Проблема смысла жизни - универсальна для всех людей и во все времена, однако можно говорить о специфических социально-экономических условиях конкретного общества, которые могут направлять процесс поиска и реализации человеком смысла жизни в определенное русло. В настоящее время в российском обществе действует целый ряд таких ключевых факторов. Вакуум смысла, возникший в постсоветском пространстве, у значительной части населения до сих пор заполняется содержанием лженаучного и магического толка. Мощной силой, поддерживающей этот процесс, выступает огромное народное наследие суеверий и архетипических страхов, которое сопровождает жизнь всех поколений.
Процесс мифологизации сознания людей в современном российском обществе протекает на фоне снижения качества преподавания в школе предметов, развивающих аналитическое мышление, падения культуры чтения как смыслоизвлекающей деятельности, которая помогла бы удерживать здоровый баланс между рациональным и иррациональным способами восприятия действительности. Слабо сформированные у взрослых людей способы рационального осмысления и анализа событий замещаются когнитивно-простыми оккультно-архаическими мифологемами, естественными для детского отношения к реальности. Так, волна «сенсационных» публикаций, прошедшая на рубеже 90-х г.г., во многих из которых «очевидцы» аномальных явлений описывали и свои психотические переживания (а также смена государственной идеологии с атеизма на поддержку религии) породила тот культурно-исторический бэкграунд, который, в условиях дебюта психотических расстройств, может составлять содержание кристаллизующих бред конструкций. Влияние актуализированного в современной России примитивно-мифологического пространства может трагически искажать смысл жизни попавших в трудную жизненную ситуацию людей.
Деструктивными факторами также являются распад института традиционной семьи, прежде всего бьющий по детству и нормальному формированию объектных отношений; до сих пор нерешенная для России проблема сиротства; продолжающаяся в постиндустриальном рыночном обществе изоляция человека; ранняя подростковая алкоголизация. В настоящее время наблюдается как рост числа людей, страдающих уже известными видами психических расстройств, так и появление новых психогений, что связывается с высоким темпом жизни, ее насыщенностью стрессогенными событиями, общим ослаблением здоровья молодого поколения на фоне ухудшения экологии, информационной «атакой» СМИ, бурным развитием техники и сети Интернет.
Таким образом, можно выделить основные условия, затрудняющие процесс поиска и реализации человеком смысла в современной России:
1) Актуализация примитивной мифической иррациональной субкультуры;
2) Распад семьи, проблема сиротства;
3) Падение качества образования по критерию формирования научно-рационального стиля мышления;
4) Мощные внешние социально-экономические стрессы (связанные со сменой формации на «рынок»);
5) Катастрофическое падение здоровья нации, особенно нервно-психического здоровья, истощение нервной системы в условиях рыночной экономики (конкурентные отношения, работа «на износ», затрудненный доступ к качественной медицине);
6) Алкоголизм как одна из главных проблем нации.
Анализируя все выше сказанное, можно заметить, что в русской классической литературе описан случай возникновения психотического расстройства на фоне действия выделенного нами комплекса факторов сиротства, тяжелых детства и юности, алкоголизма, мифического иррационального мышления, истощения нервной системы. Это случай главного героя произведения Н.В. Гоголя «Вий» - философа Хомы Брута. Пример гоголевского персонажа иллюстрирует специфику смыслового жизненного пространства, в котором несмотря на временную разницу в более, чем сто лет, находится значительная часть наших современников. Социально-экономические условия, описываемые Н.В. Гоголем, отличаются от настоящих дней по форме, однако по содержанию факторы, деформирующие смыслообразующие процессы, которые мы встречаем в литературном произведении, и которые были выделены нами выше, во многом совпадают.
«Живой» язык, богатство словесных, художественных форм, которые использованы автором, дают уникальный материал, расширяющий опыт понимания факторов и механизмов психической жизни личности, вводящий специалиста-психотерапевта из области научно-формализованного знания в семантическое пространство народного сознания, вне категорий которого невозможна эффективная психотерапевтическая работа.
Талантливое описание Н.В. Гоголем социальной среды, где проходит юность Хомы, не оставляет сомнений в деструктивной ее роли: грубые нравы бурсы и семинарии, низкий уровень интеллектуальной и духовной культуры делают одиночество Хомы абсолютным и отчаянным. Фактор одиночества действует на фоне тяжелых бытовых условий, постоянного физиологического истощения (голод, злоупотребление алкоголем, физические наказания, драки). Очевидно, что развиваясь в таких условиях, человек находится в крайне неустойчивом психическом состоянии и легко поддается суггестивным воздействиям, жертвой которых и стал философ, попавший в группу людей, ставших для него индукторами тяжелого психотического состояния. На примере гоголевского героя можно увидеть, как процесс самостоятельного, осознанного осмысления жизненных явлений и событий подменяется навязанными интеллектуально неразвитым окружением грубыми архаичными мыслительными конструкциями и приводит к трагическому финалу.
В современности можно найти немало параллелей данной истории. Так, например, наиболее «популярными» психическими расстройствами сейчас являются паническая боязнь заразиться птичьим гриппом (большая «заслуга» в этом принадлежит СМИ); часты обращения к психиатрам подростков и юношей с жалобами на зрительно-слуховые галлюцинации, реакции дереализации после длительной игры в агрессивные компьютерные игры. Широко известны трагические истории зомбирования сознания членов тоталитарных сект, в большом числе распространившихся в России. Механизмы «воспитания» терорристок-смертниц также во многом совпадают со стихийно действовавшими механизмами развития психоза у Хомы Брута. Истории болезни многих психиатрических больных содержат описание тех же факторов: психологическое одиночество, установка «никому ненужности», незащищенности, часто подкрепляющаяся социальным бесправием, феномен выученной беспомощности, истощенная нервная система, психологически нездоровое окружение, навязывающее аутоагрессивные жизненные сценарии. Все это становится барьером к активизации психологических ресурсов для сохранения целостности в критических ситуациях и превращает жизненный путь личности в последовательность осознанных и бессознательных выборов, ведущих к деструктивному финалу (Прим. Хотелось бы отметить, что эта идея блестяще передана в постановке «Панночка» Муниципального театра «Русский стиль» г. Орел, реж. В.Симоненко).
Case study Хомы Брута - талантливо описанная в литературной форме судьба человека, у которого проблема экзистенциального выбора решается на бессознательном уровне, и варианты ее решения крайние - здоровье или болезнь, жизнь или смерть. Обобщая все те особенности жизни современного человека, которые попали в фокус нашего внимания, и опыт психотерапевтической работы с пациентами с психотическими расстройствами, можно утверждать, что далеко не периферическое место в структуре заболевания занимают деструктивные смысложизненные конструкции, инкорпорированные из примитивного информационного пространства современного общества, и усугубляющие тяжесть состояния личности.
Проводя параллели современной российской жизни с жизнью студентов малороссийской бурсы гоголевских времен и анализируя тенденции духовно-культурного развития нашего общества, следует заключить, что профессиональное сообщество практических психологов и психотерапевтов, работающих с людьми, переживающими жизненный кризис и утрату смысла жизни, должно отдельно осмыслить проблему дерационализации, архаической мифологизации сознания своих клиентов, и возникающих в связи с этим провоцирующих психическое заболевание конструкций.
Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI
симпозиума. - Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова - 2006
Полностью материалы симпозиума будут опубликованы на сайтах
симпозиума и Психологического института Российской
академии образования