ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Карданова М.В.

Мария Васильевна Карданова, главный библиотекарь Российской государственной детской библиотеки (РГДБ), Москва

Публикации
  1. + Смысл жизни как осознанная добродетель: античная версия

    Непрерывно меняющееся взаимодействие жизни со смыслом делает личностное существование в каждый момент его бытования в обществе уникальным и неповторимым феноменом. И если осознание смысла, осознание его самой личностью, невозможно без предварительно заданных добродетелей, с которыми жизнь так или иначе соотносится, то оно также невозможно без погружения жизни в текущую смысловую среду, при котором само личностное существование становится частицей и движущей силой этой среды, частицей такой же изменчивой, как сама эта среда (Гаспаров,1993). Осознание парадокса, определяющего личностное существование: жизнь, как неустойчивое единство, относительно замкнутое целое, временные границы которого ясно очерчены, единство, которое возникает из открытого, не поддающегося полному учету множества разнородных и разноплановых компонентов, и такое замкнутое целое, которое заключает в своих пределах открытый, растекающийся в бесконечность смысл (а значит, и бесконечные возможности его интерпретации), — начинается уже в античности (Гаспаров,1993). В цепи античных понятий, связанных со смыслом жизни всегда присутствует добродетель, которая в отношении первого постоянно меняет свое предикативное состояние на субъектное и, наоборот. При этом внутренняя связь добродетели со смыслом жизни состоит не в концептуально-логической конверсии, а в продолжении того нравственного дела, которое начато природой и продолжено в социуме в форме главной гражданско-личностной задачи.

  2. +«Смысл жизни» в ипостаси античной добродетели[недоступно]

    Особенность проблемы смысла жизни заложена уже в самой ее формулировке, разводящей (или сводящей), а вернее, ставящей эти два понятия в положение взаимного поиска. Смысл и жизнь: жизнь, которая должна обрести смысл, и смысл, находящий свою предметную реализацию в жизни. Каким образом происходит их взаимное «оплодотворение», имеет ли оно врожденный или приобретенный, дея-тельностный характер? Эта смысложизненная дихотомия напоминает проблему добродетели у Платона. Если добродетель является врожденной, то зачем ее воспитывать? Если же она приобретается обучением и не дана от природы, какой смысл наказывать за ее отсутствие? Ведь неспособность к чему-либо, как природный недостаток, не может быть подвергнута общественному осуждению (Платон, 1968). Если ли в самой жизни смысл, который следует открывать и развивать, или он накладывается и приходит извне, как социально-психологическая оценка, экспертиза человеческого существования, как требование личностной самоидентификации на стыке общественного и индивидуального. Интересен в этой связи миф о происхождении человека, рассказанный Протагором в одноименном платоновском диалоге. Согласно ему, неумение жить сообща поставило людей на грань вымирания, несмотря на то, что благодаря Прометею они научились поддерживать свое физическое существование. Тогда Зевс повелел ввести среди людей стыд и правду, чтобы каждый был лично к ним причастен. Эта причастность, однако, не означала, по мнению участвовавших в разговоре философов, актуальной наличности этих нравственных (как и прочих) качеств в каждом отдельном человеке, а лишь всеобщую возможность их обретения в результате напряжения всех внутренних и внешних сил: «Жизнь, что судьба мне дала, потому я не трачу впустую / Ради надежды тщетной найти средь людей совершенство…» (Платон, 1968, с. 233).

    В настояще время публикация недоступна.
    http://akme31.narod.ru/8.html