ENG
         
hpsy.ru/

../../Духовность как цель жизни

«Каждый день Бог посылает нам - вместе с солнцем -
возможность изменить все то, что делает нас несчастными.
И каждый день мы пытаемся притвориться, будто не замечаем
этой возможности».

Пауло Коэльо

Определимся с понятиями «бесстрастность» и «страсть», затем, чтобы стало предельно ясно, что именно бесстрастность является залогом духовной жизни, т.е. истинной цели жизни человека.

Бесстрастен тот, кто не подвержен страстям, холодный и спокойный; мудрец. Это можно прочитать в толковом словаре Ожегова.

В толковом словаре Ушакова: «Страсть. Сильное чувство, увлечение, создаваемое побуждениями инстинкта. У спорящих разгорелись страсти. Ведь страсть значит, когда чувство, влечение, привязанность или что-нибудь такое достигло до той степени, где уж перестает действовать рассудок? Гончаров. Давно ли народ твой игрушкой служил позорным страстям господина? Некрасов. Всю жизнь в толпе людей затерян, порой доступен их страстям. Тютчев».

Наиболее полное определение мы находим в толковом словаре Даля: «Страсть, душевный порыв к чему, нравственная жажда, жаданье, алчба, безотчетное влеченье, необузданное, неразумное хотенье. В животном страсти слиты в одно с рассудком, образуя побудку, а потому в страстях животного всегда есть мера; страсти человека, напротив, отделены от разумного начала, подчинены ему, но вечно с ним враждуют и никакой меры не знают. Всякая страсть слепа и безумна, она не видит и не рассуждает. Человек в страсти пуще зверя. Страсть к игре. Скупость легко обращается в страсть. Нет страсти неистовее безумной любви, но и она гаснет со временем; напротив, властолюбие, обратившись в страсть, растет с годами. Любовь и ненависть - противоположные страсти. Его обуяла несчастная страсть. В нем есть страстишка к картежи. Страстный, ко страсти относящийся; обуянный страстью; кто, по нраву, часто и горячо увлекается, кем владеют чувства, а не рассудок. Страстный охотник, - игрок; - поклонник, влюбленный. - суд, судья, пристрастный и неправедный. Страстно любить; - судить. Страстная неделя, последняя неделя великого поста, перед светлою, посвященная памяти страстей, страданий Господних. -служба, - евангелие. Страстница, страстная седмица, неделя. Страстник, -ница, кто страстит, стращает, пугает, грозит. Полно детей страстить, экая страстница какая! Страстник, -ница, церк. распутный, развратный человек, предавшийся страстям; необузданный, порабощенный страстями. Страстовать, быть в страсти, в страстном духе, в неистовстве, в исступлении. Страстование стар. сост. по глаг. -ватель, -ница, кто в страстном состоянии. Страстность, состоянье страстного. Он увлекается своею страстностью. Малокровное сложенье человека располагает ко страстности. Страстолюбие, предание самого себя на волю страстей своих, похотей. Страстоносец; -сица, -терпец, -пица, церк. мученик. -положник церк. подвигоположник. -убийственый, что убивает и мертвит, порабощает страсти».

Во всех определениях мы ясно видим, что страсти лишают человека разума и что бесстрастен - значит мудр.

Человек от рожденья полон страстей. И только от него самого зависит, признать ли их частью себя, отдаться им и жить ими или же изгнать их из себя и стать бесстрастным, мудрым. Начать жить духовной жизнью, - выполнить свое предназначенье. Причем стать на путь изгнания страстей он должен осознанно, сам.

Но одни не имеют времени и желания избавляться от своих страстей, другие, имея желание, не знают, с чего же начать.

Иные же приступают, но потребности в материальном имуществе и всем необходимом для комфортабельной и полезной жизни, в чувственных наслаждениях и любовных отношениях, в моральных и религиозных обязанностях удовлетворяют ради удовольствий, а не духовного роста. Они думают о себе при этом, что проводят жизнь духовную. Не знают они, что духовная жизнь начинается лишь только после очищения души от страстей. До этих пор человек живет не духовно, а мудрованием. Он признает величайшими ценностями внешние ощущения. И его всю жизнь будет преследовать страх их утраты, ведь они общедоступны и любой более сильный или хитрый может лишить его права обладания.

Если выбран путь духовного развития и просветления, то человек откроет для себя высшее духовное наслаждение - бесстрастность.

Бесстрастность есть высшая степень развития человека. Бесстрастен только тот, у кого нет желания чем-то обладать. Ведь испытывать страсть - это желать чего-либо. В силу своих познаний и духовного развития мудрый человек уже не может чего-то желать. Все необходимое он нашел в себе самом. Он всего достиг. Он живет духовной жизнью, жизнью, к которой мы все можем только стремится.

Бесстрастный человек объективно воспринимает мир, так как у него нет эмоционального фильтра, нет страстей к чему-либо. И потому его оценка и прогноз событий верны. И если же его компетентность по какому либо вопросу недостаточна для его решения, он так и скажет. Ложь ему не присуща.

Равнодушный же человек смотрит на мир сквозь фильтр бессознательно подавленных эмоций, обуреваемый страстями - сквозь призму безотчетных влечений - сквозь барьер стереотипов и предубеждений. Он не способен по-настоящему радоваться.

Неспособность радоваться - один из главных источников зла. Человек, обуреваемый страстями, очень быстро привыкает к хорошему, и воспринимает все хорошее, способное радовать, как само собой разумеющееся и потому недооценивает его. Понимание его истинной ценности возникает лишь при потере.

Обрести способность радоваться можно, начав с привыкания к добрыми делам, которые надо, не ленясь, делать ежедневно, с любовью, не ожидая награды.

Как страсть, так и добродетель вкореняются в человеке от навыка. Одно и то же доброе дело, будучи повторяемо, усваивается от повтора, становится привычкой и делается без принуждения, как нечто естественное. Одно доброе дело питает и усиливает все добродетели. То же происходит и со страстями: победа над одной из них заставляет отступать все страсти. В соответствии с этим страсти истощаются по мере накопления добрых дел, добродетели же оживают и укрепляются.

С укреплением добродетели человек начнет все четче усматривать в себе страсти и избавляться от них, достигая цели своей жизни - бесстрастности, которая позволяет жить настоящей духовной жизнью.

Голубев П.Н.,

Психолог предприятия УП «МИНГАЗ», г. Минск (golubev-@list.ru)

См. также