ENG
         
Bollnow, Otto Friedrich

Больнов Отто Фридрих (Bollnow, Otto Friedrich 1903-1991) - немецкий философ и теоретик педагогики.

Отто Фридрих Больнов получил физико-математическое образование в университетах Берлина, Грайфсвальда, Геттингена. В 1925 году защитил в Геттингене диссертацию по теоретической физике у М. Борна.

В 1926-31 изучал философию, психологию и педагогику под руководством Э. Шпрангера, М. Хайдеггера, Г. Ноля. С 1931 преподавал в Гёттингенском университете.
Профессор философии и педагогики (Геттинген, 1931-1939; Майнц, 1946-1953; Тюбинген, 1953-1970), профессор психологии и педагогики (Гессен, 1939-1946). Почетный доктор Страсбургского университета (1975). Почетный член Немецкого педагогического общества (1978), почетный доктор нескольких университетов.

Влияние Хайдеггера, Гуссерля, Дильтея, знакомство с другими крупнейшими представителями этого философского направления, позволили ему сформулировать собственную концепцию экзистенциализма, придать ему оптимистический характер. Главную задачу собственной рефлексии экзистенциальной философии Больнов видит в представлении ее как целостного течения, несмотря на ее различные формы проявления у отдельных мыслителей. Он намечает путь ее "преодоления", высветляя основные категории философии экзистенциализма и предлагает позитивное их рассмотрение. В рамках этой концепции Больнов рассматривает всю "жизненную совокупность" человеческого существования. Критикуя пессимистическое решение проблемы личности в экзистенциализме Хайдеггера, Больнов настаивает на позитивном отношении к жизни с установкой на "безопасность" в "переживаемом пространстве". Интимная связь индивида со своим обжитым убежищем, с ограниченным местопребыванием, воспринятым как "центр мира", постепенно, по Больнову, перерастает в связь с родиной, Вселенной. Жизнь, получив "уверенность" и "надежду", обретает смысл.

Oттo Фридрих Больнов - один из родоначальников педагогической антропологии, которую определял как особый способ рассмотрения педагогики, а не как самостоятельную науку. Согласно Больнову, смысл деятельности воспитания состоит в "проникновении", "истолковании", "разъяснении" возникающих в собственной практике случаев. Больнов рассматривал педагогику как прикладную философскую науку, в центре внимания которой - вопрос о сущности человека, его "открытости миру". В книге "Экзистенциальная философия и педагогика" (1959) Больнов впервые поднял проблему неустойчивых форм человеческого бытия, которые он описывал в экзистенциальных терминах ("кризис", "увещевание", "встреча" и т.д.). На этой основе им разработана концепция т.н. функционального воспитания, когда всё многообразие человеческих проявлений в осознанной или неосознанной форме несёт в себе воспитательные функции.

Публикации
  1. +Новая укрытость. Проблема преодоления экзистенциализма[недоступно]

    Однако сама постановка данного вопроса подразумевает два утверждения: во-первых, что экзистенциализм, или философия экзистенции, как его еще любят называть, в самом деле представляет собой серьезное философское направление. Нельзя пытаться делать вид, что его не существует, хотя бы потому, что экзистенциализм стремится ответить на действительно острые, жгучие вопросу современности. Всеобщий духовный кризис нашего времени (курсив авт.) нашел в нем свое выражение. Если мы хотим честно взглянуть в лицо этому кризису, тогда решительно нет пути, ведущего мимо экзистенциализма. И мы не можем вздохнуть с облегчением только потому, что модная шумиха вокруг него в последнее время затихает. Наша успокоенность будет обманчивой, нерешенные вопросы еще более резко обрушатся на нас, если мы уже сегодня с полной ясностью не осознаем проблематику экзистенциализма и тем самым пути его преодоления. Вторая предпосылка, содержащаяся в нашей постановке вопроса, состоит в том, что экзистенциализм есть только выражение (курсив авт.) упомянутого кризиса современности, а не есть уже его результат или разрешение. Более того, строго говоря, он хотя и выражает проблемы нашего времени, но именно поэтому не содержит даже намека на направление осмысленного поиска их решения. Здесь, скорее всего, необходима новая, принципиально отличная от экзистенциалистской постановка вопросов. Но тогда это означает следующее: так же как трудно прокрасться мимо экзистенциализма и делать вид, как будто его вовсе не существует, трудно и оставаться в его рамках и преднамеренно упорствовать в нем (кстати, сегодня такое упорство представляется особо опасным). Напротив, надо пытаться всеми силами выбраться из экзистенциализма. В этом смысле можно быть уверенным, что проблема преодоления экзистенциализма - решающая проблема современной философии.

    // Философская мысль. 2001. N 2. C.137 -145

    В настояще время публикация недоступна.
    http://anthropology.ru/ru/person/bolnov/text/novaya-ukrytost-problema-preodoleniya-ekzistencializma-vvedenie
  2. + Тонатология X. (К вопросу о Ницше)

    Спрашивая о месте как о положении Ницше, мы рискуем, ибо цитация некоего голоса есть его перевод в наш регистр. Голос всегда плохо кончает в цитате (так произошло с Гласом Божьим). Не расстаться с периодом Ницше, иначе как его оборвать, преобразовав в эпоху - метафизическую эпоху скобок; он тянется от страницы к странице, от книги к книге

    // журнал "Комментарии", 1996, №9

    http://nietzsche.ru/influence/philosophie/tonatologia/
    http://www.vavilon.ru/texts/skidan7-17.html
  3. + Философия экзистенциализма

    Предлагаемая работа известного немецкого философа вполне годится на роль визитной карточки мыслителя. Она знаменует собой начало развертывания его творчества, сохраняя при этом дистанцию от самых ранних произведений, не раз переиздавалась и обрела жизнь за рубежом. По отношению к экзистенциальной философии О. Ф. Больнов выступает и как систематизатор, и как модернизатор, и как 'посвященный', не желающий "скатываться к далекому от жизни объективизму" и утверждающий, что "окончательное единство исходит все же из плоскости экзистенциального". Для кого предназначена работа? В первую очередь речь, безусловно, идет об университетской среде и ученых. Настоящее издание, пусть и с небольшим запозданием, адресуется всем тем, кто специально интересуется экзистенциальной философией и не откажет себе в удовольствии ознакомиться с интерпретацией ее ключевых понятий в настоящем переводе; наряду с этим данное сочинение может найти широкий отклик в студенческой аудитории и у всех тех, кто стремится разобраться в концептуальных построениях этой известной философии - в силу систематичности, сжатости, доходчивости его можно воспринимать в качестве учебника по одному из разделов западноевропейской мысли XX века.

    http://www.krotov.info/libr_min/b/bahtin/bollno.html
    http://www.e-reading.co.uk/book.php?book=1022100
См.также
  1. Больнов Отто Фридрих. (Энциклопедия "История Философии)