Сразу оговорюсь, что речь в моем докладе пойдет о национальном сознании не в целом, как о конструкте, научном понятии, с разъясняющими термин существующими трактовками и.т.д. Меня интересует национальное самосознание отдельного конкретного человека. Национальное самосознание в частности и сознание себя в целом, на мой взгляд, имеют много общего. Ведь мое осознание себя как представителя нации есть кусочек, элемент осознания себя как человека в целом. Для экзистенциального терапевта национальное самосознание человека - это экран, повод, пространство, в котором можно понять этого человека и то, как он живет.
Что такое национальное самосознание? По большому счету - любовь к своей стране, осознание уникальности своей нации, признание себя ее частью. Когда человек говорит о своей стране и о жизни в ней - он говорит о себе. Задача терапевта - понять, о чем он говорит. Выбрать по крупицам: как он живет в своем мире, в своей семье, в своем социуме, в стране, чем же недоволен в себе, что же идет не так?
Клиент, упрекающий политиков за неблагоприятные жизненные условия, вероятнее всего, снимает с себя ответственность и в других аспектах и задачах своей жизни, пытаясь «отдать» ее кому-то или чему-то внешнему по отношению к нему. Или, можно сказать наоборот, клиент, который отсиживается и ждет, пока терапевт возьмет на себя инициативу, вероятнее всего и в жизни практикует похожую форму апатии, в том числе и по отношению к собственной стране.
Иногда приходится слышать: «я не белорус» (подразумевается «ни в коем случае») или же «я коренной белорус». Для меня это маленький индикатор желания отвернуться от чего-то в себе или что-то наоборот подчеркнуть. Что именно? что подразумевается под этим высказыванием? Почему для человека так важно не быть белорусом или быть им? И что он с этим связывает?
Если я предпочитаю в своей жизни пассивность и комфорт (ощущая перед собой смутное чувство вины и предпочитая скрывать от себя этот факт ) то скорее всего в белорусах мне будет не нравится их пассивность.
Я вспоминаю свои первые поездки заграницу, и свое ощущение неловкости оттого, что я белоруска. Быть белорусской за границей для меня было «неудобно». Но, присмотревшись и вдумавшись, я поняла, что в белорусах мне не нравится тоже, что не нравится в себе. Имеет смысл задуматься, так чем же все-таки не нравятся белорусы (или чем нравятся) и поискать это в себе. Что потом начать кропотливую работу.
Вообще, целью экзистенциального консультирования и психотерапии является прояснение, обдумывание и понимание жизни, а отнюдь не изменение людей или усовершенствование отдельных навыков. Вопрос в том, чтобы понимая жизнь и то, как человек живет, помочь обнаружить правильное для него направление. По сути, человеку предлагается исследовать свое отношение к жизни и себе самому. Как я отношусь к своим данностям и ограничениям, принимаю ли свое одиночество, что ценю в людях, и кто мне дорог, как переживает свою тревогу, во что верю, на что трачу отведенное время, нахожу ли в своей жизни смысл? А целью этого исследования является помощь в установлении того, что же является важным именно для него, чтобы почувствовать себя в большей гармонии с самим собой, более живым. Своя философия жизни. Поэтому само по себе обращение к экзистенциальному терапевту предполагает начало серьезной работы, важного дела жизни. Мне самой экзистенциальная терапия нравится тем, что применяется в первую очередь к самому терапевту. Что важно для того, чтобы полноправно называться экзистенциальным терапевтом? Помочь своему клиенту обнаружить его отношение к жизни, способ взаимодействия человека с основными его жизненными задачами терапевт может только в том случае, если сам уже имеет прочные основания для жизни. Поэтому исходной точкой экзистенциального метода работы для такого терапевта является прояснение своих взглядов на жизнь и образ жизни. В этом смысле терапевт должен достигнуть уже определенной ясности, прозрачности своего мировоззрения, и это является существенным требованием в экзистенциальном подходе.
Я закончила первую учебную группу и чувствую существенную разницу между «До» и «После». За это время (а это почти 2 года) многие из нас бросали работу и искали новую, обзаводились семьями и расходились, искали смыслы, теряли, ошибались, учились на своих ошибках. Что я могу сказать о своем «сейчас» - это то, что живу я более осознанно, веря себе, исходя из собственного внутреннего понимания.
Что может дать экзистенциальная терапия (что она дала мне и что я считаю очень важным в жизни):
Я верю себе. Как верю в то, что могу повлиять на страну, а точнее на людей живущих в ней.
Доклад на III Республиканской научно-практической конференции «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОИНСТВО». Минск, 6-7 декабря 2003г.