На правах рукописи
Осипов Федор Михайлович
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
19.00.07 - педагогическая психология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Нижний Новгород - 2015
2
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном
образовательном учреждении высшего профессионального образования
«Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.
Шолохова»
на кафедре менеджмента и социальной психологии
Научный руководитель:
Сорокоумова Елена Александровна,
доктор психологических наук, профессор
Ведущая организация:
ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет
имени Л.Н. Толстого»
Защита состоится «08» июня 2015 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 при ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603022, г. Нижний Новгород, ул. Тимирязева, 31, ауд. 215.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет».
Автореферат размещен на сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации: http://www.vak.ed.gov.ru и на сайте ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»: http://www.nngasu.ru
Автореферат разослан «30» апреля 2015 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат педагогических наук, доцент Н.Ф. Комарова
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы исследования. Современное российское общество встретило новое тысячелетие в условиях системного кризиса. Современная ситуация развития во многом характеризуется противоречивостью и сложностью социально-экономических, политических, культурных процессов. Состояние социума обнаруживает себя в расцвете утилитаризма, фактическом возведении материальных ценностей в ранг высших ценностей человека, материальных ресурсов - в мерило значимости индивидов, а материальных интересов - в критерий оправданности действий любых социальных субъектов, что обусловило рост прагматизма современного общества и привело к релятивизации ценностно-мировоззренческих представлений и смысложизненных ориентаций человека. В результате общество столкнулось с реальной проблемой духовного выживания, необходимостью оздоровления всех слоев населения, вызванной демографическим спадом, снижением уровня здоровья, отчужденностью от культуры, в том числе и студенческой молодёжи.
Задумываясь о путях выхода из сложившейся ситуации, нетрудно понять, что дальнейшая судьба российского государства будет определяться не только интеллектуально-образовательным, но и духовно-нравственным потенциалом общества и человека. В Доктрине Образования современной России образование определено как основа воспроизводства духовного потенциала, всестороннего, гармонического, творческого, универсально-целостного, профессионального становления и развития личности в российском обществе - патриота, гражданина, специалиста, нравственно-духовного человека.
Образование, таким образом, призвано закладывать не только модели деятельности человека в будущем, но и духовную его составляющую, что и является важнейшей функцией образования в системе профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов.
Формирование духовно-нравственного мира личности, способной к сознательному жизнетворчеству и нравственным поступкам, ответственным отношениям и конструктивным решениям, самостоятельному целеполаганию и гибкому позитивному мышлению становится центральным моментом подготовки психолога в вузе и является основой качественного улучшения системы подготовки специалистов в современных условиях обучения в вузе.
Степень разработанности проблемы исследования.
Общетеоретические и методологические аспекты духовных ценностей представлены в работах философов (Л. М. Архангельский, А. А. Гусейнов, О. Г. Дробницкий, М. С. Каган, А. Я. Канапацкий, А. Н. Красин, Л. И. Казакова, В. А. Караковский, Ю. В. Шаров и др.). Общие принципы и критерии классификации духовных ценностей исследуются в работах В. А. Караковского,
4
А. В. Кирьяковой, Е. А. Климова, Н. Д. Никандрова, Г. К. Селевко, Н. Б. Крыловой, А. Д. Косичева, Г. В. Платонова и др.
Изучение духовности человека стало предметом пристального исследования психологов (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Б. Г. Ананьев, Е.Н. Богданов, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, Л. С. Выготский, В.П.Зинченко, А. Н. Леонтьев, И. В. Страхов, Б. М. Теплов, А. В. Петровский, Е. А. Климов, И. И. Малин, В. И. Слободчиков, С. Д. Смирнов, В. В. Рыжов, В. Д. Шадриков). Духовность представлена психологами в виде самосознания (Э. Фромм), индивидуальности (А. И. Зеличенко), психической активности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский), субъектности (К. А. Абульханова-Славская, М. С. Каган, В. А. Петровский), установки (С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе), смысложизненных ориентаций (Д. А.Леонтьев), самопознания, самопонимания (Б. С. Братусь, Е. А. Сорокоумова, В. Франкл), проблемы духовно-нравственного развития личности как субъекта обучения и будущей профессиональной деятельности (Г. В. Акопов, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Е. И.Исаев, В. В. Зеньковский, В. П. Зинченко, Н. А. Коваль, И. И. Купцов, В. И. Моросанова, А. К. Осницкий, В. Н. Панферов, А. В. Повшедный, В. В. Рыжов, В. И. Слободчиков, М. А. Фабулова, В. Д. Шадриков и др.).
В современной психолого-педагогической литературе вопросы системного изучения и развития качеств духовной личности рассматриваются в работах Б. С. Братуся, А. В. Панкратова, Ю. В. Петрова, Л. А. Попова, В.В. Рыжова, О. П. Рудницкой, В. И. Слободчикова, И. А. Терентьевой. Авторами раскрываются психолого-педагогические условия, обеспечивающие взаимосвязь духовно-нравственных и эстетических аспектов развития и воспитания.
Процессы духовного развития и профессионального становления отражены в исследованиях С. И. Архангельского, В. Г. Афанасьева, Н. В. Кузьминой, А. Н. Орлова, В. В. Рыжова, С. Н. Сорокоумовой, Л. И. Рувинского, В. И. Сластенина, В. П. Исаева, В. Д. Шадрикова и других. Вопросы профессиональной подготовки в исследованиях освещаются О. А. Абдуллиной, Э. А. Гришиным, З. И. Калмыковой, В. А. Кан-Каликом, Н. В. Кузьминой, Я. А. Пономаревым, П. М. Якобсоном и др.
В настоящее время необходимы современные психолого-педагогические условия формирования позитивных смысложизненных ориентаций будущих психологов, которое не может осуществляться в традиционных условиях организации обучения в вузе. Это противоречие ставит перед педагогической психологией проблему разработки и внедрения новых субъект-субъектно ориентированных подходов, обеспечивающих эффективную подготовку нового поколения профессиональных кадров.
5
Потребность восполнить указанный пробел в научных знаниях, а также стремление найти пути разрешения указанного противоречия определяют проблему нашего исследования.
В теоретическом плане это проблема разработки современных психолого-педагогических условий обучения в вузе для развития профессионально значимых смысложизненных ориентаций (СЖО) у студентов - будущих психологов. В практическом плане - проблема разработки и внедрения в процесс обучения в вузе психологических знаний, обладающих воспитательным потенциалом и реализующих данные условия.
Цель исследования: разработать модель и психолого-педагогическую программу формирования профессионально значимых смысложизненных ориентаций у студентов-психологов в период обучения в вузе.
Объект исследования: профессионально значимые смысложизненные ориентации будущих психологов.
Предмет исследования: особенности формирования профессионально значимых смысложизненных ориентаций у будущих психологов в период вузовской подготовки (психологическая структура, уровни и оптимальные условия развития).
Гипотезы исследования.
- Система позитивных смысложизненных ориентаций является конкретной характеристикой духовных ценностей личности, составляющих основу профессиональной деятельности психолога.
- Развитие профессионально значимых смысложизненных ориентаций у будущих психологов происходит в рамках вузовской психолого-педагогической модели формирования основ профессионализма, сущность которой заключается в ориентированности цикла психологических дисциплин на включение студентов в активные формы и виды духовного самоосуществления, воспитывающего общения и творческой деятельности.
- Психологическая структура системы профессионально значимых смысложизненных ориентаций включает в себя следующие компоненты: мотивационно-ценностный, содержательный и деятельностно-поведенческий.
- Важнейшими психолого-педагогическими условиями успешного развития смысложизненных ориентаций у будущих психологов является гуманистическое полисубъектное взаимодействие студентов и преподавателей в процессе вузовского обучения.
В соответствии с целью, предметом и гипотезами ставились и решались следующие задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы развития духовной культуры личности в философской и психолого-педагогической литературе с целью
6
конкретизации понятия «профессионально значимые смысложизненные ориентации» у будущих психологов.
2. Разработать структуру, критерии и уровни развития профессионально значимых смысложизненных ориентаций у будущих психологов в период вузовской подготовки;
3. Разработать психолого-педагогическую модель формирования основ профессионализма студентов - будущих психологов;
4. Подобрать психодиагностический инструментарий, способствующий выявлению уровней развития профессионально значимых смысложизненных ориентаций у будущих психологов.
5. Оценить возможности полисубъектного взаимодействия участников образовательного процесса (студентов и преподавателей) в условиях вузовского обучения.
6. Проанализировать динамику полученных результатов и определить эффективность психолого-педагогической программы развития профессионально значимых смысложизненных ориентаций у будущих психологов в период вузовского обучения.
Теоретико-методологические основы исследования. Концептуальную основу исследования составили теоретические исследования и общефилософские идеи о социальной природе развития человека, о единстве личности как продукта и активного деятеля (субъекта) общественно-исторического развития, о ведущей роли деятельности и общения в развитии и формировании личности, о диалектическом понимании взаимосвязи материальной и духовной сфер общества.
Методологические позиции исследования были определены на основе положений А. Г. Асмолова, В. П. Зинченко, Н. Д. Никандрова, А. В. Петровского о сущности личности с позиций ее самоосуществления; Е. Н. Волковой, Е. И. Исаева, В. И. Слободчикова, О. В. Суворовой, П. Ф. Петренко, И. С. Якиманской, анализирующих субъектность и профессиональную компетентность специалиста; в деятельностном подходе и его основополагающем принципе связи сознания и деятельности (А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, С. А. Гапонова, А. Н. Леонтьев, Д.А.Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Шмелев и др.), исходя из которого все психические процессы (волевые, эмоциональные, познавательные) не являются замкнутыми внутри сознания, а всегда протекают в деятельности (Е. И. Артамонова, Е. Н. Богданов, С. А. Гапонова, В. В. Игнатова, Л. М. Митина, С. Н. Сорокоумова), рассматривающих формирование и развитие профессионально-нравственной культуры и духовно-творческого становления личности психолога и ее устремленности к духовному развитию (В. В. Рыжов). Существенными явились положения концепции формирования ценностных
7
ориентаций зарубежных (Д. Креч, Т. Парсонс, М. Рокич, У. Томас и др.) и отечественных теоретических и экспериментальных исследований (М. В. Богуславский, А. Г. Здравомыслов, О. И. Зотова, Б. С. Круглова, Н. И. Непомнящая, И. М. Попова, В. В. Рыжов, Э. В. Сайко, Л. А. Сулейманова, Н. Д. Никандров, Е. Е. Щербакова и др.).
Мы опирались на философско-психологические концепции, раскрывающие категорию духовности и ее природу (А. Я. Канапацкий, Н. А. Коваль, М. С. Каган, В. В. Рыжов, П. В. Симонов, Е. А. Сорокоумова, В. Г. Федотова). Это позволило осуществить концептуальный синтез философско-педагогических и психологических теоретических положений, характеризующих формирование и развитие духовных ценностей будущего психолога в процессе вузовской профессиональной подготовки.
Методы исследования: изучение и анализ теоретических и прикладных исследований в области философской, возрастной, педагогической психологии; теоретико-прикладное моделирование программы эмпирического изучения смысложизненных ориентаций в студенческом коллективе; количественный и качественный прямой и сравнительный анализ полученных фактических данных эмпирического исследования.
В качестве эмпирических методов применялись наблюдение; опрос; психодиагностическая методика Ш. Шварца, позволяющая исследовать значимость каждого из десяти мотивационных типов ценностей на двух уровнях: уровне нормативных идеалов и уровне индивидуальных приоритетов; методы математической статистики; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; методика Р. Инглхарта, модифицированная М. С. Яницким; тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась методологической обоснованностью исходных позиций исследования; использованием комплекса научных методов теоретического и экспериментального исследования, адекватной природе изучаемого явления, цели и задачам исследования; воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных данных, их количественным и качественным анализом; использованием методов статистики при обработке результатов исследования (оценка динамики изменений производилось с помощью критерия Пирсона).
Организация, этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Диссертационное исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова» с 2008 г. по 2015 г.
На этапе проведения экспериментальной части исследования в качестве испытуемых были привлечены студенты ФГБОУ ВПО «Московский
8
государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова». В исследовании приняли участие 388 студентов I-V курсов (контрольная группа - 188 человек, занимались в традиционных условиях обучения; экспериментальная группа - 200 человек, занимались в рамках формирующего этапа эксперимента).
Выполнение исследования проводилось в три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (2008 - 2009 г.г.). На данном этапе осуществлялся обзор литературы философской, психолого-педагогической и социальной направленности. В процессе системного анализа литературных источников актуализированы вопросы о сущности ценностей как личностного образования, определена роль СЖО в структуре ценностно-ориентационного пространства. Кроме того, выявлены основные закономерности развития СЖО в онтогенезе, наиболее подробно проанализировано их актуальное состояние в студенческой выборке. Это позволило систематизировать понятийный аппарат исследования, окончательно сформулировать гипотезы, разработать модель по формированию СЖО.
Второй этап - опытно-экспериментальный (2009 - 2011 г.г.) Данный этап посвящен практической реализации психологической модели формирования СЖО у студентов. В процессе проведения формирующего эксперимента определены психологические условия, опосредующие направленность СЖО у студентов.
Третий этап (2011 - 2015 г.г.) - заключительно-обобщающий. Посвящен систематизации, обобщению и описанию экспериментальной работы и ее материалов, апробации и внедрению результатов исследования в практику, структурному оформлению работы. На этом этапе осуществлялось проведение контрольного экспериментального исследования СЖО у студентов, производилась обработка полученных результатов, формулировались теоретические и практические выводы, осуществлялся сравнительный анализ качественных и количественных результатов эксперимента.
Соответствие темы исследования, а также результатов работы требованиям паспорта специальностей ВАК РФ (по психологическим наукам): тема диссертационного исследования, а так же результаты работы соответствуют требованиям паспорта специальности 19.00.07 - педагогическая психология (Психологические науки).
Научная новизна исследования:
- конкретизировано применительно к исследованию понятие «профессионально значимые смысложизненные ориентации» у студентов (открытость и доступность для всех, аксиоматичность ценностно-смыслового содержания, неподверженность моральному старению);
9
- выявлены уровни сформированности позитивных смысложизненных ориентаций у студентов: первый уровень - начальный (неудовлетворительный), второй уровень - низкий (недостаточный), третий уровень - средний (достаточный), четвертый уровень - высокий (оптимальный);
- определены критерии оценки уровней сформированности смысложизненных ориентаций у студентов: прочность, глубина, действенность и осознанность системы знаний и умений;
- разработана психолого-педагогическая модель формирования позитивных смысложизненных ориентаций у студентов - будущих психологов, реализующая мотивационный, содержательный и деятельностный компоненты;
- определены и экспериментально проверены психологические условия эффективного формирования позитивных смысложизненных ориентаций у студентов, сущность которых заключается в ориентированности цикла психологических дисциплин на включение студентов в активные формы и виды духовного самоосуществления, воспитывающего общения и творческой деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении научного представления о профессиональной подготовке студентов - будущих психологов. Результаты исследования конкретизируют представления об инновационном обучении и обосновании необходимости дополнительной психологической подготовки будущих психологов и определении основных ориентиров для конструирования психологических технологий профессионального развития студентов в высшей школе, заключающихся во включении студентов в активные формы и виды духовного саморазвития, воспитывающего общения и творческой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты создают предпосылки для проектирования процесса эффективного формирования позитивных смысложизненных ориентаций в вузе. Разработанный и апробированный психодиагностический инструментарий может быть использован для изучения смысложизненных ориентаций у студентов - будущих психологов.
В исследовании разработаны основные направления деятельности для психологической службы вуза по развитию смысложизненных ориентаций у студентов. Разработанная модель и психологические условия могут быть использованы при модернизации действующих учебных программ подготовки будущих специалистов и курса повышения квалификации работников образования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации, полученные результаты, выводы обсуждались на заседаниях кафедры социальной и педагогической психологии
10
кафедры менеджмента и социальной психологии ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова». Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных, российских, региональных научных конференциях: VI Международной научно-практической конференции «Современная психология: теория и практика» (Москва, 2012 г.), VII Международной научно-практической конференции «Теория и практика современной науки» (Москва, 2012 г.); Международной заочной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и образования» (Россия, Тамбов, 2013 г.).
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Отраженные в диссертации положения соответствуют формуле специальности 19.00.07 - педагогическая психология: психология обучающегося на разных ступенях образования (вузовского), его личностное и психологическое развитие; психология образовательной среды; психология учебной деятельности; психологические особенности обучающихся как субъектов учебной деятельности; психология формирования учебных групп и их влияние на продуктивность учебной деятельности обучающихся; анализ социально-психологических методов исследования и воздействия (обоснование методологических и методических приемов социально-психологического тренинга, ролевых и деловых игр и т.п.); анализ социально-психологических проблем в различных сферах общественной жизни (образования).
Область исследования. Психологическая структура профессиональных смысложизненных ориентаций студентов-психологов, критерии, уровни и оптимальные условия развития. Гуманистическое полисубъектное взаимодействие студентов и преподавателей в процессе вузовского обучения
Отрасль науки. Психологические науки.
Положения, выносимые на защиту:
1. Психологической основой профессиональной деятельности психолога является система позитивных смысложизненных ориентаций и конкретные характеристики духовных ценностей личности.
2. В структуру системы профессионально значимых смысложизненных ориентаций будущего специалиста - психолога включается мотивационно-ценностный, содержательный и деятельностно-поведенческий компоненты, становление которых успешно протекает в процессе обучения в вузе и развиваются в процессе психологической подготовки в процессе вузовского обучения.
3. Содержание психологической подготовки в рамках вузовской психолого-педагогической модели позволяет актуализировать профессиональную направленность, основанную на осмысленном включении студентов - будущих психологов в активные формы и виды духовного
11
самоосуществления, воспитывающего общения и творческой деятельности, позволяющих перевести функционирование системы профессионально значимых смысложизненных ориентаций на качественно новый уровень развития.
4. Гуманистическое полисубъектное взаимодействие студентов и преподавателей в период вузовского обучения, направленное на развитие таких ключевых механизмов, как рефлексия и интериоризация, обеспечивает оптимальные условия для формирования позитивных профессионально значимых смысложизненных ориентаций у студентов, а именно: способствуют достижению таких уровней ценностных ориентаций, как (средний) достаточный и - (высокий) оптимальный.
Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, выводы и заключение, библиографию и приложения. Текст иллюстрирован диаграммами, таблицами, схемами и рисунками.
Основное содержание работы
Во введении дано обоснование актуальности исследования, определены цель, объект, предмет, задачи и методы; сформулированы гипотезы исследования; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; содержатся сведения об апробации и внедрении результатов в образовательную практику вуза; сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Теоретико-методологические основы формирования смысложизненных ориентаций у студентов - будущих психологов» посвящена анализу научной литературы, а изученные материалы явились основой теоретико-методологической базы эмпирического исследования.
Предпринята попытка рассмотреть сущность и специфику смысложизненных ориентаций, а также теоретические основы формирования духовных ценностей студентов средствами психологической подготовки в вузе.
В психологическом аспекте духовность обозначает индивидуальную систему мотивов личности, выраженную в двух фундаментальных потребностях: идеалистической потребности познания и социальной потребности жить и действовать для других. Духовность - это высшие стороны внутреннего мира, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей. Духовность основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре, общем развитии личности (Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, Л. С. Выготский, А. В. Петровский). Духовность представлена психологами в виде самосознания и самопознания (Е. А. Сорокоумова), психической активности (Б. Г. Ананьев,
12
Л. С. Выготский), субъектности (К. А. Абульханова-Славская, Е. Н. Волкова, М. С. Каган, В. А. Петровский, О. В. Суворова), установки (С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе). В. П. Зинченко подходит к определению феномена духовности как явления социального. В. И. Андреев отмечает, что духовность, являясь фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека реализовать себя в поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе и справедливости.
Проблема духовности стала предметом изучения в психологических исследованиях Е. В. Бондаревской, Б. Д. Лихачева, И. П. Подласого, В.В. Рыжова, Н. Е. Щурковой, Т. И. Власовой, Е. А. Сорокоумовой. Духовность рассматривается как всеобщая категория, идеал и высокий уровень развития личности, антитеза бездуховности (В. И. Мурашов); как идеальное в человеке (С. С. Нурова); как творческая интуиция (П. В. Симонов); как способ человеческого существования (Т. И. Власова, С.Н. Сорокоумова).
Анализ работ позволил обнаружить при наличии различных точек зрения на духовность такой общий составляющий элемент, как ценность. Наиболее продуктивным и в тоже время объемлющим всю многоаспектность трактовок понятия духовности является аксиологический подход.
В рамках аксиологического подхода духовность предстает как попытка личности найти высший смысл своего существования, соотнести свою ограниченную во времени жизнь с непреходящими ценностями, с вечностью. С позиций ценностного измерения духовность трактуется как обращенность человека к высшим духовным ценностям, имеющим общечеловеческую основу, а образ бытия духовности определяется как совокупность конкретных норм и ценностей, которые составляют смысл жизни отдельного человека и человечества в целом, связывая поколения в культурном и историческом пространстве (В. П. Зинченко).
Таким образом, ценность является одним из базисных оснований для выявления сущностно-содержательного определения духовности.
С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что духовность на уровне индивидного бытия в тех или иных формах заключает в себе ценностный элемент как свое необходимое дополнение. Проблема ценностей как составляющих духовности стала предметом изучения и экспериментальных исследований (М. В. Богуславский, А. Г. Здравомыслов, О. И. Зотова, А.Н.Леонтьев, Н. И. Непомнящей, Э. В. Сайко, Н. Д. Никандров, Е. Е. Щербакова, Д. Креч, Т. Парсонс, М. Рокич, У. Томас и др.).
Материалистическая трактовка ценностей рассматривает их как специфические проявления общественных отношений и нормативно-оценочной стороны общественного сознания, связывая ценности с реальной жизнью, с общественными и личностными потребностями, интересами и целями людей
13
(С. Ф. Анисимов, Л. М. Архангельский, В. Т. Ганжин, М. С. Каган, К. Н. Любутин, Ю. М. Смоленцев, В. П. Тугаринов и др.).
М. Рокич рассматривает ценность как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения либо конечная цель существования.
Духовные ценности относятся к разряду высших ценностей (Ю. И. Деревянко, Л. В. Мантатова).
По утверждению Н. Д. Никандрова, духовные ценности должны составлять основу целей воспитания. В. Г. Пряникова, З. И. Равкин считают, что духовные ценности личности формируется в процессе ее стремления, целенаправленно стимулируемом образованием и воспитанием.
Таким образом, общечеловеческие ценности носят духовный характер. Общечеловеческие ценности, по сути, являются ценностями духовными, а духовные ценности - это те ценности, которые сохраняют положительное значение во все времена и для всех людей.
В основу нашего исследования легли философские, психолого-педагогические концепции, раскрывающие сущность механизма усвоения, личностного принятия и социальных ценностей, а именно: концепции К. А. Абульхановой-Славской, Г. В. Акопова, А. Г. Асмолова, Б. С. Братуся, В. В. Зеньковского, В. П. Зинченко, Н. А. Коваль, В. М. Мясищева, В. Н. Панферова, А. В. Повшедного, В. В. Рыжова, В. И. Слободчикова, Л. В. Филипповой, В. Д. Шадрикова и др.
По мнению С. Ф. Анисимова, аксиологические ориентиры отдельных индивидов формируются на основе функционирующих в обществе универсальных ценностей, которые, опредмечиваясь в некоторые установки и совокупность принципов отражения социальной реальности, становятся реальными регуляторами социального поведения.
В. Н. Мясищев считает, что ценностные ориентации, являясь результатом интериоризации личностью общественных ценностей, выступают как продукт социальной культуры. Механизм образования ценностных ориентаций В. Н. Мясищев представляет следующим образом: личность в онтогенетическом развитии постепенно усваивает определенные ценности, становясь их носителем. Встречаясь с каким-то новым объектом, явлением, человек вырабатывает отношение к нему как ценному или неценному с позиции уже закрепленных в его сознании ценностей. Инструментом определения ценности данного явления, средством и способом выражения отношения к нему выступает оценка. В результате целого ряда подобных актов общественные
14
ценности закрепляются в сознании, превращаясь в устойчивые личностные новообразования - ценностные ориентации.
С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев, К. А. Абульханова-Славская, Б. И. Додонов и другие подчеркивают, что личностное принятие, т. е. восприятие и интериоризация личностью, перевод социальных ценностей во внутренний план и выработка собственных ценностей невозможны исключительно на рациональном когнитивном уровне. Данный процесс предполагает активную роль эмоций и чувств. Эмоции и чувства существенно влияют на формирование ценностных ориентаций и превращение их в движущие силы личности, «так как даже понимание общественных ценностей не просто «сопровождается», а «окрашивается» чувством, - отмечает К. А. Абульханова-Славская. - Участие чувства определяет реальность принятия ценности личностью, а не просто её понимание».
О. Н. Викторов на основе системно-векторного подхода спроектировал механизм формирования ценностных ориентаций студента как условие, процесс и результат межсистемных и внутрисистемных взаимодействий. Решение проблемы формирования ценностных ориентаций личности предлагается в плоскости рассмотрения студента как гуманитарной системы в процессе исторического развития. С точки зрения автора, это позволяет прогнозировать наиболее вероятные тенденции развития ценностных ориентаций студентов на фоне того или иного внешнего воздействия.
Процесс формирования СЖО представляет собой педагогическую систему, структурными компонентами которой являются, с одной стороны, духовные ценности самих студентов, с другой - система психологических дисциплин. С позиции системного подхода процесс формирования СЖО у студентов средствами психологических дисциплин выступает как неотъемлемый составной элемент всей системы профессиональной подготовки будущего психолога в вузе. Огромное научно-практическое значение для нашего исследования представляет ряд исследовательских работ, посвященных формированию личности будущих высококвалифицированных специалистов в системе профессиональных учебных заведений (Н. Б. Архангельская, П. Н. Городов, Л. В. Мардахаев, Н. Л. Сергеева, А. Д. Тарасова, Ю. В. Фокин, В. А. Шабунина).
Н. Б. Архангельская разработала научные основы гуманистической образовательной системы, ориентированной на использование потенциала вуза в процессе профессиональной подготовки специалиста. По ее мнению, образовательная система вуза должна быть направлена на развитие базовых человеческих ценностей - ответственности, саморегуляции, рефлексии и самосовершенствования. Н. Б. Архангельская разработала принципы, определяющие становление и развитие образовательного процесса в вузе, среди
15
которых такие принципы, как гуманизация межличностных отношений, гуманитаризация образовательной практики, культуросообразность образования, этнорегиональный подход, личностно-развивающий подход, ориентация на развитие индивидуальности, средовой подход в образовании, открытость и непрерывность процесса образования.
Ю. В. Фокин образовательный процесс в высшей школе рассматривает как специальную работу сотрудников вуза, направленную на становление у студентов системы убеждений, нравственных норм и общекультурных качеств, предусмотренных получаемым образованием. Ученый выделяет следующие факторы позитивного воздействия обучения в вузе на личность студента: возрождение в вузе культуры общения и создание атмосферы реального уважения к личности; убеждающее обучение; создание в вузе условий для активного целеполагания и планирования своей деятельности, активной самоактуализации личности; гласность результатов рассмотрения предложений студентов и приобщение последних к искусству.
В. А. Сластенин отмечает, что именно духовная сфера будущих специалистов должна быть в фокусе педагогического внимания. По его мнению, духовное развитие специалиста возможно посредством моделирования среды его бытия, погружения в «базовую культуру» - профессиональную, духовно-нравственную, художественно-эстетическую и физическую, а также включения в активные социальные отношения со средой и в процесс творческой самореализации.
Таким образом, формирование СЖО студентов в вузе может осуществляться непосредственно на учебных занятиях и в направленном специальном общении в рамках учебного процесса вуза. Но при этом мы считаем, что потенциал вузовской подготовки на этапе формирования позитивных СЖО личности студента задействован не полностью и игнорирование ее потенциальных возможностей недопустимо.
Во второй главе «Формирование смысложизненных ориентаций у студентов - будущих психологов» представлена программа экспериментального исследования, направленного на выявление психологических условий формирования позитивных смысложизненных ориентаций у студентов - будущих психологов.
На констатирующем этапе эксперимента целью явилось изучение наличного уровня сформированности СЖО у студентов всех ступеней обучения по специальности «Психология». Констатирующий эксперимент проводился в начале учебного года. К его осуществлению привлечено 388 студентов I - V курсов в ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова».
16
Для реализации диагностического исследования на констатирующем этапе эксперимента подобран специальный диагностический инструментарий. Все методики подбирались в соответствии с целью и задачами диагностического блока.
Условно мы исходили из того, что каждый компонент СЖО может быть сформирован на 4 уровнях: высокий (оптимальный), средний (достаточный), низкий (недостаточный) и начальный (неудовлетворительный).
Первый уровень - начальный (неудовлетворительный). Студентам этого уровня свойственно недопонимание личностно, социально и профессионально значимого смысла формирования СЖО, для них характерно безразличное или негативное отношение к духовным ценностям и их формированию; у них отсутствует интерес к овладению духовными знаниями и не выражено стремление к самосовершенствованию личности. Актуализации личного опыта формирования духовных ценностей не происходит.
Второй уровень - низкий (недостаточный). Студентам свойственно бессистемное и поверхностное владение комплексом знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для формирования СЖО. Интерес к формированию духовных ценностей выражен не вполне отчетливо, актуализация личного опыта формирования СЖО не происходит.
Третий уровень - средний (достаточный). У студентов появляется осознание личностно, профессионально и социально значимого смысла СЖО и необходимости их формирования. Актуализация личного опыта происходит на фоне предпочтительного использования СЖО, а их создание детерминируется внешними факторами. Самообразовательная деятельность носит ситуативно-инициативный характер.
Четвертый уровень - высокий (оптимальный). У студентов формирование духовных ценностей носит личностно, профессионально и социально значимый смысл, являясь основным мотивом духовного самоосуществления, самосовершенствования и профессионального самоопределения. Основательное владение психологическими технологиями духовного самоосуществления, всей системой знаний, умений и навыков, необходимой и достаточной для их формирования, обеспечивают оптимальную актуализацию личного опыта и участия студентов в активной творческой деятельности по использованию духовных ценностей и их созданию в процессе обучения.
Констатирующий этап эксперимента позволил сделать вывод, что у большинства студентов уровень сформированности духовных ценностей находится на достаточно низком уровне. Это послужило подтверждением того, что традиционный педагогический процесс в вузе недостаточно ориентирован на формирование духовных ценностей студентов.
17
Для реализации формирующего этапа эксперимента разработана модель
формирования СЖО у студентов средствами психологического
сопровождения см. рис. 1.).
Рисунок - 1. Модель формирования профессионально значимых СЖО у студентов вуза
Разработанная модель относится к структурно-функциональным моделям. Она представляет собой четко фиксированную связь элементов, ее структурные
18
компоненты внутренне взаимосвязаны и взаимозависимы. Задачи определяют направления формирования СЖО у студентов. В ней, в частности, показана взаимосвязь между структурными элементами. Кроме того, в модели раскрываются организационно-психологические условия формирования СЖО у студентов вуза при изучении цикла психологических дисциплин. Таким образом, это позволяет содержательно раскрыть суть модели и представить ее графически.
Определяющей концептуальной идеей модели явилось формирование СЖО личности будущего психолога в ходе активного творческого приобщения к духовным ценностям, их интериоризации и созиданию, а также духовное самоосуществление, являющееся развивающим по отношению к духовному миру личности и профессиональному становлению.
Целевым назначением данной модели выступает оптимальное формирование духовных ценностей студентов при изучении цикла психологических дисциплин.
Процесс формирования СЖО имеет свою организацию, устойчивость и динамичность, взаимовлияние составляющих компонентов, преимущественное формирование которых происходит в процессе специально организованной подготовки при изучении психологических дисциплин.
Методика реализации модели формирования СЖО у студентов вуза средствами психологических дисциплин построена с учетом системного, диалогического, личностно-деятельностного, профессионально-целевого, целостного, дифференцированного подходов, которые определили выбор содержания, методов и средств, а также организационных форм, способствующих реализации комплекса организационно-педагогических условий формирования духовных ценностей студентов средствами психологических дисциплин.
В процессе формирующего этапа эксперимента осуществлялась проверка эффективности модели формирования СЖО у студентов средствами психологических дисциплин.
В нашем исследовании показателями приращения содержательного (когнитивного) компонента стали: объем знаний (полнота и глубина знаний и представлений о духовных ценностях - их сущности, структуры, специфичности, механизмах развития и т. д.); осознанность знаний (понимание и осмысленность актуальности, значения, роли и ценности духовных ценностей; доказательность необходимости формировании; осознание самообразовательной деятельности и т. д.); сформированность самообразовательной деятельности.
Показателями приращения деятельностно-поведенческого компонента явились: количество действий, выполняемых студентами в процессе активной
19
творческой деятельности; качество выполнения каждого действия (полнота и действенность); степень духовно-творческой активности в процессе изучения цикла психологических дисциплин; степень проявления духовно-ценностной составляющей личности студента.
Показателями, по которым можно судить о приращении мотивационно-ценностного компонента духовных ценностей студентов, выступили: характер мотивационных установок на формирование СЖО при изучении цикла психологических дисциплин; внутренняя готовность студентов к формированию духовных ценностей; стремление к систематическому поиску знаний и умений, необходимых и достаточных для формирования духовных ценностей.
Таким образом, показателем повышения уровня сформированности СЖО может являться их динамика как результат участия студентов в специально организованной опытно-экспериментальной работе.
В соответствии с программой экспериментальной работы на первом курсе в начале первого этапа эксперимента в экспериментальной и контрольной группах сделан диагностирующий срез с целью определения состояния уровней сформированности СЖО у студентов. Последующие контрольно-диагностирующие срезы проводились на каждом этапе экспериментальной работы. Студентам было предложено заполнить карту определения уровней сформированности СЖО (см. таблицу 1).
Таблица 1 - Уровни сформированности СЖО у студентов ЭГ и
КГ
(констатирующий эксперимент)
Процедура определения состояния уровней СЖО включала: выявление
уровней сформированности по каждому структурному компоненту
(по
20
отношению к общему числу); определение значения средних по каждому в отдельности структурному компоненту сформированности (в баллах); определение среднего значения как целостного качества (в баллах).
Как видно из таблицы 1, в сравнительном плане состояние уровней сформированности СЖО у студентов экспериментальной и контрольной групп в начале работы находится на одинаково низком уровне. Общий средний балл у студентов равен 2,5.
У студентов, характеризующихся проявлением этого уровня, формирование СЖО у студентов не носит личностно, профессионально и социально значимого смысла, не является основным мотивом духовного самоосуществления, самосовершенствования и профессионального самоопределения.
Студентам этого уровня свойственно недостаточно глубокое, бессистемное и поверхностное владение системой знаний, умений и навыков, необходимой и достаточной для формирования СЖО. Интерес к их формированию практически не обнаруживается, актуализации личного опыта СЖО не происходит, хотя студенты и испытывают интерес к познанию духовности, общению на духовные темы и осознанию духовных ценностей. Са-мообразовательная деятельность носит ситуативный характер, духовно не насыщена, не мобильна и неустойчива.
Назначение первого этапа - формирование смысловой установки, интереса, обогащение когнитивного (содержательного) компонента рассматриваемого личностного образования, развитие первоначальных умений использования СЖО.
На втором этапе экспериментальной работы в рамках изучения спецкурса содержание практических занятий ориентировано не только на расширение знаний, но и на овладение системой умений и навыков для формирования СЖО. Для этого использовались следующие активные методы: мозговой штурм, специально разработанные игры, упражнения. Особое место в рамках второго этапа экспериментальной работы занимала специфическая форма самостоятельной работы студентов, в которую они включались в начале изучения курса. Заключительным звеном предложенной модели явилась психолого-педагогическая практика. Формирование СЖО у студентов в процессе прохождения практики представляет собой не передачу готовых образцов нравственной и духовной культуры, а создание их в ходе совместной деятельности.
Формирование СЖО у студентов обуславливается не только субъективными, но и объективными факторами, то есть целенаправленной ориентированностью вузовской подготовки на осознание студентами важности и значимости духовных ценностей, возникновению и расширению опыта их
21
переживания. Необходимость и эффективность экспериментальной работы признают и студенты опытной группы, отвечая на вопрос: «Удовлетворены ли вы профессиональной подготовкой при изучении цикла психологических дисциплин в плане формирования СЖО?»
После завершения формирующего этапа эксперимента студентам обеих групп было предложено ответить на два вопроса: «Какова степень сформированности ваших духовных ценностей?» и «Происходило ли у вас изменение уровня сформированности духовных ценностей в процессе профессиональной подготовки?» Анализ ответов показывает, что студенты экспериментальной группы значительно выше и наиболее объективно оценивают свой уровень сформированности СЖО. При этом все студенты экспериментальной группы признают эффективность воздействия опытной работы.
Анализ данных контрольно-диагностирующего среза подтверждает эффективность выбранного направления эксперимента и показывает, что к окончанию работы вовлеченные в нее студенты достигли достаточно высокого уровня сформированности СЖО (см. таблицу 2).
Общий средний балл уровня сформированности СЖО на конец экспериментальной работы в экспериментальной и контрольной группах различен: в первой группе он выше. Более того, в экспериментальной группе студентов с низким уровнем сформированности насчитывается лишь 8% (мотивационно-ценностный компонент), 13% (содержательный компонент) и 15% (деятельностно-поведенческий компонент). Более половины студентов находятся на среднем уровне, значительная часть - на высоком уровне (соответственно компонентам - 37%, 32% и 31,5%).
Таблица 2 - Уровни сформированности СЖО у студентов ЭГ и
КГ
(формирующий этап эксперимента)
22
Из студентов контрольной группы к концу экспериментальной работы высокого уровня достигли всего лишь 1/5 часть студентов (по мотивационно-ценностному блоку - 19%, содержательному - 12% и деятельностно-поведенческому - 11,5%).
Наглядно результаты изменений, происшедших в уровнях сформированности экспериментальной и контрольной групп, можно представить графически (см. рисунок 2).
Такая представленность дает ясную картину динамики формирования СЖО у студентов. Сравнивая данные, полученные в ходе констатирующего и формирующего этапов эксперимента, следует отметить существенный рост уровня сформированности СЖО у студентов экспериментальной группы. Так, к концу экспериментальной работы уровень повысился до 4,1 балла (в контрольной группе - 3,3 балла).
У студентов этого уровня появляется осознание личностно, профессионально и социально значимого смысла и необходимости формирования СЖО.
Студентам этого уровня свойственно хорошее владение отдельными технологиями духовного самоосуществления, системой знаний, умений и навыков, необходимой и достаточной для формирования позитивных СЖО, ситуативный интерес к их формированию, но в то же время - завышенность самооценки уровня их сформированности. Актуализация личного опыта происходит на фоне предпочтительного потребления СЖО, а их создание детерминируется внешними факторами. Самообразовательная деятельность но-сит ситуативно-инициативный характер, недостаточно духовно насыщена, не вполне мобильна и устойчива.
Рисунок 2 - Уровни сформированности СЖО у студентов ЭГ и КГ
Данные показывают, что уровень сформированности основных компонентов СЖО в контрольной группе изменяется незначительно. Однако
23
можно наблюдать динамику показателей относительно данных в начале эксперимента. Это приводит к выводу о том, что в процессе профессиональной подготовки действует ряд неутонченных факторов, вызывающих рост уровней сформированности СЖО. Также изменение уровня сформированности компонентов СЖО у студентов связано с реализацией разработанной нами модели формирования СЖО средствами психологических дисциплин.
Оценка динамики изменений производилось с помощью критерия Пирсона. В ходе статистических расчетов мы получили хІ эмп. > хІ крит. в экспериментальной группе (хІ = 15,3 для проверки мотивационно-ценностного компонента, хІ = 19,6 - содержательного, хІ = 17,2 - деятельностно-поведенческого), что является основанием для подтверждения значимых целенаправленных изменений, произошедших у студентов в процессе эксперимента.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования, обобщаются результаты решения поставленных задач, указываются перспективы дальнейшего научного поиска, а также формулируются основные выводы:
СЖО представляют собой многоуровневую систему. Они объективно имеются, существуют и функционируют в практике реальных социальных взаимоотношений, субъективно познаются, осознаются и переживаются как ценностные категории, нормы, цели и идеалы, становясь личностной позицией. Признаками СЖО являются: открытость и доступность для всех, аксиоматичность ценностно-смыслового содержания, неподверженность моральному старению.
Каждый компонент СЖО может быть сформирован на 4 уровнях: высокий (оптимальный), средний (достаточный), низкий (недостаточный) и начальный (неудовлетворительный).
Первый уровень - начальный (неудовлетворительный). Студентам этого уровня свойственно недопонимание личностно, социально и профессионально значимого смысла формирования СЖО, для них характерно безразличное или негативное отношение к духовным ценностям и их формированию; у них отсутствует интерес к овладению духовными знаниями и не выражено стремление к самосовершенствованию личности. Актуализации личного опыта формирования духовных ценностей не происходит.
Второй уровень - низкий (недостаточный). Студентам свойственно бессистемное и поверхностное владение комплексом знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для формирования СЖО. Интерес к формированию духовных ценностей выражен не вполне отчетливо, актуализация личного опыта формирования СЖО не происходит.
Третий уровень - средний (достаточный). У студентов появляется осознание личностно, профессионально и социально значимого смысла СЖО и
24
необходимости их формирования. Актуализация личного опыта происходит на фоне предпочтитаемых СЖО, а их создание детерминируется внешними факторами. Самообразовательная деятельность носит ситуативно-инициативный характер.
Четвертый уровень - высокий (оптимальный). У студентов формирование духовных ценностей носит личностно, профессионально и социально значимый смысл, являясь основным мотивом духовного самоосуществления, самосовершенствования и профессионального самоопределения. Основательное владение психологическими технологиями духовного самоосуществления, всей системой знаний, умений и навыков, необходимой и достаточной для их формирования, обеспечивают оптимальную актуализацию личного опыта и участия студентов в активной творческой деятельности по потреблению духовных ценностей и их созданию в процессе обучения.
Критериями оценки уровней сформированности смысложизненных ориентаций у студентов является прочность, глубина, действенность и осознанность системы знаний и умений.
Психологическими условиями успешного развития смысложизненных ориентаций у будущих психологов является гуманистическое полисубъектное взаимодействие студентов и преподавателей в процессе вузовского обучения.
Разработана психолого-педагогическая модель основ профессионализма по формированию СЖО у будущих психологов, реализующая мотивационный, содержательный и деятельностный компоненты в рамках вузовской подготовки, сущность которой заключается в ориентированности цикла психологических дисциплин на включение студентов в активные формы и виды духовного самоосуществления, воспитывающего общения и творческой деятельности.
Результаты, полученные в ходе анализа данных, подтвердили корректность выдвинутых гипотез и показали, что реализация модели и предложенных условий приводит к эффективному формированию СЖО у студентов.
Исследование не претендует на исчерпывающее решение усложняющихся задач духовного становления личности студента в образовательной деятельности. Результаты могут быть положены в основу для дальнейшего рассмотрения проблем, связанных с разработкой и совершенствованием технологий формирования СЖО у студентов при междисциплинарном подходе, разработки технологий, позволяющих разумно использовать достижения педагогической науки и практики в развитии духовной сферы, механизмов формирования готовности студентов вуза к развитию духовных ценностей.
25
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России:
На правах рукописи.
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических
наук.
Нижний Новгород, 2015
г.