ENG
         
hpsy.ru/

../../Концепция страхов. Новый подход

«Быть рабом страха - самый худший вид рабства»
Бернард Шоу

Вступление

Мир вокруг нас такой, каким мы его представляем, и наш путь развития в этом мире мы осознанно или чаще всего неосознанно выбираем сами. Если выбран путь признания величайшими ценностями внешних ощущений - то человека всю жизнь будет преследовать страх их утраты, ведь они доступны всем, и являются на протяжении всего существования человечества предметом постоянной борьбы за обладание ими. Этими ощущениями являются власть, деньги, чувственность, признание.

Если выбран второй путь, путь блаженства, а не богатства; путь любви, духовного развития и просветления, то человек, идущий по такому пути, постепенно откроет в глубинах ума, сердца и души сокровищницу даров, способных преобразить всю его жизнь.

Проанализировав испытываемые нами эмоции, можно определить, по какому же пути мы идем.

Часть 1. Эмоции

Нами в жизни руководят эмоции, они влияют на состояние нашего психического и физического здоровья, и, если нами руководит гнев, то видим вокруг враждебный мир; если нам страшно, то везде видим угрозы. Но когда мы любим, мы видим вокруг любовь.

Любовь является единственной самой мощной силой во вселенной, которая создает, поддерживает, направляет, информирует, и доводит до надлежащего завершения все живое.

Будда призывал: «Как мать охраняет свое дитя, готовая пожертвовать собственной жизнью ради защиты своего единственного ребенка, так с безграничным сердцем должно лелеять все живые существа, наполняя весь мир беспрепятственной любящей добротой. Стоишь ты или идешь, сидишь или лежишь, пока ты бодрствуешь, постоянно помни об этом сердце и об этом лучшем на свете образе жизни».

Заповедь христианства: «Возлюби ближнего, как самого себя», конфуцианства: «Не делай другим того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе», иудаизма: «Не делай ближнему того, что пагубно для тебя самого».

Но любому плюсу противостоит минус. Ненависть, печаль, гнев, ужас и другие отрицательные эмоции есть формы страха, которым противостоят такие положительные эмоции, как любопытство, радость, интерес, сострадание и другие формы любви.

Ужас является конечной формой страха. Высшей формой любви является та, что рождена духовным просветлением и является высшим духовным наслаждением - бесстрастностью.

Бесстрастность есть высшая степень развития человека. В силу своих познаний и духовного развития он уже не может чего-то желать, то есть испытывать в чем-то потребность. Все необходимое он нашел в себе самом. Он всего достиг. Он становится по-настоящему мудр, самодостаточен, гармоничен и живет во имя других.

Все великие религии говорят нам - никакие внешние ощущения или вещи не способны дать нам полного или длительного удовлетворения. По сути дела, человек отвлекается от того, что в жизни действительно важно. Один из величайших даосских мудрецов, Чжуан Цзы, предостерегал: «Используя всю свою жизненную энергию на внешние вещи, ты истощаешь свой дух». Мохаммед указывал, что «Человеку, отягощенному богатством, трудно карабкаться по крутой дороге, которая ведет к блаженству». Иисус спрашивал: «Что человек выиграет, если он приобретет целый мир и потеряет собственную душу?»

Часть 2. Потребности

Если мы равнодушны, то нас охватывает апатия, нам ничего не интересно и нас ничего не возбуждает. Это состояние может быть вызвано сытой дремой или же усталостью от страха, когда человеку уже все равно, что с ним уже будет. Равнодушное состояние человека самое наихудшее. Это растительный образ жизни.

Эберхард говорил: «Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».

Но вот возникает потребность. Возникает чувство, что чего-то не хватает. При полностью позитивном пути ее удовлетворения человек сначала испытывает любопытство. Он видит пути решения возникшей проблемы и выбирает один из них. При правильном выборе пути возникает интерес удовлетворения потребности, которая, постепенно насыщаясь, переходит в радость, вызывающую в нашем сердце доброту, переходящую в любовь.

Но это в идеале. В реальной же жизни путь удовлетворения потребности может быть выбран не верно, что вызовет испуг, а затем и страх, панику, ужас…

При удовлетворении потребности насыщается как сама потребность, так и наше любопытство к ней, что в свою очередь может привести не к радости, а к равнодушию.

Все зависит от уровня потребностей, и от целей их удовлетворения, т. е. выбранного пути развития человека.

Соответствующему уровню потребностей соответствует глубина эмоций и цели этого же уровня.

Уровни потребностей выглядят (по А. Маслоу) следующим образом:

  1. физиологические (пища, тепло, здоровье и пр.);
  2. потребность в безопасности (надёжность, постоянство, сохранение своего социального положения, безопасные условия труда, надёжное рабочее место, соблюдение гарантий и т. п.);
  3. потребность в причастности (принадлежность к группе);
  4. потребность в уважении (улучшение имиджа, статуса, престиж);
  5. потребность в самореализации (повышение профессионального уровня, достижение своих целей, реализация талантов).

Правильнее уровни потребностей выражены в индуизме:

  1. потребность в материальном имуществе и всем необходимом для комфортабельной и полезной жизни;
  2. потребность в чувственных наслаждениях и любовных отношениях;
  3. потребность в широком спектре моральных и религиозных обязанностей;
  4. потребность в духовном избавлении, просветлении, или освобождении.

Четвертая, последняя потребность считается высшей целью и благом человеческой жизни.

Первые три потребности необходимо удовлетворять лишь ради духовного роста. Это гарантирует, что стремление к ним не будет чрезмерным.

Часть 3. Страх

Страх присущ большей части человечества на протяжении всей жизни. Страх - это сигнал деструктивного пути развития человека.

Реакция на страх может проявиться в конструктивном или деструктивном поведении. Конструктивное действие возможно в том случае, когда страх, контролируемый разумом, обостряет восприятие и усиливает рациональные способности человека. Разрушительное действие страха проявляется, когда нет контроля разума над ним, тогда люди совершают различные неадекватные, иррациональные действия. Подобные действия не осознаются человеком и могут иметь для него и его окружения катастрофические последствия. Страх приводит даже к смерти: животные, а также человек иногда могут быть испуганы буквально до смерти.

Агрессию можно рассматривать как один из видов разрушительной реакции на страх, когда действующие под влиянием страха человек или группа (толпа) нападают на источник страха, или на то, что ей представляется таковым.

Разрушительной реакцией на страх являются также случаи, когда люди становятся безучастными, игнорируют и даже отрицают наличие угрозы, когда возникают настроения, проникнутые чувством апатии и безнадежности.

Разрушительная реакция на страх ограничивают адаптационные и мобилизационные механизмы, которые перестают действовать даже в чрезвычайных условиях. Наступает своеобразная усталость от страха. Наступает равнодушие. Страх становится привычным. Он перестает быть функциональным.

Осознание и контроль своих страхов всегда расценивалось как победа над собой. Вот только зачем такая победа? Может, лучше выяснить первопричину страха? Поработать над ней, а не над самим страхом? ведь если мы будем ясно осознавать, чего мы боимся, т. е. объект нашего страха, нам уже будет гораздо легче. А если мы сможем как-то обойти или вообще ликвидировать этот объект или хотя бы качественно изменить свое отношение к нему? Повода для страха больше не будет. Появится реальная возможность каждому это сделавшему без суеты добиться реальных успехов в реализации своих жизненных планов, какими бы глобальными они не были. Удовлетворить свою главную потребность в духовном избавлении, просветлении, или освобождении. Достичь высшей степени развития человека - Бесстрастности.

Давайте рассмотрим, какие бывают страхи.

Страхи делятся на осознаваемые и бессознательные. Чем больше страхов вытесняется в наше бессознательное, тем хуже и беспокойнее мы живем, и наоборот, чем больше мы осознаем свои страхи и учимся на них адекватно реагировать, или просто жить с ними, тем легче нам справляться с различными текущими проблемами. В каждом человеке существует внутренний потенциал для борьбы с собственными страхами, если человек осознает свои страхи, значит, он уже знает (но возможно не осознает), первопричину своих страхов и пути борьбы с ними.

Если вы хотите истребить сорняки, совсем не обязательно на них обрывать листья, гораздо эффективней уничтожить корень.

Этим корнем являются наши негативные эмоции, основой всех из них является страх.

Итак, основные страхи бывают:

  • основной детский страх - родители быстро состарятся, умрут и оставят в одиночестве;
  • страх совершить ошибку, сделать что-то неправильно;
  • страх боли (как разновидность - страх неудовлетворения потребностей);
  • страх ожидания негативных событий и процессов, которые оцениваются людьми как вероятные, и от них самих не зависят (например - ураганы, наводнения, землетрясения, эпидемии, катастрофы, войны, революции, террористические акты, а также разгневанные боги, мифологические воплощения зла, колдуны, приносящие своими заговорами и заклятиями бедствия и смерть);
  • страх смерти.

Психотерапевты выяснили, что, несмотря на разнообразие страхов, людей на самом деле пугают только две вещи - они боятся умереть на месте и нелепо выглядеть на людях.

Любому из возникающих страхов легко можно построить логическую цепочку наших ожиданий, большинство из компонентов которой нами просто не осознается, что усиливает сам страх и ощущаемый нами дискомфорт.

Упрощенные цепочки будет выглядеть так:

  • страх совершить ошибку, сделать что-то неправильно, нелепо выглядеть - это вызовет чье то неудовольствие и меня будут, как минимум, критиковать - придут к выводу, что я плохой, несовершенный - со мной не интересно, скучно - от меня отвернутся люди, и я останусь один;
  • страх боли (как разновидность - страх неудовлетворения потребностей) - я могу стать калекой, моя реакция на боль и переживания ее вызовут чье то неудовлетворение - я стану физически и психологически непривлекательным - от меня отвернутся люди, и я останусь один;
  • страх ожидания негативных событий и процессов, которые оцениваются мной как вероятные и от меня самого не зависят - неадекватная реакция в условиях стресса делает меня непривлекательным в глазах других - от меня отвернутся люди, и я останусь один;
  • страх смерти.

Упрощенные потому, что количество компонентов этих цепочек может быть достаточно велико, они могут петлять и перемешиваться, быть параллельными. Их количество и степень выраженности зависит от биосоциокультурного содержания человека. Но в итоге все равно будет страх одиночества (т. е. сначала социальной, а затем и физической смерти). Именно он, принимая различные формы, оповещает о потенциальных и реальных угрозах существованию людей.

Страх усиливает социальные связи, выступает объединяющим фактором групп людей. (Вспомним - образ внешнего врага объединяет) Страх - биологическая функция защиты.
Он - сигнал потенциально негативного развития человека. Ведь если человек одинок - то нет продолжения рода. Поэтому человек является социальным существом. Он не может жить без контактов с себе подобными. Он не может обслуживать самого себя во внимании. Человеку необходима любовь, признание, внимание, постоянное его оценивание окружающими, и др., т. е. постоянное удовлетворение его потребностей.

Другой возможностью развития человека является путь развития его духовности, просветления, или освобождения его разума от жажды внешних ощущений. Путь выбора не богатства, а блаженства.

Человек в течение жизни изменяется как личность, индивидуум, на него постоянно воздействует окружающая среда. Это изменяет его потребности, и если это потребности внешних ощущений - человек испытывает страх, когда он не имеет возможности хотя бы частичного их удовлетворения, ведь его оценят «не так» и приходит в восторг, когда потребности удовлетворены, и оценивание его окружающими совпадает с его собственной оценкой. Вся жизнь человека может быть посвящена этому. Ради этого человек стремится к славе, власти, деньгам, сексу - делает все, чтобы получить высшее удовлетворение от этого.

Из этого можно сделать вывод: именно страх, а не что иное, является основной движущей силой прогресса либо регресса человека и человечества в целом, так как подавляющее большинство людей живет жаждой внешних ощущений. Живут погруженными в соблазнительную иллюзию, что если бы как-то удалось получить вдоволь всех мыслимых и немыслимых благ, то это бы явилось полным и окончательным счастьем.

Человечество зациклилась на физических вещах - деньгах, чувственности, власти, престиже.

Часть 4. Диагностика

Можно говорить о начале гармоничного пути развития человека тогда, когда отрицательные эмоции уравновешенны положительными, с тенденцией к увеличению глубины и продолжительности положительных эмоций, их преобладания.

Методика изучения пути развития человека.

Инструкция: «Предлагаемый Вашему вниманию опросник содержит ряд эмоций.
В первой части задания (шкала А) просим Вас оценить (нужный балл обвести кружком) по 10-бальной шкале степень присутствия этих эмоций в Вашей жизни.
Во второй части задания (шкала Б) просим оценить (нужный балл обвести кружком) по 10 бальной шкале степень присутствия этих эмоций в идеальной жизни.
Причем, 10 баллов - это постоянное (100%) присутствие данной эмоции в вашей жизни. Если же, хотя бы и очень редко, эмоция не обнаруживается, то следует ставить 9 баллов и т. д. до 0, который означает полное отсутствие данной эмоции».

1. Любовь

А) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Б) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

2. Доброта

А) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Б) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

3. Радость

А) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Б) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

4. Интерес

А) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Б) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

5. Любопытство

А) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Б) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

6. Равнодушие

А) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Б) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

7. Возбуждение

А) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Б) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

8. Испуг

А) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Б) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

9. Страх

А) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Б) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

10. Паника

А) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Б) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

11. Ужас

А) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Б) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

Возможно, предлагаемые эмоции не содержат те, которые чаще всего испытываете Вы. Пожалуйста, напишите о них.

Анализ соответствия оценок первой и второй части задания, с учетом возможных дополнений опрашиваемым показывает реальный путь развития человека.

Заключение. Шаги

Осознать, понять свои страхи, их первопричину - первый шаг к гармоничному пути развития.

Отказаться от страстного желания любви, основанного на чувстве собственной неполноценности - человек, испытывающий страх не может быть полноценной личностью. Это второй шаг.

Воспитание таких полезных душевных качеств, как благодарность и великодушие; развитие положительных эмоций - любви и сострадания. Возлюбить ближних своих не только когда они ведут себя так, как нам хочется, но и тогда, когда они этого не делают. Не ждать любви, а дарить ее. Это третий шаг.

Потребности в материальном имуществе и всем необходимом для комфортабельной и полезной жизни, в чувственных наслаждениях и любовных отношениях, в моральных и религиозных обязанностях необходимо удовлетворять лишь ради духовного роста. Это четвертый шаг.

…а до счастья четыре шага…

Голубев П.Н.,


См. также