-
+
-
Моё старичье: терапевтический этос старости
Это первая попытка вербализации опыта работы в прежде далёкой от меня области геронтопсихотерапии на протяжении последних 9-ти лет, в которых сошлись несколько обстоятельств. Мне 65. Мой Учитель - проф. С.С. Мнухин - лишь подходил к этому возрасту, когда я впервые увидел его и услышал определившую мой профессиональный выбор фразу: "Задача медицины - бороться за жизнь, задача психиатрии - бороться за человека". Он казался мне тогда стариком. А я сегодня, получая утешительный приз за возраст в виде 10%-ной скидки в магазинах, чувствую себя разве что, как сказал мне Марк Певзнер, не "пожилым, а пожившим". Однако жизнь рассчитываю уже так, чтобы она не повисла финансовым бременем на детях в будущем, когда … И, бывая по работе в nursing homes, нет-нет, да примеряю их на себя. И шутка: "Детей надо любить, потому что они будут выбирать для тебя nursing home" звучит для меня уже совсем не так, как звучала еще десяток лет назад.
-
+
-
Философствование психотерапевта
То, как ставится и решается вопрос об отношениях и соотношениях философии и психотерапии, зависит от состояния философии и психотерапии. Сегодня их диалог происходит не так, как происходил бы, например, в конце XIX в., когда врач Дэниэл Тьюк ввел понятие психотерапии, а философия воспринимала человека прежде всего как Homo Moralis и Homo Economicus. Иная жизнь. Иная философия. Иная психотерапия. Иные отношения и соотношения, которые в самом общем виде можно охарактеризовать как глубокий взаимный интерес с возникновением на их стыках пограничных зон и областей.
Источник: // Сборник научных статей и рабочих материалов к докладам участников II Международной конференции "Философия и психотерапия". Под редакцией С.М. Бабина, В.В. Андрюшина, И.Г. Глуховой. Научное издание. СПб: издательство "Анатолия" 2014. - 232
- +-Homo fabulus[недоступно]
Догадываюсь, что у многих представителей академических наук, серьезно разделяющих шутливое деление Резерфордом наук на физику и собирание марок, этот текст, если они его вообще заметят, не найдёт ни понимания, ни принятия. Но гуманитарные экскурсы всегда — зона риска, а пускающиеся в них — своего рода сталкеры. В этой зоне мы имеем дело не с формулами и законами, обеспечивающими воспроизводимость результатов, а с самими фактами — не исчерпывающимися формулами и не укладывающимися в них, далеко не всегда воспроизводимыми и всегда живыми, но находящимися и состоящими в неразрывных отношениях с нами — одновременно творцами, участниками и наблюдателями, с придаваемыми им значениями и смыслами, и обострённо чутко реагирующими на любое изменение в нас. Но, если мы говорим о человеке не как о частном случае «способа существования белковых тел» или «носителе» свойств, обеспечивающих существование с его возможностями и особенностями, а как о Бытии, то зону гуманитарности, по одну сторону от которой — Sciences (науки в до сих пор преобладающем академическом смысле слова), а по другую — Arts (искусства), нам не обойти.
В настояще время публикация недоступна.- http://vk.appme.ru/text/254/
- http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer14/Kagan1.php
-
+
-
Знак насилия
По Ф. Нирингу, свобода — это возможность быть и стать, по М. Мамардашвили, «свобода одного упирается в свободу другого и имеет эту последнюю своим условием». Насилие — это когда возможность быть и становиться одного/одних утверждается за счет ограничения или уничтожения возможности быть и становиться другого/других, когда я приношу свободу другого в жертву своей свободе от всего, что ее обусловливает и, собственно говоря, делает свободой. В этом — один из парадоксов насилия: совершивший его сам лишается свободы, становясь заложником собственного насилия. Роль жертвы насилия обезличена. Совершающий насилие прежде в своем восприятии лишает жертву ее статуса живого/человеческого самоценного бытия — иначе насилие невозможно. Об этом писали и Ф. Достоевский в «Записках из Мертвого Дома», и А. Чехов, побывав на сахалинской каторге, и В. Шаламов, Л. Гинзбург, А. Солженицын и мн. др. Жертва — не этот человек, а носитель (половых органов, порока, не той крови или веры, черты характера …) или воплощение (коварства, измены, предательства…).
- http://psychology.net.ru/articles/content/nasilie.html
- +-Метафизика одиночества[недоступно]
В общественно-политическом издании и одиночество, и метафизика выглядят случайно затесавшимися и раздражающими чужаками. Политика не живет по законам душевной жизни. Но делается она людьми, и душевная жизнь отдельного человека оказывается мощной преломляющей средой, небезразличной для политики. Много раз в работе с лидерами разного рода мне приходилось убеждаться в том, что отношения с собственным одиночеством ощутимо сказываются на принятии решений, затрагивающих интересы множества людей. Да и просто по-человечески это интересно. Никаких претензий на раскрытие тайн одиночества и расстановки точек над i у меня нет — это лишь попытка интерпретации, никоим образом не исключающая других попыток. К одиночеству, взывая о помощи, лепятся эпитеты: беспомощный, несчастный, подавленный, безысходный, покинутый, отчаявшийся, отчужденный, затерянный, тревожный, ужасный, тоскливый, смертельный … Если пошутить с этимологией, то одиночество — одноочество: один-ок — одно око: лишающий мир объемности взгляд на мир. И у Маяковского недаром же: «Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека» — одиночество одиноокого и в мире глядящих на мир двумя глазами и в мире слепых.
В настояще время публикация недоступна.- http://rubtsov.id.ru/critica/kagan.htm
- http://teneta.rinet.ru/2001/america/non-fiction/txt992057818730457.html
- http://www.lebed.com/2000/art2334.htm
- +-Одиночество и психотерапия[недоступно]
К одиночеству, взывая о помощи, лепятся эпитеты: беспомощный, несчастный, подавленный, безысходный, покинутый, отчаявшийся, отчужденный, затерянный, тревожный, ужасный, тоскливый, смертельный … Одиночество — одноочество: один-ок — одно око — лишающий мир объемности взгляд на мир. И «Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека» (В. Маяковский) — одиночество одноокого и в мире глядящих на мир двумя глазами, и в мире слепых. Одиночество в человеческой жизни присутствует всегда, но далеко не всегда принимается в его полноте и многогранности. Психолог, работая с чувством одиночества, делает это преимущественно в ключе его преодоления либо направляет усилия на совладание с состояниями, вызванными внезапным или хроническим одиночеством. Одиночество и уединение противопоставляют как негативное и позитивное, травмирующее и успокаивающее, навязанное и свободное. Ресурсы одиночества при этом остаются не-увиденными, не-востребованными и, в конечном итоге, не-понятыми в том смысле, что одиночество не-принято (как заметила М. Цветаева, принятие и есть понимание, и что не принято — то не понято).
В настояще время публикация недоступна.- http://existancepsychology.narod.ru/13.htm
- +-Поэтика психотерапии[недоступно]
Психотерапия несводима к ее рациональной стороне, как поэзия несводима к ее доступному вербализации содержанию. Поэтика - то пространство, которое каждый из нас выстраивает и простраивает по-своему на фундаменте владения ремеслом, без которого психотерапия будет домом, построенным на песке.
// Каган В. Поэтика психотерапии // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия 2/ 2012 (21), С.123-136. Выступление на VII Международной конференции ВЕАЭТ "Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии", Бирштонас (
В настояще время публикация недоступна.- http://vk.appme.ru/text/440/
- https://www.youtube.com/watch?v=sZ0R8sPd9vI
- +-Психотерапия: к философии ремесла[недоступно]
То, что сегодня называют психотерапией, складывалось в попытках сначала выделить её из культурных контекстов, а потом соединить с ними. В российской1 психотерапии эти процессы носят неизбежно драматический характер в силу того, что её освобождение от идеологических пут и шор советского тоталитаризма само по себе не могло ни компенсировать постигшие её потери2, ни сделать её внутренне свободной, ни создать культурно-мировоззренческие контексты жизни, в которой внутренняя свобода могла бы немедленно и продуктивно реализоваться. Хотя изменения идут на удивление быстро, известное старым врачам и в принципе приложимое к "организмам" профессии и общества правило - от кризиса болезни до полного здоровья проходит такое же время, как от полного здоровья до кризиса - остаётся актуальным. Прошедшие с 1991-го года двадцать лет явно не исчерпывают этого времени - мы живём и работаем в эпоху перемен внутри нашей профессии, к тому же протекающую внутри эпохи глобальных и принципиальных перемен жизни человечества,
// EXISTENTIA: психология и психотерапия. Спецвыпуск: философия. 2011, стр. 46-65
В настояще время публикация недоступна.- http://vk.appme.ru/text/360/
- http://vk.appme.ru/text/360/
-
+
-
Психотерапия: миссия понимания и понимание миссии
Миссия психотерапии звучала для меня довольно загадочно, поэтому я набрал это словосочетание на Yandex,. Миссия, я согласен с Р.Д. Тукаевым и В.Д. Менделевичем, звучит слишком пафосно и претенциозно, вольно или невольно ассоциируясь с миссионерством и мессианством и вызывая вопрос: «Кто такие психотерапевты, чтобы учить нас жить?». Вместе с тем, сама постановка вопроса о миссии обоснованна и закономерна на нынешнем этапе развития российской психотерапии. Вопросы такого рода возникают в переломные моменты, на поворотных пунктах, в кризисные периоды развития. В западной психотерапии (термин условен, ибо, например, американская и французская психотерапия разительно отличаются друг от друга) со свободной и естественной (прорастание снизу, т.е., воспользуюсь словами М. Мамардашвили: «… без какого-либо внешнего насилия или внеделовых критериев иметь право самому понимать свое дело, выбирать вид и форму своего труда и вести его сообразно со смыслом, а не по каким-либо привходящим соображениям и навязанным показателям»5) эволюцией вопрос о ее миссии «снимался» в конкретике деятельности здесь-и-сейчас.
- http://institut.smysl.ru/article/Kagan-MissionPsy.doc
- http://vk.appme.ru/text/167/