ENG
         
hpsy.ru/

../../Аддиктивное поведение как результат аперсонального формирования личности в экзистенциально-аналитической теории А.Лэнгле

В статье рассматриваются две тенденции личностной динамики: персональное развитие и аперсональное формирование личности. Важной характеристикой персонального развития является имеющийся опыт переживания и формирования позитивной установки в отношении спиритуальности. Главной характеристикой аперсонального поведения является недостаточная роль духовно-персонального измерения в формировании личности (Баранников, 2010). Автор обосновывает мысль, что аперсональное поведение является существенным фактором в формировании аддиктивного поведения. Причиной формирования аддиктивного поведения, по мнению автора, является отсутствие признания комплексной природы человека, в основе которой находится духовно-персональный аспект личностного развития.

Ключевые слова: персональное развитие, аперсональное формирование личности, аддиктивное поведение, спиритуальность, духовно-персональный аспект.

У статті розглядаються дві тенденції особистісної динаміки: персональний розвиток і аперсональне формування особистості. Важливою характеристикою персонального розвитку є наявний досвід переживання і формування позитивної установки щодо спіритуальності. Головною характеристикою аперсональної поведінки є недостатня роль духовно-персонального виміру у формуванні особистості (Баранніков, 2010). Автор обґрунтовує думку, що аперсональна поведінка є істотним чинником у формуванні адиктивної поведінки. Причиною формування адиктивної поведінки, на думку автора, є відсутність визнання комплексної природи людини, в основі якої знаходиться духовно-персональний аспект особистісного розвитку.

Ключові слова: персональний розвиток, аперсональне формування особистості, адиктивна поведінка, спіритуальність, духовно-персональний аспект.

Apersonalization as a leading factor forming addictive behavior in the existential-analytical theory by A. Langle.

The article views two tendencies of personal dynamics: the personal development and apersonal personality formation. The actual experience of forming positive attitudes towards spirituality is an important characteristic of personal development. The main characteristic of apersonal behavior is the lack of spiritual-personal dimension role in personality development (Barannikov, 2010). The author substantiates the idea that apersonal behavior is an important factor in the formation of addictive behavior. In author's opinion, the reason for the formation of addictive behavior lies in the lack of recognition of human complex nature that is based on the spiritual-personal aspect of personal development.

Key words: personal development, apersonal personality formation, addictive behavior, spirituality, spiritual-personal aspect.

Разные системы знаний о человеке представляют различные возможные перспективы, к которым сам человек движется в течении своей жизни. Так, медицина раскрывает дихотомию «здоровье-болезнь». Психология обращает внимание на психические процессы и нацелена не только на их понимание, но и на предотвращение проблем, благодаря чему можно улучшить качество различных аспектов жизни посредством саморегуляции, ментального опосредования, научения или осознания. Изменение теоретических оснований различных систем знаний приводят и к иному видению возможных перспектив улучшения человеческой жизни [1;18].

Различные школы психотерапии, исходя из разных теоретических оснований, различными способами рассматривают не только причины появления проблем (симптомов), но и возможные пути развития человека. В качестве перспективы развития рассматриваются: успешное обхождение с импульсами и бессознательным (психоаналитический подход), когнитивное и рациональное переструктурирование (когнитивно-поведенческий подход), использование трансцендентальных переживаний для переструктурирования психики и доступа к духовности (трансперсональная психотерапия), система целостного познания субъектом природной и надприродной действительности, в структуре душевно-духовного бытийного пространства как отдельной личности, так и общества в целом (христианская психология) [18-23].

В контексте разных перспектив развития человека становится актуальным обсуждение вопроса о факторах, которые приводят к развитию аддиктивного поведения [3;4;11-14], а точнее о роли духовно-персонального измерения в формировании личности. Изучение роли духовно-персонального измерения личности обширно изучается в концепции экзистенциального анализа (А.Лэнгли, А.С.Баранников, С.В.Кривцова, И.Н.Ефимова, Н.Н.Андреева, Е.Н.Осин) [2;6;10;16;17].

Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы изучить особенности аддиктивного поведения в результате аперсонального формирования личности, в котором утрачивается духовно-персональное измерение как характеристика персонального развития личности в рамках экзистенциального анализа.

В первой половине XX века многие психотерапевтические школы старались дополнить антропологию З.Фрейда и преодолеть ее редукционизм. Изучение проблемы аддиктивного поведения часто рассматривается с точки зрения одной из научных психотерапевтических школ. Картина человека формируется именно в рамках того научного мировоззрения, с точки зрения которого рассматривается проблема аддиктивного поведения.

По мнению Н.Н. Телеповой, в настоящее время, многие отечественные и зарубежные специалисты (Ю.П.Сиволап, А.А.Портнов, И.Н.Пятницкий, А.Ю.Егоров, В.Гилберт, Г.Клерамбо и др.) рассматривают аддикцию не как исключительную зависимость от ПАВ (психоактивных веществ), но как обсессивно-компульсивное расстройство и сверхценную идею [15].

То есть, аддикции напрямую связаны с духовно-нравственной составляющей личности, с ее ценностно-волевой сферой. В.В.Шабалина, например, выделяет ценностно-мотивационный компонент, который заключается в представлении объекта зависимости как ценности, и эмоционально-волевой компонент, выражающийся в представлении о непреодолимости влечения к объекту зависимости. Р.Дюпон выдвинул похожее психоаналитическое толкование аддикции - как сильнейшую влюбленность в состояние, сопряженное с употреблением наркотика. В поисках мозгового вознаграждения аддикты пренебрегают риском. Сила мозгового вознаграждения такова, что его утрата становится неприемлемой. Под аддиктивными факторами мы будем понимать совокупность или проявление отдельно взятых аспектов, негативно влияющих на физиологическую, психологическую, социальную и духовную сферы личности и мешающих ее стабильному и эффективному формированию: негативное влияние круга значимых людей, несформированные конструкты личности, продолжительное воздействие зависимого поведения на личность, экзистенциальный вакуум.

C нашей точки зрения, актуальным представляется экзистенциально-аналитическое направление, в котором духовно-персональные способности человека рассматриваются более многопланово в антропологии, в специальных подходах при терапевтической работе с различными личностными структурами. Рассмотрение духовно-персонального аспекта в личности позволит нам определить позицию в отношении поведения человека и рассмотреть связь понятия «спиритуальность» с онтологическим вопросом, что позволит нам соотнести его с духовно-нравственной составляющей личности, с ее ценностно-волевой сферой [1].

Отличительной особенностью экзистенциального анализа (далее, - ЭА) является новая антропологическая реальность, в которой центральное место занимает понятие Person1и персональность, понимаемая как способность вносить свою духовную сущность в переживание и поведение [7;9]. А.Лэнгле подчеркивает, что у «Person есть достоинство, поскольку ее источником является нечто неприкосновенное, а на ее бытии лежит печать автономности. Достоинство - это внимание и уважение к автономности Person, к аутентичности» [7]. Принципиально Person нельзя охватить (заключить в какие-либо границы), т.е., собственно говоря, нельзя дать ей определение, зафиксировать. Она настолько свободна, что уходит от какой-либо фиксации, также и от понятийной. Person - это индивидуум - неповторимая и единственная в своём роде. Таким образом, Personпоказывает себя не только в автономно принятом решении, но также и в том, каким образом она обходится с чем-либо. Каждый человек как Person стоит перед задачей: он должен обходиться с собой и другим [7].

В ЭА расширено представлены антропологические измерения о структуре и процессе переживания с определением ведущей роли Person и персональной активности. А.С.Баранников определяет антропологическую реальность как персоноцентрированную, в которой личность вносит свою духовную сущность в переживание и поведение [2]. В ЭА понятие «персональность» все чаще используется вместо понятия «духовность».

Отсюда вытекает две основные тенденции личностной динамики2, что позволяет нам сегодня по-иному оценивать эти тенденции. Первая тенденция предполагает персональное развитие, которое представляет динамику раскрытия персональных способностей, позволяющую облегчить доступ к духовной сущности человека. Именно духовная сущность человека, его Person является особой заботой в ЭА. В персональном обхождении с собой и с другими людьми мы можем свободно выразить свои желания, свою позицию, при этом проявляя уважение и самоценность. В результате персонального обхождения с другим человеком его достоинство увеличивается, ценность и значимость возрастает.

Альтернативную динамику личности, исходя из антропологических реалий, представляет собой аперсональное формирование личности [2]. В данной динамике отмечается недостаточная роль духовно-персонального измерения в формировании личности. По мнению А.С.Баранникова, главным критерием аперсонального формирования3 личности является не клиническая симптоматика, а сила и способностьPerson (ее ресурсные характеристики), которые могут иметь различные степени и формы выражения, как в норме, так и при различных видах патологиях [1-2]. Пациентам с нарушенной персональностью свойственно: иметь низкий уровень контакта с самим собой (им трудно определить свои чувства), низкий уровень самоценности, низкая рефлексия поведения при копинговых реакциях. Все это приводит к аперсональному поведению, проявлению неэффективности усилий в том, чтобы стать самим собой. Другими словами, аперсонально сформированная личность проявляет аперсональную форму поведения.

Основные факторы и условия, определяющие возможность возникновения отмеченных выше видов личностной динамики, проявляют себя в ответ на запросы со стороны мира. К ним можно отнести внутренние антропологические предпосылки (в виде наследственности, способностей), а также внешние предпосылки (либо в виде источников духовного развития либо духовной депривации, фрустрации и травматизации) [1]. Аперсональному поведению на уровне внешних предпосылок свойственны депривация, фрустрация, переживание травматического опыт. Аперсональное поведение можно определить как аддиктивное поведение, если аддикцию мы понимаем не как исключительно зависимость от психоактивных веществ, но рассматриваем ее значительно шире как компульсивное расстройство и сверхценную идею (Ю.П.Сиволап, А.А.Портнов, И.Н.Пятницкий, А.Ю.Егоров, В.Гилберт, Г.Клерамбо и др.). Другими словами, если человек является аддиктом, то физически его аддикция представляет собой набор поступков, типов поведения, которые включают не только потребление химических веществ, но и совершение действий, вызывающих нейрохимические изменения. При этом А.Шаев выделяет две категории аддикций: субстанциональные аддикции (алкоголизм, наркомания, табакокурение, пищевые) и аддикции процесса (накопление денег, гемблинг, секс, работа, беспокойство; в данную категорию включена и религиозная аддикция [14]. А.В.Котляров выделяет 18 видов аддикций исходя из фактора реалий, создающих их. Один из видов аддикций, им выделенных, является зависимость от идеологий.

А.Ю.Егоров выделяет две формы аддикций: химическую и нехимическую, предлагая при этом классифицировать нехимические зависимости по следующим категориям.

  1. Патологическое влечение к азартным играм (гемблинг);
  2. Эротические аддикции;
  3. «Социально-приемлемые» аддикции;
  4. Технологические аддикции;
  5. Пищевые аддикции.

Другими словами феномен аперсонального формирования личности приводит к аперсональному поведению человека, формирует аддиктивное поведение. При этом важно отметить, что важной характеристикой персонального развития является имеющийся опыт переживания и формирования позитивной установки в отношении спиритуальности [8]. У людей с аперсональным поведением существует дефицит внешнего обращения4. Если обратиться к биографическому методу в терапевтической работе с пациентом с аддикцией (в широком смысле этого слова), то мы чаще всего обнаружим глубокий дефицит обращения со стороны родителей. Отсутствие обращения: «Как ты?», «Что ты чувствуешь по этому поводу?», «Что тебе нравится?», «Что ты хочешь?» и т. д. - порождает также дефицит обращения человека к самому себе, в связи с чем происходит внутренняя блокада контакта с собой, своим телом, и человек не знает, кто я и каковы мои границы в отношениях с другими людьми.

Здесь стоит определить понятие «спиритуальность». Дело в том, что раннее в экзистенциальной психологии и психотерапии речь шла об онтологическом вопросе, в котором речь шла о представлениях М.Хайдеггера об онтологии бытия в связи с выделением наивысшей онтологической ценности - Бога (Шелер, 1994; Тиллих, 1998; Франкл, 2000) [1-2]. Однако, А.Лэнгле, используя феноменологический метод, окончательно отделил веру в Бога от психотерапии, а экзистенциальный смысл - от онтологического [8], что позволяет лучше понять процесс переживания и в теоретическом, и в методологическом аспектах. Сместившийся интерес представителей экзистенциального направления с «бытия как такового» к человеческим переживаниям, являющимся основой современных антропологических представлений о духовности [7;9] позволяет сегодня рассматривать не онтологический аспект бытия, а онтологический аспект переживания, включая онтологию и антропологию.

Спиритуальность - это способность в субъективном трансцендентном переживании обратиться к «праоснове бытия» и несущему слою экзистенции в виде фундаментального доверия, фундаментальной ценности жизни, субъективной персональной глубины и онтологического смысла [9]. По мнению А.Лэнгле, спиритуальность является базисом для формирования истинной религиозной веры и конечной целью психотерапии.

Согласно А.С.Баранникову экзистенциальное направление психологии и психотерапии подчеркивает значение духовного измерения человека в формировании поведения (любые его формы и проявления). В связи с этим пониманием роль поведения в жизни значительно возрастает, поскольку оно представляется не простой коммуникацией, а прямым и наиболее точным отражением человеческой сущности и относится к области персональной ответственности. У людей с апперсональным поведением, которое, как мы указали, приводит к разного рода аддикциям, возникают значимые затруднения с тем, чтобы взять ответственность за разговор с партнером или с девушкой, с которой долгое время молодой человек проводит время. В результате не способности («не мочь быть») реализации ответственного поступка происходит фрустрация, возникает аутоагрессия, что приводит к копинговым реакциям (убегание от боли в наслаждение, например в сексуальную зависимость или игровую и т. д.), а затем это приводит к саморазрушающему поведению.

Если проследить формирующую особенность поведения, то мы можем сказать, что в переживании формируются структура и функция «Я». Поведение же является производным от них. Разрыв между поведением и переживанием либо обусловленность поведения незавершенным или заблокированным процессом переживания лишает человека шанса узнать, кто он, какова его сущность, пережить бытие самим собой. При многократном поведении эта тенденция закрепляется и приводит к существенным последствиям в виде потери согласия, возникающего вследствие утраты взаимосвязей с Миром, с Жизнью, с Собой, с Будущем. В этом случае мы можем говорить об аддиктивном поведении как одной из форм деструктивного поведения, выражающегося в стремлении уйти от реальности, изменив свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Поэтому понятие «аперсонализация» или «аперсональное» означает - «осуществляющееся без участия Person". Другими словами, аперсональное поведение представляет собой ситуацию, в которой человек не вносит свою духовную сущность в поведение, если рассматривать поведение как производную структуры и функции «Я» в виде активности, благодаря которой осуществляется взаимообмен, взаимодействие с внешним Миром, внесение себя во внешний Мир, при котором эта реализация осуществляется в виде диалога, взимообмена, ответа Миру. Таким образом, аперсональное поведение мы можем определить как нарушенную форму взаимообмена, взаимодействия с внешним Миром, проявляющую себя тем, что в него не вносится и, вследствие этого, не реализуется духовная сущность человека[1]. Такое поведение не имеет рулевого, т. е. Person.

При этом в персональном поведении осуществляется взаимосвязь с внешним и внутренним Миром [2]. Персональное поведение представляет собой «мостик в будущее». Аперсональное поведение представляет собой «мостик в прошлое», в историю психодинамики, в нем происходит разрыв этой связи.

В результате теоретического исследования мы можем сделать следующие выводы:

1. Экзистенциально-аналитическая теория позволяет по-новому взглянуть на перспективу личностного (персонального, Person) развития и на развитие поведения, что позволяет охватить целостную картину взаимодействия Person с внешним и внутренним миром, а отсутствие этой свободной связи позволяет говорить о внутренних или внешних блокадах, выраженных в аперсональном поведении;

2. Аперсональное поведение можно определить как аддиктивное поведение, если аддикцию мы понимаем не как исключительно зависимость от психоактивных веществ, но рассматриваем ее значительно шире как компульсивное расстройство и сверхценную идею. Поэтому понятие «аперсонализация» или «аперсональное» означает - «осуществляющееся без участия Person". Другими словами, аперсональное поведение представляет собой ситуацию, в которой человек не вносит свою духовную сущность в поведение и поэтому жизнь проходит «мимо него» или «через него»;

3. Person - это индивидуум - неповторимая и единственная в своём роде. Person - это то, что стоит за психофизическим и выражает себя через соматическое, психическое и когнитивное, может показать себя посредством этих измерений. Это антропологическое понимание имеет огромное значение для психотерапии и в целом в обхождении с человеком, имеющим аддиктивное поведение. Person никогда не может быть повреждена в результате психодинамики, что позволяет в каждом человеке видеть ценность, его глубину, его не разрушенный «образ Божий». Именно это понимание позволяет высоко ценить личность на основании того, что в каждом есть Person;

4. Аперсональное поведение характеризуется отсутствием духовного или персонального измерения в формировании личности, которое мы можем определить как нарушенную форму взаимообмена, взаимодействия с внешним Миром, проявляющую себя тем, что в него не вносится и, вследствие этого, не реализуется духовная сущность человека. Быть духовным - это значит быть персональным, брать на себя экзистенциальную ответственность и таким образом «вносить себя» в отношения.

Литература.

  1. Баранников А. С. Завуалированное аперсональное поведение // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. - Ростов-на-Дону. - 2010. - №17. - С. 24 - 35.
  2. Баранников А. С. Духовная (персональная) депривация: феноменологическое содержание, последствия, особенности диагностики и помощи // Психотерапия. - 2010. - №6. - С. 11- 24.
  3. Гоголева A. B. Аддиктивное поведение и его профилактика. М.: Изд-во Моск. Псих.-соц.ин-та; Воронеж: Изд-во НПО МО ДЕК, 2002. - С. 240.
  4. Доддс Л. М. Психическая беспомощность и психология аддикции. / Л.М.Доддс // Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С.Даулинга / Пер. с англ. P.P. Муртазина. - М.: Независимая фирма «Класс». - 2000. - С.151-164.
  5. Ефимова И. Н. Экзистенциально-аналитический взгляд на организацию психологической помощи детям, страдающим от насилия // Работа переживания и психологическая помощь детям: сб. статей и тезисов II Международной конференции телефонов доверия, 25-27 октября 2007 г., Москва. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007.
  6. Ефимова И. Н., Кривцова С.В. Международный конгресс GLE «В контакте с жизнью: эмоции в экзистенциально-аналитической терапии и консультировании»// экзистенциальный анализ. - М.: ИЭАПП, 2010. - С. 159-166.
  7. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. - М.: Генезис. - 2005.
  8. Лэнгле А. Психотерапия - научный метод или духовная практика? О соотношении между имманентным и трансцендентным на примере экзистенциального анализа // Моск. Психотерапевтич. Журн. - 2003. - № 2. - С.7-34.
  9. Лэнгле A. Персональный экзистенциальный анализ / Психология индивидуальности. Новые модели и концепции / под ред. Е.В. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт. - 2009. - С. 356-382.
  10. Кривцова С. В. Психология личности в феноменологической перспективе // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Психологические науки. - М.: 2010. - № 4.
  11. Руководство по аддиктологии . / Под ред. В.Д.Менделевича. - СПб.: Речь, 2007. - С. 768.
  12. Старшенбаум Г. В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. / Г.В.Старшенбаум. - М.: Когито-Центр. - 2006. - С. 367.
  13. Телепова Н. Н. Влияние аддиктивных факторов на формирование личности. / H.H. Телепова // Вестник Самарского Университета. - 2012. - №3. - С. 132-137.
  14. Телепова H. H. Механизм деструктивных изменений личности под воздействием аддиктивных факторов и формирование психологической устойчивости личности к аддикции. / В.В. Рыжов, Н.Н.Телепова // В мире научных открытий. - 2012. - № 5.
  15. Телепова, H.H. Религиозная аддикция: психологические условия профилактики и исцеления Текст. / H.H. Телепова // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2010. - № 17. - С.118 -122.
  16. Шумский В. Б. Экзистенциальная психология и психотерапия: онтологическое и персоналистическое направления // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Психологические науки. - 2007. - №3. - С. 359-368.
  17. Шумский В. Б. «Personlichkeit» и «Person» - индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа // Психология индивидуальности: материалы Всероссийской конференции. - М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ. - 2006. - С. 545-549.
  18. Raab, K.A. (2007) Manic depression and religious experience: The use of religion in therapy. Mental Health, Religion & Culture, 10(5): 473-487.
  19. Shafranske E. D, Malony H.N. (1990) California psychologists' religiosity and psychotherapy. Journal of Religion and Health, 29, 3, 219-231.
  20. Shafranske, E.P. (2000) Religious involvement and professional practices of psychiatrists & other mental health professionals. Psychiatric Annals. 2000 Aug Vol. 30(8) 525-532
  21. Slife, B. D., J.S. Reber, J. S. (2009) Is There a Pervasive Implicit Bias Against Theism in Psychology? // Journal of Theoretical and Philosophical Psychology, Vol. 29, No. 2, 63-79
  22. Smith, T.B., Bartz J., Richards, S. (2007) Outcomes of religious and spiritual adaptations to psychotherapy: A meta-analytic review. PT Research, Nov. 2007; 17(6): 643-655.
  23. Wade, N.G., Worthington, E.W., Voge, I.J. and D. (2007) Effectiveness of religiously tailored interventions in Christian therapy. In: Psychotherapy Research, 17(1): 91-105.

1 Духовное, называемое Person, того, что ничем не детерминировано, то есть свободного в человеке [7]. Персональное измерение человека не может болеть, но может быть блокировано, тогда Реrson приходит в отчаяние, экзистенция не исполняется, человек страдает. Духовное, человеческое, Person не могут и не должны быть объяснены рационально, лишь поняты.

2 Под личностной динамикой надо понимать изменения ее структуры и характеристик, а также направленность этих изменений, которые возникают в процессе развития под влиянием различных внутренних и внешних факторов. Согласно данному определению в МКБ-10 под личностью понимается реактивная ее способность. В случае персонального развития речь может идти о духовной (или персональной) личностной динамике, связанной с ее духовным измерением.

3 Широкое употребляемое клиническое понятие «развитие» (психосоматическое развитие, невротическое развитие и т. д.) по своей сути развитием не является. Поэтому для этого термина больше подходит термин «формирование».

4 Термин «обращение» в ЭА имеет свою специфику и является одним из центральных понятий в теории современного экзистенциального анализа (СЭА). Обращение - это фокусировка внимания. Появляется «эксклюзивность», «остаток мира» исключается (из поля внимания). Обращение - это мое доброжелательное, с вовлечением чувств, присутствие рядом (вместе) с другим. В «обращении» я как-бы говорю другому: «Ты для меня ценен, уникален и сейчас мое внимание принадлежит только тебе, я фокусируюсь на твоем ТЫ».

Халанский В.,


См. также
  1. Халанский В. Экзистенциональная потребность в трансцендентном как фундаментальный элемент эмоциональной сферы личности.
  2. Халанский В. Основные предпосылки для интеграции психологии и богословия
  3. Халанский В. Христианское консультирование и миссия церкви: сходства и отличия