ENG
         
hpsy.ru/

../../Психологические аспекты смысложизненных поисков студенческой молодежи

Смысложизненные вопросы - самые трудные и самые важные в жизни человека. Такими вопросами человек интересуется имея уже некий опыт и возраст. Именно юношеский возраст, когда человек задумывается о перспективах дальнейшей жизни и стоит перед многими выборами, является сенситивным в плане постановки смысложизненных вопросов.

Нами было проведено исследование среди студенческой молодежи Прикарпатского университета и Теологической академии г.Ивано-Франковска. Выборка состояла из 3 групп студентов: «психологи», «экономисты» и «теологи» (общее количество 115 человек). Исследование проводилось на третьем году обучения студентов, когда адаптация в условиях ВУЗа уже должна была состояться и первичные познавательные интересы по-видимому удовлетворились. Предполагалось, что в этот период средины обучения студенты обращают больше внимания на свои ценности и задумываются над ними, а также не так обременены проблемами обучения как их коллеги с первых и выпускных курсов.

В нашем исследовании мы использовали методику Х.Ниеми (в адаптации М.Р.Гинзбурга) «Размышления о смысле жизни», модифицируя ее под особенности выборки. Методика направлена на выявление актуальности для юношей вопроса о смысле жизни, на выявление референтного по этому вопросу круга лиц. Фиксация результатов проводилась по следующей шкале: никогда - редко - иногда - довольно часто - очень часто. Для выявления основных областей жизнедеятельности, в которых осуществляется самореализация юношей, по шкале: очень слабо - довольно слабо - в какой-то мере - довольно сильно - очень сильно.

Как оказалось, студенты всех групп довольно часто задаются смысложизненными вопросами, что подтверждает их актуальность на данном этапе жизни. Такие вопросы студенты обсуждают только иногда, аавторитетными людьми являются во всех группах друзья, но «теологи» иногда обсуждают вопрос о смысле жизни с родителями и священником. С преподавателями смысложизненные вопросы «теологи» обсуждают редко, а студенты других групп - практически никогда. В этом можно увидеть «минусы» образования. Так же редко на эту тему говорят «психологи» и «экономисты» с родителями, однако «психологи» иногда общаются по этому поводу с любимым человеком.

Очень сильно помогает отыскать смысл в жизни «теологам» вера в Бога, что не странно, но в других группах этот показатель на уровне - довольно сильно. Причину этого явления мы видим в силе и стойкости религиозных установок и культурных особенностях населения западных регионов Украины. Кроме того, студентам всех групп довольно сильно помогает обрести смысл жизни общение с любимым человеком, т.е. в сферу «ценностей переживания» студенты довольно часто направляют свою активность. Книги, как источник смысла жизни, помогают довольно сильно только «теологам». Довольно слабо в этих поисках помогают дискотеки, общественный труд, общение с преподавателями(кроме «теологов»).

Качественный анализ ответов на незаконченные предложения (авторский вариант) показал преимущественный тип смысложизнепонимания студентов: теологический у «теологов», которые видят смысл жизни «в Боге», «в служении Богу и людям»; и процессуальный у «психологов» и «экономистов», которые видят его в «достижении целей», «самореализации», «самой жизни».

Мысль о смысле жизни у студентов приходит в ситуации «отчаяния», «наедине», «в экстремальной ситуации». Об этом еще В.Франкл писал, что такие мысли не дают покоя человеку когда он наедине и ничем не занят. Когда приходит такая мысль, у студентов возникает желание что-то изменить: себя, жизнь, сделать что-то доброе, поговорить с кем-то и только у «теологов» возникало желание уединиться.

Мысль о смерти у студентов приходит, когда они сами видят смерть, на похоронах. Важным оказалось то, что «теологи» смерть для себя определяют более позитивно («не страшное», «встреча с Богом», «начало вечной жизни») на фоне абстрактного, непонятного определения в других группах(«конец», «ничего», «не известное», «не реальное», «неприятное» и даже «страшное»). Принятие конечности жизни, на наш взгляд, выступает важным обстоятельством в осмыслении своей жизни.

Вера в Бога для преобладающего большинства студентов выступает «опорой», «важнейшим», «всем», «помощью», только «теологи» ее выделили как «смысл жизни». То есть и в данном случае подтверждается важность этой, внесенной нами позиции и модификации в предыдущей методике.

В результате тестирования с использованием методики СЖО Д.А.Леонтьева, мы получили высокие показатели осмысленности жизни у теологов-ребят, особенно по шкале «общий показатель ОЖ». Возможно, это связано с четким теологическим мировосприятием, мощными религиозными установками, которые подкрепляются соответствующим обучением и средой. Среди «теологов» только 6% (девушки с катехитического факультета) получили общие показатели ОЖ ниже стандартных, у «экономистов» таких оказалось 10%, у психологов - 20%. Такие данные свидетельствуют о том, что студенты-психологи более всего нуждаются в помощи в их поисках смысла жизни и это проблема для них очень актуальна.

В результате проведенного экспериментально-диагностического исследования можно также предположить, что ответы на смысложизненные вопросы студент старается задать себе сам и только иногда, когда это трудно, прибегает к помощи значимых других, причем у теологов в этом смысле круг общения шире. Поиски смысла жизни довольно тяжелое занятие, и в этом могут помочь внутренние ресурсы (например, стойкие религиозные, моральные установки, наличие значимых целей) и внешняя поддержка (общение с любимым человеком, друзьями, с возможностью расширения круга значимых других).

Петранюк А.И.,

Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI симпозиума. - Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова - 2006
Полностью материалы симпозиума будут опубликованы на сайтах симпозиума и Психологического института Российской академии образования