ENG
         
hpsy.ru/

../../Антипсихиатрия

Меньше года прожил в XXI веке американец Кен Кизи, «испорченное дитя» века минувшего. Осенью 2001-го в возрасте бб лет он ушел из жизни, не перенеся операции по удалению раковой опухоли. Каза­лось, мятежный и сумасбродный XX век пожелал навсегда оставить в своих анналах одного из самых ярких своих мятежников и сумасбро­дов. В начале 60-х Кизи прославился как автор романа «Полет над гнездом кукушки» и почти в одночасье стал идолом целого поколения. Роман был вызовом, манифестом, после которого мир уже не мог оста­ваться прежним. Да и всем своим последующим поведением его автор позаботился придать новые черты окружавшему его миру. Благодаря стараниям Кизи мир и в самом деле изменился, вот только к лучшему или к худшему - вопрос спорный. Для миллионов людей Кизи остался гением, героем и пророком, который бросил вызов кошмару нашего безумного мира. Иные скорее считают его злым гением, антигероем, который заразил наш благополучный мир бациллой сумасшествия, стер грань между здравомыслием и безумием. Воистину, чтобы заслужить такие оценки, надо было совершить нечто особенное. Кизи - со­вершил.

Он родился 17 сентября 1935 года в городке Ла-Хунта (штат Колорадо) в небогатом, но добропорядочном семействе. В 1943 году вме­сте с семьей переехал жить на молочную ферму своего деда, где взрос­лел так же, как и миллионы тинэйджеров из американской глубинки: работал на ферме, увлекался борьбой и боксом, играл в бейсбол за школьную команду. И по собственным воспоминаниям, мечтал когда-нибудь вырваться из затхлого колорадского захолустья.

Вскоре такой случай представился. Кизи поступил на факультет журналистики Орегонского университета. Хорошо учился, занимался спортом (даже стал чемпионом университета по борьбе) и буквально заболел литературой. Эта страсть привела его на литературные курсы Стэнфордского университета.

Семейство Кизи никогда не обладало даже средним, по американским меркам, достатком, поэтому Кену приходилось полагаться только на свои силы. Чтобы элементарно просуществовать, он нанялся санита­ром в психиатрическую клинику, а заодно согласился стать и доброволь­ным испытуемым (75 долларов в день!) в государственной программе исследований воздействия на психику ЛСД, мескалина и псилобицина - сильнейших галлюциногенных наркотиков. «Психоделический опыт» заставил его иначе взглянуть на пациентов психушки - в конце концов, они были такими же кроликами, как и он сам, разрешившими модифицировать свое сознание, - не говоря уже об ученых, которые добросовестно выполняли заказ явно тронутых чиновников.

Душный сумасшедший дом - такими увидел свою страну и весь мир молодой Кен Кизи. И написал великую и бунтарскую книгу - своего рода американскую «Палату номер шесть».

Книга пришлась удивительно ко времени. На Америку накатывались «ревущие 60-е», и Кизи стал первым писателем, сумевшим при­мирить стареющих битников с идущими им на смену хиппи. И те и дру­гие признали его своим. Легендарный Боб Дилан назвал «Полет над гнездом кукушки» главным слагаемым своего мировоззрения, Джим­ми Хендрикс заявил, что книга Кизи - единственное, что он смог дочи­тать до конца, а Тимоти Лири - «верховный гуру» 60-х - просто подо­шел к Кену и предложил подружиться.

Сюжет романа прост. Это история простого парня, который, будучи не в ладах с законом, предпочитает «свалять дурака» и отсидеться в психушке. История заканчивается трагически: поведение героя - в сущности, совершенно нормальное и естественное - психиатры находят неадекватным и угрожающим и подвергают героя лоботомии, ко­торая и в самом деле разрушает его личность.

Многими этот сюжет был воспринят как метафора противостояния здоровой личности и ненормального, репрессивного общества. Но даже если воспринять сюжет буквально, то и это невольно заставляет за­даться непростыми вопросами. Где проходит грань между нормой и патологией? На каком основании эксперты ставят психиатрический ди­агноз и всегда ли этот диагноз бесспорен? Что считать критерием изле­чения от душевного недуга, то есть когда пациент психиатрической клиники вправе выйти на волю? Застрахован ли здоровый человек от психиатрического произвола?

Ответы на эти вопросы (увы, неутешительные) предложил профессор Стэнфордского университета Дэвид Розенхэн. Под впечатлением романа Кизи он решился на отчаянный эксперимент, результаты кото­рого опубликовал в журнале Science.

Розенхэн и еще семь человек образовали группу, в которую входили три психолога, педиатр, психиатр, художник и домохозяйка. Члены этой группы появлялись поочередно в 12 психиатрических клиниках пяти штатов США. Все члены группы были нормальными людьми и ни­когда в жизни не обнаруживали никаких психических расстройств. Ка­ждый участник получал следующую инструкцию: обратившись в кли­нику, он должен был сообщить, что иногда слышит незнакомый голос, принадлежащий человеку одного с ним пола и произносящий какие-то невнятные слова. Затем ему следовало, изменив только свое имя, без утайки рассказать все, что касается его реальной жизни со всеми ее ра­достями и горестями. По мнению Розенхэна, в этих рассказах не могло быть ничего похожего на патологию. Как бы то ни было, участников группы приняли в одиннадцать клиник (из двенадцати!) с диагнозом «шизофрения». Быть может, случившееся объясняется ошибкой медицинского персонала или тем, что они хотели проверить диагноз?

С момента поступления в клинику и на протяжении всего пребывания в ней псевдопациенты вели себя совершенно нормально и не упо­минали больше о «голосах» в надежде быстро выписаться. Однако та­кого внезапного улучшения в их состоянии не заметил ни один из медицинских работников. Только после многочисленных попыток участникам эксперимента удалось убедить персонал в том, что они нахо­дятся в здравом рассудке, и вернуться домой. Участники провели в клинике в среднем по три недели (один из исследователей, которого Держали в клинике семь с половиной недель, вынужден был бежать из нее, так и не убедив «опекунов», что он здоров и телом и душой).

Когда Розенхэн ознакомил сотрудников психиатрических клиник с этими результатами, они возмутились, отказываясь верить, что подобное могло случиться. Тогда Розенхэн предупредил медицинский персонал, ознакомленный с результатами его первого эксперимента, что в ближайшие три месяца им следует ожидать «псевдопациентов». Из почти двух сотен человек, принятых за это время в клинику, больше половины вызвали подозрения у психиатров. А между тем в клинику за это время не обратилось ни одного «псевдопациента»!

Таким образом, следовало признать очевидность того факта, что нет ни малейшей уверенности в том, кого следует считать нормальным, а кого ненормальным человеком. Тогда на чем же основана уверен­ность психиатров? По мнению Розенхэна, большей частью на предвзятости восприятия или на ошибочной интерпретации симптомов.

Социальные последствия этого опыта, по сути спровоцированного романом Кизи, превзошли самые немыслимые фантазии. По всей стране из психиатрических лечебниц тысячами стали выписывать па­циентов. И это при том, что большинство из них в самом деле нужда­лись в лечении! Армия юродивых и убогих, не умеющих приспособить­ся к социальной действительности, выплеснулась на улицы американ­ских городов, впервые со времен Великой депрессии вызвав новую эпидемию попрошайничества и бродяжничества. Наши идеологи, ра­зумеется, поспешили объявить новоявленных американских бомжей жертвами экономического кризиса (с позиций нынешнего опыта это даже не смешно: подумаешь, кризис - бензин подорожал!). Сегодня, наблюдая похожую картину на наших улицах, приходится согласиться: рыться в помойке в поисках пропитания - это симптом не столько не­благополучия общественного, сколько неблагополучия в отдельно взя­той голове (полноценный человек найдет более адекватный способ не умереть с голоду!).

На Западе же под влиянием романа Кизи и скандальных разобла­чений Розенхэна развернулось целое антипсихиатрическое движение, поставившее своей целью ликвидацию психиатрии как таковой. Идео­логом нового движения выступил шотландский психиатр Рональд Лэйнг. В 1965 году он основал психотерапевтическую коммуну Кингсли-Холл. Разного рода коммуны в ту пору были не редкость, а идеи бунтарства витали в воздухе. Своеобразными манифестами эпохи и были книга Кизи и песня «Странные люди» не менее странного поэта и певца Джима Моррисона. В них представал новый современный ге­рой - «странный» человек, не укладывавшийся в рамки консерватив­ного мышления и морали. Книга Лэйнга «Расколотое Я» не только прекрасно вписалась в этот ряд, но и подвела под него теоретическую базу. Посвящена она естественной для психиатра теме - безумию. Но радокс состоял в том, что для Лэйнга, как, похоже, и для Кизи, безумие - это неотъемлемый атрибут современного общества. Весь мир представляет собой своего рода Бедлам. Порядки в нем насаждаются кучкой маниакальных тиранов, которые сами больше похожи на пара­ноиков. «Нормальным» гражданином этого извращенного мира явля­йся конформист, который безропотно и бездумно принимает дирек­тивные предписания. Но не таков подлинно нормальный человек. Для него естественно проявлять свои мысли и чувства, даже если они не ук­ладываются в рамки искусственных норм. Такие люди неизбежно стал­киваются с непониманием, в результате чего оказываются заперты в психиатрических лечебницах. Против такого подхода вслед за Кизи и протестовал Лэйнг. Он призвал отказаться не только от унижающего личность «психиатрического жаргона» (сегодня на политкорректном Западе назвать шизофреника шизофреником - такое же «оскорбле­ние», как назвать негра негром), но и от традиционной практики лече­ния, считая ее не гуманной, а, наоборот, - карательной. По Лэйнгу, шизофреник не столько нуждается в помощи, сколько сам способен ее оказать закомплексованным конформистам. Сегодня, наблюдая, как едва ли не ежедневно кликушествуют на телеэкране недолеченные психопаты, приходится признать, что антипсихиатрическая революция фактически свершилась. Профессиональные психиатры робко помал­кивают - иначе недолго попасть в каратели. Уникальное исключение - Бильжо, да и тому приходится маскироваться под юмориста.

Степанов С.C.,

См. также
  1. Степанов С.C. Абрахам Маслоу: В поисках человечности
  2. Степанов С.C. В поисках смысла и человека
  3. Степанов С.C. Сам себе гуманистический психолог (Рецензия на книгу «Гимнастика для разума» Дэниса Постла )
  4. Степанов С.C. Век психологии: имена и судьбы (избранные главы)