ENG
         
hpsy.ru/

../../Поворот психологической мысли в 60 годы XX столетия

Статья посвящена развитию идей гуманистической и трансперсональной психологии в 60-е годы ХХ столетия. Предпосылки возникновения и культурно-исторический контекст.
This article presents the history of development of humanistic and transpersonal psychology in 60- years XX century: precondition for rise, cultural and historical conditions / context.

История психологии, гуманистическая и трансперсональная психология.
History of psychology, humanistic and transpersonal psychology.

История психологии позволяет целостно видеть тенденции развития психологии как науки на разных этапах существования, сравнивать теории и подходы, отмечать связи интересующих ученых вопросов и актуальных проблем времени.

Одним из интереснейших событий XX века является рождение в 60-ые годы сразу двух новых направлений в науке о душе - гуманистической и трансперсональной психологии. Хотя это совершенно разные направления, в их принципах и методах можно найти общие черты. Оба направления: а) заменяют, приятое в психоанализе понятие "пациент", более лояльным термином "клиент", психотерапевту же отводят роль "помогающего пройти путь", а не врача; б) больше внимания уделяют функциональной норме, а не невротическим проявлениям; в) подчеркивают роль "внутренней мудрости" человека и способности его психики к самоисцелению; г) уделяют большое внимания тому, как сам клиент интерпретирует смысл событий, переживаний и символов; д) отмечают роль личностного роста и духовного развития в терапии; е) указывают, что личность терапевта не менее важна для процесса терапии, чем его профессиональная подготовка. Это уже довольно большой, но отнюдь не полный список общих точек гуманистической и трансперсональной психологии.

Кроме того, ведущие специалисты обоих направлений были знакомы друг с другом лично, обсуждали волнующие их научные вопросы и даже пытались создавать совместные проекты. Так, Энтони Сутич и Абрахам Маслоу долгое время поддерживали переписку, Сутич предлагал Маслоу совместное издание журнала и объединение гуманистической и трансперсональной психологии в единое "трансгуманистическое" направление [4]. Закреплению за новым направлением психологии термина "трансперсональный" мы обязаны именно Маслоу, хотя он сам, как представитель гуманистической концепции, во многом был не согласен с трансперсоналистами и, по свидетельству Станислова Грофа, называл в шутку их взгляды "трансшаманскими" [1]

Институт Трансперсональной психологии в Исалене посещал Фриц Перлз и провел там ряд тренингов по гештальт-терапии. Перлз тоже критиковал трнасперсональную психологию за ее "темный мистический аспект", но оставался хорошим другом основателям нового загадочного психологического института [4]. Роберто Ассаджиоли публиковал статьи в коллективных монографиях вместе со Станиславом Грофом и другими представителями трансперсонального подхода [7].

Вышеприведенные факты показывают, что два новых направления психологии представляют собой различные подходы, тем не менее, тесно связанные как идейно, так и общей историей возникновения. Интересно проследить, какие общие факторы повлияли на их становление.

Основной причиной стремительно восхождения гуманистической психологии Д.П. Шульц и С.Э. Шульц считают кризис бихевиоризма и психоанализа, ослабление которых началось после смерти их создателей [6]. Эта же предпосылка сыграла роль и для развития идей трансперсональной психологии. Мы можем заметить, что никакой отправной точки "ослабления" выделить нельзя. Даже в лучшие времена психоанализа и бихевиоризма многие талантливые психологи критиковали воззрения З. Фрейда и Дж. Уотсона и, в конечном счете, покинули их школы, создав свои собственные теории.

К своему творению З. Фрейд относился ревностно: он резко критиковал отступления от принципов изобретенного им психоанализа, что в итоге приводит к разрыву с этой школой А. Адлера, К. Юнга и В. Райха.

Бихевиоризм так же долгое время держал психологическую науку в тесной клетке собственной ограниченной методологии. Из учебников на долгие годы исчезло понятие "сознания", и все психологические явления рассматривались в терминах наблюдаемого поведения. История психологии, изложенная М. Хантом на более чем 800 страницах, содержит лишь краткие статьи о подходах А. Маслоу и К. Роджерса, но и оттуда оказались изъятым ключевые понятия - самоактуализации и личностного развития [5].

Тем не менее, на всем протяжении развития психологии существовали и альтернативные подходы. Гуманистическая и трансперсональная психология считают своими предтечами У. Джеймса, отметившего роль "мистического" опыта людей и К. Юнга, обратившегося к проблеме надындивидуального в психологии - архетипам коллективного бессознательного.

Интерес исследователей к вопросам самопознания и саморазвития в 60-е годы был высок, что отмечает Л. Матос, объехавший с лекциями и семинарами эмпирической психологии ряд европейских стран. Научная общественность живо интересовалась новыми психологическими направлениями, включая трансперсональную, гуманистическую и неомарксисткую психологию [2].

Культурно-исторический контекст вполне соответствовал становлению идей гуманистической и трансперсональной психологий - поколение 60-х, послевоенное поколение, критически подходило к проблемам войны, политики и общества потребления, обращаясь к гуманистическим идеалам, к вопросу о месте человека в мире. Появляются массовые движения хиппи и нью-эйджеров, которые искали некий идеал за пределами привычного капиталистического уклада жизни [3].

Не только психология, но и другие области гуманитарного знания проходят в это же время подобный поворот: возвращение к идеям "понимающей" социологии, изобретение маркетологами "ориентации на потребителя", новое осмысление философами проблемы человека.

Выход на сцену гуманистической и трансперсональной психологии в шестидесятые годы ХХ столетия, был предопределен несколькими факторами: кризисом психоанализа и бихевиоризма, личностным фактором ряда ученых, общим идейным климатом эпохи, проявившимся как в науке, так и в массовом сознании людей.

Список литературы:

  1. Grof S. Brief History of Transpersonal Psychology, // International Journal of Transpersonal Studies. Volume 27, 2008.
  2. Matos L., The Death of a Loved one: a Transpersonal Approach // Bulletin du Transpersonnel, No 30, April 1993.
  3. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б., «Социология контркультуры», - М.: «Наука», 1980, - 386 с.
  4. Друри Н. Трансперсональная психология / Пер. с англ. - М.: Институт общегуманитарных исследований; Львов: «Инициатива», 2001. - 208 с.
  5. Хант М. История психологии / пер. с англ А.В. Александровой. - М.: АСТ: АСТ Москва, 2009, 863 стр.
  6. Шульц Д.П., Шульц С.Э., История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л. Царук / Под ред. А.Д. Наследова. - СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. - 532с.
  7. Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом, К. Гроф, С. Гроф, - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.

Ясин М.И.,

Первоисточник публикации: http://sociosphera.com/publication/conference/2012/154/povorot_psihologicheskoj_mysli_v_60e_gody_xx_stoletiya/


См. также