Обсуждение ключевых проблем общего образования в России будет продолжено на второй конференции, проведение которой поддержано Российским гуманитарным научным фондом (грант № 06-06-140-85).
Вторая конференция состоится 2-4 ноября 2006 года и будет посвящена рассмотрению качественных особенностей альтернативного образования, возможностей оценки и презентации образовательных результатов, достигнутых альтернативными образовательными системами, а также способов достижения этих результатов.
Обсуждение этих проблем не может быть ограничено рамками педагогического сообщества и нуждается в привлечении более широкого круга заинтересованных людей.
Ельяшевич А.М., д.ф-м.н., профессор - Председатель организационного комитета;
Елисеева И.И., член-корреспондент Российской академии наук, д.э.н., профессор, председатель научного совета Санкт-Петербургского Союза ученых - руководитель программной группы;
Неупокоева Н.И., к.п.н., директор АНО «Институт образовательных стратегий» - координатор рабочей группы;
Эпштейн М. М., к.п.н. - Открытый авторский институт альтернативного образования им. Я. Корчака, директор;
Моховикова Е.В. - Российский фонд по развитию образования «Сообщество», генеральный директор;
Пузыревский В.Ю., к.философ.наук - Открытый авторский институт альтернативного образования им. Я. Корчака, координатор программ;
Домбровский А.В. - Центр Природы и Окружающей среды, руководитель;
Кондракова И.Э., к.п.н., доцент - Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена;
Зартайская Ю.В., к.философ.наук - Общественная организация «Союз книжников «Слово» руководитель информационного центра.
В конференции принимают участие педагоги и руководители образовательных организаций и учреждений Санкт-Петербурга и других регионов России, реализующих различные концепции: вальдорфской педагогики, педагогики Монтессори, классического гимназического образования, технологии «Step by step» и другие.
К участию в конференции, кроме ученых и педагогов, приглашаются представители профессиональных общественных организаций, деловых кругов, высшей школы, государственных структур, деятели культуры, здравоохранения и других социальных сфер.
В рамках конференции будут организованы пленарные сообщения, мастерские, выездные мастер-классы, дебаты, круглые столы, стендовые сообщения и опросы участников.
Вся информация о подготовке, ходе работы и о результатах конференции будет опубликована на странице конференции на сайте www.edustrateg.ru. Число заочных участников конференции не ограничено.
Открыт прием статей и материалов в сборник, который будет издан к началу конференции. Предполагаемые разделы сборника:
«Формальное и неформальное образование»
Формальное образование предполагает прежде всего наличие неких процедур аттестации (экзаменов, зачетов, контрольных работ). А какие формы оценки качества могут быть у неформального? Каким может и должно быть соотношение разных степеней структурированности в такой оценке? Как оптимизировать такие процедуры анализа качества как «наблюдение за учащимися» и «самоотчеты учащихся»?
«Почему качество?»
Сегодня много говорится о качестве образования (видимо, количества уже достаточно), но что подразумевается под качеством, откуда возникла эта «мода» на качество, как проблематика качества развивается в других областях нашей жизни? Может быть там мы - «образованцы» - можем почерпнуть вдохновляющий пример? Как нужно управлять качеством в условиях самоуправления, поддержки группового и личностного развития? Как должны соотноситься «знаниевые» (навыки мыследеятельности) и «личностные» (навыки этического самосозидания) функциональные качества учащегося?
«Неформатное образование»
Образование в школе как было, так и остается жестко форматированным (классно-урочная система, четко фиксированная продолжительность уроков, навязываемое государством построение учебных программ). Как выйти за пределы «формата» и не оказаться в конфронтации с современным социумом? Какие могут быть качественные риски «неформатности»? Какой опыт «неформатности» сейчас оказывается наиболее успешным и социально сбалансированным?
«Опыт перевода»
Еще недавно реализовывалась масса проектов с участием иностранных партнеров. Такая работа всегда сопряжена с трансляцией-«переводом» систем ценностей. Возможен ли такой перевод? Как «переводить»? И позитивный и негативный опыт имеют высокую ценность. А уж осмысление этого опыта … Как можно решить проблему языковой понятности, - а значит и профессиональной доступности, - ценностей альтернативного образования?
«Нездоровая альтернатива»
Значительная часть институализированного альтернативного образования так или иначе связана с обучением детей, которые не вписываются в массовую школу по причине своего здоровья. Как происходит адаптация детей со специальными потребностями? Какие ограничения это накладывает на учебный процесс? Какие возможности открывает? В чем уже заключается и должна заключаться терапевтичность альтернативного образования?
«Образование «на границе»
Если вспомнить известную максиму о том, что образование - это то, что остается, когда все забыто, наверное, можно предположить, что существенную часть нашего настоящего образования мы получаем в пограничных ситуациях - ситуациях разрыва. Этот опыт, как правило, носит весьма личностный характер (и это делает сложным его описание и универсализацию). Как не теряя качества изображения, видеть и целый «лес» личности, и отдельные «деревья» знаний?
«Пятый пункт альтернативного образования»
Часть негосударственных образовательных учреждений возникли и существуют, ориентируясь на национальные меньшинства. Как они чувствуют себя? Есть ли у различных «национальных образований» именно образовательные различия, а не только разница в языках и религиях? В какой мере содержанием образования в них являются межкультурная толерантность и навыки тонкого понимания иного? Как может быть «встроена» толерантность в содержание образования?
«Ориентиры для будущих альтернатив»
Могут ли технологии альтернативного образования претендовать на некоторую социальную коррекцию технократического мышления и поверхностного прагматизма в познании мира? Может ли образовательный труд быть не травматичным, а терапевтичным? Как в перспективе могут выживать и развиваться негосударственные по форме и альтернативные по сути пути образования?
Статьи и материалы должны соответствовать проблематике сборника и быть оформлены в соответствии со следующими требованиями: вычитанный текст должен быть представлен в электронном формате Microsoft Word, шрифт - Times New Roman, размер шрифта - 14, межстрочный интервал - одинарный, название файла - фамилия автора, в тексте указать электронный адрес и телефон для контактов. Объем до 10 машинописных страниц.
Срок предоставления текстов для публикации - до 10 сентября 2006 г.
Сборник материалов конференции войдет в пакет материалов для участников, зарегистрировавшихся не позднее, чем за 1 месяц до начала конференции.
Контактная информация для подачи заявок и текстов в сборник
Почтовый адрес: 195196, Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, дом
13а, Образовательный центр «Участие» (ст. М
«Новочеркасская»)
Телефон: (812) 444-38-62
Эл. адрес: alteredu@mail.ru
Факс: (812) 444-38-62
Научно-образовательный комплекс «Санкт-Петербургский физико-технический научно-образовательный центр Российской академии наук» (адрес: Санкт-Петербург, ул. Хлопина , дом. 8 к. 3, метро «Пл. Мужества»).
Срок подачи заявок на участие в конференции - до 15 октября 2006 г.
Заявки на участие в конференции (форма заявки прилагается) можно направлять по почте, по электронной почте, по факсу или передавать лично членам оргкомитета конференции.
Организационный взнос -100руб.
Контактная информация для подачи заявок и текстов в сборник
Почтовый адрес: 195196, Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, дом
13а, Образовательный центр «Участие» (ст. М
«Новочеркасская»)
Телефон: (812) 444-38-62
Эл. адрес: alteredu@mail.ru
Факс: (812) 444-38-62