Ведущие:
Елена Калитеевская - психотерапевт, 20 лет психотерапевтической
практики, кандидат психологических наук, декан факультета
Московского Гештальт Института, член Совета Института
экзистенциальной психологии и жизнетворчества, сертификат
Европейской ассоциации гештальт-терапии (ФРГ, Франция), член
FORGE - Международной тренерской федерации в области
гештальт-терапии, член Международной Ассоциации развития
гештальт-терапии (AAGT).
Александр Моховиков - кандидат медицинских наук, врач-психиатр,
25 лет клинической практики, доцент кафедры клинической
психологии Одесского Национального Университета, член Совета
Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества,
национальный представитель Украины в Международной ассоциации
превенции самоубийств, гештальт-терапевт (сертификат Московского
Гештальт Института), директор Одесского филиала Московского
Гештальт Института, тренер Московского Гештальт Института, 12 лет
психотерапевтической практики.
Программа специализации для практикующих психологов и
психотерапевтов. Специализация рассчитана на 6 трехдневных
тематических встреч (180 часов) в течение полутора лет.
- Абстрактный гуманизм, фашизм и «пионерская правда» Павлика
Морозова.
- Формирование психотерапевтического мировоззрения.
- Профессиональное самосознание и психотерапевтическое
мышление.
- Экзистенциальный выбор психотерапевта. «Колея судьбы» и
личная философия психотерапевта
- Отношения психотерапии и жизни: цена профессии
- Целостность бытия и творческие ресурсы его несовершенства
- Усилие, насилие и бессилие - дилеммы развития
- Позитивный протест и философия агрессии
- Психотерапевт и профессиональное сообщество. Изгойство.
- Отношения и убеждения: экзистенциальная боль психотерапевта.
Комментарий:
Психотерапевтическое мировоззрение и психотерапевтическое
мышление отличны от бытовых форм. Перлз называл это способностью
к дифференциальному мышлению и описывал как «творческое
безразличие» . Под этим понимается способность находиться в «О»
точке, откуда видны и одна и другая стороны процесса. Ролло Мей
писал, что человеческая свобода локализована в паузе между
стимулом и реакцией. Формирование психотерапевтического
мировоззрения и психотерапевтического мышления предполагает
развитие способности к терапевтической паузе. Назовем важнейшие
положения в этой связи.
- Гештальт-терапия это не только профессия. Это культурная
практика. Философия психотерапевтической практики предполагает
отказ от абстрактного «кичевого» гуманизма (имеется в виду «кич»,
описанный М.Кундерой в романе «Невыносимая легкость бытия» и
понимаемый коротко как «мир, в котором нет говна»). Отказ от
«кичевого» гуманизма это отказ от бытовых понятий о «правде»,
«помощи», «добре и зле» и т.д. Это также отказ от бытовых
представлений об эффективности психотерапии. Абстрактный гуманизм
это всегда коллективная идеальная программа. Психотерапия же -
это всегда индивидуальный проект, учитывающий реального человека
и целостность его бытия. Невозможно понять, куда двигаться, если
не знаешь, где находишься в данный момент.
- Гештальт-терапия как гештальт-анализ. Терапевту следует
отказаться от бытового реагирования на содержание рассказа
клиента. Философия гештальт-анализа предполагает, что мы делаем
акцент не на содержании рассказа, а на том как рассказ клиента
провоцирует терапевта на определенные отношения с данным
клиентом, на том как в динамике этих отношений воссоздается
незавершенная ситуация в жизни клиента. Используя осознавание
своих чувств в процессе терапии, терапевт не сливается со своими
чувствами, включает паузу, в течение которой он выбирает как
именно с данным конкретным клиентом предъявить себя на границе
контакта, сохраняя аутентичность и профессиональную позицию.
- Профессиональное самосознание психотерапевта представляет
собой индивидуальный «миф», не всегда отчетливо осознаваемый. Не
существует «нейтральной» терапии , как и «нейтральной»
супервизии. На эти процессы неизбежно влияет личная история
терапевта и супервизора, их личная философия практики, социальный
контекст образования, личность руководителя обучающих программ и
т.д. Выбор заниматься психотерапией означает для терапевта выбор
делать что-то со своей жизнью, реализовывать какую- то
собственную программу. Это проявляется в знаках и акцентах
посланий, которые терапевт отправляет клиенту. В индивидуальном
«мифе» терапевта всегда скрыта его личная тревога. Осознавание
терапевтом своего экзистенциального выбора основа глубинной
супервизии. И терапевт, и супервизор находятся не только в
профессиональном контакте. Они также находятся в отношениях с
профессиональным сообществом и, одновременно, в некоторой
смысловой точке собственной жизни.
- Терапевт неизбежно проходит кризисные точки в своем
индивидуальном развитии. Способность к паузе препятствует
бытовому отреагированию кризисных состояний. Экзистенциальная
боль психотерапевта и его неудачи могут стать ресурсами в том
случае, если он способен обращаться с ними как с опытом,
признавая свои ценности и свои ограничения. Важно, что
происходит. Но гораздо важнее как человек относится к тому, что с
ним происходит и осознавание того, как он выбирает обращаться с
этим отношением.
См. также
- Страница Семинара на сайте Московского Гештальт Института
Другие мероприятия