ENG
         
hpsy.ru/

../../Консультирование в бизнесе: экзистенциальный подход

Я хочу рассказать о своем видении консультирования в бизнесе, собственных теории и практике экзистенциального консультирования тех, кто делает свой бизнес, и тех, кто работает у тех, кто свой бизнес делает.

Прежде всего, я хочу начать с самой основы, с того, что является краеугольным камнем моего видения: с 2-х способов обращения с экзистенциальными данностями, именуемых мною так: хозяин и наемник. Рассматривая далее 2 этих способа, исходить будем из нескольких предпосылок:

  • во-первых, что речь идет о способе жизни, нежели о формальном разграничении по принципу обладания либо не обладания каким-либо капиталом.
  • А во-вторых, что оба этих способа не есть способы бытия отдельно взятых людей, как будто бы есть такие на свете счастливцы, хозяева, и в противоположность им наемники, а способы одновременно сосуществующие в нас, то есть одновременно во мне есть и тот и другой, и хозяин и наемник, вспоминая Эмми ван Дорзен, мы будем исследовать континуум «хозяин - наемник».

Почему именно этот континуум? Я взяла его из себя. Наверное, как и многие, выбирающие профессию психолога (психотерапевта), обладая стремлением и склонностью к самопознанию и самоисследованию, прежде всего я обнаружила того и другого в себе. Результатом этого обнаружения, дальнейшего тщательного и длительного исследования и стал бизнес, который я из этого сделала.

Хозяин и наемник - искусственное разделение некоего целого, отношения, присутствующего в нас, для удобства рассмотрения, конструкт, структура. Точно также как конструктом является понятие «психика» или разделение человеческого бытия на 4 сферы: физическое, психическое, социальное и духовное.

Меня интересовал и интересует вопрос: как духовное проявляется в социальном? Или точнее: какие духовные основания имеют такие социальные проявления человека, как положение «хозяина» и положение «наемника». Трудно выделить отдельные частные качества того и другого отношения, поэтому я беру более свободную структуру для описания, а именно способы обращения с экзистенциальными данностями.Далее я рассмотрю, каким же образом хозяин и наемник обращаются с такими модусами человеческого существования, как:

  1. Свобода и Зависимость
  2. Ответственность
  3. Цели и смыслы
  4. Одиночество и изоляция
  5. Страх
  6. Вера

Свобода - зависимость

Из этого континуума наемник предпочитает выбирать полюс зависимости. Внешняя зависимость (в виде подчиненности, послушания, исполнения чужих предписаний) есть отражение зависимости внутренней. Стремление, склонность к такой зависимости вызывается желанием избавиться от собственного «Я» с его недостатками, внутренними конфликтами, риском, сомнениями и одиночеством, желанием заслониться от жизни путем такого несвободного бездумного, «полусонного» способа бытия в мире - зависимости. Любое бегство от себя есть бегство в несвободу от свободы: наемник понимает, что выбор в пользу свободы означает выбор тревоги, и поэтому вместо свободы выбирает обязанности. Но даже если наемник и стремится к свободе, то для него она всегда свобода ОТ. Пытаясь освободиться от чего-то, он ищет свободы, понимая и точно зная от чего он хочет уйти, чего он НЕ хочет. По-прежнему, он не знает, куда он идет и к чему.По-прежнему нет того самого ДЛЯ. И такая свобода ОТ есть снова зависимость, которая обрекает индивидуума на новое рабство. Мое наемничество не исчезает вместе с опостылевшим работодателем, оставляя работодателя я нахожу способ быть наемником в чем-то другом. И все бы ничего, однако зависимость, к которой стремится наемник никогда не может быть абсолютной и ее иллюзорность где-то глубоко внутри нас отзывается тревогой - о том, что то, ради чего мы отказываемся от себя на самом деле не существует. Наемник никогда не получает того, за что заплатил - внутреннего мира и покоя.

Ведь наемничество - способ уйти, выстроить стену, заслоняющую от ситуации, на самом деле-то неизбежной. Поэтому стена не так уж прочна. И, больше того, иллюзорна. Я знаю, что играю в маскарад, знаю, что живу как белка в колесе, по сути бессмысленно вращаясь «работа-дом-работа», знаю, и продолжаю так делать долгие годы… Что меня ждет? Болезни. Реальность так или иначе дает о себе знать: кто-то толстеет, кто-то курит, кто-то страдает язвой, сердечными приступами или частыми конфликтами с окружающими.

Свобода, которой ищет хозяин качественно иная, чем та, к которой стремится наемник. Хозяин перерос «свободу от», он ищет свободу для того, чтобы делать то что он хочет. Если наемнику в чужих рамках плохо (или невыносимо легко), то хозяину тесно. Тесно и неинтересно в рамках чужих систем. В рамках фирмы, принадлежащей кому-то, в рамках бизнеса, придуманного не мной.

Здесь хотелось бы процитировать Ницше: «Свободный от чего? Какое дело до этого Заратустре! Но твой ясный взор должен поведать мне: свободный для чего

Спрашивая себя «к чему я иду, что важно для меня в моей жизни?» я становлюсь хозяином.

Ответственность

Неразрывно связана со свободой ответственность - необходимость не только самому делать свободные выборы, но и отвечать за их последствия.

Ответственность для наемника - понятие абстрактное. Спектр задач всегда определен кем-то сверху. Даже если ты - топ-менеджер. Ситуация, когда необходимо выбирать из огромного числа возможностей и затем отвечать, таким образом, избегается. никакого ощущения отсутствия почвы под ногами. Выбор сделан уже кем-то другим. Действия же наемника заключаются в том, чтобы спросить, что делать.

Любимый вопрос, задаваемый наемником, и отражающий меру принимаемой на себя ответственности звучит так: а что я, а я тут причем?

Хозяину есть до всего дело, он во все вмешивается и больше всего в собственную судьбу. Хозяин потому и хозяин, что заставляет звезды вертеться вокруг себя. Дело же наемника - приспосабливаться.

Одиночество и изоляция

Как наемничество помогает избежать изоляции?

Работая в команде с другими специалистами наемник становится принадлежащим определенной группе людей, получая возможность справится с одиночеством и обособленностью, которые приходится испытывать, работая самостоятельно и на себя.

Наемник обретает определенную уверенность уже за счет осознания того, что он не одинок в своем подчинении, таких как он - множество, которые разделяют его позицию и взгляды на жизнь.

Хозяин: способность к конструктивному использованию одиночества. У хозяина - своя собственная орбита.

Цели и смыслы

Для хозяина цель всегда находится вне него самого. Он забывает себя в этой цели. Только хозяин способен потерять и забыть себя ради своего творения. Цель есть что-то им создаваемое, творимое: идея, форма, произведение, продукт, теория, фирма. Цель - то, чем человек заболевает, что является воплощением его «Я». Воплощение собственного бытия вне себя. Первостепенное значение для меня имеет то, что я сделаю, нежели то, что я получу, об этом самом получу я не думаю или далеко не в первую очередь. Я думаю о своем деле, я болею им. Болею делом, ибо если я не сделаю этого, что-то самое важное во мне не будет воплощено, не увидит свет.

Для наемника цель заключена в самом себе: он мыслит и видит себя в будущем как «я-имеющий-блага». В этом смысле наемника можно представить как художника, сидящего перед пустым холстом и думающего о гонораре. Ни один наемник не знает что он хочет и может делать лучше всего и тем не менее он очень детально расскажет, что он хочет получить. Пустота. Хозяева- горят желанием утвердить себя, как-то выразить, реализовать, быть. Сложно оторваться и забыть себя, если ничего из себя не представляешь, и гораздо проще если тебе есть что забыть.

Наемник может быть неудовлетворен тем, что не выражает и не утверждает себя на самом-то деле (это в лучшем случае), в худшем случае - удовлетворен существующим положением дел, и ставит все новые и новые цели иметь что-либо.

Можно сказать, что наемник считает, что все его поступки мотивируются прежде всего его личными интересами и жизненными целями. Тем не менее, на самом деле его жизнь всецело посвящена целям и задачам, которые нужны в первую очередь не ему. При наличии у наемника целей обладания, все же не определены цели и смыслы бытия, подлинное направление жизни… Что и приводит к поиску внешнего: то, что человек не находит внутри себя, он пытается заменить внешними рамками.

Внутреннее -внешнее

Как наемнику, мне нужна моя работа, чтобы вносить искусственную (внешнюю) упорядоченность в мою жизнь. Если оставить меня наедине со временем моей жизни, я не буду знать что с ним делать, потрачу впустую, возможно, растеряю, работа наполняет чем-то, якобы организовывает мою жизнь, по крайней мере привносит распорядок и, главное, «занимает» меня. Помимо этого наемник питает иллюзию, что этот внешний уклад жизни, порядок, является естественным и объективным, само собой разумеющимся. Несмотря на то, что уклад этот не перестает быть привнесенным извне.

Упорядоченность же, которую приносит в свою жизнь хозяин, совсем иного рода. Речь идет о внутренней упорядоченности. Уже само истинное понимание собственной жизненной задачи придает нашей духовной активности устойчивую форму и организованность - такой же эффект это оказывает и на организм человека, на всю его жизненную активность

Страх

Выбирая творческое хозяйское отношение к делу, я выбираю больше тревоги, больше страха и неизвестности, я выбираю сама столкновение с хаосом, называемым жизнью и необходимость структурировать этот хаос с помощью воли, пренебрегая рамками созданными кем-то или чем-то еще. Мне ничего не остается, как смириться со страхом в себе. По моему мнению, хозяева отличаются от всех других тем, что умеют жить со страхом. Определим хозяина, как того, кто «знает страх, но побеждает его» (Ницше). Хозяева, подобно Богу в книге Бытия, создают порядок из хаоса. Они выбирают «беспорядочный» мир, ощущая радость встречи с ним - радость предстоящего его упорядочения. Они способны принять страх и использовать его для моделирования собственного порядка универсума «близким их сердцу» способом.

А что же такое страх наемника? Каков он? Страх наемника непреодолим. Его страх возникает из невозможности понять мир, в котором он живет, невозможности ориентации в собственной экзистенции.

Вера

«Бесплодны вы, потому и недостает вам веры, и дальше: но кто должен был созидать у того были всегда свои вещие сны и звезды знамения - и верил он в веру». Ницше.

Верить и в то же время сомневаться предстоит хозяину в его проекте, собственном деле. Сомневаться и все-таки верить. Жить своей верой - это значит жить созидательно. Чтобы верить, нужна отвага, способность идти на риск. Наемник, который дорожит мнимыми безопасностью и спокойствием как первостепенными условиями жизни, не может верить. Наемник, который бесплоден, не способен верить по причине определяющей его пустоты. Если человек не верит в то, что у него получится, значит еще не найдено то, во что поверить он сможет. Вера не существует сама по себе, но появляется сама по себе вслед за тем главным делом и той целью, которая является подлинной.

Как я это использую сейчас в своем бизнесе?

Я начала с желания превратить свою работу в дело собственной жизни, теперь это мой бизнес - помогать другим находить собственное предназначение, то, что можно назвать Делом Жизни. Мне нравится искать тех, чья работа и предназначение неделимы. Тех, кто хочет получать и получает прежде всего УДОВЛЕТВОРЕНИЕ от собственной работы. Удовлетворение - способ, которым природа хочет подтолкнуть нас делать то, что мы должны, рождены делать. Ведь на самом деле важно, не какая работа, а КТО ее делает и КАК. Человеку увлеченному, нашедшему свою подлинную цель не нужно давать указания или побуждать к действиям, наемнику же требуется целая система мотивации.

Можно искать разные способы стать хозяином, на мой взгляд, больше всего подходит ЭПТ, потому что не учит, не лечит, не изменяет человека, а помогает находить свое направление в жизни.

ЭПТ помогает достигать соответствия между внутренним складом человека и его работой. Экзистенциальная терапия, работая с духовным измерением, помогает найти человеку цели и смыслы, обнаружить задачи, что позволяет разбудить скрытые силы, до сих пор лежавшие под спудом. Помогает найти основания для реализации этих сил. Основания для превращения работы в Дело Собственной Жизни.

Молочко О.,

Тезисы доклада на III Международной конференции «Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии»

См. также