ENG
         
hpsy.ru/

../../Психологические особенности управленцев с высокой субъективной значимостью смысложизненного аспекта профессиональной переподготовки

Обучение кадров управ ления в системе профессиональной переподготовки дает им возможность реализовать широкий спектр целей. Поэтому существенным условием эффективности образовательного процесса является выявление и учет его смысловой «окраски». Такая работа составляет одно из центральных направлений мониторинга личностно-профессионального развития, проводимого кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ.

Среда деятельности современного управленца характеризуется ростом нестабильности, неопределенности, на которые «накладываются» проблемные ситуации личностного плана. В силу этого для ряда профессионалов оказывается важным не только «прагматический», но и «рефлексивно-экзистенциальный» аспект переподготовки (понимаемый как возможность использовать обучение для переосмысления своих жизненных целей, принципов, ориентиров и т.д.).

«Входная» диагностика абитуриентов РАГС 2005 г. показала. что экзистенциальная составляющая подготовки в явном виде запрошена 8,1% респондентов, а данный параметр находится на 11 месте из 13 оцениваемых смыслов. При этом таких управленцев можно рассматривать как достаточно специфичную подгруппу. По сравнению с остальными респондентами они старше (35,1 и 33,4 года соответственно) (Все приводимые в тексте различия и корреляции значимы на уровне p<0,05.), характеризуются меньшей экстравертированостью и «социальной смелостью». Можно предположить, что сниженный потенциал адаптации в системе межличностных отношений, субъективно высокая цена взаимодействия могут, с одной стороны, приводить к переориентации «на себя», а с другой - служить исходным моментом для актуализации потребности в выработке новых стратегий поведения в социуме через рефлексию жизненных смыслов и целей.

В пользу этот свидетельствует наличие у «экзистенциально ориентированных» управленцев более выраженного состояния психологического дискомфорта, проявляющееся в форме пессимистичности, склонности к беспокойству, неуверенности, озабоченности проблемами, и т.д. Эти особенности могут являться ответом на негативные факторы ситуации, поскольку рассматриваемые респонденты отличаются большей эмоциональной чувствительностью и нервно-психической лабильностью, оборотной стороной которых вступает большая степень уязвимости к стрессогенным воздействиям. При этом следует отметить, что людям с отмеченными особенностями, как правило, более присущи склонность к сомнениям, рефлексивность и самокритичность, т.е. как раз те черты, которые тесно взаимосвязаны с актуализацией смысложизненных аспектов профессиональной переподготовки.

Специфика психических состояний в рассматриваемой группе управленцев может быть связана с их профессиональной деятельностью. Так для «экзистенциально ориентированных» абитуриентов менее характерно принятие выполняемой деятельности, как личностно значимой. При этом для них более важными в процессе труда выступают не внутренние стандарты качества, а внешне заданные критерии. Представляется, что в данном случае речь должна идти не о снижении требовательности к себе, а скорее, о своеобразной отчужденности от выполняемой работы, приносящей негативные эмоции. Подтверждением этого выступает обратная взаимосвязь субъективного принятия своей работы и уровня депрессивности. В силу такого соотношения «вложение» сил в деятельность и стремление к достижению в ней высоких показателей являются субъективно бессмысленными.

Данная ситуация находит свое отражение в субъективных моделях личностно-профессионального развития управленцев в системе дополнительного профессионального образования. Экзистенциально-ориентированные абитуриенты чаще приходят в систему профессиональной переподготовки в связи потребностью в удовлетворении общих познавательных запросов, непосредственно не связанных с ситуацией в сфере актуально выполняемой работы (в то время как для остальных абитуриентов более значимыми являются причины, связанные с различными формами служебного роста). С другой стороны, для респондентов, отличающихся вниманием к смысложизненным аспектам обучения, характерна более выраженная склонность к использованию получаемого образования вне профессиональной сферы (т.е. «для себя»).

Обобщая сказанное, следует отметить, что продуктивное повышение профессионального потенциала рассмотренной группы управленцев требует специального акмеологического сопровождения, учитывающего как их личностные особенности, так и специфику образовательных ориентаций. Элементами такого сопровождения должны выступать коррекция негативных психических состояний и психолого-акмеологическое консультирование в сочетании с мерами по индивидуализации учебного процесса.

Мельничук А.С.,

Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI симпозиума. - Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова - 2006
Полностью материалы симпозиума будут опубликованы на сайтах симпозиума и Психологического института Российской академии образования

См. также
  1. Психологические проблемы смысла жизни и акме. XI симпозиум
  2. Психологический институт Российской академии образования
  3. Мельничук А.С. Экзистенциальное измерение профессиональной переподготовки государственных служащих