ENG
         
hpsy.ru/

../../Мое достоинство как составляющая достоинства нации

III Республиканская научно-практическая конференция
Мое достоинство как составляющая достоинства нации.
Город Минск, 6-7 декабря 2003г.


Мое достоинство как составляющая достоинства нации


Для меня лично национальное достоинство неразрывно связано с человеческим достоинством, то есть с моим достоинством. Я как достоинство или достояние моей нации, обладатель этого качества. Кто я в этом мире? Сама по себе или с кем-то. Не будучи белоруской, по паспорту и даже по месту рождения, я всю жизнь, за некоторыми перерывами, живу здесь, но никогда не считала себя белоруской, поскольку для меня белорус - это пока нечто пассивное, «памяркоунае ». Уезжать отсюда я не собираюсь и хочу гордиться страной, в которой я живу и гражданином которой я являюсь. Ведь есть многовековая история, история достаточно сложная и противоречивая, не понятая и не принятая даже в нынешнее время, но настоящее мне видится очень размытым, неопределенным, обезличенным. Вопрос в том, сколько составляющих включает в себя моя жизнь, и важна ли для меня составляющая национальной принадлежности. Да, важна. Можно сидеть и возмущаться, что все кругом так запущено, но что же могу сделать я в этой связи?

Я могу достойно жить, занимаясь своим любимым делом, и с помощью экзистенциальной терапии, которая просто «кует» индивидуальности, «воодушевить людей придти к согласию с жизнью не путем ее изменения, а смело глядя в лицо реальным обстоятельствам своей жизни. Принятие на себя обязательств в действии и общении с другими людьми также рассматривается как составляющая прогресса, осуществляемого людьми на пути создания удовлетворяющей их жизни.» (Эмми Ван Дорзен)

С одной стороны, достоинство - умение организовать достойную жизнь для себя. С другой стороны, в переводе на белорусский достоинство значит «годнасть». Вот с помощью зкзистенциальной терапии можно помочь человеку стать годным к жизни, или повернуть его к жизни, к бытию, к принятию ее со всеми парадоксами, проживанию жизни с большей осознанностью, уверенно глядя в лицо неизбежным проблемам, трудностям, разочарованиям, страданию. Большинство наших переживаний - тревога, смерть, вина, любовь, одиночество не являются проблемой, это мы видим их как проблему, которую надо решать. Это парадокс, который надо увидеть, осознать и принять

Чаще всего за проблемами, выдвигаемыми клиентами, стоит избегание выбора, а, значит, свободы. Свобода - это одна из главных экзистенциальных ценностей. Осознаем мы или нет, но наша жизнь состоит из постоянной цепи выборов.

Клиент видит себя жертвой обстоятельств. Испытывая трудности, переживая кризисы, он теряется, ему начинает казаться, что от него уже ничего не зависит. Он закрывается от внешнего мира, полного опасностей и переживаний. Его собственный мир сужается, человек уже не живет, а выживает.

В этой связи задача экзистенциального терапевта помочь клиенту понять и почувствовать его степень свободы в изменении его настоящей ситуации, в чем он сам себя ограничивает, относясь к своей ситуации как неразрешимой, а к себе - как к жертве, помочь увидеть свои реальные ограничения.

Да, в настоящее время его свобода очень ограничена, но у него есть выбор что- то менять в сложившейся жизненной ситуации. Целью терапии является стремление помочь клиенту освободится от им же созданных ограничений, помочь увидеть его способы бегства от себя, блокирование собственных возможностей, попадание в зависимость от обстоятельств. Эмми Ван Дорзен пишет, что о свободе можем говорить настолько, насколько признаем или осознаем то, что невозможно, что необходимо и что возможно. Это понимание помогает расширить видение своей жизни путем анализа возможностей и ограничений, внешних и внутренних, в конкретной жизненной ситуации. Клиенты рассматриваются не как больные, а как испытывающие недовольство жизнью, запутавшиеся в ней или неудачники. Их не надо опекать и относится как к больным, им надо помочь сориентироваться в жизни, помочь найти нужное направление.

Таким образом, свобода в контексте экзистенциальной терапии - это свобода выбора как жить, как действовать. Свобода выбирать свою установку по отношению к чему-либо или кому-либо. Эта свобода является основой человеческого достоинства, так как она сохраняется при любых ограничениях и зависит не от внешних обстоятельств, а от самого человека.

В психотерапии как и в жизни осознание свободы всегда сопровождается переживанием тревоги, поэтому очень часто бывает так, что клиент приходит с желанием что- то изменить, но очень долго топчется на месте, не решаясь расстаться с прежней уже непереносимой, но такой удушающее привычной жизнью. В процессе терапии изменяется качество тревоги, появляется тревога осознания авторства своей жизни, собственной ответственности за нее.

У меня уровень тревоги связан с осознанием степени моей свободы. Но иногда ощущая тревогу я чувствую, что это необходимая мне энергия. Когда я начинаю действовать, она, тревога, несколько ослабевает. Я не хочу, да наверняка и не смогу заглушить ее полностью, она как ориентир в жизни. Иногда она ощущается как страх смерти, тогда я понимаю, что в это время я отстранилась от жизни. Но это мои смыслы тревоги, при работе с клиентом надо помочь ему найти его тревогу, так как люди ее избегают, помочь принять ее. И понять о чем же она говорит ему, куда направляет.

Возвращаясь к вопросу о достоинстве: на мой взгляд, можно сказать, что человек с достоинством - это человек делающий осознанный выбор в пользу свободы, следовательно, тревоги.

В экзистенциальной философии, на которую и опирается экзистенциальная терапия есть еще понятие аутентичной (подлинной) и неаутентичной (неподлинной) жизни. На мой взгляд, достоинство это аутентичная жизнь, так как аутентичная жизнь - это правдивая жизнь с опорой на собственную совесть. В то же время - это открытость миру, принятие других людей, их различного отношения к миру. Это жизнь без опоры, без определенности, в подвешенном состоянии. Аутентичная жизнь и значит жить в свободе, принимая тревогу и ответственность. Поэтому человек чаще выбирает жизнь неаутентичную, она привычна, в некотором роде даже тепла и уютна, но она засасывает как болото, вплоть до невыносимой легкости бытия, когда пространство сужается до наименьшей точки. Остается только болеть и смотреть в окно, завидуя, и говоря, вот, им везет, они живут другой жизнью, забывая, что у каждого есть право и масса возможностей что- то менять. Например, неатентичную на аутентичную, но тревожную и интересную. Мы чаще боимся что- то менять, чем меняем.

Живя неаутентично можно попасть в состояние, именуемое скукой. Можно искусственно убегать от нее: например, тяжелая работа или, наоборот, развлечения, это кому, что нравится. А можно слушать себя, что мне интересно, и искать это, и делать смыслом своей жизни. Жизнь может быть трудной и даже жестокой, но это и делает ее интересной, так как заставляет нас двигаться вперед, приобретая самое ценное - опыт. Хотя именно опыт часто и мешает нам предпринимать что- то новое. Он говорит : не делай этого, это может быть опасно. Иногда мы слушаем его, но иногда рискуем и получаем результат, и тогда гордимся собой: я все- таки сделал это, значит, я могу еще больше, еще дальше. Вот он интерес к жизни, непродолжительные минуты удовольствия.

Мое ощущение аутентичности связано с усилением чувства полноты жизни, хотя и связано с ростом тревоги, потерей чувства безопасности, иногда даже беспомощности.

Говоря о смысле жизни, я подошла еще к одному аспекту, связанному с достоинством и экзистенциальной терапией особенно сильно - это духовность.

Поскольку, в зкзистенциальной терапии человек рассматривается в четырехмерном измерении: физиологическом, социальном, психологическом и духовном. Именно достоинство находится в прямо пропорциональной зависимости от духовности человека. В наше время людей больше волнует то, что происходит с ними в физическом и социальном мире. Люди часто с трудом осознают духовное измерение, в лучшем случае они связывают его с религиозностью, и относятся как к чему устаревшему и изжившему себя. Хотя осознание ценностей и смыслов часто является поворотным пунктом, как терапии, так и жизни клиента. С него начинается решение проблем в остальных измерениях. Ценности и смыслы нельзя навязать, можно только помочь их обнаружить. Приобретение смысла, цели дает жизни интерес, помогает найти силы, время, средства, возможности и пр. «Энтузиазм, порожденный осознанием собственной цели, преодолевает всякую, бывшую прежде, апатию или отсутствие настроения.» (Э Ван Дорзен)

Вот только некоторые аспекты экзистенциальной терапии, которые могут помочь человеку обрести себя, свое и национальное достоинство.

Сычева Марина Алексеевна
См. также