ENG
         

Орлов Александр Борисович. Доктор психологических наук Директор и ведущий психолог-консультант Центра психологического консультирования «ТРИАЛОГ», профессор кафедры психологии личности НИУ ВШЭ, руководитель магистерской программы «Исследование, консультирование и психотерапия личности».

Образование:
факультет психологии МГУ им.М.В.Ломоносова (1970-1975), аспирантура НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (1975-1978).

Научная деятельность:
м.н.с., с.н.с., зав.лабораторией НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (Психологического Института РАО) - 1978-1992,
зав.лабораторией и зам.директора по научной работе Исследовательского центра семьи и детства РАО (Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО) - 1992-2004,
профессор факультета психологии НИУ ВШЭ - 2004-н/вр.

Специализация:
возрастная и педагогическая психология, общая психология и история психологии.

Ученые степени:
к.психол.н. (1978), д.психол.н. (1996).

Преподавательская деятельность:
Аденский университет (1983-1986),
факультет психологии МГУ (1997-2001),
факультет социологии Еврейского университета (1998-2001),
Институт психоанализа и практической психологии (2000-2001)
Академия практической психологии при факультете психологии МГУ (1997-н/вр.)
факультет психологии НИУ ВШЭ (2004-н/вр.)

Практическая деятельность (психологическое консультирование и психотерапия):
Психологический Институт РАО (1987-1992),
Исследовательский центр семьи и детства РАО (1992-2000),
Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ (2000-н/вр).

Специализация:
психологическое консультирование, клиенто-центрированная психотерапия, экспрессивная психотерапия, онтотерапия.

Формы работы:
индивидуальное, семейное, организационное психологическое консультирование; индивидуальная и групповая психотерапия; тренинги и обучающие программы; супервизия.

Дипломы и сертификаты:
к.психол.н, с.н.с. и д.психол.н. (ВАК РФ), онтопсихолога (AIO, Roma, Italia), психотерапевта (PCETI, Santa-Rosa, USA).

Публикации:
более 160 публикаций (некоторые из которых содержатся в библиотеке), монография «Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики» (М.,1996, М., 2002, 2-е изд.), переводы с англ.яз. (в том числе: Р. и Дж. Байярд. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей).

Поле деятельности:
теоретическая психология личности, психотерапия и психологическое консультирование.

Статус:
профессор кафедры психологии личности НИУ ВШЭ, руководитель магистерской программы «Исследование, консультирование и психотерапия личности»; директор и научный консультант Центра психологического консультирования ТРИАЛОГ.

Общественная деятельность:
член редакционного совета и редколлегии журнала «Вопросы психологии»;
член редсовета журнала «Консультативная психология и психотерапия»

Достижения:
гранты Института «Открытое общество» (1992, 1994, 1995).

Публикации
  1. + Интент-анализ психотерапевтической речи К. Роджерса (случаи Герберта, Глории и Джен)

    В статье представлены результаты интент-анализа психотерапевтической речи К.Роджерса, реализованного авторами с целью описания общепсихологических оснований речевой психотерапевтической деятельности, изучения ее интенционального плана, выявления интенциональной специфики речи терапевта. Показаны существующие воззрения на понятие интенциональности, проанализированы интенциональные основания психотерапевтического дискурса, которые, по мнению авторов, определяются базовыми установками конкретного психотерапевтического метода. Описаны методика и этапы исследования. В качестве предмета исследования избраны терапевтические случаи К.Роджерса, иллюстрирующие его профессиональную деятельность в разные периоды жизни. Приведен составленный в процессе исследования словарь речевых интенций психотерапевта, а также их классификация.

  2. + Онтопсихология: основные идеи, цели, понятия и методы
  3. + Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике (к 100-летию со дня рождения К.Роджерса)
  4. + Человекоцентрированный подход к психотерапии: на пути к homo totus
  5. +«Если… не будете как дети…» Гуманистическая психология детства и образовательная перспектива для третьего тысячелетия (doc)[недоступно]

    // Мир образования, 1996. № 4. C. 72-76

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.trialog.ru/library/scipoppubl/Childhood.doc
  6. +Гуманизм с лицом культурно-антропологического прототипа: российский вариант[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.trialog.ru/library/scipubl/orlovpisk.htm
  7. +Знак, метафора, символ - методология субъектности (pdf)[недоступно]

    // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2010. № 3. C. 89-119

    В настояще время публикация недоступна.
    https://psy-journal.hse.ru/2010-7-3/26669797.html
  8. +Интент-анализ психотерапевтической речи К. Роджерса (случаи Герберта, Глории и Джен) (pdf)[недоступно]

    В статье представлены результаты интент-анализа психотерапевтической речи К.Роджерса, реализованного авторами с целью описания общепсихологических оснований речевой психотерапевтической деятельности, изучения ее интенционального плана, выявления интенциональной специфики речи терапевта. Показаны существующие воззрения на понятие интенциональности, проанализированы интенциональные основания психотерапевтического дискурса, которые, по мнению авторов, определяются базовыми установками конкретного психотерапевтического метода. Описаны методика и этапыц исследования. В качестве предмета исследования избраны терапевтические случаи К.Роджерса, иллюстрирующие его профессиональную деятельность в разные периоды жизни. Приведен составленный в процессе исследования словарь речевых интенций психотерапевта, а также их классификация. Итогом исследования явился сравнительный анализ интенциональных характеристик речи К.Роджерса. Ключевые слова: интенциональность, психотерапевтический дискурс, интент-анализ, К.Роджерс.

    // Консультативная психология и психотерапия, 2010. № 4. C. 134-165

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psyjournals.ru/mpj/2010/n4/33628.shtml
  9. +Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека.[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://trialog.ru/library/scipubl/952005.htm
  10. +Неделя с Карлом Роджерсом (/В кн.: Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики)[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.trialog.ru/library/scipubl/One%20week%20with%20C.Rogers.rtf
  11. +Ноэтическое измерение человека: вклад Виктора Франкла в психологию и психотерапию[недоступно]

    В отличие от большинства авторов психологических концепций, использующих разделение на физическое и психическое, Франкл в своей теории нематериальное в человеке подразделяется на два измерения - психическое и ноэтическое. Данное различение является принципиальным как для теории психологии (для теоретической психологии личности, прежде всего), так и для ее практических разделов - психотерапии и психологического консультирования. В статье показана обусловленность ключевых техник логотерапии (парадоксальной интенции и дерефлексии) теоретическими построениями Франкла. Однако значение теории Франкла для психотерапии видится не столько в разработке новых терапевтических техник, сколько в обосновании новой методологии психотерапии, суть которой заключается в акцентировании ноэтического измерения человека, его человеческой сущности. Переход от традиционной (связанной исключительно с психофизическим планом существования человека) к новой психотерапии - это движение к терапии, позволяющей человеку проживать себя как ноэтическое существо.

    // Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 2. С. 65-80.

    В настояще время публикация недоступна.
    https://publications.hse.ru/articles/71782972
  12. +Означение содержаний внутреннего мира клиента в разговорной и экспрессивной психотерапии (pdf)[недоступно]

    // Вопросы психологии, 2009. № 2. C. 88-97

    // При сопоставлении вербальных и невербальных форм психотерапевтической практики используются аналитические схемы понимания сущности и этапов процесса означения в философии и общей психологии. Выделяются некоторые механизмы лечебного воздействия и особеннос

    В настояще время публикация недоступна.
    http://mary1982.narod.ru/orlov.pdf
  13. +Психологическое консультирование и психотерапия: триалогический подход[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.trialog.ru/library/scipubl/trialog3.html
  14. +Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики[недоступно]

    Содержание книги объединено единой темой - гуманизацией психологической науки. Проанализированы изменения методологических парадигм и теоретических принципов психологии, а также практических форм деятельности психологов. Показана специфика методологии гуманистической психологии, ее ориентированность на достижение человеком гуманистического идеала. Предмет гуманистической психологии (соотношение личности и сущности человека) представлен в собственно психологической, психолого-социологической и психолого-педагогической проекциях. Рассмотрены также варианты практик в рамках гуманистической психологии ("группа встреч" и психологическое консультирование); сформулирован триалогический подход в психологическом консультировании и психотерапии. Книга может быть рекомендована также студентам и преподавателям

    // Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 272 с. ISBN 5-7695-0827-2

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.psychlib.ru/mgppu/opl/OPL-001.HTM
  15. +Психотерапия в процессе рождения (doc)[недоступно]

    Орлов А.Б. Психотерапия в процессе рождения // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2006. Т. 3. № 1. С. 82-96.

    В настояще время публикация недоступна.
    trialog.ru/library/scipubl/The%20Nascent%20Psychotherapy.doc
  16. +Роджерианство: проблема имени[недоступно]

    Аргументация, приведенная К.Роджерсом в статье, вполне понятна. Действительно, невозможно использование термина "клиентоцентрированная психотерапия" в ситуациях, однозначно не являющихся психотерапевтическими, в которых по определению нет ни клиентов, ни психотерапевтов, ни психотерапевтических отношений между ними. Действительно, сама работа К.Роджерса и в качестве психотерапевта, и в качестве фасилитатора являлась во многом сходной, будучи реализацией, столь характерного для него способа бытия. И, конечно же, сам К.Роджерс в качестве "отца-основателя" имел полное авторское право называть свой подход, так как он считал нужным. Оставаясь в плане истории психологии, мы можем лишь констатировать и соглашаться. Однако этот план не является, конечно, единственным. Вот почему проблема адекватного имени для психологии и психотерапии, в свое время созданной К.Роджерсом, продолжает существовать

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.hse.ru/pubs/lib/data/access/ticket/1363288021edff108946f716ac53e7ce4060de98a9/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8.pdf
  17. +Роджерианство: проблема имени (pdf)[недоступно]

    // Консультативная психология и психотерапия, 2010. № 4. C. 171-174

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.hse.ru/data/2011/03/12/1208037948/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8.pdf
  18. +Трансличностное начало индивидуальности (pdf)[недоступно]

    В кн.: Психология индивидуальности: новые модели и концепции // Коллективная монография под ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова. М.: МПСИ,, 2009. 384 с. Москва: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2009. C. 332-355

    В настояще время публикация недоступна.
    https://publications.hse.ru/chapters/70694705
  19. +Феномены эмпатии и конгруэнтности[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.trialog.ru/library/scipubl/orlovkhazanova93.htm
    http://mary1982.narod.ru/orl.html
  20. +Человекоцентрированное консультирование как область практики и учебная дисциплина: триалогический подход[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.trialog.ru/library/scipubl/trialog.html
  21. +Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике (к 100-летию со дня рождения К.Роджерса)[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.trialog.ru/library/scipubl/rogers100.html
  22. +Человекоцентрированный подход в психотерапии: на пути к homo totus[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.trialog.ru/library/scipubl/sokol.html
  23. +Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.trialog.ru/library/scipubl/magister96.html
  24. +Экзистенциальный анализ и клиентоцентрированная психотерапия: сходство и различие[недоступно]

    В статье показано, что экзистенциальный анализ и клиентоцентрированная психотерапия - проявления одной и той же феноменологической парадигмы в психологии. В то же самое время они являются двумя различными психотерапевтическими формами, имеющими два различных первичных референта в человеке - его экзистенцию (существование) и его эссенцию (сущность), соответственно. Эти различные краеугольные камни определяют философские принципы, психологические понятия и психотерапевтические практики (методы и установки, техники и личностные позиции) основателей и последователей экзистенциального анализа и клиентоцентрированной психотерапии. Ключевые слова: Психотерапия, экзистенциальная психология, гуманистическая психология, объясняющая парадигма, понимающая парадигма, ценности, экзистенциальный анализ, клиентоцентрированная психотерапия, аналитический метод, феноменологический метод, существование, сущность.

    // Вопросы психологии 2007

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.hse.ru/data/193/574/1240/%D0%9E%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2,%20%D0%9B%D1%8D%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B5,%20%D0%A8%D1%83%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%AD%D0%90%20%D0%B8%20%D0%9A%D0%A2%20-%20%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%B8%2
    http://120966.vashps00.web.hosting-test.net/voprospsih/214/17772-ekzistencialnyj-analiz-i-klientocentrirovannaya-psixoterapiya-sxodstvo-i-razlichie.html
    http://www.ieapp.ru/uploads/langle/202007.doc
    http://www.laengle.info/downloads/Orlov-L%E4-Shumsky%20EA-GT%202007.doc
См.также
  1. Орлов А.Б. Страница в индексе школ и специалистов на index.hpsy.ru
  2. Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ
  3. Персональная страница Орлова А.Б. на сайте Центра психологического консультирования ТРИАЛОГ
  4. Персональная страница Орлова А.Б. на сайте НИУ ВШЭ
  5. Журнал «Консультативная психология и психотерапия»