ENG
         
hpsy.ru/

../../Интент-анализ психотерапевтической речи К. Роджерса (случаи Герберта, Глории и Джен)

В статье представлены результаты интент-анализа психотерапевтической речи К.Роджерса, реализованного авторами с целью описания общепсихологических оснований речевой психотерапевтической деятельности, изучения ее интенционального плана, выявления интенциональной специфики речи терапевта. Показаны существующие воззрения на понятие интенциональности, проанализированы интенциональные основания психотерапевтического дискурса, которые, по мнению авторов, определяются базовыми установками конкретного психотерапевтического метода. Описаны методика и этапы исследования.

В качестве предмета исследования избраны терапевтические случаи К.Роджерса, иллюстрирующие его профессиональную деятельность в разные периоды жизни. Приведен составленный в процессе исследования словарь речевых интенций психотерапевта, а также их классификация.

Итогом исследования является сравнительный анализ интенциональных характеристик речи Роджерса.

Ключевые слова: интенциональность, психотерапевтический дискурс, интент-анализ, К. Роджерс.

Введение

В работе практических психологов речь играет первостепенную роль. Она образует ту основу, на которой складываются умения построить взаимоотношения и вести диалог с человеком, обратившимся за помощью. Вопросам изучения речевого психотерапевтического взаимодействия было уделено немало внимания в современных отечественных исследованиях (А.Ф. Бондаренко, В.Л. Измагурова, Н.Ф. Калина, Т.А. Кубрак, А.В. Рос-сохин, К.В. Ягнюк и др.). Вместе с тем, интенциональному составу речи психотерапевта должного внимания не уделялось.

Психотерапевтическое взаимодействие можно рассматривать как дискурсивную практику (Н.Ф. Калина, Н.Д. Павлова, Е.Б. Старовойтенко, Т.Н. Ушакова). Тексты диалогов, которые являются составной частью психотерапевтического дискурса, нуждаются в изучении с целью выявления

2

мотивационных, когнитивных и коммуникативных аспектов речевой деятельности психотерапевта, что, в частности, требует рассмотрения речи в ее интенциональном аспекте.

Речевая интенция - это намерение высказаться. Речь психотерапевта может считаться профессиональной тогда, когда он, во-первых, выражает в психотерапевтических высказываниях те намерения, которые способствуют реализации целей клиента и, во-вторых, когда он выражает интенции психотерапевтического метода, проверенного и обоснованного научными исследованиями и практикой.

Вместе с тем, до настоящего времени интенциональные характеристики речи психотерапевта практически не исследовались. В силу данного обстоятельства возникает необходимость поиска и исследования общепсихологических оснований речевой психотерапевтической деятельности, изучения ее интенционального плана, выявления интенциональной специфики психотерапевтической речи. Разработанная методика интент-анализа психотерапевтического дискурса и полученные с ее помощью результаты (Кириллова, 2010) могут быть применены в исследовательской, консультативной, психотерапевтической и супервизионной практике с целью повышения профессионализма психологов-консультантов и психотерапевтов. Иначе говоря, предложенное решение поставленной проблемы позволит наметить перспективы осознанного обучения профессиональной разговорной практике будущих психологов-консультантов и психотерапевтов.

Понятие интенциональности

Понятие интенциональности первоначально возникло в томистской философии (в учении Фомы Аквинского) на основе учения Аристотеля о способностях. У Аристотеля - «актуализация способности (деятельность) предполагает соответствующий ей объект». Это аристотелевское учение преобразуется в томизме в учение об интенциональных (направленных) актах

3

души. В таких актах всегда существует содержание, на которое они направлены. Сознание человека рассматривается не как «сцена» или «пространство», наполненные «элементами», оно изначально активно и по определению предметно (см., Петровский, Ярошевский, 1994). Таким образом, понятие интенциональности характеризует направленность сознания на какой-либо предмет.

В истории психологии понятие интенциональности связано с именем Ф. Брентано. В самой известной его работе «Психология с эмпирической точки зрения» была предложена программа построения психологии как самостоятельной науки. Свою концепцию психологии Ф. Брентано (2000) назвал психологией акта. Данная концепция определяет сознание как самодостаточную субстанцию. Сознание выводимо из самого себя, не редуцируемо, причина его существования содержится в нем самом. Психические феномены особым образом связаны с объектами. Эту связь Ф. Брентано обозначил термином «интенциональность». Интенциональность, как свойство сознания, дает возможность изучать сознание вне зависимости от его внешних связей.

Анализ сознания основывается на понятии внутреннего (интенционального) отношения. Такое отношение Ф. Брентано понимает, как психическую связь сознания с объектом, а не как отношение между двумя вещами. Наиболее значимым является то, каким образом сознание устанавливает связь с объектами и явлениями окружающей человека действительности, а не то, что находится вне него (Брентано, 2000).

Э. Гуссерль - основатель феноменологии - развивал понятие интенциональности в рамках своего учения о сознании и восприятии. Э. Гуссерль понимал под интенциональностью сознания его направленность на предмет, который обнаруживается лишь в акте осознавания. Человеческое сознание создается актами переживания, ощущения, восприятия, воспоминания, мышления, воображения и т.д., а также предметами, на которые направлены эти акты. Это два полюса любого феномена: если

4

исключить один, то исчезнет и другой. Как бытие не существует без сознания, так и предмет не существует отдельно от сознания. Сознания не было бы совсем, если бы оно не было сознанием чего-то (Гуссерль, 2001).

Можно сказать, что тема интенциональности является одной из основных тем феноменологии, ориентирован не на собственно феномен, а на интенциональность, которая является его источником. Интенциональность - это направленность сознания субъекта на предмет.

Понятие интенциональности развивалось также в рамках теории речевых актов (Г. Грайс, Дж. Остин, Дж. Серль, П. Стросон). Так, под интенциональностью Дж. Серль понимал ментальную направленность субъекта на внешний мир и описывал различные интенциональные состояния (желание, сомнение, вера, убеждение), подчеркивая, что интенциональность первична по отношению к языку.

Дж. Серль выделял следующие особенности интенциональности:

1) ментальные состояния и события обладают интенциональностью, но существуют переживания, не являющиеся интенциональными. Дж. Серль полагал, что если «...состояние S интенционально, то должен существовать ответ на такие вопросы: «О чем S?», «К чему относится S?». Так, «существуют формы восторга, уныния и тревоги, которые переживаются сами по себе, не будучи восторгом, унынием, тревогой по поводу чего-то конкретного, но вместе с тем существуют такие формы этих состояний, когда восторг, уныние и тревога имеют конкретный повод. Беспричинная тревога, уныние и радость не будут интенциональными; когда же они на что-то направлены, то они интенциональны» (Серль, 1987, с. 97);

2) понятия интенциональности и осознанности не тождественны друг другу. Не все интенциональное сознательно, тогда как определенные осознанные состояния не интенциональны;

3) интенциональность нельзя свести к интенции (намерению). Интенциональность представляет собой направленность, в то время как интенция, намерение что-либо сделать выступает лишь частным видом

5

интенциональности.

В общей психологии «намерением, интенцией является сознательное решение, выполняющее функцию побуждения и планирования поведения или деятельности человека. Намерение формируется: 1) когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено; 2) когда удовлетворение потребности не может быть достигнуто непосредственно, а требует достижения промежуточных целей, не имеющих собственной побудительной силы» (см., Мещеряков, Зинченко, 2004, с. 323).

Д.А. Леонтьев, при анализе стилей деятельности, акцентирует внимание на необходимости различать операциональные и интенциональные компоненты, к которым он относит мотивы, ценности и смысловые установки субъекта, причем, по его мнению, первые определяются вторыми (Леонтьев, 1986).

Проблематика интенциональности также представлена и в отечественной социальной психологии. Так, рассматривая коммуникативную сторону общения, Г.М. Андреева (1981) отмечает, что, характеризуя диалог, важно иметь в виду, что он происходит между личностями, обладающими определенными интенциями. Согласованность речевых интенций обеспечивают взаимопонимание партнеров по общению и, в конечном итоге, успешность коммуникации.

И.А. Зимняя, подробно рассматривая мотивационно-побуждающий уровень в психологической схеме «формирования и формулирования мысли в процессе речепорождения», отмечает, что данный уровень «сам формирует предмет и цель высказывания» (Зимняя, 2001, с.258).

Таким образом, он содержит в себе мотив и коммуникативное намерение, что представляет собой психологическое содержание речевой интенции. Мотив - побуждающее начало речевого действия, а коммуникативное намерение - отношение к собеседнику. «Коммуникативное намерение (КН) говорящего: он определяет, спрашивает, утверждает, призывает, осуждает, одобряет, советует или требует чего-либо. Другими словами, КН является регулятором

6

вербального поведения партнеров» (Зимняя, 2001, с.256).

В психолингвистике под интенциями понимаются намерения, которые содержатся в продуцируемой речи говорящего или пишущего субъекта, косвенно проявляющиеся в его словах. Для выражения интенций говорящий использует различные речевые формы, так называемые, риторические «одежды». Интенция обладает побудительной силой и служит достижению целей, поставленных субъектом коммуникации. Специфичность индивидуальной интенциональности заключается в том, какие объекты избираются для обозначения и каково отношение к ним. (Ушакова, Павлова и др., 2000; Ушакова, 2004).

Интенциональные основания психотерапевтического дискурса

Психотерапевтический дискурс - это совокупность диалогов психо-терапевта и клиента, обратившегося за психологической помощью. Однако в данной работе «психотерапевтический дискурс» мы понимаем в узком смысле, как высказывания психотерапевта.

Наше исследование базируется на изучении психотерапевтического дискурса клиентоцентрированной психотерапии, основателем которой является К. Роджерс. Первостепенное значение в клиентоцентрированной психо-терапии имеют следующие условия психотерапии, которые создает психотерапевт: искренность в общении с клиентом; эмоциональная вовлеченность в происходящее с клиентом; принятие внутреннего мира клиента таким, каков он есть (Роджерс, 2002). Перечисленные условия представляют собой интенциональность психотерапевта и являются фасилитирующими, благодаря чему актуализируется и развивается внутреннее «я» клиента.

Однако мы считаем, что клиентоцентрированная психотерапия заключается не только в создании фасилитирующих условий. Интенциональность К. Роджерса включает в себя также помощь клиенту в понимании самого себя, в рефлексии самоотношения, в поиске смыслов, в обращении клиента к его внутреннему «я». Таким образом, мы раскрываем существенный аспект его психотерапевтической деятельности.

7

Мы полагаем, что установки и намерения психотерапевта детерминируют его речевую интенциональность, проявляясь в его психотерапевтических высказываниях. Другими словами, базовые установки конкретного психотерапевтического метода определяют интенциональные основания психотерапевтического дискурса.

К. Роджерс как «воплощение интенциональности и самоактуализации» (Айви, Айви, Саймен, 1999, с. 314) развивал свое психотерапевтическое направление на протяжении всей своей профессиональной карьеры. Исследователи жизни и деятельности К. Роджерса (Г. Киршенбаум, В. Хендерсон , 1989; Р. Левант, 1984; Т. Мерри, 1990; Р.Эванс, 1978 и др.) отмечают три периода в развитии его психотерапии: 1940 - 50-е годы - недирективная психотерапия; 1950 - 60-е годы - клиентоцентрированная психотерапия; 1970 - 80-е годы - человекоцентрированная психотерапия.

Мы разделяем и конкретизируем следующие представления Г. Киршен-баума и В. Хендерсон (Kirschenbaum, Henderson, 1989) об этих периодах психотерапевтической деятельности К. Роджерса:

  • в недирективной психотерапии основное внимание уделялось специфическим техникам психотерапевта (перефразированию, резюмированию, отражению переживаний и т.п.);
  • в клиентоцентрированной психотерапии акцент сместился на личностные установки психотерапевта, проявляющиеся в его общении с клиентом (безоценочное принятие, эмпатию, конгруэнтность);
  • в человекоцентрированной психотерапии, К. Роджерс стал делать основной акцент на специфических психических состояниях самого психотерапевта (присутствии, импульсивности, измененных состояниях сознания и др.).

Таким образом, психотерапия К. Роджерса развивалась на протяжении трех периодов: сначала интенциональность психотерапевта была связана с реализацией психотерапевтических техник, затем установок психотерапевта и, наконец, состояний самого психотерапевта.

8

Проблемы психологического анализа психотерапевтического дискурса К. Роджерса

Неослабевающее внимание авторов, изучающих речевое психотерапевтическое взаимодействие, приковано к текстам К. Роджерса, о чем свидетельствуют многочисленные публикации (см., Карл Роджерс и его последователи…, 2005; Auckenthaler, 1997; Bozarth, 1990; Brossi, 1995; Elliott R., 1996; Frenzel et. all, 2001; Hoger, 1989; Kinigadner, Papst, 2001 и др.). Исследователи до сих пор пытаются понять достаточно ли трех базовых условий, выделенных К. Роджерсом, которые составляют основу психотерапевтического взаимодействия. Многие считают, что классическая вербальная клиентоцентрированная психотерапия, чтобы быть эффективной, должна быть дополнена различными психотерапевтическими техниками и другими специфическими интервенциями (Карл Роджерс и его последователи…, 2005).

Отечественными психологами также исследуется психотерапевтическая речь К. Роджерса. Так, К.В. Ягнюк (2001) провел исследование речевых высказываний Роджерса по видеозаписи сессии К. Роджерса с Глорией. К.В. Ягнюк на основе уже существующих систем, в частности «Системы категорий видов вербальных реакций консультанта» (Hill, 1986) и «Системы видов вербальных реакций» (Stiles, Elliot, Lewelyn, 1990), создал «Типологию вербальных вмешательств», состоящую из 15 категорий. К ожидаемым, согласующимся с теорией клиентоцентрированной терапии результатам данного исследования можно отнести большое количество выявленных перефразирующих высказываний и самораскрытий. Вместе два эти вида «вмешательств» составили более 50 процентов всей активности терапевта.

Обратимся к еще одному исследованию речи К. Роджерса, которое проводилось А.Ф. Бондаренко и Н.С. Кондратюк (2008). В данной работе изучались психотерапевтические высказывания как отечественных, так и американских терапевтов - А.Ф. Бондаренко и Ф.Е. Василюка, Дж. Бьюдженталя и К. Роджерса. Материалом исследования были стенограммы психотерапевтических сессий, представленные в текстах статей

9

и книг, в протокольных видео- и звукозаписях. Исследователям удалось выделить ряд функциональных типов высказываний американских психотерапевтов, общих с подобными высказываниями отечественных терапевтов. Авторы приводят также результаты лингвистического анализа высказываний К. Роджерса.

Дж. Боцарт (Bozarth, 1990) исследовал демонстрационные сессии К. Роджерса с мисс Мун, Глорией и Кэти и сделал вывод, что К. Роджерс не изменял своего способа терапевтического взаимодействия с клиентами. Ведущими стабильно остаются реплики, связанные с эмпатическим пониманием терапевтом клиента. Дж. Боцарт считает, что в результате двадцатилетнего периода практики К.Роджерс стал использовать лишь незначительно более широкий диапазон вариантов своих психотерапевтических реплик, а сами эти реплики стали несколько более спонтанными. Сопоставимое с предыдущим исследование восьми сессий К. Роджерса за период 1940-80 гг. показало, что в семи из них (около 90 %) ответов К. Роджерса были эмпатическими (Bozarth, Brodley, 1988).

Следующее исследование также было посвящено выделению и обозначению вербальных реакций К. Роджерса, таких как: 1) эмпатическое сопровождение; 2) ответы на вопросы клиента; 3) наводящие вопросы; 4) терапевтические комментарии; 5) терапевтические оценки (интерпретации); 6) терапевтическое согласие с клиентом. Большинство реакций попадали в категорию «эмпатическое сопровождение» (доля этих ответов колебалась от 55 до 98 %). Наиболее низкий процент терапевтических реакций составляли «ответы на вопросы» (от 10 до 25 %). При этом на большинство (60 %) вопросов К. Роджерс давал прямые ответы, что является проявлением его общей установки на честное, открытое и «прозрачное» общение с клиентом (см., Бурлачук, Кочарян, Жидко, 2007, с. 387-388).

Что касается основной тенденции современных исследований вербального аспекта клиентоцентрированной психотерапии, то центр тяжести смещается здесь на изучение «дополнительных переменных» (интервенций)

10

(см., например, Kinigadner, Papst, 2001) в зависимости от особенностей психотерапевтической ситуации и характера проблем клиента.

Самого К. Роджерса по праву можно назвать пионером современной психотерапевтической исследовательской науки. Вот одна из формулировок его исследовательского кредо: «…одним из самых значительных вкладов клиентоцентрированного направления в терапию в целом было то, что оно всегда настаивало на детальной разработке способов проявления, выражения и реализации позиции консультанта, его точки зрения в консультационном поле во время беседы. Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что субъективные суждения консультанта, не являются достаточным основанием для выводов. Только объективный анализ слов и изменения характеристик голоса может дать более адекватное представление о тех реальных целях, которые преследует консультант» (Роджерс, 2002, с. 44).

Известно, что, создавая свой психотерапевтический метод, К. Роджерс исследовал типы директивных высказываний и сравнивал их с недирективными. Так, к числу директивных относятся те высказывания, в которых консультант: определяет ситуацию беседы в терминах диагностики, интерпретирует поведение клиента, высказывает оценочные суждения, объясняет что-либо, направляет рассказ клиента при помощи вопросов, воздействует на принятие решения посредством собственной аргументации, переубеждает клиента и т.д. К недирективным относятся высказывания, в которых консультант: побуждает клиента к выбору и развитию темы беседы, выражает понимание субъективного содержания клиента, дает клиенту понимание того, что то или иное решение зависит от самого клиента и др. (Роджерс, 1999).

К. Роджерс постоянно анализировал свою речь, чтобы понять, как нужно говорить, чтобы достичь целей психотерапии. Он все время удерживал в поле зрения исследовательские вопросы: «Как надо говорить?» «Какова направленность психотерапевтического высказывания?», «Как можно сказать по-другому?», чтобы речь терапевта более точно выражала установки психотерапевтического подхода.

11

Если подвести итог анализу литературы по вопросу исследований психо-терапевтических высказываний К. Роджерса, можно сказать, что основой успешной психотерапии являются высказывания, в которых психотерапевт проявляет себя искренне, эмпатично и относится с безусловным положительным принятием к клиенту, что собственно и характеризует эти отношения как человеческие.

Исследователи изучали и, скорее всего еще будут изучать, психотерапевтический дискурс К. Роджерса. Однако необходимо отметить, что исследований интенционального состава речи К. Роджерса не проводилось.

Метод исследования интенциональных характеристик психотерапевтического дискурса

Метод интент-анализа, разработанный Т.Н.Ушаковой и ее сотрудниками в лаборатории психологии речи и психолингвистики Института психологии РАН, позволяет выявлять латентные характеристики дискурса, а именно интенции говорящего (Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д. и др., 2000). Методом интент-анализа исследовались: конфликтный политический дискурс (Т.Н. Ушакова); предвыборный политический дискурс (Т.Н. Ушакова, В.А.Цепцов, К.И. Алексеев); социально-психологические явления (В.В. Латынов), организация диалога (Н.Д. Павлова). Мы считаем данный метод релевантным исследованию интенциональных характеристик психотерапевтического дискурса и, в частности, интенций, содержащихся в высказываниях психотерапевта.

Общая методическая организация процедуры интент-анализа состоит в последовательном оценивании группой экспертов зафиксированных в тексте высказываний говорящего «с одной заданной и стабильно удерживаемой точки зрения: чем вызвано данное высказывание, какова его целевая направленность, зачем оно нужно говорящему». Разработанная авторами техника выявления и квалификации интенций включает два операциональных шага: 1) вчитывание в текст, оценивание каждого слова, определение содержания «текстового пассажа» и выявление интенции, лежащей в его основе; 2) экспертная квалификация интенции, лежащей в основании анализируемого высказывания.

12

Разработанная процедура обозначена авторами как техника выявления содержательных интенций (Ушакова, Павлова и др., 2000, с. 42-44).

Выявление интенций психотерапевтической речи

Т.Н. Ушакова отмечает, что результаты исследований ставят вопросы, относящиеся к особенностям интенциональной структуры дискурсов различных типов: публицистических, литературно-художественных, научных, и др., что дальнейшее изучение роли интенционального аспекта в организации речевого продукта должно идти по пути изучения все новых дискурсов (см., 04).

Мы обратились к изучению психотерапевтического дискурса с целью понять, на каких основаниях базируется речевая активность психотерапевта, каковы его речевые намерения, и каковы объекты направленности его речи.

На первом этапе нашего исследования осуществлялось выявление интенционального содержания речи психотерапевта, в частности, выявление интенций в тексте психотерапевтических сессий. Материалом для исследования явились психотерапевтические высказывания в составе текстов диалогов с клиентами следующих психотерапевтов: Дж. Бьюдженталя (см., Бьюдженталь, 1998) - 855 высказываний, Дж. Лихтенберга (см., Лихтенберг и др., 2003) - 194 высказывания, А. Лэнгле (см., Лэнгле, 2005) - 40 высказываний и К. Роджерса (см., Роджерс, 1999) - 614 высказываний.

В общей сложности методом интент-анализа было исследовано 1703 психотерапевтических высказываний1.

Эксперты внимательно анализировали каждое психотерапевтическое высказывание в соответствии с техникой выявления интенций.

________
1
Работа проводилась группой экспертов, практикующих психотерапевтов различных психотерапевтических направлений, имеющих одинаковый уровень образования, в составе: Волкова Е.Ю., Ерохова Л.А., Кириллова Е.И., Кутукова С.А., Орлов А.Б.

13

Следующий шаг состоял в экспертной квалификации интенции, лежащей в основании анализируемого высказывания. В качестве единицы анализа текста принималось высказывание терапевта. Если интенция, выраженная в первом предложении, повторялась и в последующих предложениях того же высказывания, то она фиксировалась только один раз; в одном высказывании иногда заключалось несколько разнородных интенций, и тогда все они фиксировались и назывались; появление той же самой интенции в следующем высказывании терапевта считалось намеренным ее усилением и фиксировалось повторно; каждому высказыванию психотерапевта приписывались одна или несколько интенций, которые, по мнению экспертов, были в нем заключены (Ушакова, Павлова и др., 2000)

В результате проделанной работы экспертами были выделены 30 разнокачественных психотерапевтических интенций. Данные интенции представлены нами в алфавитном порядке в словаре, содержащем определения всех выявленных психотерапевтических интенций.

Словарь речевых интенций психотерапевта

  1. Акцентирование - усиление каких-либо особенностей поведения или чувств клиента.
  2. Анализ -разбор темы или ситуации клиента.
  3. Возвращение в ситуацию «здесь-и-сейчас» - переключение внимания клиента на актуальные психические процессы, состояния, переживания и взаимоотношения, происходящие в данном месте в настоящий момент времени.
  4. Гипотеза - предположение о жизненной ситуации, причинах поведения, детско-родительских отношениях, ранних нарушениях структуры личности клиента и т.д.
  5. Давление - стремление поучать, наставлять.
  6. Диагностика - проверка того, насколько подходит клиент для психотерапии, а также контроль психотерапевтического процесса.

    14

  7. Интерес - потребностное познавательное отношение терапевта к тем или иным особенностям поведения, чувств, переживаний клиента.
  8. Конфронтация - выражение собственного отношения терапевта к выявленным противоречиям в поведении, установках, чувствах, отношениях клиента.
  9. Кооперация - выражение отношения, направленного на привлечение клиента к участию в совместных действиях или констатация совместных действий терапевта с клиентом.
  10. Обобщение - попытка терапевта сделать вывод или подвести итог относительно ситуации клиента.
  11. Обращение внимания на неконгруэнтность - сосредоточение фокуса внимания терапевта на поведении клиента, не соответствующем его переживаниям, на том, что вызывает внутренние и внешние конфликты в жизни клиента.
  12. Объективирование - выделение наиболее значимого содержания внутреннего мира клиента как некоего объекта для совместного исследования.
  13. Организация терапии - обсуждение места, времени, оплаты консультационных и терапевтических сессий; сообщение клиенту о завершении времени сессии, договор о следующей встрече, заключение психотерапевтического контракта.
  14. Оценивание - положительное или отрицательное суждение психотерапевта о чем-либо.
  15. Передача ответственности - обозначение психотерапевтом своей роли в общении с клиентом и степени своих возможностей в оказании помощи.
  16. Побуждение - призыв к какому-либо действию, принятию точки зрения.
  17. Поддержка - выражение одобрения, поощрения, присоединения.
  18. Помощь - содействие в понимании клиентом самого себя (так ли на самом деле он считает, как говорит); в рефлексии самоотношения клиента (обозначении того, как клиент относится к своим чувствам, к самому себе); в

    15

    поиске смыслов; в установлении контакта клиента со своими внутренними ресурсами, жизненными силами, внутренним «я».
  19. Понимание - ощущение ясной внутренней связанности, организованности рассматриваемых явлений, их логическое упорядочивание, ясное «видение» причинно-следственных связей; понимание как «схватывание» отношений и структуры ситуации клиента.
  20. Предоставление самостоятельности - передача клиенту права, возможности что-нибудь сделать самому в психотерапевтическом процессе, например, самому выбрать тему, способ обсуждения проблемы и т.д.
  21. Принятие безоценочное - позволение клиенту обладать теми чувствами, которыми он обладает, придерживаться тех позиций, которых он придерживается, быть тем, кем он является.
  22. Самовыражение конгруэнтное - открытое честное предъявление терапевтом клиенту своих актуальных переживаний и чувств.
  23. Самораскрытие - сообщение терапевта клиенту о своем жизненном опыте, демонстрация его схожести с опытом клиента.
  24. Символизация - означивание содержаний внутренней жизни клиента, называние образов, эмоций, телесных ощущений клиента.
  25. Сравнение - установление сходства или различия в отношении тех или иных особенностей поведения, чувств, обстоятельств клиента.
  26. Стремление - выражение терапевтом собственных актуализированных влечений, желаний, намерений, интересов, идеалов, склонностей и т.п.
  27. Толкование смысла - объяснение чего-либо, предоставление клиенту иной возможности понимания его чувств, поведения или проблем.
  28. Увязывание нынешней ситуации с прошлым - нахождение связи между теперешними проблемами клиента и предшествующими обстоятельствами его жизни.
  29. Фокусирование на чувствах и переживаниях - стремление терапевта способствовать установлению контакта клиента со своими чувствами и переживаниями.

    16

  30. Эмпатия - сопереживание и понимание чувств клиента.

Классификация интенций психотерапевтической речи

Первоначальный этап структурирования совокупности из 30 выявленных интенций состоял в постановке вопросов, ассоциированных с каждой интенцией и помогающих определить объекты речевой направленности психотерапевта (см., Серль, 1987), благодаря чему были выделены два объекта: ситуация клиента и сам клиент. В табл. 1 наглядно представлено как интенции психотерапевта рельефно выделяют клиента в его целостности и в его ситуации.

Таблица 1

Структурирование интенций


17


На втором этапе структурирования психотерапевтических интенций психотерапевта мы исходили из представлений о специфике речевой деятельности психотерапевта. Представления о деятельности психотерапевта, как возможности установления психотерапевтического контакта и деятельность, направленная на расширение самосознания клиента, что и выразилось в двух объектах направленности: «Клиент, как субъект общения» и «Самосознание клиента». О психотерапевте можно сказать, что он не предъявляет себя в содержании своих высказываний, так как это не является целью психотерапии, но он проявляет себя интенционально, в соответствии со своими личностными и профессиональными качествами. Анализ данных качеств позволил нам выделить категории познавательных, диалогических и помогающих интенций.

Познавательные интенции мы подразделили на классы воспринимающих, операциональных и рефлексивных интенций с общим объектом интенциональной направленности «Ситуация клиента». Классы контактных и внеконтактных интенций представляют диалогическую категорию интенций с объектом интенциональной направленности - «Клиент как субъект общения». Помогающие интенции объединяются нами в два класса: развивающие и сущностные с объектом направленности «Самосознание клиента». В обобщенной форме классификация речевых интенций психотерапевта представлена на рис. 1.

18


Рис. 1. Классификация речевых интенций психотерапевта

Итоговые представления об интенциональности психотерапевтической речи содержатся в табл. 2.

Таблица 2

Классификация интенциональных характеристик психотерапевтической речи


19


Выявление и идентификация интенциональных характеристик психотерапевтической речи

Цель нашего эмпирического исследования состояла в выявлении и идентификации интенционального содержания психотерапевтической речи. Мы сделали предметом своего эмпирического исследования три терапевтических случая, которые в свое время были опубликованы самим К. Роджерсом (1965, 1999, 2004) в качестве образчиков своей психотерапевти-ческой работы в каждом из трех периодов его профессиональной психотерапевтической деятельности.

Таким образом, мы взяли в качестве исследуемого материала терапевтические высказывания К. Роджерса, относящиеся к трем хорошо известным, документированным психотерапевтическим случаям, иллюстрирующим три периода становления психотерапии К. Роджерса:

  • недирективная психотерапия - случай Герберта (1942 г.);
  • клиентоцентрированная психотерапия - случай Глории (1965 г.);
  • человекоцентрированная психотерапия - случай Джен (1986 г.).

В настоящее время данные случаи принято рассматривать как хрестоматийные и типичные образцы роджерианской психотерапии.

Публикуя стенограммы своих психотерапевтических сессий, К. Роджерс стремился к тому, чтобы они в дальнейшем были использованы в качестве исследовательского материала, «исследовательской базы» в научной

20

психологической работе. «…Если консультирование состоит в создании атмосферы, в которой клиент может добиться инсайта и начать изменять свою жизнь в новом направлении, то тогда иллюстрация способов, при помощи которых консультант создает подобную атмосферу, является - и это действительно так - типичной для действий консультанта во всех случаях» (Роджерс, 1999, с. 288).

Изучение изменения интенциональности в самой практике работы К. Роджерса с клиентами, выявление интенционального состава и структуры речи психотерапевта в каждом из периодов его психотерапевтической деятельности - таковы наши исследовательские задачи.

В общей сложности было исследовано 729 психотерапевтических высказываний К. Роджерса2. Для реализации цели исследования были использованы следующие методики и методические материалы: методика интент-анализа психотерапевтического дискурса, инструкция экспертам, словарь речевых интенций психотерапевта, маркеры интенций.

На основании ранее выявленных интенций (см., выше) экспертами независимо друг от друга были проанализированы тексты сессий К. Роджерса с тремя клиентами - Гербертом, Глорией и Джен. Задача анализа состояла в идентификации психотерапевтических интенций, выявленных в данных текстах. Были обобщены результаты идентификации интенций в текстах 8 психотерапевтических сессий К. Роджерса с Гербертом и получены средние результаты по количественному и процентному составу присутствия интенций в текстах данных сессий.

Случай Герберта

Мы получили данные о количественном (процентном) составе интенций «средней» сессии К. Роджерса с Гербертом. Данный

_______
2 Работа проводилась группой экспертов, прошедших обучение клиентоцентрированной психотерапии в Центре Европейского психотерапевтического образования и имеющих дипломы Австрийского Общества научной Клиент-центрированной и Разговорной Психотерапии (OGwG). Группа экспертов состояла из трех человек - Бондаренко О.Р., Травкова Л.О., Кудряшова М.В.

21

интенциональный состав рассматриваются нами как характерный для периода недирективной психотерапии. Результаты интент-анализа высказываний К. Роджерса в 8 сессиях с Гербертом представлены на рис. 2.


Рис. 2. Процентная выраженность речевых интенций К. Роджерса
в психотерапевтических сессиях с Гербертом (средние значения)

На диаграмме (рис. 2) наглядно представлено процентное содержание интенций, выявленных экспертами в процессе анализа текстов 8 диалогов К. Роджерса с Гербертом. Таким образом, мы получаем интенциональную

22

фигуру, которая визуализирует интенциональный состав и интенциональный рельеф психотерапевтической речи К. Роджерса в сессиях с Гербертом3.

В соответствии с классификацией интенциональных характеристик (см., выше) мы распределили идентифицированные интенции по объектам направленности (см., рис. 3).


Рис. 3. Процентная представленность речевых интенций К. Роджерса по объектам направленности в психотерапевтических сессиях с Гербертом

На рис. 3 наглядно показано, что интенциональность психотерапевтической речи К.Роджерса в недирективный период его деятельности представлена прежде всего двумя объектами направленности: «Ситуация клиента» и «Клиент как субъект общения».

Ряд психотерапевтических интенций, характерный для периода недирективной психотерапии, представлен на рис. 4.

_______
3 Здесь и далее, в соответствии со словарем интенций цифрами обозначаются следующие интенции: 1. Акцентирование. 2. Анализ. 3. Возвращение в ситуацию «здесь-и-сейчас». 4. Гипотеза. 5. Давление. 6. Диагностика. 7. Интерес. 8. Конфронтация. 9. Кооперация. 10. Обобщение. 11. Обращение внимания на неконгруэнтность. 12. Объективирование. 13. Органи-зация терапии. 14. Оценивание. 15. Передача ответственности. 16. Побуждение. 17. Поддержка. 18. Помощь. 19. Понимание. 20. Предоставление самостоятельности. 21. Принятие безоценочное. 22. Самовыражение конгруэнтное. 23. Самораскрытие. 24. Символизация. 25. Сравнение. 26. Стремление. 27. Толкование смысла. 28. Увязывание нынешних событий с прошлым 29. Фокусирование на чувствах и переживаниях. 30. Эмпатия.

23


Рис. 4. Процентная выраженность речевых интенций К. Роджерса
в психотерапевтических сессиях с Гербертом (в порядке убывания процента)

Случай Глории

На диаграмме (рис. 5) наглядно представлено процентное содержание интенций, выявленных в психотерапевтической работе К. Роджерса с Глорией. Мы получили интенциональную фигуру, которая визуализирует интенциональный состав из 30 интенций и отражает интенциональный рельеф психотерапевтического дискурса К. Роджерса с Глорией.

24


Рис. 5. Процентная выраженность речевых интенций К. Роджерса в психотерапевтической сессии с Глорией

В соответствии с классификацией интенциональных характеристик мы распределили интенции по объектам направленности (см., рис. 6).

25


Рис. 6. Процентная представленность речевых интенций К. Роджерса
по объектам направленности в психотерапевтической сессии с Глорией

В диалоге с Глорией психотерапевт интенционально сосредоточен главным образом на объекте «Самосознание клиента», на который направлено 47,27 % интенций. Это на 19,09 % больше количества интенций, направленных на объект «Ситуация клиента» и на 22,72 % больше количества интенций, направленных на объект «Клиент как субъект общения».

Заключительным шагом в исследовании интенционального содержания речи К. Роджерса в сессии с Глорией явилось ранжирование процента выраженности интенций в порядке убывания и построение гистограммы по этим данным (рис. 7).

26


Рис. 7. Процентная выраженность речевых интенций К. Роджерса в психотерапевтической сессии с Глорией (в порядке убывания процента)

Случай Джен

На диаграмме (рис. 8) представлено процентное содержание интенций, идентифицированных в психотерапевтической работе К. Роджерса с Джен.

27


Рис. 8. Процентная выраженность речевых интенций К. Роджерса в психотерапевтической сессии с Джен

Большая часть интенций, выявленных в речи К. Роджерса в сессии с Джен, относится к объекту «Самосознание клиента» (56,57 %). На 31,32 % меньше идентифицировано интенций, относящихся к объекту направленности «Ситуация клиента» (25,25 %) и на 38,39 % меньше - составляют интенции, направленные на объект «Клиент как субъект общения» (18,18 %). Распределение интенции по объектам направленности представлено на рис. 9. Ранжирование интенций (см., рис.10).

28


Рис. 9. Процентная представленность речевых интенций К. Роджерса
по объектам направленности в психотерапевтической сессии с Джен


29

Рис. 10. Процентная выраженность речевых интенций К. Роджерса в психотерапевтической сессии с Джен (в порядке убывания процента).

Сравнительный анализ интенциональных характеристик речи К. Роджерса: недирективный, клиентоцентрированный и человеко-центрированный периоды психотерапевтической деятельности

Рассмотрим сначала изменение общего количественного состава интенций в составе психотерапевтической сессии на протяжении трех периодов психотерапевтической деятельности К. Роджерса. Общее количество интенций, характерное для одной сессии, оказывается различным в различные периоды психотерапевтической деятельности К. Роджерса: недирективный период - 122 интенции, клиентоцентрированный период - 110 интенций, человекоцентрированный период - 99. При этом в сессии с Гербертом К. Род-жерс проявляет 29 разнокачественных интенций, в сессии с Глорией - 24 интенции, а в сессии с Джен - 23 интенции. Полученные результаты свидетельствуют о том, что совершенствование профессионального мастерства психотерапевта приводит к изменению интенциональности его речевой активности, она становится более избирательной и более сфокусированной.

Выявлена следующая динамика интенциональности речи К. Роджерса при переходе от недирективного периода психотерапии к клиентоцентрированному и человекоцентрированному:

  • выраженность интенций, направленных на объект «Ситуация клиента», уменьшается (36,23 %  28,18 %  25,25 %);
  • выраженность интенций, направленных на объект «Клиент как субъект общения», также уменьшается (35,21 %  24,55 %  18,18 %);
  • выраженность интенций, направленных на объект «Самосознание клиента», напротив, возрастает (28,56 %  47,27 %  56,57 %).

Динамика выраженности интенций, соответствующих различным объектам направленности психотерапевтической речи в различные периоды

30

психотерапевтической деятельности К. Роджерса, представлена нами на рис. 11. Таким образом, объект интенциональной направленности «Самосознание клиента», напротив, становится основным интенциональным объектом направленности речи психотерапевта.


Рис. 11. Динамика процентной представленности речевых интенций К. Роджерса по объектам направленности в различные периоды его психотерапевтической деятельности

Если оценивать суммарную процентную выраженность интенций, представляющих собой основания психотерапевтического метода К. Роджерса, то в недирективный период она составляет 27,15 %, в клиентоцентрированный - 29,27 %, в человекоцентрированный - 57,69 % .

Под интенциональными основаниями психотерапевтического метода К. Роджерса мы понимаем условия психотерапии (безоценочное принятие, конгруэнтное самовыражение, эмпатия), которые психотерапевт выражает в своей речи интенционально.

Если в интенциональные границы метода включить также выявленную нами интенцию помощь, то в общей сумме интенциональные основания метода составят 35,47 %, 63,40 % и 100 %, соответственно.

31

Под интенциональными границами психотерапевтического метода мы понимаем диапазон, в котором присутствуют интенции, составляющие интенциональные основания психотерапевтического метода. В недирективный период психотерапевтической деятельности интен-циональный состав речи К. Роджерса в границах заявленного им метода психотерапии, включает 14 интенций. В клиентоцентрированный период интенциональный состав его речи в границах заявленного им метода психотерапии, включает 10 интенций. В человекоцентрированный период в границах метода оказываются всего 4 интенции, которые собственно и составляют суть психотерапевтического метода К. Роджерса.

Итак, полученные нами результаты свидетельствуют о том, что совершенствование психотерапевтической речи К. Роджерса осуществляется в направлении все более полного совпадения интенциональных границ психотерапевтического метода с его интенциональными основаниями.

Обсуждение результатов исследования

Обсуждая результаты, полученные в исследовании, отметим уменьшение общего количества интенций, проявленных К. Роджерсом в ходе психотерапевтических сессий в различные периоды его психотерапевтической практики.

В психотерапевтической речи К. Роджерса уменьшается прежде всего количество операциональных интенций. Судя по всему, К. Роджерс уменьшает такую интенциональную активность, поскольку она не способствует динамике психотерапевтического процесса и установлению психотерапевтического контакта. Такие показатели не означают, что психотерапевт вообще не анализирует, не сравнивает информацию и не строит гипотезы. Все это он делает за рамками самого психотерапевтического процесса в рамках супервизии собственной деятельности. Важный результат нашего исследования состоит в том, что первую позицию в ряду интенций, характерных для клиентоцентрированной

32

и человекоцентрированной психотерапии, занимает интенция помощь: 25,45 % и 22,22 %, соответственно. Важно подчеркнуть, что К. Роджерс ее фактически не упоминает, не включает ни в 6 основных условий психотерапии, ни в свою триаду фасилитирующих личностных установок терапевта. Дифференцированное рассмотрение интенции помощи клиенту( в понимании самого себя, в рефлексии самоотношения, в поиске смыслов, в установлении контакта со своим внутренним «я») обнаруживает основной психологический смысл данной интенции. Данный смысл состоит в налаживании и углублении аутокоммуникации клиента, в продвижении его самоисследования в направлении к внутреннему «я». Тем самым обнаруживает себя основная тенденция в развитии психотерапии К. Роджерса, высвечивающая своего рода зону ее ближайшего развития, ее главную перспективу. Данная перспектива состоит в преобразовании человекоцентрированной психотерапии в такую ее форму, которую следует обозначить как сущностноцентрированную или эссенциальную (см., Орлов и др., 2007).

Заключение

Если подавляющее большинство современных последователей К. Роджерса стремится развить созданную им терапевтическую форму в направлении использования «промежуточных переменных», различного рода интервенций, эклектических заимствований и различного рода ревизий исходных представлений (см., например, Карл Роджерс и его последователи…, 2005), то эволюция самой собственно роджерианской психотерапии, как показывают результаты нашего исследования, идет по совершенно иному пути. Этот путь можно охарактеризовать следующими особенностями: сокращение общего количества психотерапевтических интенций; концентрация активности психотерапевта на интенциях, образующих основу психотерапевтического метода К. Роджерса: принятие безоценочное, самовыражение конгруэнтное, эмпатия; выдвижение на

33

первое место интенции помощи клиенту в его движении к внутреннему «я», к его собственной сущности.

Иначе говоря, адепты терапии К. Роджерса стремятся трансформи-ровать ее в эклектическую терапевтическую форму, в то время как сама эта терапия в процессе своего аутентичного развития движется по линии рафинирования своей исходной интенциональной направленности: от терапевта (в недирективный период развития) к клиенту (в клиентоцентрированный период развития), затем к человеку как в клиенте, так и в психотерапевте (в человекоцентрированный период развития) и, наконец, к сущности в самом человеке (в сущностноцентрированный период развития).

ЛИТЕРАТУРА

Айви А., Айви М., Саймэн Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. - М., 1999. - 487 с.

Андреева Г.М. Современная социальная психология. - М., 1981. - 361 с.

Бондаренко А.Ф., Кондратюк Н.С. Русская традиция в поисках истоков // Психотерапия. 2008. № 6. С. 7-16.

Брентано Ф. О происхождении нравственного познания. - СПб., 2000.

Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2007. - 480 с.

Бьюдженталь Дж. Наука быть живым: диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической психотерапии. - М.: Класс, 1998. - 336 с.

Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. 1985. Вып. 16. С. 217-237.

Гуссерль Э. Логические исследования. - М.: ДИК, 2001.

Леонтьев Д.А. К проблеме детерминации индивидуально-стилевых особенностей // Когнитивные стили. - Таллин, 1986. - С. 42-46.

Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.

Измагурова В.Л. Внутренний диалог как механизм развития сознания: автореф. дисс. … канд. психол. наук. - М., 2006.

Калина Н.Ф. Анализ дискурса в психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. № 3.

Калина Н.Ф. Лингвистическая психотерапия. - Киев: Ваклер, Альтерпресс, 1999. - 283 с.

Карл Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века / Под ред. Д. Брэзиера. - М.: Когито-Центр, 2005. - 315 с.

Кириллова Е.И. Интент-анализ психотерапевтической речи: автореф. дисс. …. канд. психол. наук. - М., 2010.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический Проект,

34

1999. - 240 с.

Кубрак Т.А. Интенция самопрезентации субъекта в вербальной коммуникации: автореф. дисс. … канд. психол. наук. - М., 2009.

Лихтенберг Дж., Лачманн Ф., Фосседж Дж. Клиническое взаимодействие: теоретические и практические аспекты концепции мотивационных систем. - М.: Когито-Центр, 2003. - 368 с.

Лэнгле А. Терапевтический случай нахорждения собственного я (применение метода персонального экзистенциального анализа) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 2. С. 81-98.

Орлов А.Б. Интенция // Большой психологический словарь/ Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М., 2004 - С. 206.

Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. - М.: Логос, 1995.

Орлов А.Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике (к 100-летию со дня рождения К. Роджерса) // Вопросы психологии. 2002. № 2.

Орлов А.Б., Лэнгле А, Шумский В.Б. Экзистенциальный анализ и клиентоцентрированная психотерапия: сходство и различие // Вопросы психологии. 2007. № 6. С. 21-36.

Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. Теория речевых актов / Под ред. Б.Ю. Городецкого. - М.: Прогресс, 1986. - С. 22-129.

Павлова Н.Д. Дискурс: актуальные проблемы и направления исследования // Познание в структуре общения / Под ред. В.А. Барабанщикова, Е.С. Самойленко. - М.: Институт психологии РАН, 2008. - С. 349-356.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. - М.: РГГУ, 1994.

Проблемы психолингвистики, интерпретации текста и теории коммуникации: сборник научных трудов. - М., 2006.

Психологическая энциклопедия // Большой психологический словарь. / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Олма-пресс, 2004.

Психологические исследования дискурса. Сборник научных трудов. - М., 2002

Психология [словарь] / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Общ. ред. и предисл. Исениной Е.И. - М.: Прогресс, Универс, 1994. - 480 с.

Роджерс К.Р. Клиент-центрированная психотерапия. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2002. - 512 с.

Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: монография. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.

Роджерс К.Р. Человекоцентрированный/клиентоцентрированный подход в психотерапии. // Психологическое консультирование и психотерапия: сб. статей. - М.: Вопросы психологии. 2004. - С. 154 -165.

Россохин А.В., Измагурова В.Л. Личность в измененных состояниях сознания в психоанализе и психотерапии. - М.: Смысл, 2004. - 544 с.

Россохин А.В., Измагурова В.Л. Проблема внутреннего диалога в психологии // Психология общения 2000: проблемы и перспективы. - М., 2000. - С. 252-263.

Серль Дж. Классификация иллокутивных актов // Зарубежная лингвистика / Под ред. В.А. Звегинцева, Б.А. Успенского, Б.Ю. Городецкого. - М.: 1999. - Ч. 2. С. 229-254.

Серль Дж. Природа эмоциональных состояний // Философия. Логика. Язык / Под ред.

35

Д.П. Горского и В.В. Петрова. - М.: Прогресс, 1987. - С. 96-126.

Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. - М.: Академический проект, 2007. - 310 с.

Ушакова Т.Н. Природные основания речеязыковой способности. // Языковое сознание: формирование и функционирование. - М., 1998.

Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. - М.: Per se, 2004.

Ушакова Т.Н., Латынов В.В., Павлова А.А., Павлова Н.Д. Ведение политических дискусский. Психологический анализ конфликтных выступлений. - М.: Академия, 1995.

Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д. и др. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса. - СПб.: Алетейя, 2000. - 316 с.

Auckenthaler A. Open rules and open individualized planing. An alternative to a reductionist understanding of therapist actions // Esser U., Pabst H., Speierer G.-W. (Hg.). The power of the person-centered approach. New challenges - perspectives - answers. - Köln: GwG, 1997. - P. 55-64.

Bozarth J.D. The Evolution of Carl Rogers as a Therapist // Person-centered review. 1990. V. 5. № 4. P. 387-393.

Bozarth J.D., BrodleyB.T. Client-centered Psychotherapy // Person-centered review. 1988. V. 1. № 3. P. 262-271.

Brossi R. Krisenintervention // Eckert J., Biermann-Ratjen E.-M., Höger D. (Hg.) Gesprächspsychotherapie. Lehrbuch für die Praxis. - Wien: Springer, 1995. - P. 373-391.

Elliott R. Are client-centered / experiential therapies effective? A Meta-analysis of outcome research // Esser U., Pabst H., Speierer G.-W. (Hg.). The power of the person-centered approach. New challenges - perspectives - answers. - Köln: GwG, 1996. - S. 125-137

Evans R. Carl Rogers: The Man and His Ideas. - N. Y.: E.P. Dutton, 1978.

Frenzel P., Keil W., Schmid P., Stoеlzl N. (Hg.) Klienten - Personzentrierte Psychotherapie : Kontexte, Konzepte, Konkretisierungen [Bibliothek Psychotherapie. Band 8]. - Wien: Facultas, 2001.

Hill C. E. An overview of the Hill counselor and client verbal response models category system // L. Grinberg, W. Pinsoff (Eds.) The psychotherapeutic Process: A Reseach Handbook. - N. Y.: Guilford, 1986. - P. 131-160.

Höger D. Klientenzentrierte Psychotherapie - Ein Breitbandkonzept mit Zukunft // Sachse R., Howe J. (Hg.). Zur Zukunft der Klientenzentrierten Psychotherapie. - Heidelberg: Asanger, 1989. - S. 197-223.

Kinigadner S., Papst A. Klientenzentrierte krisenintervention. // Frenzel P., Keil W., Shmidt P., Stölzl N. (Hg.). Klienten - Personzentrierte Psychotherapie: Kontexte, Konzepte, Konkretisierungen. - Wien: Facultas, 2001. - S.345-361.

Kirschenbaum H., Henderson V. (Eds.) The Carl Rogers Reader. - Boston: Houghton Mifflin Company, 1989. - 526 pp.

Levant R. E., Shlien J. M. (Hg.) Client-centered therapy and the person-centered approach. New directions in theory, research, and practice. - N. Y.: Praeger, 1984.

Merry T. A Guide to the Person-centered Approach. London: Gale Centre Publications, 1990.

Rogers C.R. (1965) Client-centered therapy, Film № 1. In Everett Shostrom (Ed.), Thre approaches to psychotherapy. Santa Ana. Calif.: Psychological Films, Stiles, W. (1979). Verbal response modes and psychotherapeutic technique. // Psychiatry. Vol. 42. February.

Кириллова Е.И., Орлов А.Б.,

См. также
  1. Волкова Д.Э., Орлов А.Б., Орлова Н.А. Знак, метафора, символ - методология субъектности (pdf)
  2. Кириллова Е.И., Орлов А.Б. Интент-анализ психотерапевтической речи К. Роджерса (случаи Герберта, Глории и Джен) (pdf)
  3. Кириллова Е.И., Орлов А.Б. Интент-анализ психотерапевтической речи К. Роджерса (случаи Герберта, Глории и Джен) (pdf)
  4. Кириллова Е.И. Психологический анализ психотерапевтической речи (на материале текста диалога психотерапевтической сессии К. Роджерса с Джен)
  5. Кириллова Е.И. Интенциональная структура слова в психотерапевтической помощи Другому
  6. Кириллова Е.И. Application of Intent-Analysis to Therapeutic Discourse in the Analysis of the Professional Activity of Psychotherapists
  7. Орлов А.Б. Гуманизм с лицом культурно-антропологического прототипа: российский вариант
  8. Орлов А.Б. Человекоцентрированное консультирование как область практики и учебная дисциплина: триалогический подход
  9. Орлов А.Б. Человекоцентрированный подход в психотерапии: на пути к homo totus
  10. Орлов А.Б. Неделя с Карлом Роджерсом (/В кн.: Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики)
  11. Орлов А.Б. Феномены эмпатии и конгруэнтности
  12. Орлов А.Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике (к 100-летию со дня рождения К.Роджерса)
  13. Орлов А.Б. Онтопсихология: основные идеи, цели, понятия и методы
  14. Орлов А.Б. Психологическое консультирование и психотерапия: триалогический подход
  15. Орлов А.Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике (к 100-летию со дня рождения К.Роджерса)
  16. Орлов А.Б. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции
  17. Орлов А.Б. Человекоцентрированный подход к психотерапии: на пути к homo totus
  18. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека.
  19. Орлов А.Б. Роджерианство: проблема имени (pdf)
  20. Орлов А.Б., Волкова Д.Э. Означение содержаний внутреннего мира клиента в разговорной и экспрессивной психотерапии (pdf)
  21. Орлов А.Б. Психотерапия в процессе рождения (doc)
  22. Орлов А.Б. «Если… не будете как дети…» Гуманистическая психология детства и образовательная перспектива для третьего тысячелетия (doc)
  23. Орлов А.Б., Лэнгле А., Шумский В.Б. Экзистенциальный анализ и клиентоцентрированная психотерапия: сходство и различие
  24. Орлов А.Б. Роджерианство: проблема имени
  25. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики
  26. Шумский В.Б., Орлов А.Б. Трансличностное начало индивидуальности (pdf)
  27. Шумский В.Б., Орлов А.Б. Ноэтическое измерение человека: вклад Виктора Франкла в психологию и психотерапию