ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Сосланд А.И.

Сосланд Александр Иосифович Сосланд Александр Иосифович (1957) - российский психолог, психотерапевт, кандидат психологических наук. Член Европейской Ассоциации Психотерапии. Окончил Второй Московский медицинский институт (1980) со специализацией по психотерапии. Доцент кафедры мировой психотерапии факультета психологического консультирования, член Ученого совета факультета психологического консультирования МГППУ Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), старший научный сотрудник Института Российского Государственного Гуманитарного Университета «Русская антропологическая школа».

Ведет спецкурсы и тренинги в учебный центре практической психологии «Катарсис», психологическом факультете МГУ, Академии практической психологии при психологическом факультете МГУ, Московском и Восточно-Европейском (Спб) гештальт-институтах и др.

Автор книги «Фундаментальная структура психотерапевтического метода, или Как создать свою школу в психотерапии» (1999), в которой подробно исследована структура психотерапевтического метода, разработан язык, позволяющий адекватно описать любой психотерапевтический метод, намечены возможности проектирования новых психотерапии. Эта книга вызвала широкий резонанс в профессиональном сообществе. По мнению Вадима Руднева, в книге Сосланда «впервые дано научное структурное описание психотерапевтических школ». Как полагает Дмитрий Леонтьев, «это единственная встречавшаяся мне работа, посвящённая рефлексии профессиональной деятельности психотерапевта именно как определённой структуры профессиональной деятельности, которая включает в себя не только саму работу с клиентом, но деятельность, направленную на продвижение себя»

Публикации
  1. + Кайнэрастия

    Среди существующих на сегодня мотивационных теорий, на наш взгляд, не хватает теории, адекватно объясняющей всем известные обстоятельства, а именно — форсированного стремления к перемене объектов влечений, смене родов деятельности, занятий, впечатлений. Мы полагаем, что необходимо ввести в обиход новый мотивационный концепт. Именно за ним должно быть закреплено это самое стремление к новизне, которое, на самом деле, находится внутри любого другого желания. Кайнэрастия (kainos др. греч. — новый, erastes др. греч. — любящий, почитатель) составляет коренную сущность любого влечения. Она присуща всем сферам человеческих интересов и всем областям деятельности. Трудно представить себе власть, не стремящуюся к своему расширению, к завоеванию нового, ограничивающуюся достигнутым безо всякого к тому принуждения. Подобно либидо и стремлению к власти, кайнэрастия является безусловно коренным влечением, несводимым более ни к чему.

    http://kogni.narod.ru/kaineras.htm
  2. + Ключ к Хайдеггеру

    Что вообще делает привлекательным тот или иной текст? С проблемой аттрактивности художественной литературы все обстоит достаточно ясно. Другое дело философия и психология. По некоему умолчанию принято считать, что эти роды письма не должны быть привлекательными. Принято считать, как нечто само собой разумеющееся, что «нравиться читателю» — это удел художественного текста. Философ, психолог, филолог не ставят перед собой задачу привлечь читателя, подобно тому, как это делают поэт и беллетрист. Их задача — трансляция идей, в относительно ясном и адекватном виде, не более того. Ориентация на «удовольствие от текста» им как бы изначально чужда. Такой фактор, как аттрактивность обычно не берется в расчет при анализе работ в «науках о духе».

    http://www.vusnet.ru/biblio/archive/sosland_kluch/default.aspx
  3. + Любовь к смыслу.( Материалы международной конференции, посвященной 100-летию В.Франкла )

    Аттрактив-анализ — это подход к интерпретации текста. Этот подход противопоставляет два различных типа дискурса — дискурс принципа реальности и дискурс принципа удовольствия. Как аттрактивные мы рассматриваем элементы, вставки дискурса принципа удовольствия, «проникающие» в пространство дискурса принципа реальности. Дискурс принципа удовольствия ориентирован на так называемые гедонистически ориентированные состояния. Само по себе это противопоставление, отыгранное в психоаналитической парадигме, не представляло бы большого интереса. Интересным здесь, на наш взгляд является не раздельное и противопоставленное друг другу существование этих двух дискурсов. Интерес появляется тогда, когда один из них (дискурс удовольствия) вторгается на поле иного дискурса и создает там свои сферы влияния.

    http://pk.mgppu.ru/index.php?option=com_remository&Itemid=32&func=startdown&id=2
  4. +Религия, пространство производства удовольствия[недоступно]

    В статье предлагается новый взгляд на рецепцию религиозного дискурса. Он рассматривается с точки зрения "новой гедонистической логики", разрабатываемой автором в рамках его проекта "аттрактив-анализ". Обсуждаются ключевые концепты его подхода, такие как "гедонистически-трансгредиентный нарратив" и "цис-транс". В свете этих концептов разбираются отдельные нарративные ситуации, где отчетливо прослеживается связь религиозного и гедонистического

    // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4, № 4. С. 80-89.

    В настояще время публикация недоступна.
    https://psy-journal.hse.ru/2007-4-4/26959080.html
  5. + Смысл смысла

    Встраивание концепта смысла в любой психологический дискурс может быть рекомендовано со множества позиций: оно обогащает, углубляет, укрупняет, обновляет любой дискурс. Разговор о смысле делает любой текст более привлекательным. Наша задача — рассмотреть в этом тексте понятие «смысл» с точки зрения его привлекательности. Здесь мы продолжаем разговор об аттрактив-анализе, методе анализа гуманитарного текста, который разрабатывается нами в целом ряде публикаций

    http://akme31.narod.ru/3.html
  6. + Философия сквозь призму аттрактив-анализа. Интервью журналу «Топос»

    Проект феноменологии элиминировал саму постановку вопроса о психологической мотивации тех, кто пишет философские тексты. Однако Гуссерль поставил всё это под вопрос, но не под запрет. Поэтому мы вольны ставить вопрос именно так: психологи также могут разбирать философские тексты, думать над тем, чем они мотивированы, подобно тому, как они анализируют художественные тексты. Когда мы говорим, к примеру, об апокалиптических интенциях, то не приходится сомневаться, что философ даёт волю своей агрессии, своим властным интересам. Философ точно так же втянут в межличностные отношения, как и другие люди. Философский спор, в сущности, мало чем отличается от уличной склоки.

    // Интервью журналу «Топос»

    http://topos.ru/article/5498
  7. + Чем привлекателен экзистенциалистский текст?

    Что вообще делает привлекательным тот или иной текст? Первый шаг на пути к этому ответу — попытка создания концептуального аппарата, методологии, которая позволила бы нам приблизиться к ответу на этот вопрос.

    http://existancepsychology.narod.ru/10.htm