Смысл жизни дает человеку относительную независимость от «внешнего» и «внутреннего» (В.Э.Чудновский,1995). Поэтому знание того, чем и каким образом смысл жизни влияет на судьбу, помогает человеку осознанно управлять своей жизнью и улучшать ее (а также судьбу близких).
1. Что такое «судьба»? Этот термин имеет четыре значения: основных - два. Первое - жизнь (участь, удел, жизненный путь), которая чем-то предопределена, задана в главном (говорят - «эта встреча определила его судьбу»). Второе значение - то, что предопределило эту жизнь (рок, стечение обстоятельств, непреодолимые обстоятельства жизни). Вспомним - «И от судеб спасенья нет». В этом тексте термин «судьба» обозначает первое.
2. Действительно ли смысл жизни детерминирует судьбу? Да, но конкретный вариант зависит от эпохи, потенциала человека к моменту обретения им смысла жизни и от того, каковы окружающие его люди.
Проанализируем три примера. Смысл жизни С.П. Королева (1907-1966) - идея покорения человечеством космоса. Это определило выбор им профессии (и как побочное следствие - репрессии, которым он подвергся в 1937 году); обедненность содержания жизни в силу характера работы; постоянный стресс из-за его роли лидера, обусловленной как его талантом, так и теми же массовыми репрессиями 30-х г.г.; и как результат - болезнь и ранняя смерть. На другом полюсе - эмоциональные взлеты, награды, социальный статус, в частности, избавляющий от постоянных мелких житейских забот.
Смысл жизни А. Эйнштейна (1879 - 1955) - утверждение гармонии мироздания. Всю свою зрелую жизнь он стремился обнаружить единую гармонию физического мира и способствовать утверждению гармонии в мире людей. Идея мира как хаоса и как сферы случайностей была ему глубоко чужда. Отсюда его увлечение Моцартом, споры с Н. Бором о квантовой механике, многообразие и характер тем его работ (например, броуновское движение, теория лазера, единая теория поля); а также его общественная деятельность. Таким образом, выбор им профессии (математика, быстро отпавшая из-за недостаточного таланта, и физика), выбор решаемых задач, пристрастия, позиция в жизненных ситуациях - следствие смысла жизни А. Эйнштейна. Конечно, нужно было добывать средства к существованию - но и тут он нашел работу, связанную с физикой.
Возьмем йога. Его смысл жизни - достигнуть состояния слияния с Абсолютом. Путь к этому для него давно открыт предшественниками - мудрецами. Поэтому йог как бы разыгрывает заданную пьесу - примыкает к какому-либо гуру, проходит (или не успевает в течение жизни) восемь ступеней йоги, достигает этого состояния - и исчерпывает этим свой смысл жизни. Ему больше незачем (и нет желания) жить. От талантов самого йога зависит только, успеет ли он каждодневными усилиями одолеть все ступени или нет, станет ли он сам гуру или останется учеником при своем учителе.
3. Если проанализировать эти примеры и дополнительно - смыслы жизни В.И. Ульянова (1870-1924) и В.Л. Янина (род. в 1929), то вырисовывается общая схема того, как смысл жизни определяет, в главном, судьбу человека: человек обретает смысл жизни. Эпоха (так это было в XIX и в XX веке) предоставляет ему варианты возможностей реализации смысла жизни или создает препятствия (тогда ему приходится идти обходными путями). Человек в силу житейских обстоятельств и в меру личных данных избирает один из вариантов (в т.ч. конкретную профессию). Он включается, объективно и субъективно, в какую-то социальную общность (профессиональную; или идейную, например, религиозную общину; или по интересам). Талант и личные данные задают статус человека в общности, среди людей, имеющих тот же или родственный смысл жизни, т.е. задают ему роль, возможности самореализации и нагрузку. Наконец, наличие опыта предшественников и сам по себе характер смысла жизни определяют степень внешней и внутренней конфликтности жизни - судьбы. Тяжелее всего приходится гениям. Таким образом, смысл жизни в итоге задает направленность и содержание жизнедеятельности. И образ жизни, с несущественными вариациями. Т.е судьбу!
4. Что нового привнесла современная ситуация в такую детерминацию судьбы смыслом жизни? Труднее стало реализовывать свой смысл жизни: если С.П. Королев и другие были лишь самыми заметными представителями мощных общественных движений, то сегодня многие смыслы жизни приходится реализовывать вместе с небольшой группой единомышленников или даже в одиночку; далее, преобладающая часть людей, обработанная в духе потребительской психологии и массовой культуры, пассивно, а нередко и активно враждебна всякому содержательному смыслу жизни; наконец, в условиях рынка ныне уже не талант, а скорее качества коммерческого плана обуславливают статус в профессиональной деятельности, т.е. возможности самореализации. С другой стороны, вариантов, путей реализации смысла жизни стало несравненно больше. Вплоть до образования поселений единомышленников, замаскированных лояльно звучащим имиджем (экологическое поселение; община христианской морали; центр здоровой жизни; и т.п.). В новом, сложном и к тому же быстро меняющемся мире нет опыта реализации большинства умножившихся смыслов жизни, тем более в безразличной или недружественной среде. Поэтому реализация их сопровождается стрессами, перенапряжением. Давление потребительски и гедонистически ориентированной среды деформирует сам смысл жизни (кроме «монолитного» по структуре). И тем не менее, само наличие у человека устойчивого смысла жизни продолжает обеспечивать ему психологическую стабильность, невзирая на сложность и проблемность сегодняшней жизни.
Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI
симпозиума. - Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова - 2006
Полностью материалы симпозиума будут опубликованы на сайтах
симпозиума и Психологического института Российской
академии образования