ENG
         
hpsy.ru/

../../Психологическая поддержка безработных в среде тренинговой группы.

В данной статье представлены заметки и наблюдения из опыта проведения тренингов с безработными. Потому буду придерживаться стиля эссе. Речь пойдет о вопросах психологической поддержки безработных различных возрастов.

В моем опыте есть проведение тренингов для безработных инвалидов предпенсионного возраста, безработной молодежи и взрослых. Тренинги проводятся на базе Центра занятости населения Чугуевкого района, Приморского края.

Каждый раз приходя в новую группу безработных, встречаясь с ними в среде тренинговой группы, я замечала как много проявлений потребности в поддержке. Запросы от участников тренинга выражаются по разному: кто-то делиться своим опытом, кто-то жалуется на отсутствие поддержки от общества. Кто-то сетует, что нет понимания и поддержки от близких или заявляет, что нет смысла вообще ждать поддержки потому, что «ничего никому не нужно».

Так или иначе, каждый «звучащий» на тренинге сообщает о необходимости в поддержке того или иного рода: материальной, моральной, психоэмоциональной, духовной…Добавьте свой вариант и вы будете правы- такая форма поддержки тоже числится в «списке запросов».

Дальнейшие размышления и примеры буду касаться проявлений и поиска психологической поддержки. К такому роду помощи условно отнесу моральную и психоэмоциональную поддержку.

Чаще всего участники приходят на тренинг с уже сформированными способами психологической поддержки и самоподдержки. Таким образом, в условиях тренинговой среды может проявляться ресурсный способ психологической поддержки через активизацию соучастия группы в проблемах каждого из участников. На мой взгляд, это важный аспект именно для проведения тренингов с безработными.

Во-первых, безработные часто противопоставляют себя личности тренера по принципу «работающий-безработный». Это создает некий первичный барьер для налаживания контакта с группой в целом или с некоторыми ее участниками, занимающими такую позицию на начальных этапах тренинга. Но, именно это противопоставление благоприятно для проявления интереса участников друг к другу, так как группа, в целом, оказывается на одной из сторон указанной противоположности. Здесь можно продолжать развивать мысль о ходе дальнейших событий: в результате появления причастности участников тренинга друг к другу образуется нечто вроде «первичной» групповой сплоченности и начинают проявляться ее признаки (ролевое поведение, лидерство и т.д.).

Вторая характеристика: часто безработные указывают на свою разрозненность в реальной жизни с теми, кто оказался в подобной ситуации. В результате, по отдельности, безработные не владеют информацией как справляются (морально) другие безработные. И тогда в тренинговой среде создается единство «мы безработные», или «мы ищем способ, чтобы эмоционально благоприятно справиться с ситуацией безработицы» и т.п.. Это также ресурсное явление, активизирующее интерес к соучастию в тренинговой работе. Более того, такое единство часто провоцирует интерес к собственному опыту и потребность поделиться им. В итоге, многие отмечают, что до участия в тренинге не рассматривали собственные способы психологической самоподдержки как применимые к другим или более полезные, чем у других. И конечно, такое единство дает чувство «плеча» и общности. Именно эти два явных ресурсных проявления в тренинговой среде важно использовать в работе с безработными. Тогда ведущему полезно выстроить контактные отношения на первых этапах работы в среде тренинга для выявления таких ресурсных «источников».

Итак, первым ресурсным направлением для активизации способов психологической поддержки и самоподдержки является возможности группы и каждого участника.

Второе направление ресурсного развития - это собственно психологическая поддержка тренера, как создателя соответствующей благоприятной среды. Здесь намечается ряд направлений: обращение к опыту участников с опорой на их личностные характеристики, выявление стереотипных представлений о себе как о эффективном сотруднике, выявление истинных потребностей в овладении профессией без учета реально существующих возможностей. После анализа такой информации о каждом из участников следует коррекционная и ориентационная работа. Она направлена на активизацию в «образе-Я» участников качеств и состояний помогающих рассматривать вопрос отсутствия рабочей занятости с точки зрения конструктива (например, повод осовить новые виды деятельности, заняться предпринимательством и т.п.). Также на выявление и распознование представлений участников о идеальном сотруднике и о причинах увольнений и так далее. В зависимости от индивидуальных особенностей каждого участника, у некоторых формируется более уверенная позиция и самоощущения.

Проиллюстрирую вышесказанное ситуацией с молодыми участниками трехдневной тренинговой группы. Основная работа была направлена на оказание психоэмоциональной поддержки в ситуации длительной безработицы (год и более). Из высказываний участников выяснилось, что существуют ряд стереотипов в их представлении об эффективном сотруднике, которые расходятся с требованиями к современному работнику. Многие молодые люди сетовали на то, что кроме самого факта отсутствия рабочих мест(как внешнего фактора безработицы) есть еще один важный аспект (как внутриличностный фактор) - непонимание.. Они описывали себя как трудолюбивых и исполнительных работников, при этом высказывали непонимание причин их увольнения.

Наиболее распространенное представление об эффективном сотруднике (по моим наблюдениям) примерно звучало так: «….я готов работать где угодно, и выполнять что скажут. Я так работал всегда и не пойму, за что меня уволили». Очевидно, что у безработных такие представления о эффективном сотруднике не соответствует требованиям современного работодателя и рынка труда. Добавлю, что многие из молодых безработных часто устраиваются на одни и те же, по статусу, рабочие места и не видят перспективы продвижения по службе. Далее при более подробном интервью проявились и другие стороны, повлиявшие на формирование таких представлений у участников в процессе их жизни.

Таким образом, выделю ряд причин, которые, как полагаю, провоцировали ситуацию потери работы для данных участников (по результатам интервью участников):

рассогласование представлений о эффективном работнике и требованиях работодателя; отсутствие представлений и образца конструктивной стратегии профессионального роста в близком окружении (у их родителей и близких людей);

отсутствие опыта перестройки и гибкости поведения в ситуации меняющихся требований со стороны работодателей;

отсутствие опыта инициативной работы и выдвижения предложений по повышению эффективности трудовой деятельности.

В результате полученной информации были предприняты рад мер в последующие тренинговые дни. Проведены краткие сообщения о требованиях работодателей. Участники занимали разные ролевые позиции: работодатель и безработный (в игровой среде тренинга). Были активизированы представления об инициативе и перенесены на сознавание соответствующих качеств в личности. Участники совершили «экскурс» к истокам своей успешности в прошлом и выявили инициативы как могут быть полезны эти возможности в настоящий период жизни при поиске работы и в дальнейшем для продвижения по службе. Также в работе по психологической поддержке были использованы арт-терапевтические методы ( визуализации, рисование).

В целом по итогам наблюдений в тренинговой работе отметила, что многие участники заявили о желании продолжить развиваться и приступить к конкретным действиям по поиску работы в соответствии со своим ранними стремлениями(например, всегда хотел поступить в техникум, но до сих пор был уверен что не примут и т.п.), также ряд участников пересмотрели свое отношение к работе и задались целью проявить себя.

Для дополнения обсуждения специфики психологической поддержки в среде тренинга укажу ряд «иллюстраций» из опыта работы с другими группами безработных: инвалиды предпенсионного возраста; взрослые.

В процессе взаимодействия в среде тренинга с безработными инвалидами предпенсионного возраста наблюдается наиболее частый запрос на ресурс психологической поддержки «мы-группа» (мы-инвалиды, мы-пожилые, мы-безработные). А основным источником взаимоподдержки является личный опыт решения проблем в связи со слабым здоровьем и безработицей. Многие из инвалидов проявляли незаурядные способности в умении справляться с ситуацией. В результате участники сообщали «на круг» о своем способе и предлагали применить его другим участникам. На основе получения «обратной связи» от группы известно, что многие с легкостью приступали к использованию предложенного способа справиться с ситуацией. Так, например, с первых дней тренинговой работы многие из участников больше всего высказывали жалобы на плохое самочувствие и отсутствие хорошего сна. На этом основании мною были добавлены в график групповой работы упражнения телесно-ориентированной спсихотерапии. В ответ на такое дополнение участники группы высказали свои способы регуляции самочувствия. В результате группа приняла решение выполнять телесные упражнения регулярно и сообщать об изменениях самочувствия в повседненвности. На третий день тренинговой работы у участников улучшился сон. Общая картина самочувствия улучшилась. Участники начали больше проявлять активности в своих сообщениях о разнообразных умениях, делиться опытом взаимодействия с молодым поколением. Таким образом, была активизирована социальная позиция безработных инвалидов, что позволило выявить их потенциал как полезных членов общества.

Отличительной особенностью взаимодействия в трениговой среде со взрослыми (от 35 до 45 лет) является ориентация участников на способы вхождения и перестройки в социуме в связи с безработицей. Потому, основные запросы по психологической поддержке касались проблем уверенности в себе, самопрезентации, оценки собственных возможностей, самопредставлений.

Для данной группы участников основной запрос на ресурс тренинговой среды и тренера. Потребность в эмоциональной поддержке участники восполняли за счет ресурса «мы-группа». Например, на равне с желанием освоить способы самопрезентации для эффективного прохождения собеседования, некоторые участники проявляли фрустрационные реакции при выполнении различных ролевых заданий. Опираясь на основные инструкции для выполнения упражнения, консультации с тренером, участники также получали от группы эмоциональную поддержку (подбадривания, приведение примеров, оптимистичных пожеланий и т.п.) участник справлялись с трудностями.

Подводя итог с опорой на полученный эмпирический опыт, скажу, что тренинговая среда обладает благоприятными характеристиками и позволяет использовать различные формы психологичекой поддержки как мост к «ресурсным хранилищам». Тогда специфика тренингов с безработными будет заключаться, как мне видится, в активизации групповых ресурсов и применение их потенциала для поддержки и развития каждого участника. А в результате такая направленность работы в среде тренинга позволяет выходить на решение центральной проблемы описанной категории лиц - решение вопросов безработицы и трудоустройста.

Догадова А.В.,

Практикующий психолог (гештальттерапевт, телесноориентированный терапевт).

Авторская версия статьи, напечатанной в сбонике "Актуальные вопросы психологической науки и практики. Достижения, проблемы, перспективы развития в структуре Находкинского городского округа. Итоговая научно-практическая конференция". Находка, 2009 г.

См. также