ENG
         
hpsy.ru/

../../Самотерапия творчеством

Данная статья написана с одной целью - пригласить психологов и специалистов других помогающих профессий к использованию способов самотерапии творчеством для разрядки, отреагирования, снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний и активизации ресурсных возможностей обновления психоэмоциональных энергий и сил.

Обращаем внимание, что все приведенные в тексте стихотворения и рисунки, иллюстрируют исключительно субъективный опыт самотерапии, являются продуктами творческой деятельности автора статьи.

Для рассмотрения процесса самотерапии творчеством обратимся к классическим приемам арт-терапии (терапии искусством): рисование (терапия рисунком) и стихосложение (библиотерапия).

Перечисленные выше приемы арт-терапии в психологической научной среде классифицируются как терапия творчеством. Указанные способы в узком смысле - это терапия творческим самовыражением. [1].

В статье также затрагивается аспект, связанный с психологической помощью психологу в рамках проблемы профвыгорания. В связи с этим, встречается ряд барьеров социально-личностного характера:

  • часто практикующие психологи неохотно занимают место клиента;
  • психолог-клиент может болезненно оценивать уровень компетентности психолога-терапевта;
  • иногда возможны заявления психологов о том, что у них «всегда все в порядке, на то они и профессиональные психологи»;
  • психолог-клиент может активно конкурировать, пытаясь защититься от процесса психологической помощи своей собственной компетенцией;
  • у психолога-клиента могут возникать опасения по поводу самомнения и внешнего мнения о собственной компетентности, и др. [2].

Для решения таких вопросов необходимо работать индивидуально каждому (решение личностных проблем: самотерапия и обращение к другим психологам) и объединениям психологов (решение вопросов помощи психологам, как направление работы психологической службы), так как, проблема организации работы психологов для психологов (психологов-супервизоров) еще только на стадии становления. В дальнейшем, вероятно, будут созданы обучающие программы специализирующиеся только на обучении психологов для психологов. На данный же момент времени есть способы и приемы, которые уже сейчас психолог может применять в целях самотерапии и самопомощи.

Тогда, арт-терапия творчеством, может быть одним из способов самопомощи и также, предлагается как способ эффективной самоподдержки и саморазвития:

  • во-первых, это требует мало затрат в материальном, техническом, территориальном и временном плане;
  • во-вторых, самотерапия творчеством создает и углубляет чувство безопасности, позволяет быть открытыми без ощущения раскрытости и высказываться без страха и оглядки на социальную цензуру;
  • в-третьих, центральная фигура в арт-терапевтическом процессе - не пациент (как больной человек), а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей. И эта особенность является характерным признаком для стимула и использования психологом, в целях самопомощи, арт-терапии;
  • в-четвертых, в строгом смысле, арт-терапия не предполагает обязательного активного вмешательства терапевта. Здесь рисунок и текст выступают как способ коммуникации и послания. [4]. А значит, есть объективная возможность самоорганизации терапевтического процесса.

Здесь проявляются эффекты арт-терапии, которые условно можно разделить на связанные с: собственно процессом творчества; изображением как вынесенными вовне, и таким образом, открытыми внутреннему диалогу переживаниями [3].

Тогда, пятым преимуществом арт-терапевтических методов рисования и стихосложения, будет возможность обращаться к продуктам своего творчества в последующее время после их создания. Это позволяет проверять «живость» переживаний, их продолжение или завершенность/свершенность, А также расширение и укрепление процессов ассимиляции на этапе обновления эмоциональных сил и восстановления энергии жизнедеятельности.

Для иллюстрации процессов самотерапии творчеством с помощью рисунка и стихосложения используем собственный опыт и продукты творчества.

В процессе взаимодействия с клиентами разных возрастов и разных «запросов» для консультации и терапии, возможно, происходит активизация внутренних откликов/реакций на проблемы клиентов, на их состояния. Неизбежно высвечиваются собственные внутренние вопросы, порой, самым неожиданным образом. Эти «высвеченные» территории и являются объектами и предметами для самотерапии. Тогда можно встретиться с проблемой ближе, с позиции «самоотождествления», и самовыразиться языком рисунка и стихосложения о чувствах и состояниях:

(отрывок)
…ожиданья и обиды
слезы-грезы

и нервы литрами,

межсезонные панихиды

о разбитых мечтах с презентами.

для того ли пахали души,

чтобы в грудь каблуки впивались?

для того ли пахали души,

чтоб вулканы-шипы извергались?

Часто после сочинения, перечитывая по нескольку раз то, что получилось, можно заметить смену «самоотождествления» на «наблюдатель-слушатель». Также, отмечается отстраненность и отдаление, рассеивание, ранее будоражащих образов и чувств, существующих, теперь, только в сочинении. В процессе самонаблюдения, нам представляется возможным отметить, что сочинительство проявляется как сильная потребность в выражении ритмических проявлений чувств, выражение их в словах и фразах, далее в рифмах. Так получаются стихотворения и, так этот процесс сознается автором статьи.

Один из следующих шагов в самотерапии, по нашему опыту, - появление потребности в развенчании «самоотождествления» или в «самоподдержке», так же, как вариант, может возникать усиление позиции конструктивного критика, как способа направления энергии на обесценивание и осознание искусственности и паразитической культивации негативных переживаний. Очень помогает «черный юмор»:

(отрывок)
невротик депрессивный
стоит в лесу в носках,

от мыслей негативных

тошнит звезду в руках…

…кривит его и тужит

наперекос и в бок,

с ним здесь никто не дружит…

лишь вопли от сорок.

В дальнейшем происходит сочинительство, выражающее желания и/или самоподдержку:

хочу …пусть будет переход от сна отсутствия и дел поспешных,
хочу …пусть будет переход от суеты и мелочей безбрежных,

к тем берегам, где нега и согласье, к тем островам, где солнечные дали,

к тем уголкам, где неожиданно.. приятно…туда - где мы синицу увидали.

*
(отрывок)
вот тебе клубочек
намотай на палец

там среди деревьев

светит желтый заяц…

…распусти сирени

в волосах и гривах,

набери в ладони

солнца переливы.

перелей, наполни

что душе теплее

и пусть в сердце ветер

самый теплый веет

*
(отрывок)
длинной вереницей
дни рожденья празднуем.

сны нам будут сниться

каждый день и разные!…

… выбери удачу,

выбери везенье,

выбери на счастье!

всем на загляденье!

выбери страницу,

выбери рассказ,

выбери наряды -

чтобы в самый раз!

выбери минуту,

выбери часы.

выбери движенье

белой полосы.

…пусть очнется жизнь!

запестрит листвой!

пусть приснится сон

выбранный тобой!

Многие упражнения из области терапии искусством могут помочь ускорить процесс самопознания у чрезмерно вербализированных участников. [4]. Терапия искусством (рисование), на наш взгляд, также представляет собой альтернативный вариант самотерапии, для специалистов помогающих профессий, чья деятельность обычно является чрезмерно вербализированной и требует больших интеллектуальных и энергетических затрат.

В самотерапии рисованием процессы (сознавание своих желаний, потребностей, выполнение действий), по нашему мнению, образуют схожую последовательность с протеканием внутренних процессов при сочинительстве.

(Рис.1 «Неопределенность», Рис.2 «Страх сердечного приступа).

Рис.1 Рис.2

Тогда через рисование и чувствование можно выразить больше состояний, переживаний, а в дальнейшем выйти на уровень продуктивных интерпретаций.

Рисование, как процесс и рисунок, как продукт, также позволяют быть в контакта с внутренними переживаниями и состояниями. И также как в работе со стихотворениями существует разделение во времени. К рисункам можно обращаться как к источникам самоподдержки. (См.: Рис.3 «Мандала: Мирность», Рис.4 «Цветение силы», Рис.5 «Танец: Потребность движения»).

Рис.3 Рис.4 Рис.5

Без сомнений, занятия искусством могут служить средством для вытеснения эмоций или односторонностей, инструментом для диагностики, а также способствовать развитию профессиональных навыков, свободного художественного творчества, эстетических вкусов [5].

Возвращаясь к основной идее данной статьи и проблеме профвыгорания, отметим важный аспект: среди существующих исследований феномена профвыгорания, оказывающего негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в социальной сфере, есть данные вызывающие особый интерес. В одном из них выдвигается гипотеза, согласно которой у педагогов с высокими творческими потенциалами реже наблюдается ухудшение психологического и физического здоровья. Автором исследования была сделана попытка раскрыть проблему взаимосвязи профессионального выгорания с уровнем развития творческого потенциала педагога. В результате были получены следующие результаты: на уровень профессионального выгорания влияет как творческий потенциал, так и другие факторы наследственности и среды. А творческий потенциал является одним из факторов, способствующий продуктивной деятельности и саморегуляции психического состояния. Творческая личность не приемлет рутины и однообразия, а поэтому всегда ищет и находит нечто новое, оригинальное в своей работе. Созидать, творить, выдумывать, пробовать - это его обычное профессиональное состояние [6].

Таким образом, при самоорганизации и организации определенной работы по освоению арт-терапевтических приемов, нам видится реальная возможность развивать способы самопомощи не только у психологов (как профессионалов, имеющих в своем инструментарии арт-терапевтические методы по роду профессии), но и специалистов других помогающих профессий и социальной сферы.

Список литературы.

  1. Ткаченко Н. Введение в арт-терапию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psy-creation.pp.net.ua/publ/1-1-0-6
  2. Ширяев И., Ширяева Л. Психологическая помощь психологу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uspeshnie-mozgi.ru/clause18.html
  3. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста - СПб.: Издательство «Питер»,1999.- С.665-666.
  4. Проблемы терапии искусством //Психология //Психология цвета. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inomir.ru/psyhology/psyhology_of_color/57885.html
  5. Ещенко Н.Техника безопасности в арт-терапии // Газета «Школьный психолог» - 2006. - № 10. -Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200601003
  6. Севастьянова Н. В. Изучение профессионального выгорания и творческого потенциала педагогов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/527419

Догадова А.В.,

А.В Догадова. Практикующий психолог, телесно-ориентированный терапевт, преподаватель СГА, Уссурийский филиал, Современная Гуманитарная Академия.

См. также