ENG
         
hpsy.ru/

../../Государственные границы и неэкзистенциальные ограничения

III Республиканская научно-практическая конференция
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОИНСТВО.
Город Минск, 6-7 декабря 2003г.

Государственные границы и неэкзистенциальные ограничения

Говоря о национальном достоинстве, необходимо опираться на некоторое представление того, что же такое нация. Не знаю, как у более молодых моих коллег, но у меня прочно засело выученное наизусть в школе "…исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада…". Эта общая территория, на которой может проявляться все остальное общее, что есть у нации, как правило заключена в пределах государственных границ.

Для того, чтобы лучше понять суть и смысл государственных границ с экзистенциальной точки зрения, и говорить о тех ограничениях, которые они вносят в нашу жизнь, а также о тех, которые мы им приписываем, следует сначала поговорить о границах вообще.

Образование границы является всеобщим явлением в живой природе; даже в одном организме клетки с подобной функцией и морфологическим строением отделяются от иных клеток соединительной тканью. В любом сообществе людей, животных и растений всегда есть проблема создания группы и границы между группами. Для создания содружества необходимо образование границы, отделяющей "наше" от "иного". Агрессия в отношении того, что является "иным", защищает от порчи идентичности содружества. Например, бурная защита при вторжении чужой биохимической структуры, может привести к анафилактическому шоку.

На любом из четырех уровней человеческого существования, о которых мы говорим при экзистенциальном подходе, можно обнаружить множество самых разнообразных границ, достойных пристального внимания и изучения. В физическом мире - граница между органическим и неорганическим. В социальном, - нет нужды подчеркивать, чем являются границы в истории человеческого общества, сколько крови из-за них пролилось. Говоря о личностном измерении, можно вспомнить, что одними из наиболее часто рассматриваемых в психотерапевтической практике являются граница между терапевтом и клиентом и граница между нормой и патологией. В гештальт-терапии и основанных на ней формах организационного консультирования, одним из центральных является понятие контакта, возникающего на границе между собой и другими, а также характеристики и изменение этих границ в процессе цикла взаимодействия. Понятие трансценденции, относящееся к духовному уровню, может быть осознано как возможность преодоления тех границ, о которых идет речь на трех предыдущих уровнях существования.

Человеку присуща удивительная склонность исключать тех, кто является "иным". Достаточно иной формы носа, иного оттенка кожи, иных манер поведения и покроя одежды для того, чтобы оказаться за границей гераклитовского koinos kosmos - общего мира. Словарь Даля дает два определения слова "граница". Одно из них - линия раздела между территориями, рубеж, т.е. то, что мы и называем чаще всего государственными границами. Второе значение, переносное, касается пределов или допустимой нормы. И если первое из этих значений, относясь к миру физическому и социальному, является вещью достаточно реальной и неизменной, если не брать в расчет войны и всякого рода захваты и присоединения, то второе значение существует в обществе лишь благодаря наличию этих пределов и норм в первую очередь, в человеческом сознании, пусть некоторые их этих правил и оказываются записанными в конституциях, сводах законов и кодексах поведения. Очень большая их часть в действительности границами не является, а составляет то, что можно, скорее, отнести к нашим собственным ограничениям. Эти ограничения следует отличать от ограничений экзистенциальных, иначе называемых конечными данностями, с которыми происходит конфронтация человека в процессе его существования. Ялом, например, выделяет четыре из них: смерть, свободу, изоляцию и бессмысленность. Столкновение с ними вызывает тревогу, ощущение своей изначальной уязвимости и небезопасности существования. В отличие от этих экзистенциальных ограничений существует множество таких, которые люди придумывают себе сами. В первую очередь к ним относится мнимая граница между противоположностями.

В любом опыте всегда есть две стороны. Каждый аргумент имеет свой контраргумент. Позитивные аспекты выворачиваются наружу своими неотъемлемыми негативными деталями и наоборот. Люди всегда находятся где-то в континууме между хорошим и плохим, позитивным и негативным, активным и пассивным, счастьем и печалью, близостью и дистанцией.

Большинство людей, очевидно, прилагает усилия к тому, чтобы обеспечить для себя безопасное стабильное положение где-то вдоль этого континуума противоположностей. Они думают о самих себе, как о составной части только некоторых универсальных аспектов человеческого существования и отвергают остальные. Они могут, к примеру, рассматривать себя, как в основном здоровых, умных и честных, и игнорировать собственные уязвимость, способность ошибаться и склонность к лживости.

Такой подход присущ не только отдельным индивидам, но и обществу в целом. Мы можем приписывать какое-либо качество, или же его отсутствие, целой нации. Государственные границы оказались в этом отношении линией разделения не только территорий и языков, но и делением на "империю зла" и "демократическое общество", "империалистов" и "коммунистов", с приданием другой стороне всех отрицательных аспектов противоположности. Невозможность эти границы свободно пересечь, отсутствие знаний языка другой страны только усиливает стремление приписать "загранице" некоторые свойства и качества, якобы отсутствующие в родной стране. Перестройка не устранила этого ограничения, разве что перевернула его: теперь многие считают, что "там" все хорошо, а "здесь" все плохо. Здесь - экономические трудности, там - возможность улучшить свои жизненные условия. Здесь - ограничения, там - свобода. Здесь - проблемы и неурядицы, там - благополучие и процветание.

На самом деле все далеко не так катастрофически разделено. У немцев есть поговорка, которую на русский можно перевести примерно так: "Везде варят на воде" Это не значит, что везде все одинаково, или что люди имеют такие же качества, какие есть у нас. Главное в том, что все человеческие существа, во всем их индивидуальном разнообразии, независимо от того, в какой стране они живут, в самой своей основе занимаются одним и тем же делом - жизнью, и делают они это, оснащенные одним и тем же набором основных инструментов. В принципе, любое человеческое существо, любая страна и любое общество способны к целому спектру опыта, хотя в разных случаях некоторые аспекты оказываются развиты лучше, нежели другие. И общепринятое мнение о том, что какая-либо нация является, например, трудолюбивой, вовсе не исключает того, что она и ленивая тоже. Более того, и в трудолюбии и в лености самих по себе есть положительные и отрицательные стороны. И простое перемещение из одной страны в другую вовсе не оказывается перемещением от одной противоположности к другой, как предполагается, от негативной к позитивной.

Ограничения находятся не снаружи, а внутри. Но, и в этом случае, цель экзистенциальной терапии никогда не состоит в том, чтобы непрерывно перемещать человека от одной противоположности к другой. И дело не в том, что та или другая страна окажется, в конечном итоге, лучше других, или обеспечит ключами от счастья, а в том, что внутри истинных границ, определяющих условия существования человеческого рода, люди, на самом деле, способны к гораздо большему разнообразию, большей эффективности своей жизни и к большей свободе, чем они сами об этом подозревают. Распознавание собственных ограничений поначалу может быть мучительным, но приобретение более полной перспективы того стоит.

Некоторыми из основных полярностей, часто вызывающими затруднения у людей, являются активный-пассивный, прошлое-будущее, утверждение-отрицание, включение-исключение, обладание-капитуляция, хороший-плохой, сомнение-вера, давать-получать. Ни одна из этих противоположностей не должна быть несовместимой: они составляют две стороны одной и той же монеты. Напряжение между ними является самой сущностью жизни. Люди все-таки слишком часто выбирают только одну сторону противоположности, веря в то, что истина должна быть простой и частичной, а не сложной и парадоксальной. Другие признают полярности, но напуганы скрытым в них смыслом. Они стараются справиться с противоречиями, сглаживая их; синтезируя и идя на компромиссы до тех пор, пока из жизни не вытечет вся ее сила.

Важно помнить, что целью примирения с противоположностями не является компромисс. Это вовсе не является экзистенциальным идеалом - придти к некоторого рода интеграции, в которой неистовство опыта теряется в вежливой усредненной унификации. Цель состоит в расширении ограниченного репертуара с тем, чтобы стать способным мириться с большими различиями в себе и других. Любая точка зрения, которая не принимает в расчет свою противоположность, является пристрастной. Многосторонность и разнообразие являются признаками искреннего приложения усилий в направлении целостности.

Конечно, природа, не признающая государственных границ, является моделью и вдохновением для такого диалектического взгляда на жизнь. Никогда не прекращающееся движение от света к темноте и от темноты к свету, от горячего к холодному и от холодного к горячему, суточные ритмы, времена года и перемены погоды, - являются прототипами существования. Мир преобразуется от окоченелости зимы через зелень весны к пышности лета и через золото осени назад к окоченелости зимы. Времена года и климат являются наиболее очевидными напоминаниями о циклической и преходящей природе существования. Несмотря на искушение стонать и жаловаться по их поводу, в действительности никто не приветствует фантазий о статичном мире без перемен погоды или времен года.

Для понимания человеческого стремления уцепиться за одну сторону противоположности удобно воспользоваться упрощенным и грубым эмпирическим методом, состоящим в том, что люди обычно правы в том, что они утверждают, но ошибаются в том, что отрицают. То, во что верит человек, обязательно является, хотя бы отчасти, правдой. Отрицание же чего-то другого обычно является индикатором ограничений и слепого пятна, поскольку подразумевает желание отвернуться от других аспектов этой правды.

Человеческий опыт встроен в социальную, политическую и культурную окружающую среду, которая до некоторой степени обуславливает поступки, чувства и мысли. А это значит, что многие из тех противоположностей, за которыми люди едут в другую страну, можно поискать в своей собственной. Для этого нужно, конечно, хорошо представлять себе, что именно ищешь, в чем состоят цели и смыслы собственной жизни. Их осознание приносит с собой мотивацию и энтузиазм хорошо делать то, что делать стоит, ведет к возрастанию жизненности и удовольствия от процесса жизни, что является верным признаком жизни аутентичной, дающей ощущение собственного достоинства, никак не обусловленного государственными границами.

Глухова Ирина
См. также