ENG
         
hpsy.ru/

../../Образование. Достоинство

III Республиканская научно-практическая конференция
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОИНСТВО.
Город Минск, 6-7 декабря 2003г.


Образование. Достоинство

У каждой ситуации есть своя история. Даже в моем случае это было. Тема доклада должна была быть: «Тире и многоточие». Представьте себе «Экзистенциальная терапия - национальное достоинство…»

Удивителен тот факт, что знаки для меня более многозначительнее. Тире - это мое достоинство и то, что я под этим понимаю, мои смыслы, мои мечты, моя работа. Все это настолько взаимосвязано, что нет четких границ. Многоточие - это то, что я буду делать со своими знаниями в дальнейшем. Это моя направленность, мое становление.

Считаю необходимым немного рассказать о себе. Свою профессиональную деятельность я начала со школьной скамьи в качестве помощника-психолога в педагогической гимназии. После окончания дефектологического факультета, приступила к работе в одной из школ Минского района. Далее прошла курсы переподготовки по специальности «Практическая психология». В данное время прохожу обучение по направлению «экзистенциальная терапия» у Игоря Григорьевича Соловья.

Первым моим порывом было определиться в терминах. Что же такое достоинство? В этом мне помог психологический словарь и словарь социального работника.

Достоинство - ценное отношение личности к самой себе и отношение к ней других людей.

Достоинство является формой проявления самосознания и самоконтроля, на которых строится требовательность человека к самому себе.

Достоинство, понятие морального сознания, охватывающее глубоко осознанную внутреннюю потребность личности в признании, уважении окружающими, в справедливом и честном отношении к ней общества, друзей, семьи, коллектива за ее полезную деятельность, поступки, весь образ жизни и стиль поведения; понимание необходимости в свободном, гордом и независимом поведении, соответствующем убеждениям, принципам, нравственной чистоте помыслов личности.

Достоинство связано с такими свойствами личности как совесть, честь, ответственность. Обладая достоинством, человек во имя самоуважения не допускает отступлений от своих обещаний, сохраняет мужество в трудных жизненных условиях.

Обозначив определение слова достоинство, нам значительно проще найти параллели между экзистенциальной терапией и образованием. Слово «экзистенция», вынесенное в название конференции и моего доклада, будет часто звучать сегодня. В переводе с латинского оно означает существование, становление, бытие человека. Таким образом, основные темы экзистенциальной терапии: бытие, жизнь, свобода, выбор, ответственность, смысл, время.

Экзистенциальная терапия помогает лучше разобраться в своей жизни. Она дает возможность рассмотреть реальность своей жизни. Человек - это не набор качеств, он - процесс взаимодействия с миром.

Человек пришел в этот мир… Как часто мы задаем себе вопросы «почему я здесь?», «зачем?», «что я могу сделать?»

Как уже известно, человек одновременно существует в четырех измерениях - физическом, социальном, психическом, духовном.

Психическое - это настроение, чувства, эмоции, желания. Они влияют на самоуважение человека.

Все, что связано с межличностными отношениями, относится к социальному измерению. Уважая себя, человеку легче проявить уважение к другому. Не унижая себя - проще помочь тому, кто в беде. Это и личные, и деловые, и семейные отношения, которые дают возможность ощущать себя самим собой.

Духовное измерение самое сложное для описания. Мы так часто слышим о нем. К нему относятся совесть, смыслы, идеалы, сознание. Это то, что реально не существует, но без чего сама жизнь невозможна. Здесь возникают вопросы: «Зачем мне мое достоинство?», «Что мне с ним делать?», «Как мое достоинство может повлиять на достоинство нации?», «Что я могу сделать для нации?».

Отвечая на вопросы, возникают возможности и, тут же, ограничения. Последним осталось физическое измерение. Ярче всего здесь прослеживается противоречие. С одной стороны, удовлетворяя свои потребности в пище, одежде и жилье мы обеспечиваем себе достойную жизнь в современном обществе. С другой стороны, человек рождается не просто для того, чтобы есть и пить. Для этого гораздо удобнее родиться дождевым червем. «Не хлебом единым жив человек». Однако, сейчас мне хотелось несколько изменить линию разговора, чтобы вы поразмышляли вместе со мной.

Образование. Скажем прямо - образовательная политика не приоритетное дело правительства. Многие считают, что благосостояние нации определяется экономическими показателями и зависит от четкой работы государственного аппарата.

Спору нет: сильное государство может решать социально-экономические проблемы эффективнее, чем государство слабое? Но…Хочется вспомнить слова Томаса Джефферсона: «В цивилизованном обществе совершенно невозможно, чтобы нация хотела быть свободной и сильной, а при этом была необразованна.»

Будучи педагогом, я не могу не затронуть школу. Как мы уже говорили выше, человеческая жизнь одновременно существует в четырех измерениях. То же можно сказать и о школе. Во-первых, она существует в физическом лице. Во-вторых, весь процесс строится на взаимоотношениях. В-третьих, в школе кипит бурная жизнь и она чувственная, эмоциональная. В-четвертых, лично для меня, школа - это духовное понятие. Оно созвучно с греческим "skala", что означает «лестница» - лестница для духовного восхождения. Но для движения по ней нужен труд души и тела. Ребенок не готовится к жизни, он проживает ее прямо сейчас. Безусловновно, обучение - это развитие, становление. Но прежде чем приступить к строительству дома, мы должны подумать о фундаменте. Именно этим фундаментом является достоинство.

Давайте вслушаемся в слово «до-стоинство». Стоинство - ценность, важность, значимость. Что-то уже есть - оно имеет свою цену и стоимость. Но также есть что-то намного ценнее и значительнее. Оно существует еще до того, как появилось нечто стоящее. Лично для меня достоинство - это мои жизненные ценности, мои установки, мои мечты, мои ориентиры, мои стремления к поиску смысла жизни. Мне очень нравится выражение Ролло Мэя: «Нет экзистенциальной терапии - есть экзистенциальная установка по отношению к жизни».

На сегодняшний день, работая в школе, в мои должностные обязанности не входит проведение терапевтических занятий. Наличие человека с экзистенциальными установками - это уже многое. Конечно, свои мечты, установки, ценности я не смогу передать. Так же, как и получить все это невозможно готовым. Однако, сама реальность изменяется.

Многие утверждают, что сегодня тяжелые времена, когда старые идеалы потускнели, а новые только завоевывают свое место. Люди, привыкшие спокойно дремать среди устоявшихся понятий - молчат, а разбуженные реагируют гневом. Сейчас нельзя быть «теплым» безучастным и равнодушным. У каждого есть свое место.

Отчасти, наличие достоинства - это идея. Как любовь, доброта, вера. Они не существуют в материальном мире, но они существуют в нас и действуют через нас. Каждый из нас является критерием для себя и для другого.

Безусловно, каждый понимает достоинство по-своему. Поэтому, в сфере образования должны работать люди с чувством собственного достоинства, способные чувствовать, любить, с желанием быть свободными в мыслях и поступках, способные делать выбор и готовые нести ответственность за свой выбор.

На австралийском гербе изображены двое животных: кенгуру и страус. Они не способны ходить назад, а только вперед. При этом они могут повернуть голову назад, чтобы осмотреться, но все равно передвигаются вперед.

Прошлое нас учит, настоящее проверяет, а будущее вознаграждает.

К сожалению, большое количество людей оказалось в настоящем междувременье без духовных ориентиров. Они не знают, где эти ориентиры искать и, не имея вследствие этого жизненной опоры, не выдерживают предъявляемых жизнью нагрузок. И именно здесь экзистенциальная терапия может внести совершенно неоценимый вклад в сохранение духовного, психического и физического здоровья нации.

В заключении хочется вспомнить слова Сенека:

«Как басня, так и жизнь
ценится не за длину,
но за содержание».

Сергеева Екатерина Александровна
См. также