ENG
         

Лызлов Алексей Васильевич - кандидат психологических наук, ассистент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ, преподаватель Института Аналитической Психологии и Психоанализа (МИАПП) переводчик С. Кьеркегора

Публикации
  1. + Лондонское переживание И.Г. Гамана как пример терапевтического чтения

    К сожалению, имя Иоганна Георга Гамана у нас известно не столь уж многим. Хотя в последние годы и стали появляться отдельные переводы из Гамана, а В.Х. Гильманов (Гильманов, 2003) даже выпустил книгу, посвященную этому мыслителю. "Северный маг", как его называли современники, хранит пока пребывание в тайне, не ставшее явным; говорит на ухо немногим то, что не звучит сегодня с трибун и кровель. Крупнейший мыслитель-христианин своего времени; современник, земляк и добрый знакомый И. Канта, на равных полемизировавший с последним, автор ни с чем не сравнимых работ колоссальной плотности - эдаких гипертекстов, да еще к тому же - в пророческом духе, где начинают резонировать и диссонировать разнообразные контексты и в их полифонии кристаллизуется строгая и изобильная, серьезная и искрометная, тихая и громогласная, живая, от сердца идущая мысль, - не трубит о себе и остается в безвестности, словно звезда в ночи, как свеча на подсвечнике в огромном доме. Но внимательным взором открывший эту свечу полюбит ее незабвенный свет, он найдет себе доброго и задушевного друга.

    Источник: // Сборник научных статей и рабочих материалов к докладам участников II Международной конференции "Философия и психотерапия". Под редакцией С.М. Бабина, В.В. Андрюшина, И.Г. Глуховой. Научное издание. СПб: издательство "Анатолия" 2014. - 232

  2. +К введению понятия «Образ человека в психологии»[недоступно]

    Раскрытие указанной в заглавии темы начнём несколько со стороны, а именно с попытки анализа теорий как целостных образований, чтобы в итоге «высвободить место» для введения понятия«образ человека в психологии». Возможность категориального анализа психологических теорий была обоснована М. Г. Ярошевским, который понимал под категориями формально-динамические структуры, направляющие и регулирующие познание исследуемой реальности [4]. Развивая это понимание, заметим, что регуляция познавательной деятельности учёных имеет два различных аспекта: инструментальный аспект, в рамках которого категории могут рассматриваться как некий инструмент познавательной деятельности; формальный аспект, в рамках которого категории могут рассматриваться как различные формы познавательной деятельности.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/hk.htm
  3. + Переворот веры. Что значит "быть самим собой" по Кьеркегору

    Одной из важнейших задач дазайн-аналитической работы является помощь человеку в том, чтобы он научился быть самим собой. Вопрос о том, как возможно найти себя, обрести "самое своё умение быть" - один из основных вопросов в "Бытии и времени" М. Хайдеггера. Однако Хайдеггер работает здесь не на пустом месте. До него этот вопрос ставится С. Кьеркегором - автором, которому М. Хайдеггер обязан очень многим, вплоть до понятия Dasein, прототипом которого служит кьеркегоровское Tilværelse. В данной статье мы рассматриваем то, как понимает С. Кьеркегор, что значит быть самим собой, раскрывая понимание С. Кьеркегором человека как Selv (слово, которое трудно переводимо на русский, в силу чего в статье мы оставляем его без перевода, аргументируя в пользу этого). Понимая в согласии с С. Кьеркегором Selv как "позитивное третье" в том синтезе противоположностей, каковым является человек, мы прослеживаем, как фиксация на одном из членов синтеза в ущерб другому ведёт к уходу от бытия самим собой. При этом рассматриваются такие пары противоположностей, как конечное и бесконечное, временное и вечное. Говоря далее об укоренённости принадлежащего самосознанию самоотношения в отношении к самому себе, осуществляемом в поступании, мы описываем три способа отказа от бытия самим собой (три способа отчаяния), раскрываемых С. Кьеркегором с точки зрения самосознания. Наконец, мы показываем, что, согласно Кьеркегору, не существует последовательного перехода от состояния отчуждённости от подлинного бытия самим собой, - состояния, которое является исходным для каждого человека, - к настоящему бытию собой; что переход от одного к другому предполагает, по выражению С. Кьеркегора, "прыжок", связанный с обретением веры. Такой "прыжок" ведёт одновременно к изменению отношения к другому. Статья завершается проблематизацией того, возможен ли такой "прыжок", и если да, то как, в психотерапии

    // HORIZON. Studies in Phenomenology. Vol. 5, №2 (2016), 109-121

    http://horizon.spb.ru/images/downloads/review/pdf/2016/2/2016_5_2_109_121.pdf
  4. + Рецензия на книгу Алисы Хольцхей-Кунц "Страдание из-за собственного бытия: дазайн-анализ и задача герменевтики психопатологических феноменов"

    В рецензии рассматриваются основные положения книги и обсуждается авторский подход А. Хольцхей-Кунц к интерпретации психопатологических феноменов, развиваемый ею в рамках дазайн-анализа. Рецензент прослеживает логику критического анализа автором вариантов дазайн-анализа, предлагавшихся Л. фон Бинсвангером и М. Боссом, и проблематизирует ряд важных моментов в интерпретации автором боссовского дазайн-анализа. Проблематичной, на взгляд рецензента, является и интерпретация автором "Бытия и времени" М. Хайдеггера, на основании которой приходит к выводу, что "падение" Dasein имеет структуру желания, и согласовывает дазайн-анализ с психоанализом. Эта интерпретация, однако, позволяет автору обосновать и разработать оригинальный подход к пониманию душевного страдания, представленный в заключительной части книги. Обсуждением этого подхода завершается рецензия.

    http://horizon.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1152&lang=ru
    http://horizon.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1150&Itemid=152&lang=ru
  5. +Сёрен Кьеркегор: от отчаяния к обретению смысла[недоступно]

    Работами Кьеркегора я заинтересовался благодаря встрече с человеком, которому его творчество было интересно и дорого. В мои студенческие годы популярным был скорее Ницше - Кьеркегора знали хуже. Ницше всё-таки "философствует молотом", как он сам про себя говорит, в нём есть радикализм и эффектность, которые так нравятся молодым людям, какими мы были тогда. И Ницше, к сожалению, всё-таки возможно прочитать "по верхам", не понимая тонких - подчас решающих - моментов его мысли. Кьеркегор же - мыслитель, который вполне осознанно писал работы, сопротивляющиеся поверхностному чтению. Он не раз говорил: "Мои книги нетрудно понять, если читать их медленно", - и даже иногда рекомендовал делать это вслух. Для того чтобы прочесть его труды хотя бы просто с ощущением понимания его мысли, нужна большая заинтересованность и готовность читать медленно.

    // Thezis.ru Гуманитарные дискуссии

    В настояще время публикация недоступна.
    http://thezis.ru/syoren-kerkegor-ot-otchayaniya-k-obreteniyu-smyisla.html