ENG
         
hpsy.ru/

../../ Философия психотерапевтической практики («Оборотная сторона луны»)

  • Философия психотерапевтической практики («Оборотная сторона луны»)
  • Место проведения Москва
  • Организации:Московский гештальт институт  
  • Дата проведения:
    6 — 8 июня 2006г.
  • Контакты:(095) 964 99 61 (офис МГИ), (095) 195 93 28 (Елена).

Ведущие:

Елена Калитеевская - психотерапевт, 20 лет психотерапевтической практики, кандидат психологических наук, декан факультета Московского Гештальт Института, член Совета Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества, сертификат Европейской ассоциации гештальт-терапии (ФРГ, Франция), член FORGE - Международной тренерской федерации в области гештальт-терапии, член Международной Ассоциации развития гештальт-терапии (AAGT).

Александр Моховиков - кандидат медицинских наук, врач-психиатр, 25 лет клинической практики, доцент кафедры клинической психологии Одесского Национального Университета, член Совета Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества, национальный представитель Украины в Международной ассоциации превенции самоубийств, гештальт-терапевт (сертификат Московского Гештальт Института), директор Одесского филиала Московского Гештальт Института, тренер Московского Гештальт Института, 12 лет психотерапевтической практики.

Программа специализации для практикующих психологов и психотерапевтов. Специализация рассчитана на 6 трехдневных тематических встреч (180 часов) в течение полутора лет.

  • Абстрактный гуманизм, фашизм и «пионерская правда» Павлика Морозова.
  • Формирование психотерапевтического мировоззрения.
  • Профессиональное самосознание и психотерапевтическое мышление.
  • Экзистенциальный выбор психотерапевта. «Колея судьбы» и личная философия психотерапевта
  • Отношения психотерапии и жизни: цена профессии
  • Целостность бытия и творческие ресурсы его несовершенства
  • Усилие, насилие и бессилие - дилеммы развития
  • Позитивный протест и философия агрессии
  • Психотерапевт и профессиональное сообщество. Изгойство.
  • Отношения и убеждения: экзистенциальная боль психотерапевта.

Комментарий:

Психотерапевтическое мировоззрение и психотерапевтическое мышление отличны от бытовых форм. Перлз называл это способностью к дифференциальному мышлению и описывал как «творческое безразличие» . Под этим понимается способность находиться в «О» точке, откуда видны и одна и другая стороны процесса. Ролло Мей писал, что человеческая свобода локализована в паузе между стимулом и реакцией. Формирование психотерапевтического мировоззрения и психотерапевтического мышления предполагает развитие способности к терапевтической паузе. Назовем важнейшие положения в этой связи.

  1. Гештальт-терапия это не только профессия. Это культурная практика. Философия психотерапевтической практики предполагает отказ от абстрактного «кичевого» гуманизма (имеется в виду «кич», описанный М.Кундерой в романе «Невыносимая легкость бытия» и понимаемый коротко как «мир, в котором нет говна»). Отказ от «кичевого» гуманизма это отказ от бытовых понятий о «правде», «помощи», «добре и зле» и т.д. Это также отказ от бытовых представлений об эффективности психотерапии. Абстрактный гуманизм это всегда коллективная идеальная программа. Психотерапия же - это всегда индивидуальный проект, учитывающий реального человека и целостность его бытия. Невозможно понять, куда двигаться, если не знаешь, где находишься в данный момент.
  2. Гештальт-терапия как гештальт-анализ. Терапевту следует отказаться от бытового реагирования на содержание рассказа клиента. Философия гештальт-анализа предполагает, что мы делаем акцент не на содержании рассказа, а на том как рассказ клиента провоцирует терапевта на определенные отношения с данным клиентом, на том как в динамике этих отношений воссоздается незавершенная ситуация в жизни клиента. Используя осознавание своих чувств в процессе терапии, терапевт не сливается со своими чувствами, включает паузу, в течение которой он выбирает как именно с данным конкретным клиентом предъявить себя на границе контакта, сохраняя аутентичность и профессиональную позицию.
  3. Профессиональное самосознание психотерапевта представляет собой индивидуальный «миф», не всегда отчетливо осознаваемый. Не существует «нейтральной» терапии , как и «нейтральной» супервизии. На эти процессы неизбежно влияет личная история терапевта и супервизора, их личная философия практики, социальный контекст образования, личность руководителя обучающих программ и т.д. Выбор заниматься психотерапией означает для терапевта выбор делать что-то со своей жизнью, реализовывать какую- то собственную программу. Это проявляется в знаках и акцентах посланий, которые терапевт отправляет клиенту. В индивидуальном «мифе» терапевта всегда скрыта его личная тревога. Осознавание терапевтом своего экзистенциального выбора основа глубинной супервизии. И терапевт, и супервизор находятся не только в профессиональном контакте. Они также находятся в отношениях с профессиональным сообществом и, одновременно, в некоторой смысловой точке собственной жизни.
  4. Терапевт неизбежно проходит кризисные точки в своем индивидуальном развитии. Способность к паузе препятствует бытовому отреагированию кризисных состояний. Экзистенциальная боль психотерапевта и его неудачи могут стать ресурсами в том случае, если он способен обращаться с ними как с опытом, признавая свои ценности и свои ограничения. Важно, что происходит. Но гораздо важнее как человек относится к тому, что с ним происходит и осознавание того, как он выбирает обращаться с этим отношением.

См. также

  1. Страница Семинара на сайте Московского Гештальт Института

Другие мероприятия

2016   ИюльШаттл-терапевтическая программ "От травмы к исцелению" Джон Ингл (Сан-Франциско), Елена Мазур (Москва)   (Одесса)
2014   ЯнварьУчебная программа "Психотерапия психической травмы"   (Одесса)
2009   Март «Организационное консультирование в гештальт подходе. Бизнес и отношения»   (Киев)
2008   ДекабрьТренинг "Встреча-пробуждение красоты"   (Москва)