ENG
         
hpsy.ru/

../../Переживание психотерапии

Следуйте не за мной, а за собой! /Фридрих Ницше/

Вера значит именно это: потерять разум, чтоб обрести Бога. /Серен Кьеркегор/

Всякая действительная жизнь есть встреча. /Мартин Бубер/


Первоначально, когда я понял, что хочу сделать свой доклад здесь на конференции, то хотел говорить о своих «обвинениях» психотерапии. Я так и назвал свой доклад - «Обвинение психотерапии. Куда ведет путь эксперта». В своих раздумьях о том, что и как я буду писать, готовясь к этому докладу, я испугался «громкости» этого названия, того, что за этой громкостью меня могут не услышать. Переживание собственной незначимости - кто я такой, чтобы обвинять, а также отсутствие адресности обвинений, кому я предъявляю, кому хочу предъявить свои обвинения, привели меня к поиску другого названия.

Этот поиск приблизил меня к переживаниям, связанным с темой доклада, с тем, чем я хочу поделиться.

Мои переживания связаны с гордостью и болью, которые я испытываю в профессии психотерапевта.

Тема моего доклада связана больше с болью, хотя, наверное, боль не может существовать без гордости, которая рождена принадлежностью к профессии, без которой не родилась бы боль.

Я говорю о боли, потому что именно боль лежит в глубине моих переживаний, связанных с принадлежностью к профессии.

Эта боль вызвана моими переживаниями - ощущениями, чувствами, мыслями (размышлениями).

Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» - например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким».

Я не совсем согласен с этим высказыванием - не обязательно оказываться в «пограничной ситуации» для осознания себя как «экзистенции». Поскольку экзистенция - обозначает, прежде всего, уникальное и непосредственно переживаемое человеческое существование, необходимым условием осознания себя «экзистенцией» является осознание и глубина своих собственных переживаний своего присутствия в МИРЕ.

Переживание является ключевым фактором осознания себя экзистенцией.

Что же такое переживание? Из существующих определений:

«Переживание - имеющий большое значение опыт, который воспринимается как обогащение собственной личности человека. В психологии под переживанием понимается процесс присвоения, совершающийся при встрече с миром; в широком смысле переживание равнозначно содержанию сознания. Благодаря этому получает выражение тот факт, что человек весь, целиком участвует в психическом, как телесно-душевно-духовная целостность».

Неудовлетворенность существующими объяснениями, понимание важности переживаний в процессе психотерапии, на мой взгляд, именно переживания, процесс которых инициируется в ходе психотерапевтической встречи и ведут к изменениям, происходящим благодаря психотерапии, привело к рождению моего собственного понимания переживания.

Переживание - это мгновение (момент) жизни, «срез» процесса, происходящего с человеком, процесса жизни человека, в котором отражается целостность всего, что происходит с человеком в это мгновение. Если попробовать всмотреться и как-то увидеть составляющие этого происходящего (этого процесса), то это - реакция Человека на свое бытие-в-мире, встреча Человека с Миром (присутствие в мире), которая отражается (проявляется) в ощущениях тела, чувствах, связанных с этими ощущениями, отклик опыта, прожитого этим человеком (отклик сознания) в мыслях, вербальных и невербальных (целая гамма, таких, например, как образы, краски (цвета), чувства, запахи и т.д.). И этот «срез» настолько многогранен и объемен, что его невозможно осознать (передать) полностью в тех словах (названиях), которыми мы ограничены…, его возможно только переживать во встече, о которой говорил Мартин Бубер в своей книге «Я и Ты».

Мне думается, что полнота (объем) и глубина этих переживаний, которые так или иначе связаны с целью обращения человеком за помощью к психологу, приводят к изменениям, к глубоким изменениям, не изменениям роли (маски). Мне кажется, именно о таких изменениях говорил Арнольд Бейссер в своей

«Парадоксальной теории изменений», когда человек не превращается в того, кем хочет быть, а становится тем, кем он есть. Начинает жить своей жизнью, меняться и замечать свои изменения.

Изменения происходят постоянно - изменяется МИР, изменяется Человек.

Теряется способность замечать изменения - жизнь как будто останавливается, не происходит ничего нового, все по-старому, как всегда. Жизнь останавливается в ожидании желаемых изменений (целей) и становится похожей на прыжки, с «точки на точку». Трудности начинаются тогда, когда не удается попасть в намеченную «точку» или не наметить следующие «точки».

Возвращение способности замечать изменения возвращает ощущения движения жизни, так начинаются изменения.

Хочу особо подчеркнуть, что для этих изменений обязательным условием является встреча человека с собственной жизнью, а не встреча с психологом. Способность замечать изменения связана с умением (способностью) переживать присутствие в своей собственной жизни (Бытие в Мире) как встречу.

Отношения «Я - Ты», а не только «Я - Оно». Знания о мире не могут полностью заменить полноценное Переживание себя в мире. Вместе с тем, полноценное Переживание связано с риском жить в мире, многое из происходящего в котором не поддается объяснению, в том числе и собственно Переживание.

Зачем я это говорю…? Мне думается, что этот тезис связан с одной из сторон того исторического периода, который переживает человечество, с точки зрения из психотерапии, если сделать попытку несколько обобщить.

Началом этого периода можно считать начало ХХ в., и характеризуется он резким скачком в развитии науки и промышленности, что способствовало большей свободе человека, как индивидуума, как личности, развитию атеизма, снижению роли религии в жизни человека и человечества.

Наука помогает разрешить многие загадки мироустройства, резко увеличивается объем знаний о мире, увеличиваются возможности доступа к этим знаниям. Огромный информационный поток обрушивается на человека с самого первого момента его рождения, увеличивается период созревания взрослой личности. Все чаще и чаще мы говорим и слышим об «инфантилизации» общества, с одной стороны, с другой - Человек становится вершиной мироздания, ответственным за все происходящее на Земле.

Что следует: когда мы, психологи, показываем нашим клиентам, как легко брать на себя ответственность за других и гораздо труднее за самого себя?

Эта сторона современного этапа роста человечества - глобальная тревога! Экзистенциальная тревога! Тревога бессмысленности!

И уже не помогает вера в Бога. Мы ищем ответ - какой смысл Бог вложил в наше существование.

В отсутствие веры, мы ждем от науки этот ответ, ищем объяснение своего существования. Создаем его сами, определяем цели, начиная двигаться по жизни от цели к цели.

Знания прекрасно объясняют все, что происходит в мире, и следствие этого - стремление овладеть, как можно большим объемом этих знаний, превращают весь мир в «Оно», в том смысле, о котором говорил Бубер. Все меньше и меньше времени остается нам на встречу смиром, а значит и с сами собой. Эта встреча, когда она все-таки происходит, начинает пугать «незнакомыми» переживаниями.

Мы начинаем свой «бег» от встречи с миром, и остановки на этом пути причиняют боль.

Мы, как психологи (психотерапевты), совершаем ошибку, включаясь, встраиваясь в этот механизм избегания, когда пытаемся дать еще одно объяснение жизни (мира) Человеку, когда он приходит к нам, как Клиент.

И это уже проявление нашей (психологов) Тревоги - тревоги присутствия с другим, присутствия другого.

Определение Психологии как Науки поддерживает иллюзию объяснимости мира. Опираясь на иллюзию, мы строим отношения со своими клиентами, одновременно поддерживая миф об «особенности» психологов, о том, что психологи обладают «сакральными» знаниями о Человеке (о своем клиенте). Тем самым рождаем и поддерживаем «страх перед психологами».

Принадлежность к науке придает принадлежащему статус и уверенность, а также ведет к «изоляции», к обособлению.

Любая теория, объясняющая Человека и то, что с ним происходит, в каком бы подходе она ни была создана, не может гарантировать достоверность и точность этих объяснений.

Никакая психологическая теория не может представлять собой Истину. Создавая свою теорию (свой подход), автор находит опору в понимании происходящего.

Каждую теорию (каждый подход) в психологии и в психотерапии можно рассматривать как попытку ее создателя справиться со своей тревогой. С тревогой, возникающей при встрече с необъяснимым, с непонятным, с Другим.

Есть и другой способ бытия с неопределенностью (необъяснимостью) в мире, прсутствия с Другим - открывать мир через свой опыт, узнавать другого, доверяя тому, что он открывает, доверяя тому, что он Настоящий.

И тогда я могу сказать:

Ты для меня настоящий такой, каким я тебя вижу, слышу и ощущаю (каким я тебя воспринимаю). Я для тебя настоящий такой, каким ты воспринимаешь меня. Мне никогда не стать для тебя полностью настоящим, поскольку я могу открыть тебе лишь часть себя, причем очень маленькую.

Когда я думаю, что знаю тебя, а ты думаешь, что знаешь меня, мы оба пребываем в своих иллюзиях.

Единственный путь узнавать друг друга максимально настоящими - быть в отношениях. И только в отношениях мы можем узнавать друг друга, открываясь во взаимодействии. Открывая себя в отношении для тебя, я открываю тебя для себя, ты открываешь мне себя и открываешь меня для себя.

Выходя из отношений с тобой, я остаюсь в своих представлениях о тебе, и ты удаляешься для меня от себя настоящего с каждым мгновением. Каждое мгновение вне отношений со мной ты меняешься для себя, для меня твои изменения становятся «невидимыми». У меня остается твой образ, который становится (остается) моим представлением о тебе. Вступая опять в отношение с тобой, я воспринимаю тебя изменившимся (изменившегося), и если я приношу в отношения оставшийся у меня образ, образ этот может мне мешать, я сравниваю тебя с этим образом, я не узнаю тебя. Я выпадаю из отношения с тобой, цепляясь за отношение с моим образом тебя. Я нахожусь в отношении с собой. Изменения происходят и в отношениях. Изменения происходят и с тобой, и со мной. Эти изменения не замечаются в отношении. Я воспринимаю тебя настоящим каждое мгновение наших отношений. И, лишь выйдя из отношений, я могу увидеть изменения, сравнив новый образ тебя с тем образом, который я хранил до вступления в отношения. Также я могу узнавать и свои изменения, возвращаясь к себе из отношений.

Я для себя настоящий настолько, насколько я могу осознавать и ощущать себя и принимать в себе то, что я не могу осознать и ощутить. И эти части

находятся в постоянном изменении вообще и по отношению друг к другу. Я не могу стать настоящим раз и навсегда, быть настоящим - это процесс, это путь, которым я иду всю свою жизнь, не делая ни одной остановки.

Еще немного о «знаниях».

Знания - опора. Знания граница (рамки).

Можно опираться (стоять) на опоре, можно отталкиваться от опоры.

Я смотрю на Мир и объясняю его теми «знаниями», которые у меня есть.

Это сужает мое видение.

Я смотрю на мир и узнаю в нем то, что я уже знаю (еще знаю) и вижу то, что не знаю (не могу знать), это позволяет мне видеть шире и больше.

И тогда, встречая Другого, я готов к тому, что каждая встреча будет новой, каждая встреча будет с другим, непохожей на те, что уже были, с непохожим на тех, с кем я уже встречался, сколько бы встреч не происходило на моем пути.

Зотов Д.,

Сборник научных статей и рабочих материалов к докладам участников II Международной конференции «Философия и психотерапия». Под редакцией С.М. Бабина, В.В. Андрюшина, И.Г. Глуховой. Научное издание. СПб: издательство «Анатолия» 2014. - 232 с. IBSN 978-5-7452-0049-6