ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Кривцова С.В.

Кривцова Светлана ВасильевнаСветлана Васильевна Кривцова - экзистенциальный аналитик (диплом психотерапевта GLE-International), кандидат психологических наук, доцент кафедры Психологии личности факультета Психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Руководитель Центра практической психологии образования Академии Социального Управления, член Совета директоров Российско-австрийского института экзистенциального анализа и логотерапии, основатель и научный руководитель одной из первых в России психологических служб - Межрегионального Центра социально-психологической адаптации «Генезис». Автор научных и методических публикаций по практической психологии и психотерапии.

Автор популярных книг по психологии для родителей и педагогов: «Воспитание: наука хороших привычек» (1997), «Учитель и проблемы дисциплины» (1997), «Навыки конструктивного взаимодействия с подростками» (1998), «Навыки жизни: в согласии с собой и с миром» (2002).

Публикации
  1. + Об истории и сегодняшнем дне Института экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии

    В 1999 году в Вене на Втором всемирном конгрессе по психотерапии обнаружился большой интерес к России со стороны европейской психотерапевтической общественности. На специальной встрече с русскими главы институтов разных направлений объявили о своей готовности начать у нас образовательные проекты по европейским стандартам. В этом же году некоторые из проектов действительно начались, в том числе проект GLE (Общества логотерапии и экзистенциального анализа), который шел не под эгидой Европейской психотерапевтической ассоциации, а самостоятельно. Для начала в июне 1999 г. Альфрид Лэнгле провел вводную двухдневную встречу с группой психотерапевтов и психологов…

  2. +"Лучшее, что взрослые могут подарить детям - тренированную совесть": какой психолог нужен современной школе[недоступно]

    // // Народное образование. - 2014. - Т. 1478, № 4. - С. 220-228.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://istina.msu.ru/publications/article/7883306/
  3. + "Работайте, пока свет еще с вами" (Специфика экзистенциально-аналитической психотерапевтической практики)

    Жанр терапевтических историй сегодня становится популярным. Начиная с "Лечения от любви" И. Ялома, он вошел в тематику современной литературы, скорее художественной, чем специальной научной. Предлагаемая вашему вниманию книга представляет собой сборник статей экзистенциальных аналитиков школы австрийского психотерапевта профессора Альфрида Лэнгле. По замыслу это прежде всего учебное психотерапевтическое издание "для своих". Статьи имеют одну и ту же структуру, которая выдержана в логике представления терапевтического "случая" на интервизию или супервизию, и включают в себя фрагменты теории экзистенциального анализа, имеющие отношение к работе с пациентом. Но при всей своей "специальности" перед нами все-таки увлекающее чтение.

    // С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии: Сб. статей. сборник М.: Генезис , 2009 - 279 стр. Авторы: Кривцова С.В. , Баранников А.С. , Барышникова Е.Г. , Гёрц Астрид , Дрекслер Хелене , Ефимова И.Н. , Лэнгле Сильвия , Марод

    http://www.childpsy.ru/lib/books/id/22667.php
  4. + Воспитание к самости

    Является ли ребенок уже личностью, заслуживающей уважения в своих личностных проявлениях? Каковы эти проявления? Как их можно разглядеть в поведении ребенка? Актуальность всех этих вопросов для детской психотерапии, для системы образования и семейного воспитания не вызывает сомнений. И начинать нужно с вопросов: что можно считать хорошим результатом воспитания? Куда развивать детскую личность - к себе или к заданной извне норме? Или в обоих направлениях, но как тогда это совместить?

    // "Школьный психолог" № 47/2004

    http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200404703
  5. + Вызовы неопределенности и становление внутренней прочности личности в процессе онтогенеза (экзистенциально-аналитический подход)

    Дается краткий экскурс в проблемы современного поколения молодых людей, описанных З.Бауманом как текучее поколение (liquid generation), и вводится понятие внутренней прочности / определенности в качестве условия, позволяющего принять вызовы внешней неопределенности. Структура внутренней прочности рассматривается с точки зрения экзистенциально-аналитической концепции четырех фундаментальных мотиваций А.Лэнгле. Далее дается описание развития внутренней определенности в онтогенезе, для чего вводится понятие самости, рассматриваются условия укрепления внутреннего полюса личности, формирование системы установок в отношении мира (доверие к опорам) как экзистенциальная тема первого семилетия жизни, жизни (фундаментальная ценность) как тема второго семилетия, себя самого (самоценность) и инаковости во Встрече с другим, что является темой третьего семилетия. В завершение анализируются характеристики Встречи взрослого с ребенком - этого важнейшего условия для укрепления внутреннего полюса личности и становления внутренней прочности, устойчивости перед лицом неопределенности. Ключевые слова: внутренняя прочность, самость, ключевое переживание, развитие самости в онтогенезе, фундаментальные экзистенциальные мотивации, экзистенциальный анализ, внешний полюс личности, внутренний полюс личности, основные экзистенциальные темы возраста, дополнительные экзистенциальные темы возраста

    // Психологические исследования 2015 Том 8 No. 40

    http://www.psystudy.com/index.php/num/2015v8n40/1116-krivtsova40.html
  6. + Некоторые актуальные вопросы создания экзистенциально-аналитической теории развития

    В данной статье мы попытались увидеть антропологические и методологические основания для развития современной психологии ребенка. Очевидно, что этот подход позволяет по-новому увидеть и понять как известные феномены детского развития, так и ранее полученные экспериментальные факты.

    http://mary1982.narod.ru/111.doc
    http://existentialanalysis.ru/doc/32/?SID=92e5dedbe20b5b1e97f95d3dfade6f64
  7. +Проблемы современной школы с позиций экзистенциального анализа[недоступно]

    С опорой на учение В. Франкла о смысле и на развитие этого учения в современном экзистенциальном анализе А. Лэнгле рассматриваются наиболее острые проблемы современной школы. Дается обзор проблемы смысла с момента ее появления в европейском образовании начала ХХ в. Показаны затруднения в переживании смысла, специфические для поколения современных молодых людей. Представлена классификация защитных (копинговых) реакций личности в ситуации бессмысленности, как они понимаются в современном экзистенциальном анализе А. Лэнгле. Применяемый им феноменологический метод позволяет обнаружить структуру смысла и на основании выделенных компонентов сформулировать три предпосылки обнаружения человеком смысла его экзистенциальной ситуации: 1) ориентирование в структуре взаимосвязей, 2) ориентирование в поле ценностей, 3) соотнесение с ценностью в будущем. Предпосылки процесса обнаружения смысла автор применил к анализу актуальных задач, стоящих перед школьной администрацией, педагогами и школьными психологами. Ключевые слова: кризис смысла, практическая психология образования, копинговые реакции (психологические защиты) в ситуации бессмысленности, поиск смысла в ситуации, предпосылки обнаружения смысла.

    // Вопросы психологии. - 2012. - № 1. - С. 13-24.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://istina.msu.ru/media/publications/article/898/b20/7874846/Krivtsova_VP_2012_1.pdf
  8. +Психология личности в феноменологической перспективе[недоступно]

    в статье даётся описание логики феноменологического метода исследования и его приложения к проблемам психологии личности. представлена краткая история метода в работах э.гуссерля и его развитие в трудах других философов. идеи и положения феноменологии оказали воздействие на психологию личности, позволив сделать духовные переживания человека предметом научного исследования. в результате появилась концепция person, кратко представленная в данной статье. ключевые слова: феноменология, пси- хология личности, концепция person, метод узрения сущностного, экзистенциальный способ мышления, логотерапия, экзистенциальный анализ, этический релятивизм, самотрансцендетность.

    // //Вестник Московского государственного областного университета // Психологические науки. - 2010. - № 4. - С. 7-15.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://istina.msu.ru/media/publications/article/8fc/2de/7874698/Krivtsova_MGOU_2010_4.pdf
  9. +Феноменологическая педагогика[недоступно]

    В 60е гг. в Голландии появилось педагогическое направление, ин спирированное феноменологией Э. Гуссерля и экзистенциальной фило софией. В статье описываются принципы и основные идеи феномено логической психологии и педагогики, основной темой которых является понимание субъективного мира детской души и описание переживаний ребенка. Идеи феноменологической педагогики оказали большое влия ние на образование в европейских странах и не потеряли актуальности и сегодня. Ключевые слова: феноменологический метод, переживание, детство, довербальный опыт, понимание, принцип этической предвзятости.

    // Педагогическое образование. - 2014. - Т. 68, № 4. - С. 111-126.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://istina.msu.ru/media/publications/article/4ec/b18/7875355/Krivtsova_VMU-ta20_2014_4.pdf
  10. +Феноменологический метод с точки зрения экзистенциального анализа[недоступно]

    Представлен взгляд экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии на фе- номенологию. Описываются специфика феноменологического восприятия, типичные ошибки и заблуждения на пути "в глубину", к сути явления. Автор делает попытку феноме- нологически взглянуть на то, как из субъективного впечатления формируется понимание воспринятого. Экзистенциальный анализ считает феноменологический метод основным методом терапии и делает акцент не столько на тщательном описании реальности, сколь- ко на способности воспринять то, что затронуло человека, и сохранять установку лично- стной открытости (Person). Ключевые слова: феноменологическая традиция, переживание, Person, экзистенция, феноменологический метод, эпохе, самопознание.

    // Российский психологический журнал. - 2013. - Т. 10, № 3. - С. 11-22.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://istina.msu.ru/media/publications/article/f03/d5d/7875175/Krivtsova_VP_2013_6.pdf
  11. + Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер

    Шкала экзистенции (ШЭ) является одним из психометрических инструментов, разработанных в рамках экзистенциально-аналитической теории А. Лэнгле. Над опросником в 1988-1989 гг. работала К. Орглер, она подобрала вопросы и получила первые данные по стандартизации на выборке, составляющей более тысячи испытуемых. Тест измеряет экзистенциальную исполненность, как она субъективно ощущается испытуемым. В данной статье впервые на русском языке дается общее описание Шкалы экзистенции, назначения и структуры теста, а также его субшкал, приводятся бланк, ключи, кроме того, с использованием материалов одного из авторов теста К. Орглер даются рекомендации по интерпретации результатов. // Ключевые слова: экзистенция, свобода, ответственность, самотрансценденция, самодистанцирование.

    // Из: ЭКЗИСТЕНЦиальный АНАЛИЗ. №1. Бюллетень, 2009 Москва, 141-170

    http://www.laengle.info/downloads/ESK%20Krivtsova-%20L%E4ngle%20Bull%2009.pdf
  12. + Экзистенциально-аналитическая теория личности Альфрида Лэнгле (вступительная статья к сборнику статей Лэнгле)

    В последние годы среди отечественных психологов приобретает известность теория личности австрийского психотерапевта и психолога профессора Альфрида Лэнгле. В рамках своей теории он дает понимание динамики развития здоровой личности взрослого человека, описывает антропологическую сущность нарциссизма, раскрывает суть сложнейшего для современной психологии личности понятия аутентичности. Концепция А. Лэнгле вступает в особый диалог с концепциями отечественных психологов. В ней нет идеализации, но нет и упрощения, редукции души до какой-либо абстракции вроде "субъекта деятельности" или "совокупности всех общественных отношений". Тексты А. Лэнгле вызывают щемящее чувство, словно ты давно, всегда это знал, и только теперь вернулся к этому родному и близкому, но почему-то забытому. Теория А. Лэнгле как будто вышла из русской литературы, из Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Кто из нас не помнит нравственных исканий князя Андрея и Пьера? Кто, оборачиваясь теперь на свою жизнь в эпоху перемен, не согласится с тем, что Алеша Карамазов сказал о брате Иване: "Душа его бурная. Ум его в плену. В нем мысль великая, неразрешимая. Он из тех, которым не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить". Теперь, когда каждый из нас не по книгам может знакомиться с нравами и особенностями сознания других наций, ясно понимаешь - это о нас, о русских. Или вот другой важнейший вопрос: "Тварь я дрожащая или право имею?" При чтении научных статей А. Лэнгле, написанных психотерапевтом, мы с удивлением обнаруживаем, что этому раскольниковскому вопросу посвящена вся теория самоценности, являющаяся одной из важных частей экзистенциально- аналитического учения о личности.

    // Развитие личности №1 / 2005 /

    http://www.koob.ru/langle/person_l
См.также