ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Рюмшина Л.И.

Рюмшина Любовь Ивановна - доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии Южного федерального университета.

Публикации
  1. + Смысл жизни как онтологическая проблема

    Рассмотрение «смысла жизни» как онтологической проблемы предполагает, прежде всего, соотнесение смысла жизни конкретного человека со смыслом целого. В определенной степени смысл жизни как раз и является связующим звеном между индивидом и человечеством, зависит от смысла целого (по терминологии различных авторов, смысла Вселенной, смысла истории, смысла бытия и т.д), той смысловой реальности, которая накоплена человечеством в длительном процессе своего становления. Это дало основание многим ученым говорить, что именно в свете смысла целого приобретает смысл конкретная человеческая жизнь. Например, согласно В. Франклу — это сверхсмысл, который осуществляется независимо от жизни отдельных индивидов (хотя, конечно, и они влияют на его формирование). Люди живут в мире смыслов, но смысловая реальность, как совокупность коллективных смыслов, не сводится к психологической реальности.Из коллективного смыслового поля человек «черпает» свой смысл жизни, который первичен по отношению к смыслам отдельных действий. Он определяется через совокупность основных целей. Именно наличие целей придает действиям человека осмысленность.

  2. +Постановка и анализ проблем бытия в трудах С.Л. Рубинштейна (В сборнике "Психология человека в современном мире 2009")[недоступно]

    теория С. Л. Рубинштейна была одной из научно-концептуальных систем и стратегическим ходом, ориентирующим советскую психологическую науку в новом направлении. Однако при жизни его идеи, к сожалению, не были полностью востребованы отечественной психологией. Тем не менее, в связи со своей значимостью для науки они продолжали жить и подготовили введение в предметное поле современной отечественной психологии новых понятий и трактовок уже устоявшихся явлений.

    // В сборнике "Психология человека в современном мире 2009"

    В настояще время публикация недоступна.
    http://rudocs.exdat.com/docs/index-346579.html?page=13
  3. +Русский экзистенциализм: учет национальных особенностей при анализе психологических явлений[недоступно]

    Экзистенциализм как явление не может быть до конца понят без включения в него трудов русских писателей и философов конца Х1Х-начала ХХ века (Н.Бердяева, П.Флоренского, С.Франка, Ф.Достоевского и др.). Именно с них началось распространение экзистенциальных идей. Для отечественных психологов анализ этих работ, включение их в теоретические конструкты и практическую деятельность связан с учетом ментальности, глубины духовных слоев человека. Есть все основания полагать, что изменившиеся в последние годы общественно-политические и социально-экономические условия жизни не поменяли в корне устоявшихся психологических стереотипов поведения людей, норм и ценностей. Менталитет народа, их определяющий, формируется как минимум за 1,5-2 тысячи лет и претерпевает под влиянием внешних условий не столь существенные изменения. Как известно, лучшие образцы русской философской мысли проникнуты христианством. Православие, являясь духовным приматом русского этноса, «не искоренилось» 70 годами советской власти, оно было вытеснено. В связи с этим возникновение христианской психологии, а вслед за этим и психотерапии, совершенно закономерно. В отличие от западной философии русские мыслители развивали гуманистические традиции, во многом отличающиеся от атеистического и протестантского западного гуманизма. Определяющим для русского экзистенциализма является любовь как сострадание, милосердие, жалость, жертвенность, при которой другой наделяется безусловной ценностью как творение Бога. Смысл бытия — в служении другому, любовь к себе, как самоутверждение, «…разврат, и он ведет к самоистреблению. Величайшее употребление, которое может делать человек из своей личности — уничтожить это Я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно» (Ф. Достоевский). Любовь — положительная творческая сила. Она и от свободы, ибо нельзя принудить любить кого бы то ни было, но это не имеет отношения к нерелигиозному гуманизму, абсолютизирующему свободу и самодостаточность человека, что делает его независимым от других. Единичный человек, согласно русским мыслителям, не может реализовать себя в Бытие, иначе как сообща, со всем миром. Общество — «братски» связанные люди. Однако соборность и любовь выходят за рамки отношений человека к человеку. Любовь расширяется до пределов всего мира. Она наполнена страданиями и лишениями и исключает ложь и хитрость, однако общение как «взаимное обращение» нетождественно западному представлению о диалоге.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://existancepsychology.narod.ru/7.htm
См.также