Статья посвящена развитию идей гуманистической и
трансперсональной психологии в 60-е годы ХХ столетия. Предпосылки
возникновения и культурно-исторический контекст.
This article presents the history of development of humanistic
and transpersonal psychology in 60- years XX century:
precondition for rise, cultural and historical conditions /
context.
История психологии, гуманистическая и трансперсональная
психология.
History of psychology, humanistic and transpersonal
psychology.
История психологии позволяет целостно видеть тенденции развития
психологии как науки на разных этапах существования, сравнивать
теории и подходы, отмечать связи интересующих ученых вопросов и
актуальных проблем времени.
Одним из интереснейших событий XX века является рождение в 60-ые
годы сразу двух новых направлений в науке о душе -
гуманистической и трансперсональной психологии. Хотя это
совершенно разные направления, в их принципах и методах можно
найти общие черты. Оба направления: а) заменяют, приятое в
психоанализе понятие "пациент", более лояльным термином
"клиент", психотерапевту же отводят роль
"помогающего пройти путь", а не врача; б) больше
внимания уделяют функциональной норме, а не невротическим
проявлениям; в) подчеркивают роль "внутренней мудрости"
человека и способности его психики к самоисцелению; г) уделяют
большое внимания тому, как сам клиент интерпретирует смысл
событий, переживаний и символов; д) отмечают роль личностного
роста и духовного развития в терапии; е) указывают, что личность
терапевта не менее важна для процесса терапии, чем его
профессиональная подготовка. Это уже довольно большой, но отнюдь
не полный список общих точек гуманистической и
трансперсональной психологии.
Кроме того, ведущие специалисты обоих направлений были знакомы
друг с другом лично, обсуждали волнующие их научные вопросы и
даже пытались создавать совместные проекты. Так, Энтони Сутич и
Абрахам Маслоу долгое время поддерживали переписку, Сутич
предлагал Маслоу совместное издание журнала и объединение
гуманистической и трансперсональной психологии в единое
"трансгуманистическое" направление [4].
Закреплению за новым направлением психологии термина
"трансперсональный" мы обязаны именно Маслоу,
хотя он сам, как представитель гуманистической концепции, во
многом был не согласен с трансперсоналистами и, по
свидетельству Станислова Грофа, называл в шутку их взгляды
"трансшаманскими" [1]
Институт Трансперсональной психологии в Исалене посещал
Фриц Перлз и провел там ряд тренингов по гештальт-терапии.
Перлз тоже критиковал трнасперсональную психологию за ее
"темный мистический аспект", но оставался хорошим
другом основателям нового загадочного психологического института
[4]. Роберто Ассаджиоли публиковал статьи в коллективных
монографиях вместе со Станиславом Грофом и другими
представителями трансперсонального подхода [7].
Вышеприведенные факты показывают, что два новых направления
психологии представляют собой различные подходы, тем не менее,
тесно связанные как идейно, так и общей историей возникновения.
Интересно проследить, какие общие факторы повлияли на их
становление.
Основной причиной стремительно восхождения гуманистической
психологии Д.П. Шульц и С.Э. Шульц считают кризис бихевиоризма и
психоанализа, ослабление которых началось после смерти их
создателей [6]. Эта же предпосылка сыграла роль и для развития
идей трансперсональной психологии. Мы можем заметить, что
никакой отправной точки "ослабления" выделить нельзя.
Даже в лучшие времена психоанализа и бихевиоризма многие
талантливые психологи критиковали воззрения З. Фрейда и Дж.
Уотсона и, в конечном счете, покинули их школы, создав свои
собственные теории.
К своему творению З. Фрейд относился ревностно: он резко
критиковал отступления от принципов изобретенного им
психоанализа, что в итоге приводит к разрыву с этой школой А.
Адлера, К. Юнга и В. Райха.
Бихевиоризм так же долгое время держал психологическую науку в
тесной клетке собственной ограниченной методологии. Из учебников
на долгие годы исчезло понятие "сознания", и все
психологические явления рассматривались в терминах наблюдаемого
поведения. История психологии, изложенная М. Хантом на более чем
800 страницах, содержит лишь краткие статьи о подходах А. Маслоу
и К. Роджерса, но и оттуда оказались изъятым ключевые понятия -
самоактуализации и личностного развития [5].
Тем не менее, на всем протяжении развития психологии существовали
и альтернативные подходы. Гуманистическая и
трансперсональная психология считают своими предтечами У.
Джеймса, отметившего роль "мистического" опыта людей и
К. Юнга, обратившегося к проблеме надындивидуального в
психологии - архетипам коллективного бессознательного.
Интерес исследователей к вопросам самопознания и саморазвития в
60-е годы был высок, что отмечает Л. Матос, объехавший с лекциями
и семинарами эмпирической психологии ряд европейских стран.
Научная общественность живо интересовалась новыми
психологическими направлениями, включая трансперсональную,
гуманистическую и неомарксисткую психологию [2].
Культурно-исторический контекст вполне соответствовал
становлению идей гуманистической и трансперсональной
психологий - поколение 60-х, послевоенное поколение, критически
подходило к проблемам войны, политики и общества потребления,
обращаясь к гуманистическим идеалам, к вопросу о месте человека в
мире. Появляются массовые движения хиппи и нью-эйджеров, которые
искали некий идеал за пределами привычного
капиталистического уклада жизни [3].
Не только психология, но и другие области гуманитарного знания
проходят в это же время подобный поворот: возвращение к идеям
"понимающей" социологии, изобретение маркетологами
"ориентации на потребителя", новое осмысление
философами проблемы человека.
Выход на сцену гуманистической и трансперсональной
психологии в шестидесятые годы ХХ столетия, был предопределен
несколькими факторами: кризисом психоанализа и бихевиоризма,
личностным фактором ряда ученых, общим идейным климатом эпохи,
проявившимся как в науке, так и в массовом сознании людей.
Список литературы:
- Grof S. Brief History of Transpersonal Psychology, //
International Journal of Transpersonal Studies. Volume 27, 2008.
- Matos L., The Death of a Loved one: a Transpersonal Approach
// Bulletin du Transpersonnel, No 30, April 1993.
- Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б., «Социология контркультуры», -
М.: «Наука», 1980, - 386 с.
- Друри Н. Трансперсональная психология / Пер. с англ. -
М.: Институт общегуманитарных исследований; Львов: «Инициатива»,
2001. - 208 с.
- Хант М. История психологии / пер. с англ А.В. Александровой.
- М.: АСТ: АСТ Москва, 2009, 863 стр.
- Шульц Д.П., Шульц С.Э., История современной психологии / Пер.
с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л. Царук / Под ред. А.Д.
Наследова. - СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. - 532с.
- Духовный кризис: Когда преобразование личности становится
кризисом, К. Гроф, С. Гроф, - М.: ООО "Издательство
АСТ", 2003.
Первоисточник публикации:
http://sociosphera.com/publication/conference/2012/154/povorot_psihologicheskoj_mysli_v_60e_gody_xx_stoletiya/
См. также