ENG
         

Рональд Дэвид Лэйнг Ronald David Laing

Рональд Дэвид Лэйнг 1927-1989. Он родился в Глазго, Шотландия, в бедной семье; его родители были рабочие. После окончания медицинского факультета университета два года он работал психиатром в армии (1951-1952), потом преподавал психиатрию в университете Глазго и работал в местной клинике. Несмотря на то, что тогда у него еще не было своей теории, уже тогда он провел эксперимент, которым позже очень гордился. Тогда Лэйнг работал младшим медицинским сотрудником в городском госпитале Глазго. Он добился у администрации разрешения на некоторое преобразование больничного режима. Преобразование называлось «Rumpus Room». Лэйнг рассказывает в «Фактах жизни»:

«В те месяцы, когда я работал в женской палате для безнадежных больных, помимо выполнения всех прочих своих обязанностей, я старался проводить там как можно больше времени - и днем, и ночью. В этой палате находилось около шестидесяти пациенток и две медсестры. … Спустя три-четыре недели я стал неотъемлемой частью жизни этой палаты. Месяца через три, когда я уже разобрался в ситуации и завоевал полное доверие пациентов, а также медсестер … я написал рапорт… В первую очередь я указал, что, с моей точки зрения … гораздо важнее, чем мое лечение, отношения между персоналом и пациентами, а также взаимоотношения пациентов. … Я внес несколько конкретных предложений, среди них было одно, которое имело для меня особое значение. Работая в палате для не поддающихся лечению, я сосредоточился на тех пациентках, которые выглядели наиболее безнадежными и были совсем запущены. Я выяснил у нянечки, которые из них кажутся ей самыми безнадежными, а также взял на заметку тех, кто больше всех был обделен вниманием сестер и других пациентов и кто менее всего тянется к другим. … Были отобраны двенадцать наиболее безнадежных больных. [Удалось добиться, что] две сестры, по крайней мере в течение года, если они захотят дотерпеть до конца, будут проводить с этими пациентками время с девяти утра до пяти вечера. Я сказал сестрам, что меня не волнует, будут ли они являться на дежурство ровно в девять и уходить ровно в пять - этим ничего не добьешься, - пусть они просто проводят с этими пациентками столько времени, сколько они сами могут им уделить. Другим условием было предоставление пациенткам отдельного помещения. Мне не удалось вытребовать помещение, которое было бы в их распоряжении круглосуточно, но я вылез из кожи и все-таки добился выделения довольно уютной комнаты. Это была не палата, коек в ней не было. И отныне двенадцать пациенток и две медсестры переходили в эту комнату и проводили там время с девяти утра до пяти вечера. В первый день этих»безнадежных«женщин из палаты в дневную комнату пришлось вести силой. На второй день в половине восьмого утра меня ожидало одно из самых волнующих переживаний за все время, проведенное в этой палате. Двенадцать пациенток сгрудились около запертых дверей и просто-таки не могли дождаться момента, когда они выберутся отсюда и окажутся там вместе со мной и двумя сестрами. И пока мы шли туда, они пританцовывали, припрыгивали, делали нетерпеливые круги и т.п. Совсем не мало для»безнадежных«. …. Примерно через год я ушел из этой больницы. Это мероприятие, правда, в видоизмененной форме, продолжалось и после моего ухода. Месяцев через восемь после его начала все двенадцать пациенток покинули стены больницы. На следующий год все двенадцать снова туда вернулись. Эксперимент заглох, но на какое-то время он что-то изменил в судьбе двенадцати больных и двух сестер, да и в судьбе других людей тоже. … ничто не пропадает зря.»

Уехав из Глазго, Лэйнг переехал в Лондон, в знаменитую Тэвистокскую клинику. В ней давно существовала сильная психологическая и психоаналитическая школа. Там читал очень известные лекции Юнг, там же базировались многие психоаналитики школы Мелани Кляйн; его научным руководителем стал психоаналитик и педиатр Д.Винникотт. До сих пор в Тэвистоке ведутся социологически-психиатрические исследования. Важно, что если до этого Лэйнг был знаком только с психиатрией физиологического направления, потому что в Глазго не было своей сильной психоаналитической или психологической школы (Лэйнг рассказывает об этом в автобиографических вещах «Факты жизни» и «Голос опыта»), то после приезда в Тэвисток он встретился с психологическим и социологическим подходом. Видимо, это было для него открытием, которым позже он очень увлекся. Там он провел первые исследования семей шизофреников (1956-1960). Это были для него годы, когда созревала его уверенность, что корни шизофрении находятся, если говорить широко, в социальных условиях, а если говорить более узко - в семье (последнее - ход мысли, продиктованный психоанализом). В последующие годы он работал в разных клиниках и занимался частной практикой, постоянно сотрудничал с Институтом исследования человеческих отношений при Тэвистоке (Tavistock Institute of Human Relations, научно-исследовательское учреждение), а также возглавлял несколько комитетов и общественных учреждений, разных в разное время.

По всей видимости, тогда он еще не познакомился с теорией двойной связи Бэйтсона (см.прил.), которая предлагает конкретный механизм того, как неправильное воспитание (и вообще неправильные взаимоотношения) вызывают шизофрению. Впоследствии, узнав теорию Бэйтсона, он стал ее адептом. В его работах того периода - прежде всего, «Self And Others» - ощущается предшествующее экспериментальному исследованию желание доказать заранее известный результат (шизофрения вызывается в семье). Однако, не зная, грубо говоря, как это происходит, он (как и его соавторы) в поисках убедительной картины пробует примерять разные теории. Вообще говоря, скорее всего это говорит о том, что относительно главного гносеологического вопроса настоящей работы - порождается научное знание объективными свойствами предмета или господствующими в это время в культуре ходами мысли - антипсихиатрия скорее всего представляет собой пример определения мысли культурой.

Шестидесятые годы для него - период антипсихиатрии. В судьбе этого явления, с точки зрения рассказа о Лэйнге, интересно соотношение его личных качеств и действий и некоторым образом независимых от него обстоятельств. Независимые от него обстоятельства складывались неблагоприятно. До какой-то степени в его власти было с этим бороться. Пока у него были силы, он боролся, затем силы кончились, он перестал, все развалилось [Laing, 1982].

В человеческом смысле слова жизнь его была грустной и неудачной. В конце ее он много пил, потерял из-за этого работу, семью и дом. В 62 года он умер от инфаркта. Долгая депрессия, в которой он был перед смертью, и сам его алкоголизм, кажется, однозначно свидетельствуют, что в чем-то он допустил ошибку. Он не знал, в чем она, поэтому не смог исправить (впрочем, если бы он знал, в чем она, он, наверное, не столько смог бы ее исправить, сколько написал бы об этом книгу).

Е.Косилова «История антипсихиатрии»

Публикации
  1. + “Я” и Другие. Глава 9 Ложная и безвыигрышная позиции
  2. + "Я" и Другие
    http://www.koob.ru/leing_ronald/leing_ia_i_drugie
  3. + Использование экзистенциальной феноменологии в психотерапии
    http://mary1982.narod.ru/lang.html
  4. +Любовь к мудрости (статья в сборнике "Психотерапия - что это? Современные представления" под ред. Джеффри К. Зейг В. Майкл Мьюнион)[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://culture.niv.ru/doc/psychology/psychotherapy/057.htm
  5. + Переживание запредельного и его отношение к религии и психозам
    http://www.psylib.ukrweb.net/books/grofs02/txt03.htm
  6. + Политика переживания
    http://www.e-psy.ru/files/file32.zip
    http://proekt-psi.narod.ru/biblio/lng_pp.htm
  7. +Райская птица[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://proekt-psi.narod.ru/biblio/lng_rb.htm
  8. + Расколотое Я (Экзистенциальное исследование душевного здоровья и сумасшествия)
    http://lib.ru/PSIHO/LANG/raskol.txt
    http://cdpsiholog.narod.ru/liter/raskol.doc
    http://www.pcnp.ru/misc/text/leing1.html
  9. +Узелки[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://proekt-psi.narod.ru/biblio/lng_uz.htm
См.также
  1. Е.Косилова «История антипсихиатрии»
  2. Зац Т.С. Миф о психотерапии. (статья в сборнике "Психотерапия - что это? Современные представления" под ред. Джеффри К. Зейг В. Майкл Мьюнион)
  3. Коптева Н.В. Онтологическая уверенность и самоактуализация
  4. Коптева Н.В. Онтологическая уверенность — неуверенность: общепсихологический аспект
  5. Коптева Н.В. Онтологическая уверенность и уверенность в себе
  6. Якубик А. Антипсихатрия