- + - Проблема человека (К построению христианской антропологии )
- + - Я, одиночество и общество (глава из книги "Я и мир объектов")
- +-Воля к жизни и воля к культуре (из книги “Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы”) (формат *.rar)[недоступно]В настояще время публикация недоступна.
- http://travelliers.narod.ru/philosof/berdyev.rar
- +-Лев Шестов и Киркегор[недоступно]В настояще время публикация недоступна.
- http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn067.htm
-
+
-
О книге Лосского «Свобода Воли»
Проблема свободы имеет центральное значение в философии, и на ее исследовании соединяются все философские дисциплины — гносеология, метафизика, этика, философия религии, философия истории. И еще более центральное значение имеет проблема свободы для сознания религиозного. В школьной философии проблема свободы ставится обыкновенно, как проблема свободы воли, и сосредотачивается на взаимоотношении свободы и необходимости. Отсюда возникают направления детерминизма и индетерминизма. Но глубже лежит проблема взаимоотношения свободы и благодати. Проблема свободы и есть, в конце концов, проблема отношений человека и Бога. Так она и ставилась в истории религиозной мысли. Мысль западного христианства, начиная со спора бл. Августина с Пелагием, была очень сосредоточена на взаимоотношении свободы и благодати. В книге Н. Лосского все время имеется в виду религиозная сторона и религиозная глубина проблемы свободы воли. И нельзя не приветствовать появление его книги, отличающейся удивительной ясностью мысли и систематичностью изложения. Но не все части книги имеют равное достоинство. Первая половина книги посвящена критическому разбору разных учений о свободе воли. И в этой ее части есть несомненные недостатки и пробелы в выборе материала. Учения о свободе воли, о которых говорит Н. Лосский, нельзя признать самыми интересными и характерными. Так, наибольшее внимание он уделяет взглядам Шопенгауера, Виндельбандта и Липпса. Шопенгауер, конечно, к классикам философии, но его учение о свободе воли не имеет центрального значения. Взгляды же Виндельбандта и Липпса имеют второстепенное значение. Важнее было бы остановиться на взглядах бл. Августина, Дунса Скота и, в XIX веке, на двух самых замечательных опытах философского исследования свободы — Шеллинга «Philosophische Untersuchungen uber das Wesen der menschlichen Freicheit» и Шарля Секретана «La philosophie de la liberté». О Шеллинге, который в этом вопросе проявил наибольшую гениальность, Н. Лосский совсем не упоминает и лишь мельком упоминает о Секретане. О знаменитом и столь чреватом последствиями споре Лютера и Эразма о свободе воли, в отличие от многих других школьных исследований свободы воли, он говорит, но может быть следовало бы более подробно на этом остановиться.
- http://www.vehi.net/nlossky/berdyaev.html
-
+
-
О книге Н.Лосского "Свобода воли"
- http://www.vehi.net/nlossky/berdyaev.html
- +-О назначении человека (Опыт парадоксальной этики)[недоступно]В настояще время публикация недоступна.
- http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn011.htm
-
+
-
О рабстве и свободе духа (Опыт персоналистической философии)
- http://www.vehi.net/berdyaev/rabstvo/index.html
- http://www.zipsites.ru/books/o_rabstve_i_svobode_cheloveka/
-
+
-
О самоубийстве
- http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Berd/Suid.php
- http://www.spasi.ru/biblt/berd12.htm
- +-Основная идея философии Льва Шестова[недоступно]В настояще время публикация недоступна.
- http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn068.htm
- +-Проблема человека (К построению христианской антропологии)[недоступно]В настояще время публикация недоступна.
- http://philosophy.ru/library/berd/chel.html
- +-Смысл творчества (опыт оправдания человека)[недоступно]В настояще время публикация недоступна.
- http://psylib.ukrweb.net/books/berdn01/index.htm
- +-Спасение и творчество. (Два понимания христианства)[недоступно]В настояще время публикация недоступна.
- http://psyphenomen.narod.ru/bersave.html
-
+
-
Трагедия и обыденность
Я считаю глубокой несправедливостью игнорирование работ Шестова, и объясняю это только тем, что темы Шестова и способ их разработки для большой дороги истории не нужны, это подземные ручейки, заметные и нужные лишь для немногих. Устроившийся в своем миросозерцании "позитивист" или "идеалист", скрепивший себя с универсальной жизнью, только пожимает плечами и недоумевает, зачем это Шестов поднимает ненужную тревогу. Вот эта глубокая ненужность писаний Шестова, невозможность сделать из них какое-нибудь общее употребление и делает их в моих глазах особенно ценными и значительными. Шестов очень талантливый писатель, очень оригинальный, и мы, непристроившиеся, вечно ищущие, полные тревоги, понимающие, что такое трагедия, должны посчитаться с вопросами, которые так остро поднял этот искренний и своеобразный человек. Шестова я считаю крупной величиной в нашей литературе, очень значительным симптомом двойственности современной культуры. Только что вышла книга Шестова "Апофеоз беспочвенности", но я думаю писать вообще о Шестове, и даже главным образом о его предшествующей книге "Достоевский и Ницше", которую считаю лучшей его работой.
// Бердяев Н. Трагедия и обыденность. 1905: Собрание сочинений. Т. III. Париж: YMCA-Press, 1989. 714 с.
- http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000909/st000.shtml
-
+
-
Философия свободного духа
- http://www.vehi.net/berdyaev/fsduha/index.html
- http://psyphenomen.narod.ru/berduh.html
-
+
-
Философия свободы
- http://www.vehi.net/berdyaev/filos_svob/index.html
- http://www.zipsites.ru/books/berdyaev_filosofiya_svobody/
- +-Философская истина и интеллигентская правда[недоступно]В настояще время публикация недоступна.
- http://psyphenomen.narod.ru/beristina.html
-
+
-
Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого
Макс Штирнер сказал: "Ich habe meine Sache auf Nichts gestellt" - я основал свое дело на ничто. Я скажу: я основал свое дело на свободе. Свобода есть ничто в смысле реальностей природного мира, не есть что-то. Поэтому я назвал иронически свою первую главу - "неблагочестивым размышлением". Традиционно-благочестивое размышление не начинает со свободы. Как сын свободы, я признаю свободную критику исторического христианства и свободную критику откровения, которая должна быть подобна критике чистого разума. Книга эта не догматическая, совсем не теологическая, хотя я хотел бы иметь право сказать, что она верующая. Философия должна быть ориентирована не только на научном знании, но и на религиозном опыте. Сиентизм есть ложная и ограниченная философия. В книге этой я хотел выразить пережитую внутреннюю духовную борьбу последних лет, испытанные муки и страдания и их преодоление, пережитые надежды. Мысль моя, направленная на начальное и конечное, допускает единственно возможную метафизику - метаисторию. Все экзистенциальное есть история, динамика, судьба - человек есть история, мир есть история. Бог есть история, совершающаяся драма. Философия, которую я хотел бы выразить, есть драматическая философия судьбы, существования во времени, переходящего в вечность, времени, устремленного к концу, который есть не смерть, а преображение. Поэтому все должно рассматриваться с точки зрения философии истории. Самая же философия истории может быть только профетической, разгадывающей тайны грядущего.
// Бердяев Н. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж. YMCA-PRESS, 1952. Первое издание книги вышло на французском языке: Berdiaeff N. Dialectique existentielle du divin et de l´humain. Paris, 1947.
- http://anthropology.rchgi.spb.ru/berdyaev/berd_s7.htm
- http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn005.htm
-
+
-
Я и мир объектов (Опыт философии одиночества и общения)
- http://www.vehi.net/berdyaev/mirobj/index.html