-
+
-
Стыд как онтологическое чувство. Вопрос о стыде на стыке философии и психотерапии
"Человек Стыдящийся" как виртуальный персонаж гуманитарных наук рождается на стыке ХХ-ХХI века в цепочке таких понятий, как нарциссическая грандиозность, пустота, симулякр, идентичность, границы, обесценивание, идеализация, ложная самость. Возможно, положение "на стыке" является парадигматическим для всего, относящегося к стыду. Мартин Хайдеггер утверждает, что в стыде "бытие изначально стоит на страже своей сущности" [2. С. 166], что стыд - это "то настраивающее, которое… определяет отнесенность бытия к человеку". Приведенная цитата наделяет стыд онтологическим статусом, место которого - на стыке человека и бытия. Отвечая на вопрос, почему ему отведено это место, необходимо увидеть, как феномен стыда впервые обнаруживает себя в человеческом бытии.
Источник: // Сборник научных статей и рабочих материалов к докладам участников II Международной конференции "Философия и психотерапия". Под редакцией С.М. Бабина, В.В. Андрюшина, И.Г. Глуховой. Научное издание. СПб: издательство "Анатолия" 2014. - 232
- +-О связи стыда и смерти[недоступно]
...Стыд - это сложный концепт, в различных дискурсах так или иначе маркирующий сферу интимности. Интимность в контесте стыда может быть понята как вынужденное пребывание во власти того, что нельзя принять: я не могу принять себя таким, каким сейчас вижу. Стыд предполагает выведение на сцену преимущественно непубличного тела, охватывая его обнаженную поверхность, стыдом "покрываются" как проказой: я чувствую себя голым и униженным. Стыд - неартикулируемое состояние, связанное с "потерей дара речи": я готов провалиться сквозь землю от стыда. При потере дара речи языком стыда становятся телесные, физиологические проявления. И прежде всего, румянец. Хайдеггер рассматривает румянец стыда как жест...
// По материалам доклада на конференции в РХГА. Первоисточник: http://mm.appme.ru © Марина Мелкая
В настояще время публикация недоступна.- http://mm.appme.ru/text/562/