ENG
         
hpsy.ru/

../../Личностное самоопределение в период взрослости

УДК 159.923.2

В зависимости от своей принадлежности к тому или иному направлению зарубежные авторы высказывали различные точки зрения относительно существования личностного самоопределения, предполагая различную степень свободы человека от внешних или внутренних условий. К теориям так называемого «крайнего детерминизма», согласно которым личностное самоопределение невозможно, относят психоанализ З. Фрейда и необихевиоризм Б. Скиннера. Согласно этим авторам человеческое поведение является полностью детерминированным в первом случае - бессознательным, во втором - подкреплениями актуального социального окружения.

Статья опубикована в сборнике «Вестник Кемеровского Государственного Университета» №2 (22). Кемерово: «Компания ЮНИТИ», 2005.
Публикация осуществляется по согласованию с редколлегией и составителями сборников.
Оригинал публикации на портале Социально психологического факультета Кемеровского государственного университета.
По вопросам приобретения сборника обращаться: Серый Андрей Викторович (mail: spf@kemsu.ru).

Теория идентичности Э. Эриксона считается теорией умеренного детерминизма. Э. Эриксон, продолжая считать бессознательное фундаментом личности, не отрицает влияние окружающей среды, наиболее выраженное на первых четырех стадиях психосексуального развития и уменьшающееся с развитием сознания. Важным вкладом Э. Эриксона в изучение личностного самоопределения является его разработка проблемы идентичности. Последняя представляет собой «твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру с соответствующими формами поведения» [13, с. 8]. Важнейшим механизмом формирования идентичности, по Э. Эриксону, являются последовательные идентификации ребенка со взрослым. Достижение идентичности обеспечивает чувство непрерывности опыта взрослой жизни. В ряде случаев идентичность рассматривалась как аналог личностного самоопределения в зарубежной литературе. Мы полагаем, что личностное самоопределение является более широким понятием, так как включает в себя не только поиск и обретение идентичности, но и постановку целей, нахождение смысла жизни, конструирование своего жизненного пути.

К авторам, которые признают наличие детерминизма и вместе с тем считают личность активной и способной к самоопределению, можно отнести экзистенционалистки ориентированных авторов таких как Э. Фромм, В. Франкл, Р. Мей и представителей когнитивного и социально-когнитивного направлений - Дж. Келли и А. Бандура соответственно. Личностное самоопределение выражается в решении вопроса о степени своей свободы, по Э. Фромму, в занятии определенной позиции по отношению к внутренним и внешним обстоятельствам, по В. Франклу, в осознании собственных возможностей в рамках судьбы, по Р. Мей, в способности выбирать из числа имеющихся личностных конструктов и создавать новые, по Дж. Келли, в способности воздействовать на самих себя, конструируя собственную судьбу, по А. Бандуре [7, с. 8].

Такие психологи как А. Адлер, А. Маслоу и К. Роджерс отстаивали абсолютную свободу личности от внешних или внутренних условий. А. Адлер полагал, что существует творческая сила, сосредоточенная в самой личности, благодаря которой она является самоопределяющейся. Из работ А. Маслоу следует, что самоопределение представляет собой определение своих личностных особенностей, предпочтений и осуществление на их основе выбора. По К. Роджерсу, самоопределению личности способствует тенденция актуализации, благодаря которой личность раскрывает свой потенциал и избавляется от внешнего контроля.

Конкретно понятие «самоопределение» встречается в работах Ш. Бюлер. Она исходила из того, что самоопределение и стремление к самоосуществлению являются одновременно врожденными свойствами сознания и движущими силами развития личности. Полнота и степень самоосуществления, по Ш. Бюлер, зависят от самоопределения, под которым понимается как способность индивидуума «ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути» [8, с. 167], так и в целом «целевые структуры личности». По ее мнению, именно наличие жизненных целей приводит к интеграции личности и является условием сохранения ее психического здоровья, а их отсутствие вызывает неврозы. Ш. Бюлер заключила, что целевые структуры или самоопределения лежат в основе развития фаз жизни и перехода от одной фазы к другой.

В отечественной психологической науке можно выделить классический и постклассический подходы к личностному самоопределению. Классический подход основан на принципе детерминизма С.Л. Рубинштейна, согласно которому «внешние условия не прямо и непосредственно определяют конечный результат, а преломляясь через действие внутренних условий, собственную структуру данного тела или явления» [10, с. 287]. По существу это означает, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение, определение внутренних свойств объекта [10]. Внешняя детерминация преломляется через комплекс внутренних условий, в результате возникает самодетерминация. Благодаря последней становятся возможны отношение, позиция, активность и свобода личности, при изучении которых и были получены основные данные, раскрывающие суть понятия «личностное самоопределение».

Как показывает анализ литературы в настоящее время можно говорить о трех основных подходах в рамках классического направления к установлению сути личностного самоопределения.

В первом случае психологи, изучая личностное самоопределение, делают акцент на нахождении личностью своей «внутренней сути». В работах Н.С. Пряжникова личностное самоопределение описывается как нахождение самобытного «образа я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей. Т.М. Буякас предлагает рассматривать личностное самоопределение как преобразование самих себя в новом личностном опыте [2]. Данные авторы ставят на первое место в личностном самоопределении познание человеком самого себя, благодаря чему он определяет свое собственное отношение к жизни и свое место в ней.

Во втором случае психологи описывают процесс личностного самоопределения через осуществление выбора. Так, Л.И. Божович считает, что личностное самоопределение предполагает «выбор будущего пути»[1, с. 380], М.М. Шибаева - выбор способов и форм реализации жизненной концепции [12], В.Ф. Сафин - «выбор цели и способов ее достижения» [11, с. 10]. Осуществление выбора с последующей его реализацией в деятельности в свою очередь непосредственно связано с процессом образования мотивов и целей, а также с решением задачи на смысл, которое сопровождается осознанием личностных ценностей.

В третьем случае личностное самоопределение рассматривается как процесс, который подразумевает «поиск цели и смысла своего существования» [1, с. 381], формирование у индивида осознания цели и смысла жизни [11] и который происходит относительно ценностей, существующих в обществе, с целью выделения и обоснования для себя ценностно-смысловых оснований собственной жизненной концепции [12].

Наиболее полным и объединяющим все эти точки зрения, на наш взгляд, является понятие личностного самоопределения, которое предложил М.Р. Гинзбург. По его мнению, определение человеком себя в обществе как личности есть «определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и тем самым определение смысла своего существования» [3, с. 24].

Таким образом, в классическом понимании проблема личностного самоопределения возникает на стыке взаимодействия личности и общества и становится возможной благодаря изначальной разделенности всего сущего на две реальности - «субъективную» и «объективную».

Согласно постклассическому системному подходу все понятия, содержащие «само-» предполагают «нечто идущее из внутреннего, нечто самопричинное, изнутри побуждаемое и регулируемое» [5, с. 8]. В.Е. Клочко и Э.В. Галажинский предлагают путь преодоления дихотомии внутренних и внешних причин поведения через рассмотрение их связи внутри системы, центром которой является человек. По их мнению во взаимодействии субъекта с объектом рождается новая реальность, в которой исчезает детерминизм «внешнего», так как оно тоже становится «внутренним» по отношению к образовавшейся системе. Человек является сложной самоорганизующейся психологической системой, производит новообразования сложной «совмещенной» природы, на которые опирается в своем самодвижении, саморазвитии [5].

Личностное самоопределение не завершается в подростковом и юношеском возрастах, а продолжается в период взрослости, подтверждением тому служат описываемые психологами «десятилетие роковой черты» и кризис «середины жизни». По мнению зарубежных психологов, Э. Эриксона, П. Массена и других, «десятилетие роковой черты» приходится на возраст от тридцати до сорока лет. Его главной характеристикой является осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека, с одной стороны, и действительностью его существования, с другой. Успешному разрешению кризиса способствует переформулирование целей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности жизни всякого человека [9]. Отечественный психолог, И.С. Кон, считает, что кризис «середины жизни» относится к периоду между сорока и пятидесятью годами. Он связан со снижением чувства осмысленности и полноты бытия, которое вызывается процессами рутинизации в трудовой деятельности, семейной жизни и общении [6].

Таким образом, в период взрослости личность опять сталкивается с проблемой личностного самоопределения, решение которой воплощается в создании новых или переформулировании старых жизненных целей, и в обретении личностью новой по сравнению с юношеским возрастом осмысленности жизни. На протяжении всей жизни человеку приходится определять свое отношение к окружающей действительности, осуществлять множество выборов в соответствии со своими ценностными предпочтениями, поэтому в ходе своего развития он постоянно приходит к новому личностному самоопределению.

Личностное самоопределение представляет собой одновременно явление и процесс. М.Р. Гинзбург выразил статический и динамический аспекты личностного самоопределения через аспекты его структурных компонентов. М.Р. Гинзбург предложил такие структурные компоненты как психологическое настоящее, психологическое прошлое и психологическое будущее, каждое из которых обладает ценностно-смысловым и пространственно-временным аспектами. В данном случае личностное самоопределение предстает как обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация [4].

Личность принимает смыслы, которые ей внутренне необходимы в данный период жизни. В результате решения «задачи на смысл» осознаются наиболее общие смысловые образования - ценности. Смыслы и ценности создают эскиз будущего и тем самым направляют дальнейший ход жизни личности. На пути присвоения ценностей личность постоянно сталкивается с проблемой выбора. Причем показателем личностного самоопределения является только тот выбор, в котором отдается предпочтение ценности более высокого порядка. Пространственно-временной аспект личностного самоопределения предполагает самореализацию и планирование, которое позволяет человеку представить свое будущее и упорядочить его, разбивая на последовательность ряда целей.

Психологи исследовали личностное самоопределение в основном в подростковом и юношеском возрастах. Цель нашего исследования состояла в определении особенностей его протекания в период взрослости. Мы изучали особенности личностного самоопределения в зависимости от пола, возраста, уровня образования, а также наличия или отсутствия в жизни испытуемого «трудной жизненной ситуации». Исследование проводилось с помощью таких методик как методика «Смысложизненные ориентации», «Самоактуализационный тест» и «Уровень субъективного контроля». Также мы использовали самостоятельно нами составленную анкету. Данные, полученные по всем методикам, были обработаны и подвергнуты статистическому анализу. Мы применяли корреляционный анализ и определение критериев значимости различий средних (t-критерий Стъюдента).

Результаты проведенного исследования показали, что личностное самоопределение обладает определенными особенностями протекания в период взрослости в зависимости от пола, возраста и уровня образования.

Представляют интерес общие тенденции протекания личностного самоопределения среди взрослых людей в зависимости от пола, возраста и уровня образования. Например, были выявлены различия в личностном самоопределении мужчин и женщин. Установлено, что среди мужчин оно протекает несколько иначе, чем среди женщин. Мужчины реже имеют цели в будущем, которые бы придавали жизни осмысленность, направленность и временную перспективу (t≈-2,36 при р=0,0199) и реже считают, что нашли смысл своей жизни (t≈2,867 при р=0,005). Корреляционный анализ показал, что последнее связано (r≈0,3 при р=0,05) с тем, что для мужчин не так часто смыслом жизни становится «создание семьи, воспитание детей» (t≈-3,808 при р=0,0002). Что касается женщин, то они в отличие от мужчин обладают меньшей интернальностью (t≈-2,503 при р=0,014): чаще свои успехи и достижения приписывают внешним обстоятельствам (t≈-2,393 при р=0,018), а в случае неудач стараются переложить ответственность на других людей или считают их результатом невезения (t≈-2,226 при р=0,028)

Установлено, что в зависимости от возраста, личностное самоопределение протекает по-разному. С помощью корреляционного анализа мы установили, что с увеличением количества прожитых лет повышается интернальность в межличностных отношениях (r=0,19 при р<0,05) и ответственость за важные решения, влияющие на течение жизни (r=-0,18 при р<0,05), а также укрепляется мнение, что «люди в своей массе скорее добрые» (r=0,2 при р<0,05). Вместе с тем увеличение возраста связано с уменьшением числа долговременных целей (r=0,19 при р<0,05). Также взрослые люди все реже продолжают считать, что смысл жизни находится в «материальном благосостоянии» (r=-0,27 при р<0,05) или в «возможности реализовать себя» (r=-0,22 при р<0,05) и, наоборот, чаще проявляют убежденность в том, что этот смысл заключен «в самой жизни» (r=0,19 при р<0,05).

Проведя исследование, мы установили, что самоопределение взрослых людей протекает по-разному в зависимости от наличия того или иного уровня образования. Например, с повышением уровня образования, увеличивается степень осмысленности жизни. Так, взрослые люди, имеющие среднее и начальное профессиональное образование, по сравнению с людьми со средне-специальным образованием гораздо реже имеют цели в будущем, придающие жизни направленность и временную перспективу (t≈-2,654 при р=0,0095), реже испытывают удовлетворенность прожитой частью жизни (t≈-2,585 при р=0,011) и чаще убеждены в том, что жизнь не подвластна сознательному контролю (t≈-2,328 при р=0,022). Взрослые люди со средне-специальным образованием обладают большей осмысленностью жизни и чаще имеют цели в будущем, но все еще отличаются по данным показателям от людей с высшим образованием (t≈-2, 349 при р=0,021 и t≈-2,558 при р=0,012). У испытуемых с высшим образованием показатели по данной методике достигли наиболее высокого уровня. Также с повышением уровня образования отмечено увеличение частоты утвердительных ответов на вопрос анкеты «Считаете ли Вы, что Вы самоопределились на данном отрезке жизненного пути?». Различия по t-критерию Стъюдента между взрослыми людьми со средним, начально-профессиональным и высшим образованием составили t≈-2,177 при р=0,034, а между людьми, имеющими средне-специальное и высшее образование - t≈-2,347 при р=0,021.

Выявлено также, что у взрослых людей со средним и начально-профессиональным образованием в отличие от тех людей, которые имеют средне-специальное образование, наблюдается более низкий уровень субъективного контроля: они не видят связи между своими действиями и значимыми событиями в жизни и думают, что последние происходят под влиянием случая или в результате действий других людей (t≈-3,206 при р=0,002). Особенно это касается интернальности в области неудач (t≈-2,878 при р=0,005) и интернальности в отношении здоровья и болезни (t≈-2,01 при р=0,048).

Взрослые люди, получившие средне-специальное образование в отличие от ранее описанных участников исследования склонны давать положительную оценку окружающим людям (t≈-2,283 при р=0,025) и воспринимать мир как целостный, учитывая связанность таких противоположностей как телесное и духовное, игра и работа и другие (t≈2,08 при р=0,04).

Таким образом, личностное самоопределение обладает определенными особенностями протекания в период взрослости в зависимости от пола, возраста и уровня образования.

Помимо названных социальных факторов на протекание личностного самоопределения оказывает определенное влияние наличие или отсутствие в жизни взрослого человека «трудной жизненной ситуации». К «трудным жизненным ситуациям» относят такие как безработица, смена места жительства, длительная болезнь и т.д. Эти обстоятельства ставят личность в ситуацию выбора, влекут за собой переосмысление жизненных ценностей, способствующих установлению нового отношения к окружающей действительности и самому себе, тем самым, приводя личность к новому самоопределению. Для нас «трудной жизненной ситуацией» явилась ситуация пребывания на инвалидности. Взрослые люди, принимающие участие в исследовании, имели такие заболевания как заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, хроническая почечная недостаточность, бронхиальная астма, сахарный диабет и другие. Все испытуемые получили инвалидность во взрослом возрасте.

Анализ полученных данных мы проводили в соответствии с аспектами личностного самоопределения: ценностно-смысловым и пространственно-временным. Было выявлено, что у взрослых людей, переживающих «трудную жизненную ситуацию», по сравнению с людьми из другой выборки наблюдается более низкая степень осмысленности жизни (t≈-5,384 при р=0,00001). Она уже не воспринимается ими как интересная, эмоционально насыщенная и наполненная смыслом (t≈-4,88 при р=0,00003). Интересно, что даже факт наличия семьи («Создание семьи, рождение и воспитание детей» по анкете) не придает жизни смысла (t≈-2,392 при р=0,018), также как вследствие болезни не становится ее смыслом «профессиональный рост» (t≈-2,167 при р=0,032).

Взрослые люди с ограниченными возможностями чаще склоняются к тому, что жизнь неподвластна сознательному контролю (t≈-4,406 при р=0,00002), поэтому им свойственно неверие в свои силы и меньшая способность контролировать события собственной жизни. Они считают, что свободы выбора не существует, поэтому бессмысленно загадывать что-либо на будущее (t≈-4,428 при р=0,00002). В связи с этим взрослые люди, переживающие «трудную жизненную ситуацию», чаще по сравнению с испытуемыми из другой группы выступали как «извне направляемые» личности, которым присуща зависимость, несамостоятельность и внешний локус контроля (t≈-3,68 при р=0,0004), и в меньшей степени разделяли ценности, присущие самоактуализирующейся личности (t≈-2,59 при р=0,011).

На вопрос анкеты «Считаете ли Вы, что Вы самоопределились на данном отрезке жизненного пути?» 16,67 % из группы людей с ограниченными возможностями ответили утвердительно, во второй группе таких респондентов оказалось 63,3 %. Абсолютно не самоопределившимися среди взрослых людей, находящихся на инвалидности, себя считают 31,67%, в то время как во второй группе этот вариант ответа выбрали только 5 % (t≈5,388 при р=0,0001).

Таким образом, показатели ценностно-смыслового аспекта личностного самоопределения в группе людей, переживающих «трудную жизненную ситуацию», оказались ниже, чем у взрослых людей из другой группы.

Что касается пространственно-временного аспекта личностного самоопределения, то здесь наблюдается похожая картина: взрослые люди с ограниченными возможностями не воспринимают свою жизнь целостной, и реже по сравнению с людьми, не имеющими инвалидность, живут «настоящим» (t≈-2,51 при р=0,013). Также они проявляют неудовлетворенность прожитой частью жизни, не считают ее продуктивной и осмысленной (t≈-4,05 при р=0,00009). У людей, переживающих «трудную жизненную ситуацию», гораздо реже имеются цели в будущем, которые придавали бы жизни осмысленность, направленность и временную перспективу (t≈-4,576 при р=0,00001).

Итак, личностное самоопределение продолжается в период взрослости и имеет определенные особенности в зависимости от пола, возраста и образования. Наиболее остро оно протекает при возникновении «трудной жизненной ситуации», например, при длительной болезни и получении инвалидности. Подтверждением служат описанные выше различия между группой взрослых людей с ограниченными возможностями и группой взрослых людей, не имеющих инвалидность.


Литература

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
  2. Буякас Т. М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. - 2002.- № 2. - С. 28-39
  3. Гинзбург М. Р Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 1988. - №2. - С. 19-26
  4. Гинзбург, М. Р Психология личностного самоопределения: автореферат док. дис. - М., 1996. - 60 с.
  5. Клочко, В. Е., Галажинский, Э. В. Самореализация личности: системный взгляд / Под ред. Г. В. Залевского. - Томск: Издательство Томского университета, 1999. - 154 с.
  6. Кон, И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 225 с.
  7. Леонтьев, Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности / Д. А. Леонтьев. - Психологический журнал. - 2000. - №1. - С. 15-25
  8. Логинова Н.А. Развитие личности и жизненный путь // Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л. И. Анцыферова. - М.: Наука, 1978. - С. 156-172
  9. Массен, П., Конгер, Дж., Каган, Дж., Гивитц, Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Издательство Московского университета, 1982. - С. 182-186
  10. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. - М.: Педагогика, 1976. - 418 с.
  11. Сафин, В. Ф. Психология самоопределения личности: учебное пособие / Е. Ф. Сафин. - Свердловск: Сверд. пед. ин-т, 1986. - 142 с.
  12. Шибаева, М. М. Человеческая субъективность и культура / М. М. Шибаева // Культура, человек и картина мира. - М.: Наука, 1987. - С. 135 - 167
  13. Эриксон, Э. Молодой Лютер: психоаналитическое историческое исследование / Э. Эриксон. - М.: Медиум, 1996. - 508 с.

Морозова И.С., Будич Н.Ю.,


См. также