ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Василюк Ф.Е.

Фёдор Ефимович Василюк (28 сентября 1953 - 17 сентября 2017) - профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии, старший научный сотрудник, председатель Ученого совета факультета "Консультативная и клиническая психология" МГППУ, главный научный сотрудник лаборатории научных основ психотерапии ПИ РАО, главный редактор журнала "Консультативная психология и психотерапия", автор ряда публикаций в том числе «Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций», «Методологический анализ в психологии», «Переживание и молитва».

Публикации
  1. + Методика психотерапевтического облегчения боли
  2. + Молитва и переживание в контексте душепопечения
  3. +Влияние молитвы на смысловую работу переживания[недоступно]

    Процесс переживания может сопрягаться с процессом молитвы, и тогда оба процесса оказывают взаимное влияние друг на друга. Вводится различение трех планов протекания процесса переживания - непосредственного переживания, выражения и осмысления. Миссия последнего - решение задачи на смысл, которая состоит как в постижении личностного смысла свершившихся событий, так и в поиске источников осмысленности, в наполнении бытия смыслом. Какое влияние молитва оказывает на деятельность переживания в плане осмысления - вот главный вопрос статьи.

    // Консультативная психология и психотерапия - 2005. № 3

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psyjournals.ru/mpj/2005/n3/2594.shtml
  4. +Дар ученичества. Беседа Ф.Е. Василюка с Римасом Кочюнасом[недоступно]

    Ф.Василюк взял интервью у Римаса Кочюнаса, нового члена редакционного совета журнала. Р.Кочюнас - известный литовский психотерапевт экзистенциального направления, директор Института гуманистической и экзистенциальной психологии, профессор Вильнюсского университета. Он рассказывает о годах учебы в Вильнюсском университете, о становлении психотерапии в Литве, о встречах с выдающимися личностями, которых считает своими учителями в профессии и жизни. Среди них - А. Гучас, А.Е.Алексейчик, В.Франкл, К.Роджерс, Чогьял Намкхай Норбу.

    // Консультативная психология и психотерапия - 2010. № 1

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psyjournals.ru/mpj/2010/n1/27891.shtml
  5. +Диалог Карла Роджерса и Мартина Бубера[недоступно]

    Мартин Бубер родился в Вене в 1878г. С трехлетнего возраста, когда развелись его родители, он жил со своим дедушкой, богатым бизнесменом, известным ученым и гла­вой еврейской общины. Бубер воспитывался в западноевро­пейской интеллектуальной традиции, культивирующей ра­зум, логическую критику и исторические исследования. В противовес этому, проводя летние каникулы в Восточной Европе, он испытал глубокое влияние хасидской иудейской традиции, которая подчеркивает непосредственное, мис­тическое, спонтанное и радостное общение человека с Богом. После изучения философии и истории искусств в уни­верситетах Вены (Ph.D., 1904), Берлина, Лейпцига и Цюриха, он преподавал философию и теологию в несколь­ких институтах и университетах. С 1923 по 1933г. он был профессором иудейской теологии (единственная подо­бная должность в немецком университете), истории религии и этики в университете Франкфурта. Когда в 1933г. еврейские студенты были исключены из немецких универ­ситетов, он стал директором Главного управления по об­разованию для взрослых евреев (Central Office for Jewish Adult Education). Он женился на Пауле Винклер, которая стала позже известной писательницей.

    // Консультативная психология и психотерапия - 1994. № 4

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psyjournals.ru/mpj/1994/n4/25708.shtml
  6. +Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций[недоступно]

    Проблема оценки тяжести критической жизненной ситуации решается методами типологического и феноменологического анализа. Результат исследования - система категорий, описывающая особенности стресса, фрустрации, конфликта и кризиса в разных типах жизненных миров. Ключевые слова: жизненный мир, переживание, инфантилизм, ценности, стресс, фрустрация, конфликт, кризис, микрокризис.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psychol.ras.ru/ippp_pfr/j3p/pap.php?id=20010405
  7. +Исповедь и психотерапия[недоступно]

    В докладе обсуждается вопрос: может ли и чем именно опыт со-временной психотерапии помочь делу исповеди и покаяния. Выделяется задача углубления покаяния, конечный смысл которого не в очищении и исправлении, а в поиске и пробуждении личности, способной к таинству встречи. Рассматриваются два типа отклонений в подходе к испо-веди, которые обозначаются как опасность "юридизма" и опасность "психологизма". Приводятся примеры психологической коррекции подобных случаев. Раскрывается значение психологической установки как органа, способствующего воплощению в жизнь результатов покаяния. Показывается, как определенная духовная установка может создаваться путем объединения молитвы и действия.

    // Консультативная психология и психотерапия - 2004. № 4

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psyjournals.ru/mpj/2004/n4/Vasiluk.shtml
  8. +Культурно-антропологические условия возможности психотерапевтического опыта[недоступно]

    Психотерапия наряду с другими формами психологической практики получила чрезвычайно широкое распространение в современной западной цивилизации. Более того, завершается процесс ее институционализации, превращения в самостоятельную сферу культуры. Необходима культурологическая рефлексия этого феномена. Существуют ли аналоги психотерапии в других культурах и в другие периоды истории? Основной вопрос статьи: каковы условия институционализации психотерапии в культуре? Он разбивается на два подвопроса: 1) какой должна быть культура, в которой возможно развитие психотерапии как особого института? и 2) каким должен быть человек, для которого профессиональная психотерапия - адекватный культурный способ разрешения жизненных коллизий? В связи с проведенным анализом делается вывод о философской миссии культурно-исторической психологии по отношению к психологической практике.

    // Культурно-историческая психология - 2007. № 1

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psyjournals.ru/kip/2007/n1/Vasilyuk.shtml
  9. +Методологический анализ в психологии[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://tipa-biblioteka.narod.ru/vas.zip
  10. +Методологический смысл психологического схизиса[недоступно]

    Вопросы психологии, 1996, №6, с. 25-40

    В настояще время публикация недоступна.
    http://pk.mgppu.ru/index.php?option=com_remository&Itemid=32&func=startdown&id=24
    http://psylib.org.ua/books/_vasif03.htm
    http://prepod.nspu.ru/file.php/148/Vasiljuk_F.E._Metodologicheskii_smysl_psikhologicheskogo_skhizisa.pdf
  11. +Модель стратиграфического анализа сознания[недоступно]

    В статье ставится задача разработки многоуровневой модели сознания. Первый шаг стратиграфического анализа сознания, осуществленный в предыдущих работах автора, состоял в формировании представления о четырех уровнях, или режимах функционирования сознания. В данной статье вводится представление о регистре сознания. Каждый регистр включает в себя совокупность описанных выше уровней сознания. Анализируются различные типы переходов между регистрами сознания. Разворачивающиеся процессы сознания создают сложно организованную иерархическую структуру регистров, которая функционирует не по линейному, а по сетевому принципу. Описываются закономерности этого сетевого функционирования и его основные процессы. Вводится ряд понятий стратиграфического анализа сознания - "горизонт сознания", "ярус сознания" и др.

    // Консультативная психология и психотерапия - 2008. № 4

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psyjournals.ru/mpj/2008/n4/Vasiluk.shtml
  12. +Модель хронотопа психотерапии[недоступно]

    Консультативная психология и психотерапия - 2009. № 4

    // В статье вводится представление о хронотопе психотерапии, пространственное измерение которого выступает как "структура психотерапевтической ситуации", а темпоральное - как "время терапевтического процесса". Для построения модели хронотопа

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psyjournals.ru/mpj/2009/n4/Vasilyuk.shtml
  13. +Молитва - молчание - психотерапия[недоступно]

    Позвольте мне открыть вам один секрет психотерапевтической работы. Он состоит в том, что самая первая фраза, которую про­износит пациент на первой встрече с вами, какой бы поверхност­ной, случайной и необязательной она ни казалась, содержит в себе ключ ко всем таинственным переплетениям глубочайших смыслов, к которым вам с ним только еще предстоит пробиться, быть может, за месяцы и даже годы упорной работы. Первые слова пациента есть символ, который, сам того не ведая, являет нам всю реаль­ность еще только предлежащего терапевтического процесса. Мне кажется, что подобное символическое значение для анализа творчества Льва Семеновича Выготского, чье столетие мы в эти дни отмечаем, имеет первая его большая работа "Трагедия о Гамлете, принце Датском, У.Шекспира". В этой аудитории нет нужды изла­гать содержание блестящего труда, написанного двадцатилетним юношей. О чем пишет Л.С.Выготский, мы помним: о психологии трагедии. Но чему посвящен труд Выготского? Тому, что он на­зывает "вторым смыслом трагедии" - "религиозности трагедии", "молчанию и молитве", тому измерению, где кончается искусство и начинается религия (Л.С.Выготский, 1987, с.290).

    // Консультативная психология и психотерапия - 1996. № 4

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psyjournals.ru/mpj/1996/n4/25601.shtml
  14. + Молитва и переживание

    МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ РАО ИНСТИТУТ СИНЕРГИЙНОЙ АНТРОПОЛОГИИ Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) Проект № 96-03-04563 Издание осуществлено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) Проект № 04-06-16029д

    http://www.theolcom.ru/uploaded/248-264.pdf
    http://nkozlov.ru/print/library/psychology/d4042/?full=1
  15. +Молитва и переживание в контексте душепопечения[недоступно]

    Статья представляет собой доклад автора на Богословской конфе-ренции РПЦ "Учение Церкви о человеке" (Москва, 5-8 ноября 2001г.). Проблема страдания есть вечный вызов. Ответ Церкви на этот вызов троякий: в богословии - теодицея, в аскетике - несение креста, в плос-кости душепопечения - утешение страждущих. В докладе выделяются виды утешения - "духовно-нормативное", "душевно-сентиментальное", "духовно-участное". Описываются фазы духовно-участного утешения: "душевного сопереживания" - "духовной прививки" - "воздвижения вертикали" - "пути". Практика душепопечения нуждается не только в богословском обосновании, но и в психолого-антропологической теории. Важнейшим центром такой теории является проблема соотношения процессов переживания и молитвы. Делается вывод, что базовая формула христианского душепопечения и христианской психотерапии такова: на место переживания должна стать молитва. Рассматриваются продуктивные и непродуктивные варианты сочетания процессов переживания и молитвы.

    // Консультативная психология и психотерапия - 2003. № 3

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psyjournals.ru/mpj/2003/n3/Vasiluk.shtml
  16. +На подступах к синергийной психотерапии: история упований[недоступно]

    "Без онтологии тоска берет за горло", - признались друг другу два философа в далеком уже советском 1974 году (Мамардашвили, Пятигорский, 1974). За психотерапевтическое горло берет другая тоска - без антропологии. Сейчас так сильно выросло влияние психологической практики на культуру, так перегружена оказалась сама современная психология и психотерапия бесчисленными обломками всевозможных культур и культов, что, быть может, главное наше профессиональное дело со­стоит сегодня в том, чтобы задавать себе метафизические вопросы: что есть человек? в чем его предназначение? в чем суть нашей профессии не как ремесла, но как призвания? како веруем? Психотерапия настолько сильна и влиятельна, что не может бо­лее позволить себе оставаться антропологически беспечной и не за­мечать, какой мощности энергии развязывает она, раскупоривая оче­редной "архетип" и выпуская из него засидевшихся джиннов в ду­шевное и социальное пространство. Возможно, конечно, отмахнуться от этой ответственности и укрыться за множеством готовых оправ­даний. К нашим услугам и новейший постмодернизм (для которо­го любая философская и аксиологическая идентичность - смешной анахронизм), и обветшалый позитивизм (мы исходим из фактов и отвечаем лишь за точность процедур), и прагматизм общий (наш закон - польза заказчика) и медицинский (ради скорейшего избав­ления от симптомов хороши все средства). Но нам слишком хоро­шо известно из наблюдений за пациентами, как патогенны поиски алиби там, где нужно мужество принятия ответственности.

    // Консультативная психология и психотерапия - 1997. № 2

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psyjournals.ru/mpj/1997/n2/Vasiluk.shtml
  17. +Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии (Курс лекций)[недоступно]

    Учебный курс по дисциплине "Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии" (ОПКПП) является основным курсом, обеспечивающим подготовку к изучению специальных психотерапевтических дисциплин, направлений, школ и методов психотерапии. Задача курса - систематический обзор психотерапии и консультирования как особой научной и практической области. Курс призван дать систему представлений, понятий и категорий, с помощью которых студент может ориентироваться в мире профессиональной психотерапии. Это представления о месте психотерапии в современной культуре, о соотношении психотерапии и психологии; классификация видов, моделей и методов психотерапии, характеристика структурных элементов психотерапевтической ситуации; первичное понятие о методологической специфике психотерапевтического мышления. Пособие создано на основе курса лекций, читавшегося автором в течение нескольких лет на факультете психологического консультирования МГППУ и адресовано прежде всего студентам, обучающимся по специальности 030301 "Психология", со специализацией - "Психологическое консультирование", а также студентам, обучающимся по специальности 030302 "Клиническая психология" со специализацией "Психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия".

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.al24.ru/wp-content/uploads/2014/01/%D0%B2%D0%B0%D1%81_1.pdf
  18. +От переживания - к молитве[недоступно]

    Вглядываясь в пеструю ленту истории современной психотерапии, за драматическими перипетиями, борьбой идей и людей, калейдоскопической сменой мод можно заметить и медленные, глубинные тектонические сдвиги. На "поверхности" психотерапевтических теорий они знаменуются сменой психотерапевтических "упований": механизм внушаемости - главная надежда дофрейдовского периода - сменяется в психоанализе механизмом осознания, затем на сцене появляется спонтанность, коммуникация и, наконец, переживание. В синергийной психотерапии таким упованием, центром кристаллизации всей психотерапевтической теории и практики становится молитва

    // Московский психотерапевтический журнал | 2002, № 1, стр. 76-92

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psyjournals.ru/mpj/2002/n1/772.shtml
  19. +От психологической практики к психотехнической теории[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://psylib.ukrweb.net/books/_vasif02.htm
  20. + Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования)
    http://dusha-orthodox.ru/doc/vasiluk.rar
    http://synergia-isa.ru/wp-content/uploads/2011/07/vasiluk_perezhivanie1.pdf
    http://nkozlov.ru/s_att.php?aid=1369
    http://www.xpa-spb.ru/libr/Vasilyuk/perezhivanie-i-molitva.html
  21. +Понимающая психотерапия как психотехническая система (автореферат диссертации)[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.twirpx.com/file/839050/
  22. +Понимающая психотерапия: опыт построения психотехнической системы[недоступно]

    Цель данной статьи - представить в сжатом, конспективном виде опыт построения психотехнической системы психотерапевтической помощи в русле отечественной психологической традиции, системы, получившей название "понимающая психотерапия". Поясним формулировку. Речь идет именно о "психотехнической системе". Это не просто психологическая теория, которая научно объяснила бы механизмы психотерапевтического процесса. Это не просто практический психотерапевтический метод, который основывался бы на той или другой общепсихологической теории и являлся бы эффективным приложением этой теории в сфере психотерапии. "Психотехническая система" - это специфический "организм", включающий в себя психологическую теорию и практический метод, организм, где теория включает практику как основу всякой своей научной операции (Л.С. Выготский, Схизис), где теория своим предметом делает не некий "объект", а "практику-работы-с-объектом", где адресатом теории является психолог-практик, и где, с другой стороны, практика является не просто изнутри просвещенной и извне оправданной данной теорией, а где сама она является центральным исследовательским методом (Василюк, От психологической практики к психотехнической теории, Пузырей, Архангельская).

    // Труды по психологическому консультированию и психотерапии. 2005. № 2005.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psyjournals.ru/cppp/2005/29973.shtml
  23. +ПСИХОЛОГИЯ ПЕРЕЖИВАHИЯ. Анализ преодоления критических ситуаций[недоступно]

    Монография посвящена исследованию критических жизненных ситуаций и процессов их преодоления. Проанализированы ситуации стресса, фрустрации, внутреннего конфликта и жизненного кризиса. Чтобы справиться с этими ситуациями, пережить их, человеку необходимо проделать порой мучительную внутреннюю работу по восстановлению душевного равновесия, осмысленности жизни. Установление и систематизация основных закономерностей процесса переживания - то новое, что вносит книга в психологию преодоления критических ситуаций. Книга рассчитана на психологов, психотерапевтов, философов, педагогов, работников служб социально- психологической помощи населению

    // М.: Издательство Московского университета, 1984

    В настояще время публикация недоступна.
    http://generalpsychology.narod.ru/books/1/Vasilyk.pdf
  24. +Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://psylib.org.ua/books/vasif01/index.htm
  25. +Психотерапевтическое облегчение боли[недоступно]

    "Краткое содержание предыдущей серии" для читателей, которым не достался номер журнала с началом статьи. Очередное занятие психотерапевтической мастерской началось через полчаса после того, как мне удалили "непростой" зуб. Не выдавая реального повода, я предложил студентам психотерапевтическую задачу - показать, как чисто психологическими средствами обеспечить обезболивание после прекращения действия лекарственной анестезии. Тут же выяснилось, что я не одинок - одна из студенток пришла на занятие с зубной болью... Как удалось облегчить ее боль, рассказывается в первой части статьи (см. МПЖ, 1997, № 1). Эта работа длилась минут 40-50. До окончания действия лекарственной анестезии оставались считанные минуты...

    // Консультативная психология и психотерапия (1997. № 2)

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psyjournals.ru/mpj/1997/n2/Vasuluyk.shtml
  26. +Психотерапевтическое облегчение зубной боли[недоступно]

    акон парных случаев нелицеприятен - он не разбирается, врач ты или пациент, преподаватель или студент, и сводит в одном мес­те и времени двоих, объединенных сходством обстоятельств или стра­дания. Из окна зубоврачебного кабинета Москва выглядела по-новому. Был ранний декабрьский вечер. Мне только что удалили зуб. - Часа через полтора примите анальгин, - сказала, прощаясь, врач. Я минуту колебался, не отменить ли занятие "Психотерапев­тической мастерской", которое должно было начаться через полча­са, но, представив все связанные с отменой хлопоты и неудобства, почел за меньшее зло как-то продержаться обычные три часа. "В шесть нужно сделать перерыв, чтобы принять таблетку", - просчи­тал я в уме, и, подбадриваемый мыслью о собственном героизме, зашагал в сторону Большой Никитской.

    // Консультативная психология и психотерапия - 1997. № 1

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psyjournals.ru/mpj/1997/n1/Vasiluk.shtml
  27. +Психотехнический метод исследования творческого мышления[недоступно]

    В статье представлен метод психотехнического исследования мышления. При решении творческой задачи интеллектуальные затруднения создают фрустрацию, возникает проблемно-личностная ситуация, разрешение которой требует сочетания мыслительной активности и работы переживания, направленной на совладание с аффективной дезорганизацией деятельности. Предлагается теоретическая модель, созданная на основе двух концептуальных схем: схемы анализа уровнево-динамической организации творческого мышления и схемы режимов функционирования сознания. Экспериментатор включается в деятельность испытуемого с помощью психотерапевтических методов эмпатии, майевтики и кларификации. Показано, что такая комплексная психотехническая поддержка значимо повышает продуктивность мыслительной деятельности.

    // Культурно-историческая психология - 2008. № 4

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psyjournals.ru/kip/2008/n4/Vasiliuk.shtml
  28. +Свобода как жизненный стиль (о Владимире Петровиче Зинченко)[недоступно]

    Анализируется профессиональный и личностный стиль самого известного отечественного психолога последней четверти века - В.П. Зинченко. Стиль его мышления характеризуется как свободный, творческий, нелинейный, поэтический, полифонический. Геометрия профессиональной судьбы В.П. Зинченко описывается как расширяющееся с ускорением пространство. Выявляются ключевые категории семиосферы ученого: свободное действие, живое движение, образ мира, участность в бытии, творческое понимание, живая память. Фиксируется особый статус В.П. Зинченко в российской психо- логии, уникальность которого заключалась в его переживании всего исторического тела профессии как личного и семейного пространства и в ответственном усилии держания его целостности. Наряду с известными концепциями, институтами, кафедрами, исследованиями В.П. Зинченко создал значимый для развития психологии культурно-исторический продукт - личностный стиль жизни в профессии, ключевые характеристики которого - "вольная жизненность" и "праздничность". Ключевые слова: Зинченко В.П., живое движение, свободное действие, живое знание, творческое понимание, геометрия профессиональной судьбы, личностный стиль жизни в профессии

    // Культурно-историческая психология - 2014. Том. 10, № 2]

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psyjournals.ru/kip/2014/n2/69995.shtml
  29. +Семиотика и техника эмпатии[недоступно]

    // Вопросы психологии / №2 (2007)

    В настояще время публикация недоступна.
    http://svet-angela.ucoz.ru/_ld/0/3_Zfh.pdf
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1919645
  30. +Семиотика психотерапевтической ситуации и психотехника понимания[недоступно]

    "Счастье - это когда тебя понимают". Под этой незамысловатой формулой героя фильма "Доживем до понедельника" мог бы подписаться каждый, кому довелось испытать горечь непонимания и кому выпало на долю хотя бы раз пережить благотворное освобождающее влияние понимания на душу. Понимающая психотерапия - так может быть назван общий подход, который реализуется в настоящем исследовании. Сам термин "понимание" будет использоваться здесь в двух смыслах - широком и узком. В широком смысле психотерапевтическое понимание есть особая интенция, особая диалогическая установка, делающая понимание главной, самоценной и в известном отношении последней задачей терапевта. Воплощая эту установку, терапевт все делает для того, чтобы понять пациента и дать ему это понимание, а не старается понять для того, чтобы что-то сделать - повлиять, вылечить, исправить. Такой принципиальный отказ терапевта от активизма, от идеологии воздействия, в сочетании с его полной обращенностью к пациенту, настроенностью на него, создает напряженное диалогическое поле, в котором постоянно удерживается нудящая, взывающая "пустота". В обыденном общении эта пустота тут же заполняется советом, рекомендацией, предложением помощи. В понимающей психотерапии терапевт, напротив, тратит усилия, чтобы расчищать диалогическое пространство, создавая для пациента плодотворную возможность самому заполнить пустоту. По существу заполнена она может быть только свободой пациента - свободой его слова, свободой переживания, свободой самосознания, свободой воли. Понимание - это приглашение к свободе. А свобода - предельная цель психотерапии.

    // Консультативная психология и психотерапия. 1996. № 4.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psyjournals.ru/mpj/1996/n4/25587.shtml
  31. +Структура и специфика теории понимающей психотерапии[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://psyjournals.ru/files/7386/mpj_2008_n1_Vasiluk.pdf
    http://psyjournals.ru/mpj/2008/n1/Vasiluk.shtml
  32. +Типы духовного совладания[недоступно]

    Переживание кризиса охватывает все аспекты человеческой жизни - душевный, телесный, социальный, семейный - и почти всегда ставит человека перед духовными вопросами. Профессионалам и волонтерам, участвующим в социально-психологической помощи людям, находящимся в кризисной ситуации, важно понимать духовное измерение процесса переживания. В западной литературе по клинической психологии, консультированию и душепопечению описан процесс духовного (или религиозного) совладания (spiritual coping, religious coping). Этот процесс рассматривается преимущественно как одно из средств преодоления кризиса, служащее целям адаптации. Однако теоретический анализ эмпирических случаев показывают, что это лишь один из типов духовного совладания, его уместно назвать "инструментальным". Кроме него можно выделить "ценностный", "синергийный", "соборный" типы совладания, которые отличаются от инструментального по своим целям, механизмам, отношению к реальности и другим параметрам. Знание многообразия типов духовного совладания может обогатить практику психологической помощи, консультирования и душепопечения. Ключевые слова: кризис, совладание, переживание, духовное совладание, утешение, инструментальный тип духовного совладания, ценностное совладание, синергийное совладание, христианская психология

    // Консультативная психология и психотерапия - 2014. Том. 22, № 5

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psyjournals.ru/mpj/2014/n5/vasiluk.shtml
  33. +Христианская психология: "история" и "география". Статья 1. Опыт периодизации[недоступно]

    С 1990 г., когда отечественная психология после десятилетий атеистического пресса смогла вернуться к обсуждению религиозной проблематики, разгораются дискуссии о возможности "христианской психологии". Дискуссии вспыхивают до сих пор, а сама христианская психология за четверть века разрослась в целое поле многообразных и разнородных исследований, образовательных программ, психологических служб. Возникла необходимость методологической рефлексии этой области, ее "истории" и "географии": с одной стороны, этапов ее развития, а с другой - карты входящих в нее предметно-тематических зон и методических подходов. В данной статье решается первая задача, предпринимается попытка периодизации отечественной христианской психологии, при этом рассматривается лишь новейшая, послесоветская ее история. Выдвигается гипотеза, что в ней можно выделить три этапа ("вдохновения", "институционализации" и "конституирования"), каждый из которых решает специфические задачи. Делается вывод, что в настоящий момент актуальна задача конституирования христианской психологии как методологического единства, включающего в себя многообразие исследовательских, образовательных и практических проектов.

    // Консультативная психология и психотерапия - 2015. Том. 23, № 5

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psyjournals.ru/mpj/2015/n5/vasiluk.shtml