ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Бердяев Н.А.

Бердяев, Николай Александрович

Бердяев, Николай Александрович (1874-1948) русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa. В годы учебы в университетет был арестован и сослан за участие в марксистских студенческих кружках. В ссылке отошел от марксизма. Позже вместе с С. Н. Булгаковым редактировал философский журнал «Вопросы жизни». Его философия обычно именуется как христианский экзистенциализм или персонализм. Для Бердяева характерен особый интерес к проблемам свободы, творчества, морали и, в целом, антропологической проблематике. Свобода в понимании мыслителя имеет абсолютное онтологическое значение, она изначальна (укоренена в небытии) и глубоко трагична по своей сути. Путем свободного выбора человек познает разницу между добром и злом; путем свободы он идет от отрицания Бога к его признанию. Основные труды: «Философия неравенства», «О рабстве и свободе человека».

Публикации
  1. + Проблема человека (К построению христианской антропологии )
  2. + Я, одиночество и общество (глава из книги "Я и мир объектов")
  3. +Воля к жизни и воля к культуре (из книги “Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы”) (формат *.rar)[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://travelliers.narod.ru/philosof/berdyev.rar
  4. +Лев Шестов и Киркегор[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn067.htm
  5. + О книге Лосского «Свобода Воли»

    Проблема свободы имеет центральное значение в философии, и на ее исследовании соединяются все философские дисциплины — гносеология, метафизика, этика, философия религии, философия истории. И еще более центральное значение имеет проблема свободы для сознания религиозного. В школьной философии проблема свободы ставится обыкновенно, как проблема свободы воли, и сосредотачивается на взаимоотношении свободы и необходимости. Отсюда возникают направления детерминизма и индетерминизма. Но глубже лежит проблема взаимоотношения свободы и благодати. Проблема свободы и есть, в конце концов, проблема отношений человека и Бога. Так она и ставилась в истории религиозной мысли. Мысль западного христианства, начиная со спора бл. Августина с Пелагием, была очень сосредоточена на взаимоотношении свободы и благодати. В книге Н. Лосского все время имеется в виду религиозная сторона и религиозная глубина проблемы свободы воли. И нельзя не приветствовать появление его книги, отличающейся удивительной ясностью мысли и систематичностью изложения. Но не все части книги имеют равное достоинство. Первая половина книги посвящена критическому разбору разных учений о свободе воли. И в этой ее части есть несомненные недостатки и пробелы в выборе материала. Учения о свободе воли, о которых говорит Н. Лосский, нельзя признать самыми интересными и характерными. Так, наибольшее внимание он уделяет взглядам Шопенгауера, Виндельбандта и Липпса. Шопенгауер, конечно, к классикам философии, но его учение о свободе воли не имеет центрального значения. Взгляды же Виндельбандта и Липпса имеют второстепенное значение. Важнее было бы остановиться на взглядах бл. Августина, Дунса Скота и, в XIX веке, на двух самых замечательных опытах философского исследования свободы — Шеллинга «Philosophische Untersuchungen uber das Wesen der menschlichen Freicheit» и Шарля Секретана «La philosophie de la liberté». О Шеллинге, который в этом вопросе проявил наибольшую гениальность, Н. Лосский совсем не упоминает и лишь мельком упоминает о Секретане. О знаменитом и столь чреватом последствиями споре Лютера и Эразма о свободе воли, в отличие от многих других школьных исследований свободы воли, он говорит, но может быть следовало бы более подробно на этом остановиться.

    http://www.vehi.net/nlossky/berdyaev.html
  6. + О книге Н.Лосского "Свобода воли"
    http://www.vehi.net/nlossky/berdyaev.html
  7. +О назначении человека (Опыт парадоксальной этики)[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn011.htm
  8. + О рабстве и свободе духа (Опыт персоналистической философии)
    http://www.vehi.net/berdyaev/rabstvo/index.html
    http://www.zipsites.ru/books/o_rabstve_i_svobode_cheloveka/
  9. + О самоубийстве
    http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Berd/Suid.php
    http://www.spasi.ru/biblt/berd12.htm
  10. +Основная идея философии Льва Шестова[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn068.htm
  11. +Проблема человека (К построению христианской антропологии)[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://philosophy.ru/library/berd/chel.html
  12. +Смысл творчества (опыт оправдания человека)[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://psylib.ukrweb.net/books/berdn01/index.htm
  13. +Спасение и творчество. (Два понимания христианства)[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://psyphenomen.narod.ru/bersave.html
  14. + Трагедия и обыденность

    Я считаю глубокой несправедливостью игнорирование работ Шестова, и объясняю это только тем, что темы Шестова и способ их разработки для большой дороги истории не нужны, это подземные ручейки, заметные и нужные лишь для немногих. Устроившийся в своем миросозерцании "позитивист" или "идеалист", скрепивший себя с универсальной жизнью, только пожимает плечами и недоумевает, зачем это Шестов поднимает ненужную тревогу. Вот эта глубокая ненужность писаний Шестова, невозможность сделать из них какое-нибудь общее употребление и делает их в моих глазах особенно ценными и значительными. Шестов очень талантливый писатель, очень оригинальный, и мы, непристроившиеся, вечно ищущие, полные тревоги, понимающие, что такое трагедия, должны посчитаться с вопросами, которые так остро поднял этот искренний и своеобразный человек. Шестова я считаю крупной величиной в нашей литературе, очень значительным симптомом двойственности современной культуры. Только что вышла книга Шестова "Апофеоз беспочвенности", но я думаю писать вообще о Шестове, и даже главным образом о его предшествующей книге "Достоевский и Ницше", которую считаю лучшей его работой.

    // Бердяев Н. Трагедия и обыденность. 1905: Собрание сочинений. Т. III. Париж: YMCA-Press, 1989. 714 с.

    http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000909/st000.shtml
  15. + Философия свободного духа
    http://www.vehi.net/berdyaev/fsduha/index.html
    http://psyphenomen.narod.ru/berduh.html
  16. + Философия свободы
    http://www.vehi.net/berdyaev/filos_svob/index.html
    http://www.zipsites.ru/books/berdyaev_filosofiya_svobody/
  17. +Философская истина и интеллигентская правда[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://psyphenomen.narod.ru/beristina.html
  18. + Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого

    Макс Штирнер сказал: "Ich habe meine Sache auf Nichts gestellt" - я основал свое дело на ничто. Я скажу: я основал свое дело на свободе. Свобода есть ничто в смысле реальностей природного мира, не есть что-то. Поэтому я назвал иронически свою первую главу - "неблагочестивым размышлением". Традиционно-благочестивое размышление не начинает со свободы. Как сын свободы, я признаю свободную критику исторического христианства и свободную критику откровения, которая должна быть подобна критике чистого разума. Книга эта не догматическая, совсем не теологическая, хотя я хотел бы иметь право сказать, что она верующая. Философия должна быть ориентирована не только на научном знании, но и на религиозном опыте. Сиентизм есть ложная и ограниченная философия. В книге этой я хотел выразить пережитую внутреннюю духовную борьбу последних лет, испытанные муки и страдания и их преодоление, пережитые надежды. Мысль моя, направленная на начальное и конечное, допускает единственно возможную метафизику - метаисторию. Все экзистенциальное есть история, динамика, судьба - человек есть история, мир есть история. Бог есть история, совершающаяся драма. Философия, которую я хотел бы выразить, есть драматическая философия судьбы, существования во времени, переходящего в вечность, времени, устремленного к концу, который есть не смерть, а преображение. Поэтому все должно рассматриваться с точки зрения философии истории. Самая же философия истории может быть только профетической, разгадывающей тайны грядущего.

    // Бердяев Н. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж. YMCA-PRESS, 1952. Первое издание книги вышло на французском языке: Berdiaeff N. Dialectique existentielle du divin et de l´humain. Paris, 1947.

    http://anthropology.rchgi.spb.ru/berdyaev/berd_s7.htm
    http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn005.htm
  19. + Я и мир объектов (Опыт философии одиночества и общения)
    http://www.vehi.net/berdyaev/mirobj/index.html
См.также
  1. Бердяев Н.А. Страница в индексе школ и специалистов на index.hpsy.ru
  2. Проблема страдания в философии Н.А. Бердяева
  3. Андреева И.С. Реферат книги Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология (главы про Сартра и Бердяева)
  4. Бачинин В.А. Дух секулярного гуманизма и теосоциология Н. А. Бердяева
  5. Вальц Л.Л. Проблема отчуждения в русской экзистенциальной философии (Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов)
  6. Визгин В.П. Николай Бердяев и Габриэль Марсель: к феномену встречи
  7. Волгин Е.А. Экзистенциально-гуманистическая антропология Н.А.Бердяева (pdf)
  8. Добрынина В.И. Философия XX века. 2.3. Экзистенциализм (Ж.-П. Сартр — Л. Шестов — М. Хайдеггер — К. Ясперс — Н. Бердяев — М. Бубер)
  9. Евлампиев И.И. Концепция человека в русском экзистенциализме
  10. Корнев С.А. Некоторые аспекты рассмотрения проблемы свободы русскими религиозными философами конца ХIХ – первой половины ХХ веков (Н.А. Бердяев, Вл. Соловьев, Ф.М. Достоевский)
  11. Корнилов С.В. Экзистенциализм Н.А.Бердяева
  12. Николаевская Т.Е. Достоевский и Бердяев. «Проклятые вопросы» Достоевского в европейском экзистенциализме
  13. Новикова Л.И. Введение в философскую антропологию Николая Бердяева
  14. Парамонов Б. К 50-летию со дня смерти Бердяева
  15. Силантьева М.Ф. Экзистенциальная диалектика Н.А.Бердяева
  16. Храмов А. Философ свободы и несвободы (Краткий очерк религиозной философии Бердяева в контексте его философии свободы)
  17. Черных С.С. Антропология Н. Бердяева и Л. Шестова: опыт концептуальной реконструкции
  18. Шестов Л. Николай Бердяев (Гнозис и экзистенциальная философия)