологические основания несомненны. Они не всегда эксплицитны, хотя концептуальные ссылки на Мерло-Понти, Хайдеггера, Шюца и даже на Гуссерля в работах Байрона Гуда, Артура Клеймана, Дэвида Морриса, Риты Шарон, Паула Бродвина, Линды Гарро, Мери-Джо Дель Вечио Гуд и других известных представителей данного трансдисциплинарного направления современной науки, в основном американской и европейской, всегда присутствуют. Читать далее

    // Логос " №5, 2010

    http://www.intelros.ru/readroom/logos/logos-5-78-2010/10121-fenomenologicheskie-osnovaniya-medicinskoj-antropologii.html
  18. +Феноменология "пере": введение в экзистенциальную аналитику переходности[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.phil63.ru/files/%D0%A2%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%20%D0%9B%D0%B5%D1%85%D1%86%D0%B8%D0%B5%D1%80.pdf
  19. +Эффекты медикализации и апология патоса[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.phil63.ru/files/3vЛехциер.doc
    http://www.phil63.ru/files/3vЛехциер.doc
    http://www.phil63.ru/files/3vЛехциер.doc
  20. +Я не трус, но я боюсь. Онтологика страха как жизни в модусе «пере»[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.phil63.ru/ya-ne-trus-no-ya-boyus