История психологии как научной дисциплины началась с открытия
экспериментально
Особые позиции в мировом научном пространстве занимала советская
психология, которая никогда не отрицала «высоких материй» -
сознания, воли и нравственности, но на отечественной земле
психология подпала под гнёт материалистическ
Таким образом, мировая история психологии демонстрирует один интересный факт: начиная со своей «официальной» даты рождения во второй половине XIX века и вплоть до культурной революции 60-х лет XX столетия наука о душе избегала упоминаний многих истинно душевных реалий. Эта ситуация вполне может быть названа «историческим парадоксом».
Конечно, в описываемый промежуток времени были и исключения: У.
Джеймс, автор знаменитой книги «Многообразие религиозного опыта»
и К. Г. Юнг, описавший феномены архетипов, синхронности,
символизма сна и коллективного бессознательного
Начиная со второго десятилетия и вплоть до Второй мировой войны в
психологии сформировался широкий веер конкурирующих,
несовместимых и даже несопоставимых парадигм. Этот «водоворот»
теорий пытался пробить плотину методологическог
Этот поиск однозначно не мог закончится победой одной из теорий или компромиссом - он вел к развитию качественно новых подходов в психологии.
Во второй половине XX века произошел коренной поворот в
психологической науке: от измерений и экспериментально
проверяемых простых фактов - к изучению психики как цельного,
живого и динамичного образования. На сцену вышла так называемая
«третья сила» - гуманистическая психология. (В тот же период
времени возникает и трансперсональна
Этот период подарил миру столь замечательных психологов,
психотерапевтов и авторов, как А. Маслоу,К. Роджерс, В. Франкл,
Э. Фромм, Ф. Перлз, Р. Ассаджиоли, Я.Л. Морено, С. Гроф. Они -
представители разных школ, однако пик их процветания приходится
на вторую половину двадцатого века - «золотой» век
психологической психотерапии. Характер эпохи очень верно
обозначил Д. Мосс словами: «Сложно обрисовать единую идею
гуманистического направления в психологии, ибо она складывается
из достаточно разрозненных концепций отдельных авторов» [1].
Однако, всех психологов-гуман
Знаменательным может служить высказывание К. Роджерс, который
отметил поворот от идеально-объекти
Естественно, у ведущих психологов стали появляться последователи,
ученики и единомышленники и множество филиалов их школ с
достаточной быстротой распространилось по миру. Подобное
лавинообразное вовлечение в новое психологическое течение не
удивительно и не случайно: кризис бихевиоризма и психоанализа был
налицо, а человеческие души продолжали нуждаться в
квалифицированно
Попробуем проследить причины поворота научной мысли от лабораторных измерений к гуманистической концепции. Зададимся вопросом, почему это произошло именно в 50-60 годы прошлого века?
Первую причину стоит искать в крупнейшем историческом событии XX века: гитлеровском режиме, Второй мировой войне и последующей победой над фашизмом. Пережив все тяготы и ужасы военного времени общество по-новому, теперь уже более ясно и четко, увидело ценность человеческой жизни. Обращение к гуманистическим ценностям в широком смысле стало знаменем времени.
Посмотрим на послевоенные события: в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Всеобщая декларация прав человека»; в 1948 года принят устав Всемирной организации здравоохранения, в том числе ставящей своей задачей борьбу за права инвалидов; в 1955-1956 г.г. поднимается движение чернокожих за равноправие; 1963-1968 - новый мощный период борьбы женщин против дискриминации.
О чем говорили философы этого времени? Экзистенциалисты К. Ясперс и Ж.П. Сартр подняли проблему уникальности человеческой личности, свободы выбора и неповторимости судьбы. Индивидуальные ценности оказываются явно важнее групповых, национальных и государственных. Ж. Бодрийяр вторит им в критике безликого общества потребления - подчеркивая важную роль индивидуального. Ключевая фигура неомарксизма - Г. Маркузе - проводит резкую критику массового общества, общества потребления и «промывания мозгов» политиками при помощи масс-медия, подчеркивая ценность самостоятельного мышления и индивидуального сознания. Это лишь некоторые вехи философской мысли второй половины ХХ века, основную суть которой можно выразить как ценность индивидуального и смертоносность массового.
И в психологии идет аналогичный процесс: гуманисты подчеркивают уникальность каждого человека, условий становления его души, мироощущения, оставляя за ним право самостоятельно интерпретировать события и символы. Человек, обратившийся за психологической помощью, является уникальной личностью, у него есть достоинства и бесконечный потенциал развития, и задача терапевта - лишь помогать, подсказывать, «идти рядом» с человеком. С точки зрения гуманистической психологии - только сам человек, в конечном счете, знает свой путь к исцелению. Терапевт не может навязывать ему свою точку зрения и интерпретировать по-своему события его внутренней жизни.
Э. Фромм - посвятил ряд работ критике гитлеровского режима, В. Франкл пережил заключение в концентрационном лагере и это событие во многом определило его психологическую теорию, А. Маслоу тесно общался с вынужденными беженцами, избежавшими гитлеровских репрессий, и его идеи формировались во многом под влиянием настроений, ходивших в эмигрантской среде.
Вторым условием роста популярности гуманистической психологии послужило широкое распространение в среде интеллигенции и в творческих кругах моды на духовный поиск. Стали популярными философские идеи об истинных духовных ценностях и ложных ценностях общества потребления. Крайним выражением этой тенденции явились так называемые контркультурные молодежные движения. Их поиски, которые часто называли эскейписткими, по сути были поиском выхода из напрягавшего их положения бездуховности западного мира. Музыка, кинематограф и изобразительное искусство обращались к теме политического «промывания мозгов» и поиска собственного, духовного пути [4]. Невозможно сказать - философы и художники выражали общий дух эпохи, или они вели за собой массы. Оратор не существует без слушателя, а художник - без зрителя. Важно одно - существовало определенное социокультурное пространство, готовое поддержать и подхватить идеи гуманистической психологии.
Представители молодежной «контркультуры» - хиппи и нью-эйджеры -
подвергали резкой критике все старое и традиционное, то, что
осталось им в наследство от предвоенного поколения. Они отвергают
общество потребления, привычные ценности жизни как процесса
зарабатывания и траты денег, они отрицают сам термин
«благосостояние»
Не только запад в это время стал снова искать вдохновения на
востоке, но и восток сам стал приближаться к западу: еще одна
причина идейного переворота в 60-е - очередной геополитический
кризис. На востоке в преддверии 60-х - не спокойно. В 1947-1948
годах прошла война между Индией и Пакистаном из-за Кашмира, в
1950 традиционно религиозная Индия, полная йогинов и монахов,
вдруг превращается в светское государство, а в 1962 году
претерпевает административные изменения и подвергается нападению
коммунистическог
Одним из первых появился бенгальский монах Бхактиведантой Свами Прабхупада, в 1966 году он попадает в Нью-Йорк и приносит на запад учение «сознания Кришны». В 1967 году Ри́чард А́льперт (более известный как Рам Дасс) отправляется в Индию, где знакомится с Ним Кароли Бабой, индусским садху. Так на запад попадает традиционная индуистская медитация и бхакти-йога.
В 1968-70 годах гуру Раджниш Ошо делает свои первые резкие заявления, чем привлекает интерес мировой прессы, а потоки западных учеников прямо в ашрам скандально известного учителя в Пуне. Так в считанные месяцы рождается движение нео-саньясы, завоевавшее чрезвычайную популярность в странах Европы и Америки.
В конце 50-х китайский коммунисты начинают гонения на духовенство в захваченном ими Тибете и тибетские ламы вынуждены массово бежать в Индию, Непал и Бутан, где принимают западных учеников и готовятся к дальнейшему паломничеству в страны высокого технического прогресса.
В 1959 году Далай Лама XIV покидает захваченный китайцами Тибет и находит убежище в Индии, где активно общается с прессой. Так начинается история популярности ламаистского буддизма за пределами Тибета. В1971 году буддистская школа Дзогчен благодаря паломничеству Чогьял Намкай Норбу на запад основывает в Европе первую общину. В 1968 году датчанин Оле Нидал с женой Ханной предпринимают путешествие по Непалу, где буддийского учителя Лопена Цечу Ринпоче, В результате этой встречи через пять лет в Европу попадает тибетский буддизм линии Карма Кагью.
Следующий этап распространения дзэн на Западе связан с выходом книг профессора Д. Т. Судзуки (1870-1966), которые сильно повлияли на возрастание популярности дзэн, особенно среди интеллигенции. Первым западным автором, написавшим о дзэн, стал А. Уотс, чья книга называлась «Дух дзэн». В конце 50-х годов выходит на европейских языках ряд книг японского мастера дзен Д. Т. Судзуки, так запад знакомится с понятиям «дао», а В 1970 году первый дзэн-монастырь появляется в Северной Калифорнии.
Делу гуманистического переворота последней каплей послужил
методологический прорыв в физике, который подорвал основу основ -
ньютоно-картезиа
Право человека быть мерой всех вещей было восстановлено, и человек прежде всего стал задумываться о своих способностях и месте в мире, ибо последними открытиями в области физики ему было обещано право одним лишь взором управлять пространством и временем.
Историки психологии Шульц Д.П., Шульц С.Э. полагают, что одной из
значительных причин развития гуманистической психологии в 60-
годы был кризис бихевиоризма и психоанализа. Однако, как мы
знаем, идеи, альтернативные бихевиористским и
психоаналитическ
Таким образом, прорыв гуманистической психологии в 60-е мы считаем следствием четыре основных причин и одной дополнительной:
По каким же признакам можно объединить все разнообразие
психологических и психотерапевтиче
а) заменяют, принятое в психоанализе понятие "пациент",
более лояльным термином "клиент", психотерапевту же
отводят роль "помогающего пройти путь", а не врача; б)
больше внимания уделяют функциональной норме, а не невротическим
проявлениям; в) подчеркивают роль "внутренней мудрости"
человека и способности его психики к самоисцелению; г) уделяют
большое внимания тому, как сам клиент интерпретирует смысл
событий, переживаний и символов; д) отмечают роль личностного
роста и духовного развития в терапии; е) указывают, что личность
терапевта не менее важна для процесса терапии, чем его
профессиональная подготовка. Это уже довольно большой, но отнюдь
не полный список общих точек гуманистической и
трансперсонально
В 60-е годы психология вернулась к необходимости поиска смысла
человеческого бытия, места человека в мире, поиска духовных основ
бытия. Она вновь вернулась к понятиям душевного и духовного,
осознанного и произвольного. Значительно обогатилась за счет тех
измерений, которые в период «объективной» психологии оставались
лишь в ведении религий. Это стало возможным во многом благодаря
психологам-практ
Так, ряд исторических, социальных, культурных и бытийных течений встретились в шестидесятые годы двадцатого столетия и подтолкнули развитие группы интереснейших психологических теорий, которые не теряют значения до сих пор и продолжают питать умы новых исследователей и служить практике исцеления души.
Литература:
Опубликовано: Материалы ХVII Международной научно-практической
конференции «Гуманитарные науки в XXI веке», - М.: «Спутник»,
2013, стр. 182-190.