ENG
         
hpsy.ru/

../../Экзистенциальная терапия и национальное достоинство

III Республиканская научно-практическая конференция
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОИНСТВО.
Город Минск, 6-7 декабря 2003г.


Экзистенциальная терапия и национальное достоинство

Ибо, какая польза человеку, если он приобретет
весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп
даст человек за душу свою? (Мк. 8, 36-37)

Экзистенциальная терапия занимается бытием человека в мире, контекстом и рассматривает человека во взаимодействии его с миром. Утверждается очевидное, что не существует просто человека, а есть человек в связи с окружающим его миром, во взаимодействии с ним. Казалось бы, известная нам истина, однако только экзистенциальная терапия неукоснительно следует ей. В этой связи внимание экзистенциального терапевта направлено больше не на исследование внутреннего мира пациента, а на единство его жизни с окружающим его миром, на взаимосвязи.

Само слово экзистенциализм переводится как становление, возникновение. Экзистенциальная философия и терапия рассматривают человека не как застывшего, а постоянно меняющегося, появляющегося, развивающегося. Таким образом, о человеке появляется динамическое представление: бытийствование, бытие как процесс. Не объективные, а субъективные характеристики человека, не статистическая всеобщность, все люди, а конкретный отдельный человек, я сам и мой пациент.

Экзистенциальная терапия изучает мир человека, конкретный и единственный, отличающийся от жизни терапевта и от жизни других людей. Задача терапии в этой связи очень трудна. Именно поэтому так важно воспитание и формирование самого терапевта, выработка и осознание его собственной философии. Экзистенциальный терапевт сам себе постоянно задает вопросы: Каков мир? Для чего люди живут? Для чего живу я? Что есть человек? Что такое жизнь? Как и насколько она проявляется во мне сейчас? Трудность экзистенциальной терапии заключается в отсутствии технологичности, ей трудно структурировано учиться, она требует постоянной включенности терапевта, она требует философской подготовки терапевта, его экзистенциальной установки.

Основные темы экзистенциальной философии и терапии: бытие, жизнь, свобода, выбор, ответственность, смерть, одиночество, бессмысленность, время. Экзистенциальная терапия помогает человеку лучше разобраться в своей жизни, определить его возможности и ограничения его возможностей. Она не претендует на перестройку личности пациента, а построена на понимании процесса жизни, ее парадоксов, противоречий; не столько лечит, сколько учит жизни. В процессе терапии происходит философское исследование жизни, а не психологический анализ личности. Реальная жизнь человека состоит не только из возможностей, но и из ограничений: настоящих и выдуманных, иногда ограничения временные. Экзистенциальная терапия дает возможность человеку рассмотреть реальность своей жизни не только с возможностями, но и с ограничениями.

Экзистенциальная терапия понимает человека как бытие в мире, как непрерывный процесс жизни человека в его жизненном контексте, вместе с его миром, в условиях его мира.

Любые попытки определить человека в экзистенциальной терапии сводятся к четырем измерениям:

  1. Биологическое измерение или физическое.
  2. Социальное измерение, кем я являюсь в этой жизни.
  3. Психологическое измерение, каким я являюсь в этой жизни.
  4. Ценности, смыслы, духовность или духовное измерение.

В экзистенциальной терапии психологические расстройства связаны с подлинностью (аутентичностью) и неподлинностью (неаутентичностью) жизни. Возможность расстройств и болезней, кроется в неаутентичном способе существования. Что такое, аутентичное и неаутентичное существование? Аутентичность есть философская открытость человека разнообразию мира, гибкость по отношению к разнообразию мира, способность принять инаковость других людей, признание ценности собственной свободы, прав, возможностей, принятие жизни такой, какова она есть, принятие авторства своей жизни. Жить философской жизнью, значит принять весь свой опыт: удач и неудач, растерянности и свободы. Аутентичную жизнь можно определить как последовательность трех действий: полное осознание настоящего, выбор способа существования в настоящем, принятие ответственности за свой выбор. С другой стороны, аутентичная жизнь в открытом состоянии не гарантирует успеха, она постоянно в тревоге и неуверенности. Это выбивает почву из-под ног. Подлинная жизнь - это жизнь без гарантий в меняющемся мире, поэтому, чаще всего, мы живем неаутентично. Чаще люди избегают тревоги, стремятся к уверенности, к зависимости - это безопасно. Независимость - выбор неопределенности. Мы во многом боимся рисковать, чаще, чем рискуем.

Важный этап экзистенциальной психотерапии - духовный этап, который включает в себя поиск смысла в настоящем моменте жизни, здесь и сейчас. Нравится нам это или нет, но мы живем в этом мире, в этих условиях, у нас нет других, - в этом есть смысл. Смысл этот мы обязаны находить каждый раз в каждой ситуации, хотя бы пытаться найти. Человеку свойственно убегать от поиска смысла, от поиска самого себя. Любое бегство от себя есть бегство в несвободу от свободы. Если иногда мы слышим слово «духовность», то оно не несет той смысловой нагрузки, которую придает ему Истина. Услышать настоящее, сокровенное нельзя по телевизору, по радио, это передается от человека к человеку, как огромная ценность. Моменты истины происходят между человеком и человеком из уст в уста, для этого нужны определенные условия, которые создает экзистенциальная терапия.

Значит ли это, что экзистенциальная терапия подменяет собой религию, а экзистенциальный терапевт - духовника? Нет. Экзистенциальная терапия опирается на экзистенциальную философию и феноменологию, а не на религиозные догматы. Огромное достижение экзистенциальной психотерапии - открытие духовного аспекта человека, но это не религия. Экзистенциальный терапевт представляется мне не духовником, а одним верующим человеком, который говорит с другим верующим или маловерующим, увещевает его, помогает ему рассмотреть свою жизнь, увидеть ее и принять решение, как жить дальше.

На фоне общей потери духовности и деградации психотерапии до манипулятивных техник развитие экзистенциальной терапии у нас является важным моментом, который может радикально изменить к лучшему жизнь многих людей, а значит и жизнь общества в целом.

Как же можно применить экзистенциальную терапию в приобретении национального достоинства, сначала терапевтом, а затем и его пациентом?

Достоинство - достоялся, добился. Долго стоял, ожидал и, наконец, дождался, добился, достоялся. Активный процесс, который предусматривает желание человека обладающего достоинством, приобретшего достоинство. С достоинством не рождаются, его приобретают. Сюда, кроме желания, включается еще время. Сколько времени надо, чтобы приобрести национальное достоинство? Зависит от того, как сильно я желаю.

Выбор страны, нации которой я хочу быть достоин. Делаю ли я этот выбор? Или живу в этой стране только потому, что родился здесь? Любой выбор - ограничение. Я попадаю в западню. Живу в стране, которую не выбираю. А кто выбрал за меня страну, в которой я живу? Выбор является актом свободы. Очень важно постоянно делать выбор. Что же я выбираю, выбирая страну? На что направлена моя интенция? На людей, с которыми живу. Есть ли люди хуже или лучше? Нет, люди везде очень мало отличаются друг от друга. Точнее говоря, отличия несущественны. Похоже на то, что я выбираю свое окружение, людей, которых я знаю, с которыми общаюсь. Что же мне нужно от этих людей? Какие основные качества я ценю в людях? Я должен им верить. Это единственное существенное качество, которое у меня должно быть. Вера людям, а не вера в людей. Таким образом, я прихожу к духовному аспекту национального достоинства - к вере.

Духовный аспект лишен идентификации, отождествления себя с кем-то. «Мы» образуется только при наличии «Я» и «Ты». Именно не в слиянии, а в достоинстве «Я». Содержание «Я» изменчиво и не поддается идентификации. Таким образом, я не отождествляю себя с какой-нибудь нацией. Систематизированных политических взглядов у меня также нет. Я предлагаю термин - реальный патриотизм. Это - такой патриотизм, который распространяется на место, где я живу, на людей, которым я верю.

Реальный патриотизм описывает мою интенцию: моя семья, мой дом, мой город, моя страна. Мои люди, а не мой народ. Народ - нечто безликое, общее. Я никогда не имею дела с народом, всегда с людьми. Именно с людьми я нахожусь в постоянном диалоге. В диалоге, от которого я никогда не смогу уйти, это - реальность.

Социальное измерение включает не только меня, т.е. то, что есть под моей кожей, но и все, что меня окружает, с чем я состою в диалоге. «Я» - это я и мой контекст. С одной стороны - заброшенность и одиночество. С другой стороны - включенность в контекст других, моего окружения.

Экзистенциальная терапия всегда понимает человека, как «бытие-в-мире» и занимается больше всего миром человека, его контекстом. В этой связи возникает важный терапевтический вопрос: Что тебе не нравится в твоей жизни, страна, в которой ты живешь или жизнь, которую ты живешь?

Игорь Соловей, руководитель медицинского отдела «Самарянинъ»,
Белорусской Православной Церкви

См. также