ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Филиппченкова С.

Филиппченкова Светлана (Тверь, Россия), кандидат психологических наук, доцент Тверской государственной медицинской академии.

Публикации
  1. + Психологическая модель врачевания: философские основания

    Статья посвящена дискурс-анализу философских оснований построения психологической модели врачевания, рефлексивным возможностям конструирования диалога врача и пациента и сопровождающим эффектам экзистенциальных переживаний. Понятие "здоровый человек" постоянно трансформируется, наполняясь новым содержанием, что отражает его развитие и многомерность. Целостная картина здоровья требует все более расширительной трактовки. Столь мощный фактор как психологический (тем более экзистенциальный), пока не является органичной частью понятия "здоровый человек". Это во многом обусловлено ориентированностью медицинской практики, которая все чаще сталкивается с необходимостью выхода за пределы чистого натурализма в трактовке болезни, на естественно-научную трактовку здоровья и физикалистскую модель врачевания. Дискурс-анализ классической медицинской модели врачевания, пропагандируемой отечественным здравоохранением и широко внедренной в российских реалиях, показывает ее методологические границы: физикалисткая направленность и монодисциплинарность знания, абсолютизация технократических подходов, инструментальная направленность профессиональной подготовки врача, редукция психологического содержания из процесса лечения, патерналистский (субъект-объектный) тип коммуникаций. Она справедливо критикуется с середины ХIХ в. за иллюзию всестороннего знания человеческого организма, игнорирование негативных последствий от лечения, за допустимый технологизацией медицины усредненный, одинаковый подход к пациенту. Ее "естественность", социальная оправданность, долгожительство объясняются тем, что в системе "врач-пациент" врач, будучи ключевой и доминантной фигурой в лечебном процессе, патерналистски воздействует на телесность пациента, изменяя ее. Это классическая модель врачевания, в рамках которой самоидентичность врачей (в качестве субъектов действия) и пациентов (в качестве объектов лечебного процесса) достаточно полно раскрывается в свете медицинского знания. Она имеет свои безусловные "вершины" и достижения, но, как и любое другое конкретно-историческое знание, - явно обнаруживает свои "исторические" ограничения и обусловливания.

    Источник: // Сборник научных статей и рабочих материалов к докладам участников II Международной конференции "Философия и психотерапия". Под редакцией С.М. Бабина, В.В. Андрюшина, И.Г. Глуховой. Научное издание. СПб: издательство "Анатолия" 2014. - 232