ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Братусь Б.С.

Борис Сергеевич Братусь (1945) - доктор психологических наук, профессор, действительный член Академии естественных наук Российской Федерации, член-корреспондент Российской Академии Образования. С 1968 г. работает на факультете психологии МГУ (с 1990 г. в качестве профессора кафедры общей психологии). С 1993 г. заведующий Лабораторией философско-психологических основ развития человека Психологического института РАО. Заведующий кафедрой общей психологии МГУ. Автор более 180 печатных работ, в том числе 12 монографий.

Области научных исследований: клиническая психология, общая и прикладная психология личности, философские основы психологии. В области клинической психологии в 70-е годы было проведено одно из первых в отечественной психологии монографическое исследование изменений личности при хроническом алкоголизме в зрелом возрасте. Была выдвинута оригинальная концепция, раскрывающая психологические закономерности возникновения и развития внутренней зависимости от наркотика. Работы по клинической психологии получили широкое научное признание и стали основанием для многих последующих психологических исследований аномального развития личности. Целый ряд трудов этого цикла изданы на иностранных языках, включая перевод итоговой монографии (Anomalies of the Personality. From the Deviant tu the Norm. Orlando, 1990).

Параллельно с исследованиями в области клинической психологии разрабатывает общепсихологические проблемы, связанные главным образом с изучением смысловой сферы личности, функционированием смысловых образований, анализом структуры самооценки, динамики уровня притязаний, особенностей соотношения реальных и идеальных целей деятельности. С середины 70-х гг. все более важное место стали занимать так же исследования психологических закономерностей нравственного развития личности, опыты построения философско-этических оснований психологического знания, проблемы связи психологии и религии.

В работах Братуся и его сотрудников получает обоснование новое для отечественной психологии направление, названное христиански ориентированным, или христианской психологией. Итогом является подготовленное под редакцией Братуся первое в России учебное пособие для вузов по христианской психологии.

Публикации
  1. + Христианская и светская психотерапия
  2. + "Мы живем, а смерть нас сторожит..."

    Рассматривается отношение к времени жизни и смерти на всех возрастных этапах человека. Показано, что смерть уводится из ясной презентации сознанию в темницы бессознательного, при этом ложь накануне смерти лишает его сочувствия и жалости. Акцентируется мысль на том, что, когда делать уже не можешь, надо научиться жить и что успокоение на счет смерти становится на пути к полноте бытия, когда становится не страшно и когда возникает жажда духовного. Однако человек может лишить себя автономии духовного присутствия. Ключевые слова: смерть; жизнь; отношение к смерти на этапах возраста; ложь; умение быть; смерть как способ бытия; ужас перед смертью; духовная жажда; проблемы внутренних смысловых коллизий; обособленное самосозидание.

    // Развитие личности № 4 / 2013 /

    http://rl-online.ru/uploads/RL-2013_4_131-147.pdf
  3. + «… Несмотря ни на что – «да» сказать жизни». Уроки Виктора Франкла (К 100-летию Виктора Франкла)
    http://rl-online.ru/articles/2-05/338.html
  4. + Аномалии личности
    http://tipa-biblioteka.narod.ru/anomalii.rar
    http://www.zipsites.ru/books/psy_anomalii/
  5. + Возможна ли нравственность в психологии?
    http://lektsii.com/1-172101.html
  6. +Выступление на симпозиуме “Христианская психология и гуманитарные практики”[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://mmk-mission.ru/antropconf/2002bratus.html
  7. + Двойное бытие души и возможность христианской психологии
    http://www.reshma.nov.ru/psycology/hristianska/bratus.htm
    http://www.portalus.ru/modules/psychology/readme.php?subaction=showfull&id=1107592633&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&
  8. + Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии: преемственность или скачок? (В сборнике)

    Здесь возникает парадокс, который не часто осознается: естественно-научноориентированная психология, обладая бесценным корпусом сведений и знаний, сама ими до конца воспользоваться не может, ибо соотнесение этих знаний с бытием и назначением человека подразумевает привнесение уже других принципов и форм, которые из естественнонаучных не вытекают. Если воспользоваться введенным А.Н. Кричевцом термином "многоэтажная психология", то речь, по сути, идет об определенных этажах знания психологии, которые до этого не принимались в расчет. Трудно, но надо смириться с тем, что объяснительные возможности каждого "этажа" ограничены. И когда они исчерпываются, появляется ощущение повторов, репродукции, а то и просто тупика, стенки. На деле же это часто не глухая (немец скажет "слепая") стена, но не сразу видимое основание ступени, поднявшись на которую мы открываем новое пространство понимания, преобразующее и наш пройденный путь.

    // Известия ТРТУ № 7 Тематический выпуск ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

    http://izv-tn.tti.sfedu.ru/wp-content/uploads/PDF/2005_7(51).pdf
  9. + Заключительное выступление на XII Богословская конференции ПСТБИ (zip)
    http://www.mtu-net.ru/orthodoxy-psych/Texts/Seminar/Bratus.zip
  10. + Заметки о внешнем оппонентном круге христианской психологии

    В статье подробно рассматриваются и обсуждаются основные линии оппонирования христианской психологии со стороны представителей психологического сообщества, а именно, противопоставление, в качестве антагонистов, науки (в том числе, психологии) и религии, опасение относительно ущемления в правах других религий и конфессий, а также вопросы сочетания материального и идеального в психологии, места психического в диаде "душа-тело", причинности и телеологизма и др. Комментируя точку зрения оппонентов христианской психологии, автор предлагает свой взгляд на существо "отечественной вершинной психологии", рассматривая ее как развитие заложенных в культурно-исторической традиции возможностей.

    // Московский психотерапевтический журнал, №3 (2007)

    http://fapsyrou.ru/world_projects/stati_world_conference/zametki_o_vneshnem_1657/
  11. + Идеальное как порождение идеального (доклад на Первых чтениях памяти В.В. Давыдова)
    http://www.experiment.lv/rus/biblio/pervie_4tenija/p4_bratusj.htm
  12. + К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века
    http://mary1982.narod.ru/bratus.htm
  13. + К проблеме человека в психологии

    Современная российская психология в отличие от современной российской экономики или политики находится отнюдь не в упадке и разложении. В последние годы появилось много ярких и плодотворных работ психологов разных поколений, и за каждым направлением можно обнаружить (правда, чаще имплицитно, чем явно) опору на те или иные представление, образ, модель человека. Однако в данной статье, не имея возможности затронуть все многоцветье мнений, сосредоточимся лишь на трех подходах, которые обозначим как гуманитарную, нравственную и христианскую психологию. Заметим сразу: они взяты не потому, что наиболее распространены и популярны. Напротив, принципы гуманитарной психологии и христианской психологии находятся лишь в стадии начального оформления, а нравственная психология, по-видимому, впервые постулируется в этой работе. Но взятые в единой связке (не исключающей внутреннего противоборства и полемики), они намечают логику одной из перспективных, на наш взгляд, линий отношения к проблеме человека в отечественной психологии.

    // Вопросы психологии, 1997, №5

    http://psylib.ukrweb.net/books/_bratu01.htm
    http://www.psychologos.ru/articles/view/k_probleme_cheloveka_v_psihologii
  14. + Как построить свое "я" (Диалоги о Человеке без начала и конца)

    Эта книга - своеобразный диалог философов и историков, обществоведов и этнографов, психологов и педагогов по одной из самых острых и актуальных проблем современности - формирования и становления личности человека. Дискуссионная форма разговора, неординарности подхода к решению поставленных проблем дают возможность читателям стать заинтересованными участниками диалога. Для широкого круга читателей....

    // Под ред. В. П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1991. - 136 с. ISBN 5-7155-0277-2

    http://www.psychlib.ru/mgppu/Zkp_1991/Zkp-136.htm
  15. + Любовь как психологическая презентация человеческой сущности

    Рассуждения о сущности человека обычно воспринимаются профессиональными психологами как сугубые абстракции, пусть необходимые для полноты мировоззрения, но весьма далекие от фактуры психологической науки, тем более практики. Вероятно, такое же отношение ждет и эти заметки. Впрочем, коллизия не нова. "Человека вижу, лошадь вижу, а человечности и лошадности не вижу", - говорил один из современников Платона в ответ на изложение философских представлений об общих идеях как сути вещей. Психолог по роду своих занятий направлен на конкретного человека, его конкретные психологические особенности, а не на абстракцию человечности. Другое дело - и здесь намечается смычка философии с психологией - представления о "человечности" и "лошадности" (равно как о добре, зле, благе и т.п.) формулируются, открываются самим человеком исходят от него, переживаются, обобщаются им и, следовательно, при изучении его конкретной психологической природы мы должны учитывать, понимать, исследовать, среди прочего, особенности и последствия возникновения и бытования в нем таких абстракций.

    // Вопросы философии

    http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=86&Itemid=61
  16. + Образ человека в психологии России XX века

    Всякая наука обретает конечный смысл лишь в соотнесении с проблемами человека. К психологии это относится в наибольшей степени, ибо она, по определению, претендует на познание столь значимого в человеке, как его душа, психика. Исследования, гипотезы, выводы психологии необходимо связаны, подразумевают определенное понимание сущности человека. Причем они не только отражают, иллюстрируют это понимание, но и активно видоизменяют, строят и перестраивают его. Любой отрезок, эпоха в психологии - будь то увлечение психоанализом, появление бихевиоризма или советская психология - это, в конечном итоге, предлагаемые миру способы решения, восприятия проблемы человека, проблемы нравственности, общего назначения и смысла человеческой жизни. Впрочем, связь психологии и общих ("проклятых ") вопросов человеческого бытия остается пока отнюдь не очевидной для многих, если не большинства психологов, предпочитающих знать, думать лишь о своей узкой предметной области, рассматривая ее как замкнутое в себе движение, связанное, в лучшем случае, с логикой ближайших, смежных областей.

    // Развитие личности №3 / 2005 /

    http://rl-online.ru/articles/Rl03_05/353.html
  17. + Образ человека в психологии России XX века (продолжение)
    http://rl-online.ru/articles/Rl04_05/372.html
  18. + Образ человека в психологии России ХХ века (окончание)
    http://rl-online.ru/articles/rl02_06/544.html
  19. + Опыт обоснования гуманитарной психологии
    http://www.voppsy.ru/issues/1990/906/906009.htm
  20. + От гуманитарной парадигмы в психологии к парадигме эсхатологической (Психология и новые идеалы научности (материалы "круглого стола"))
    http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/psychsci8.htm
  21. + Прямой путь - кривая (Интервью журналу "Нескучный сад")
    http://www.nsad.ru/articles/pryamoj-put-krivaya
  22. + Психология - наука о психике, или учение о душе?
    http://www.elib.org.ua/religion/ua_readme.php?subaction=showfull&id=1096464017&archive=&start_from=&ucat=1&
    http://www.portalus.ru/modules/religion/print.php?subaction=showfull&id=1096464017&archive=&start_from=&ucat=1&
  23. + Психология и духовный опыт

    тзываясь на текст митрополита Сурожского Антония, посвящен-ный соотношению психологии и духовного опыта, автор размышля-ет об этом соотношении и взаимовлиянии в двух аспектах. Во-первых, он говорит о вере как общепсихологическом феномене, фундаментальном факте функционирования человеческой психики. Во-вторых, подчеркивает принципиальное различие научного и бо-гословского уровня познания, а также необходимость иерархично-сти этих уровней. Присущий науке методологический принцип ис-ключения трансцендентного создает заведомые ограничения, неаб-солютность объективности науки. Наука для ученого, по мнению автора, лишь путь приближения к чему-то большему, чем сами по себе силы природы, законы развития народов и людей, если вос-пользоваться формулой владыки Антония, "наука есть познание Творца путем познания Его творения". Портал психологических изданий PsyJournals.ru - http://psyjournals.ru/mpj/2009/n3/Bratus.shtml [Психология и духовный опыт - Консультативная психология и психотерапия - 2009/3]

    // Консультативная психология и психотерапия 2009. № 3. С. 19-49 ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)

    http://psyjournals.ru/files/21811/mpj_2009_n3_Bratus.pdf
  24. + Психология и этика

    В книге отражены последние дискуссии, посвященные проблеме соотношения психологии и этики, поиску новых методологических оснований сотрудничества двух наук. Авторами книги являются такие ведущие отечественные психологи как В.В. Давыдов (одна из его последних при жизни подготовленных публикаций), А.В. Брушлинский, Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, Н.Л. Мусхелишвили, В.И. Слободчиков, В.В. Умрихин, М.Г. Ярошевский, а также философы С.Л. Воробьев, Ю.А. Шрейдер, Б.Г. Юдин.

    http://log-in.ru/books/psikhologiya-i-etika-bratus-b-s-obshaya-psikhologiya/
    http://lib100.com/book/common_psychology/psihologiya_i_etika/%c1%f0%e0%f2%f3%f1%fc%20%c1.%d1.%20-%20%cf%f1%e8%f5%ee%eb%ee%e3%e8%ff%20%e8%20%fd%f2%e8%ea%e0.doc
  25. + Психология: душепопечение и наука

    Психология в последнее время все чаще упоминается в церковных кругах, и в большинстве случаев отнюдь не лестно. Она прочно ассоциируется с экстрасенсами, гипнотизерами, сомнительными рекомендациями и так далее. Дело порой доходит до призывов к анафеме, отлучению научной психологии, до утверждения невозможности какого-либо союза с ней. Теперь посмотрим с другого берега, со стороны самой психологии. Здесь также: у подавляющего большинства людей мы наблюдаем настороженность и отталкивание, но на этот раз по отношению к религии и богословию - как к тому, что может разрушить многолетно создававшееся здание, систему психологии, лишить ее объективности, строгой научности. Оба эти мнения (при всех их, казалось бы, кардинальных, радикальных различиях) ведут к одному - разведению двух сфер, берегов, утверждению невозможности какого-либо их соединения, сопряжения, утверждению неизбежности жить порознь, стараний не замечать, игнорировать другую сторону. И надо сказать, что так спокойнее: убираются лишние раздражители, неуютные вопросы. Спокойнее - да, но давайте спросим, а хорошо ли, правильно ли будет так жить?

    // Рождественские чтения. 2000 г.

    http://www.xpa-spb.ru/libr/Bratus/psi-dushepopechenie.html
  26. + Смерть и смысл жизни

    О смерти, наверное, написано и сказано практически все, и добавить к этому что-либо трудно. Однако, если мы посмотрим, какое место занимает смерть в жизни человека, в его реальной жизни, повседневных заботах, мыслях, предметах, то увидим, что это место ничтожно мало, значительно меньше, чем какое-нибудь изменение фасона одежды или скандала вокруг рок-звезды. И, как писал один старый автор, самая большая, самая разительная, самая-самая страшная нелогичность в жизни человека - это та, что он не готовится к смерти, не готовится к тому, что в жизни его является самым верным и неизбежным.

    http://www.pravmir.ru/smert-i-smysl-zhizni/
  27. + Смысл жизни. Смерть

    О смерти, наверное, написано и сказано практически все, и добавить к этому что-либо трудно. Однако, если мы посмотрим, какое место занимает смерть в жизни человека, в его реальной жизни, повседневных заботах, мыслях, предметах, то увидим, что это место ничтожно мало, значительно меньше, чем какое-нибудь изменение фасона одежды или скандала вокруг рок-звезды. И, как писал один старый автор, самая большая, самая разительная, самая-самая страшная нелогичность в жизни человека - это та, что он не готовится к смерти, не готовится к тому, что в жизни его является самым верным и неизбежным. Психолог такую ситуацию объяснит довольно просто. Он скажет, что смерть вытесняется из сознания, из психики, и что это вытеснение необходимо и даже полезно, отчасти об этом уже говорил Федор Ефимович Василюк. На самом деле, если мы задумаемся о смерти то, как мы сможем продолжить эту часто суетную жизнь, как мы будем делать все наши дела и делишки?

    // Интернет-издание "Православие и мир"

    http://www.pravmir.ru/smert-i-smysl-zhizni/
  28. + Три реплики о возможности и действительности христианской психологии

    Предлагаемый материал состоит из трех текстов, представляющих собой три высказывания на сходную тему. Первые два текста (авторы - А.Н.Кричевец и В.И.Слободчиков) первоначально были прочитаны в качестве докладов на методологическом семинаре по христианской психологии, работающем под руководством о. Андрея Лоргуса. Третий текст (автор - Б.С.Братусь) был создан позднее, специально для нашего издания, и с самого начала предполагал знакомство и своего рода диалог с первыми двумя.

    // Консультативная психология и психотерапия - 2007/3

    http://psyjournals.ru/files/6550/2007_3_%D0%A2%D1%80%D0%B8_%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8.pdf
  29. + Христианская и светская психотерапия

    Разговор о христианской и светской психотерапиях можно начать, по крайней мере, со следующих трех вопросов: 1. Каково место христианской психотерапии в общем складывающемся сейчас поле психотерапевтических воззрений и услуг? 2. В чем специфика христианской психотерапии, ее отличие от психотерапии светской? 3. Возможно ли реальное соединение, взаимодействие, сотрудничество светской и христианской психотерапий?

    http://dusha-orthodox.ru/biblioteka/bratus-b.s.-hristianskaya-i-svetskaya-psihoterapiya.html
См.также