Светский гуманизм не трагичен. Он оптимистичен и жизнерадостен. Потому что он опирается на то, что есть в человеке и в мире, а не на сверхъестественное и не на ужас от его отсутствия. Только потеряв веру в Бога, но не потеряв тоску по его миру, можно стать трагическим гуманистом, психологически застрявшим между естественным и сверхъестественным, между временем и вечностью. Такой гуманизм отравляет радости жизни, говоря тебе: «используй каждое мгновение твоей жизни, ведь завтра ты умрешь!».
И тогда нам грозит пир во время чумы, а не пир во времени жизни.
Настоящий, последовательный гуманизм оптимистичен. Попробую показать это.
Мир пребывает. И с ним человек. Они пребывают в пространстве и времени, в бесконечной череде событий, фактов, свершений и не свершений. И как бы ни переплеталось во всём этом чёрное и белое, мир - светел, просторен, устремлён в будущее, он - живой. Он и человек развиваются, творят и творятся.
И в этом всё дело.
И потому гуманизм прав, говоря: прогресс, улучшение условий человеческого существования есть, и они неотменяемы. Прогресс этот всесторонен и является частью вселенского космоэволюционного процесса. Для человека это прежде всего прогресс социально-политический: демократия становится реальностью для всё большего числа стран. Это прогресс экономический: всё меньше людей в мире голодают, улучшаются условия труда и качество жизни, социальные обязательства бизнеса и государства растут. Это прогресс правовой и нравственный: во всё большем числе стран права человека признаются и защищаются, а человеческие отношения все больше регулируются моральными нормами, толерантностью и эмпатией. Особенно заметен прогресс информационный и научный: мы вступили в эпоху коммуникационных революций и беспрецедентно бурного развития фундаментальных и прикладных наук, высоких технологий, обеспечивающих столь же беспрецедентный рост потребления, увеличение длительности жизни и повышение её комфортности на повседневном уровне.
Было бы наивно думать, что прогресс безоблачен. С каждым новым открытием, новым улучшением качества жизни возникают и новые проблемы, вызовы и необходимость их достойной встречи и преодоления. Но я говорю сейчас об общей тенденции, о результирующей этого сложного переплетения позитивного и негативного в жизни мира и человека. А она, эта результирующая с несомненной очевидностью говорит: прогресс есть. Его нельзя не видеть. Его нужно поддерживать и защищать от безволия и пессимизма, расслабленности и безразличия, нигилизма и кликушество людей, не умеющих ценить жизнь и рассматривающих её сквозь смертность и вожделённое бессмертие в загробном мире.
Я ценю жизнь. Я счастлив, что я умею её ценить. И я ценю те мгновения, когда я нахожу в себе минуту времени и место в сознании и чувствах высоко ценить жизнь и её радости, восхищаться их бесконечным спектром и разнообразием.
***
И вот когда тебе хорошо, и ты исполнен радости и бодрости, к тебе
приходит чувство благодарности.
И его хочется выразить.
Но… кому?
Да, конечно же, многим близким, живым и мёртвым, зелени вокруг,
букашкам и цветам, камням и небу, людям…
Но и этого мало.
И потому я говорю: слава тебе - мир во всей твоей полноте и
возможностях!
Слава тебе - действительность!
Слава - всему и вся!
Слава тому, что есть!
Тому, чего или кого уже или ещё нет!
Тому, что неизвестно!
Тому, что ни то, что есть, и не то, чего нет!
Тому, что и есть, и нет неизвестно как!
Слава и мне, славящему всё и вся!
Это всё моё и это всё то, во что я укоренён во всей своей плоти,
в своих заботах, потребностях и мыслях - по самое горло.
А то, что выше - моя голова, мое сознание, мой внутренний мир,
моё Я - не вмещается ни во что и ни в ничто, и ни в
неизвестность. Оно, мое Я, высунувшись из мира грандиозных и
величественных действительностей, обозревает его извне и изнутри
в радости и благодарности.
Да будет так всегда и везде и даже там, неизвестно где, и тогда,
неизвестно когда!
***
Чудеса, радости, волнующие тайны, полнота и изобильность мира и величие человека - вокруг нас. Всегда и везде. Их нужно видеть. Их нужно учиться видеть. И это несложно.
Вот я подхожу к тебе и спрашиваю:
- Как твое имя?
- Мгновенье.
- А фамилия?
- Вечность.
- Так как же тебя звать?
- Мгновенье бесконечности…
Человек обманул вечность, ускользнул от неё и… обрел своё собственное время - время человеческого существования.
- Ты знаешь, сколько тебе лет?
- Знаю.
- А ты знаешь, сколько лет тебя не было на планете Земля и вообще в этом мире?
- Не знаю.
- А мне кажется, я знаю: тебя не было здесь целую вечность. Представь себе: у тебя за спиною ЦЕЛАЯ ВЕЧНОСТЬ, хотя и неизвестно был ли ты там или не был, точнее - ты был в неизвестности, имя которой Вечность. Ты - неизвествовал.
Но, будучи во Вселенной, ты уже хорошо понимаешь, что тебя не было здесь целую вечность. Есть от чего задуматься и, пожалуй, как-то… зауважать себя. Ведь за тобой - вечность. Я, ты, каждый из нас несёт за плечами целую вечность того времени, когда ни меня, ни тебя, ни кого-либо из нас ещё не было. У каждого из нас за спиною - вечность.
- А сколько тебе ещё быть здесь, на планете Земля, в солнечной системе, в галактике, имя которой «Млечный Путь»? Как долго ты собираешься быть в этом мире?
- Я живу так, как если бы мое время было вечным. Только в какие-то мгновения моя жизнь омрачается пониманием того, что я смертен. И тогда она огранивается чёрными алмазами смерти, делающими мою жизнь и время моего существования ещё более ценными, точнее бесценными. Но в такие мгновения я чувствую, что я не знаю, как долго мне быть в этом мире. Время моего существования, мое время становится неизвестностью и снова ускользает от окаменелости абсолюта вечности.
- Я мыслю так же. И это замечательно - жизнь с отрытой датой. Но что потом?
- Люди предполагают разные варианты, которых, впрочем, не так уж и много: разрушение, превращение или растворение в ничто, нирване или в Боге; путешествие в рай на вечные времена; путешествие в ад то ли на вечные времена, то ли до времени сошествия в него Бога и спасение всех и вся; уход в неизвестность (с бесконечным числом вариантов и возможностей). Можно предположить и что-то другое...
Но в тех перспективах, где тебе предлагают вечность у Бога или в Боге, гнездится такой трагизм, по сравнению с которым ужас смерти кажется ничтожным. Представь себе - ты вечен и у тебя всё вечно и всё без конца повторяется - без конца, без конца… Ты вечно вращаешься в этом вечном возвращении к одному и тому же, вечно и бесконечное число раз повторяющемуся. Сверхсмертная скука и скорбь. Сверхсмертное отчаяние. Никаких возможностей. Вечность и бесконечность поделённые на вечность и бесконечность равны сверхтрагическому нулю, т.е. они лишаются смысла также, как деление нуля на нуль.
Никакой надежды. Ни на что. Даже на смерть. Мертвый и холодный абсолютизм. Бездвижность при иллюзии движения. Неизменность при иллюзии изменений. Бесконечная смертная тоска при вечной жизни. Смерть, встроенная в жизнь и делающая человека «живым трупом». Смерти нет. Живи вечно! Тебе некуда деваться. Ты обречён на вечную жизнь. И нет никому дела до тебя как личности, до твоей свободы, реально информированного согласия, до твоих возможностей и рисков, твоих побед и преодолений, до той новизны и непредсказуемости, которыми так беспредельно богата жизнь здесь и теперь.
- Жажда бессмертия, хотя и ослепляет, но и заставляет нас быть чрезвычайно плодовитыми на изобретение возможных исходов. Я знаю, что ты предпочитаешь свой вариант: «Человек не рождается и не умирает. Он приходит из неизвестности и в неизвестность уходит».
- Да, это мой «вариант». Но я оставляю за собой право на его пересмотр или даже отказ от него. Нужно всегда быть готовым к «перерождению» своего убеждения на основе собственного опыта и понимания (это может случиться даже помимо нашей воли), так же как и к внезапному изменению мира вокруг нас (это тем более может случиться помимо нашей воли).
Пугливому сознанию здесь мерещится предательство, подлость и «беспринципность», потеря почвы и провал. А свободному и доброму сознанию во времени человеческого существования открывается полёт и простор для творчества новых ценностей, расширения горизонта и возможностей. Да, человек имеет право не только менять свои убеждения и внутренние вселенные, но и творить новые, чтобы быть ещё мудрее, ещё добрее, ещё креативнее, ещё сильнее и свободнее. И это возможно только там, точнее здесь, на Земле, в мире, где ты рождён свободным и имеешь право быть свободным, где ты можешь творить, в том числе и себя. Где ты - великий ресурс творческих возможностей. И где ни изначально, ни в конечном счете над тобой не стоит ничто и никто, кому ты должен поклоняться и вымаливать чужую, заемную, неизвестную тебе вечность как своё собственное распятие.
***
Когда-то я написал такие строки:
Долго живу?
Не знаю.
Мало живу?
Не знаю.
Но как удивительно время.
И как интересно жить!
***
Мы, и это не нужно доказывать, приходим в мир, возникаем в нем. И мы уходим из мира, исчезаем из него.
Что бы это значило?
…Почему не отступает от меня эта картинка, которая внезапно возникла в моем воображении, как только я поставил последнюю точку в свое книге «Твой рай и ад»?..
…Как если бы ты посетил этот мир, потому что прежде оказался в странном «парке аттракционов». Да, был и есть этот «аттракцион», и на нем написано слово «мир». Какое-то существо (пенсионер, видимо) сидит у входа и отрывает корешки билетов у чрезвычайно редких посетителей этого аттракциона, потому что «за» миром, «вне», «до» и «после» него - бессчетное число существ, которые не посетили и не посетят этот аттракцион, который называется «МИР»1. Но как бы то ни было в этом, насквозь пронизанном всевероятностью и всевозможностью «парке чудес, культуры и отдыха» бессчётные миллиарды посетителей. И ты там. И ты как посетитель парка ничем не отличаешься от других. Но, чтобы оказаться здесь, ты купил билетик, пенсионер оторвал корешок, и ты… родился! Ты вошел в этот мир, мир законов, которые ты можешь познавать и управлять ими, мир чудес, жизни и смерти. И ты получил время своего собственного существования, которое, как говорит Шестов, есть перпендикуляр по отношению к всеобщей линии времени2.
…Как если бы только тебе как одному из бесконечного числа живых существ неизвестного здесь «внемирного», «предмирного» и «постмирного» мира, в этом мире оказавшемуся, выпал шанс быть заброшенным на другой край Вселенной и посмотреть, как там (т.е. здесь, в этом «аттракционе») живется, как там (т.е. здесь, в этом «аттракционе») будет житься тебе. На деле этот, скорее всего, единственный шанс - подобен броску, прорыву и выбросу из неизвестности в бытие. И всё в этом нашем мире, порой кажущемся обыденным, упёртым и упорствующим, массивном и однообразным, глухом и безответном, буквально всё - и этот выброс, и ты, и мир, и всё малое и большое в нем, всё - уникально, по-своему прекрасно и драматично. И всё - это реализация дерзновенной свободы, невозможного и невероятного, какая-то естественная явленная тебе до рези в глазах тайна жизни, существования. И, если присмотреться, - здесь же, в это тотальное существование вплетаются действительности небытия и неизвестности, делая мир ещё более удивительным, буквально захватывающим воображение.
Здесь возникает и завершается непредсказуемая парабола твоей жизни. Она полна вызовов и возможностей, приключений, прорывов, поражений и преодолений, труда и творчества. Ты - есть. Так пусть же жизнь - этот невероятный и неповторимый шанс, - будет использован тобой наилучшим, разумным и благотворным образом, чтобы, прощаясь с этим миром, ты мог бы сказать: да, я делал и сделал свою жизнь как возможность - богатой и прекрасной действительностью, я не упустил свой шанс, я мог быть человеком, и я стал им, я исполнил себя, я восполнил мир, я сделал его лучше. Да, я не идеален. Я делал ошибки и терпел поражения. Но я жил, и я делал добро, я работал и помогал другим. Я думал и мечтал, я любил и действовал вместе со всеми. Я - жил как человек и хотел быть человеком. Я ухожу, с чувством достоинства и справедливости, уступая на пиру жизни место другим, которые будет делать мир ещё лучше, а себя - счастливее.
***
Да, хорошо, что есть я.
Хорошо, что есть другие.
Хорошо, что есть человечество.
Хорошо, что есть человечность, помогающая нам жить достойной
жизнью.
Хорошо, что есть гуманизм, помогающий нашей человечности обрести
разум и проективную мощь, гуманизм, становящийся вдохновляющей
программой свободной и творческой жизни каждого из нас,
оптимистической программой жизни и созидания всего человечества.
---
[1] Возможен и другой вариант: у входа в «аттракцион» МИР толпится огромная толпа желающих войти в него. Но только ничтожная часть из них получает входной билет. Несметное число сперматозоидов и яйцеклеток пропадает зря! И сколько не родившихся людей заведомо лишаются возможности сотворить себе подобных!
[2] «Может быть и даже вероятнее всего, и есть развитие, но направление этого развития есть линия перпендикулярная к линии времени. Основанием же перпендикуляра может быть любая человеческая личность» (Шестов Л. Начала и концы. СПб, 1908. - С. 127.).
Статья опубликована в журнале "Здавый смысл", № 2 (63), 2012