-
+
-
Гонка за бытием. Ахиллес и черепаха
Отрывок из курса "Собственность. Философия своего", прочитанного В. Бибихиным на философском факультете МГУ в 1993-1994 гг. Позднее этот курс был издан отдельной книгой - "Собственность. Философия своего". СПб.: Наука, 2012. Печатается с сокращениями. Звездочками помечены примечания публикатора.
- http://www.bibikhin.ru/gonka_za_bytiem
-
+
-
Две легенды, одно видение: инквизитор и антихрист
…Легенда Достоевского о Великом инквизиторе и легенда Соловьева об антихристе - это предвидение XX века, скажет всякий. Видение проекта окончательного упорядочения жизни. Видение это не с неба упало. То, перед лицом чего стояли Достоевский и Соловьев, то, чему они сами принадлежали, было подготовленное человечество. Уже готовое. Я говорю - подготовленное, готовое без уточнения, к чему. Я прошу обратить внимание на то, что не невинное дело и не доброе предзнаменование для человека - быть готовым к чему бы то ни было окончательным образом, добросовестно приняв ход вещей. Кем или чем было подготовлено человечество конца прошлого века?
// "Искусство кино" № 4, 1994.
- http://www.bibikhin.ru/dve_legendi
-
+
-
Дело Хайдеггера
Впервые статья под заголовком "Дело Хайдеггера" была опубликована в сб. "Философия Мартина Хайдеггера и современность" (М.: Наука, 1991). Впоследствии в существенно переработанном виде этот текст в качестве вступительной статьи был опубликован в книге: Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления (М.: Республика, 1993). Настоящая публикация представляет собой последнюю редакцию статьи. В тексте сохранены авторские орфография и пунктуация.
- http://www.bibikhin.ru/delo_haydeggera
-
+
-
Добро, истина и несуществование у Владимира Соловьева
Опубликовано в сборнике "Благо и истина: классические и неклассические регулятивы" Москва, 1998. Ответственный редактор: доктор филос. наук А.П. Огурцов
- http://www.bibikhin.ru/dobro_istina_i_nesuschestvovanie
-
+
-
Европейский нигилизм
Научно-аналитический обзор с элементами комментария "Европейский нигилизм" был опубликован в реферативном сборнике "Работы М. Хайдеггера по культурологии и теории идеологий" (М.: ИНИОН, 1981, с. 10-88). Это первый из своеобразной "трилогии" обзоров ("Европейский нигилизм", "От новоевропейского субъекта к "сверхчеловеку"", "Место нигилизма в "судьбе бытия""), посвященных работе М. Хайдеггера "Европейский нигилизм". Обзоры были переизданы: Бибихин В.В. Из творческого наследия (Отв. ред. и сост. Р.А. Гальцева. М.: РАН ИНИОН, 2006).
- http://www.bibikhin.ru/evropeiskii_nigilizm_obzor
-
+
-
Кьеркегор и Гоголь
Ни в коей мере не знаток Кьеркегора, не прочитавший и малой части его почти пятидесяти (если включить письма и документы) томов, я не могу сообщить о нем ничего нового и только приоткрываю тему, которая, по-моему, должна занять свое место в размышлениях о XIX веке и помочь в понимании обоих пророков, чьи имена я называю рядом. Речь не о "типологии"; какие типы там, где уникальное человеческое присутствие не утрачивает неповторимости, даже если имеет в одно время с собой, на другом конце мира, двойника! Речь и не о "заимствованиях" и "влияниях", которых в данном случае не надо даже и искать: их просто не было и не могло быть между копенгагенским отшельником и поэтом русской тройки. Связь здесь другая - таинственная связь духовного мира, замеченная, между прочим, Карлом Ясперсом в его мысли об "осевом времени". Как тогда, так снова и снова единая молния ищет пробиться сквозь тело человечества.
// Опубликовано в сб. "Мир Кьеркегора" (русские и датские интерпретации творчества Серёна Кьеркегора). М.: Ad Marginem, 1994.
- http://bibikhin.ru/kyerkegor_i_gogol
-
+
-
Место нигилизма в "судьбе бытия"
Научно-аналитический обзор "Место нигилизма в "судьбе бытия"" с элементами комментария был опубликован в реферативном сборнике "Работы М. Хайдеггера по культурологии и теории идеологий" (М.: ИНИОН, 1981, с. 10-88). Это последний из своеобразной "трилогии" обзоров ("Европейский нигилизм", "От новоевропейского субъекта к "сверхчеловеку"", "Место нигилизма в "судьбе бытия""), посвященной работе М. Хайдеггера "Европейский нигилизм". Обзоры были переизданы: Бибихин В.В. Из творческого наследия (Отв. ред. и сост. Р.А. Гальцева. М.: РАН ИНИОН, 2006).
- http://www.bibikhin.ru/mesto_nigilizma_v_sudbe_bitiya
-
+
-
Мир
Курс, прочитанный на философском факультете МГУ весной 1989 года. Впервые опубликован: Томск: Водолей, 1995; переиздание с дополнениями - СПб.: Наука, 2007.
- http://www.bibikhin.ru/mir
-
+
-
На подступах к Ницше
Историю европейской философии можно рассматривать как одну большую растущую мысль. При таком подходе Ницше выступает как продолжение и развитие исканий Гегеля и гегельянцев.
// Отрывок из курса "История современной философии" (ИФТИ св. Фомы, 2002-2003). Впервые опубликован в сб. "Ницше и современная западная мысль", СПб.-М., 2003.
- http://www.bibikhin.ru/Na_podstupah_k_Nitsshe
-
+
-
Понять другого
Звено непонимания, встроенное в цепь общения и обновляющее ее живую прочность, способно стать для меня причиной подтачивающей тревоги. Мои слова эмансипируются от меня в самый момент их произнесения. Будут ли они кем-то присвоены, а я отодвинут в сторону, или перетолкованы, а я опозорен, или поверхностно одобрены и скоро забыты - любой из этих житейски очень реальных вариантов, не говоря уж об их комбинациях, способен отнять у не очень смелого человека охоту делиться с другими своим интимным. Не потому ли так распространилось стратегическое общение с ближним, нацеленное на то чтобы просто выбить из него нужный результат, предусмотрев и заранее парировав его возможные ответные ходы.
// "Слово и событие" (М., 2001, 2-е издание в 2010).
- http://www.bibikhin.ru/ponyat_drugogo
- +-Ранний Хайдеггер. Материалы к семинару[недоступно]
Основой книги стал курс "Ранняя философия М. Хайдеггера", прочитанный В. В. Бибихиным на философском факультете МГУ в течение четырех семестров с 1990 по 1992. Ранние произведения немецкого философа прочитываются не как нечто незрелое и предварительное, а скорее как комментарий к позднейшему Хайдеггеру. Большая часть курса и семинаров посвящена чтению и разбору основного произведения Хайдеггера Бытие и время (1927). Книга дополнена двумя статьями, написанными на основе курса, и статьей "От Бытия и времени к Beiträge", являющейся своеобразным продолжением его тематики.
В настояще время публикация недоступна.- http://www.koob.ru/bibihin/early_heidegger
- https://vk.com/doc166761440_307009750
-
+
-
Узнай себя
В книгу "Узнай себя" ( Спб.: Наука, 1998) входит курс лекций, прочитанный на философском факультете МГУ в 1989-1990 гг. Его темы: двусмысленность самопознания, могущего оказаться бегством от самого себя; попытка прочтения однобуквенной надписи Ε на фронтоне храма Аполлона Пифийского в Дельфах в связи с посвященными этой надписи стихами Вяч. И. Иванова; Артур Шопенгауэр о древней формуле это ты как основании нравственности, когда целый мир захватывает человека; детское отождествление себя с лицами и вещами; расслоение двойниковых героев Гоголя и Достоевского, неспособность простого человека удержать лицо; Лейбниц и Вольтер сходятся вокруг вызывающей неуловимости мира; индивид и коллектив, узнающий себя в вожде. Задетые вещи неизбежно возвращают к русским темам свободы и философии (в связи с судьбой Максима Грека), к нашему узнаванию себя в стране и в ее призвании. Вторую половину книги составляют отрывки из отдельных и дневниковых записей разных лет, имеющие отношение к делу.
- http://www.bibikhin.ru/uznay_sebya
- +-Узнай себя (Семестровый курс, прочитанный на философском факультете МГУ в 1990 г.)[недоступно]
Это требование, узнай себя, дошедшее до нас от древности из разных источников и повторяющееся в разном виде, как будто бы намечает важную тему исследования в области, которая именуется теперь антропологией, человековедением, человекознанием. Учреждены Институт человека, Академия человековедения, Музей человека, основан журнал «Человек», готовят «Словарь по человеку». То есть человек много знает, он изучил природу, историю, но ведь надо же обратить внимание и на себя, изучающего. В древней форме этого призыва, γνῶθι σαυτόν, познай, или узнай себя, слышится однако также загадочное предупреждение: ты, человек, еще себя не знаешь, или представляешь себе себя ошибочно, думаешь о себе неверно; тебя ожидает много неожиданного.
В настояще время публикация недоступна.- http://www.srcc.msu.su/uni-persona/site/authors/bibihin/lections.htm
-
+
-
Хайдеггер
Заговорив о Мартине Хайдеггере, фрейбургском мыслителе (26.9. 1889 - 26.5.1976), попадаешь в поляризованное поле. Со стороны одних - аванс благоговения, готовность замирать над каждым словом мудреца. Отвернись от хайдеггерианцев с их заумью - и тебя приветствуют философы-профессионалы, благополучно прошедшие мимо Хайдеггера и, значит, мимо мысли XX века, и, значит, мимо мысли вообще. Впрочем, не совсем благополучно. Неясная тревога их не оставляет, время от времени они теряют самообладание, и тогда по философской публицистике проходит очередная волна развенчаний "шарлатана" и "тайного национал-социалиста". Бессильные уже что-либо изменить в доме хайдеггеровской мысли, эти нападения лишний раз показывают, как она жива, и поневоле зовут заглянуть в книги знаменитого человека - сейчас в ФРГ выходит полное издание в шестидесяти томах.
// "Знание - сила" №10 за 1989 год.
- http://www.bibikhin.ru/haydegger
-
+
-
Хайдеггер: от "Бытия и времени" к "Beiträge"
Последняя статья. Впервые опубликована в журнале "Вопросы философии" № 4 за 2005 год. Вошла в Приложение к книге "Ранний Хайдеггер" (М.: ИФТИ св. Фомы, 2009).
// Последняя статья. Впервые опубликована в журнале "Вопросы философии" № 4 за 2005 год. Вошла в Приложение к книге "Ранний Хайдеггер" (М.: ИФТИ св. Фомы, 2009).
- http://www.bibikhin.ru/Hajdegger