ENG
         
hpsy.ru/

../../О применении экзистенциального гуманистического подхода в психологическом консультировании беременных женщин и молодых родителей

Постановка проблемы

Исследование материнства на этапе беременности, родов и младенчества, психотерапевтическая работа с родителями, а в дальнейшем с младенцами развивается в русле психоанализа со второй четверти прошлого века (А.Фрейд, Дж. Боулби, Э.Эриксон, К. Хорни, М.Кляйн, Д.Винникотт, С.Фанти, М.Марконе, К.Эльячефф). Применение психоанализа предполагает длительную работу с клиентом и возможность актуализации в процессе работы глубинных внутренних конфликтов, что в случае склонности беременной женщины к соматизации проблем может негативно сказаться на течении беременности. Серьезных профессионалов-психоаналитиков в нашей стране насчитываются единицы, и подготовка их в массовом масштабе, предполагающая длительные сроки обучения и супервизию, не налажена.

Направление под названием «перинатальная психология» зародилось и развивается с середины прошлого века в русле трансперсональной психологии (С. Гроф, Ф.Лэйк, А. Хантер, В.Эмерсон). Однако обоснованность и целесообразность применения техник, обычных для трансперсональной психологии, в частности, холотропного дыхания, по отношению к беременным женщинам представляется сомнительным и опасным в связи с непредсказуемыми последствиями влияния гипервентиляции на организм женщины и возможными сложностями выхода из трансового состояния.

Большинство работ отечественых психологов по данной тематике имеют исследовательский характер и направлены на разработку методов диагностики различных аспектов материнской сферы в русле отечественной возрастной психологии (Е.О. Смирнова, С.Ю. Мещерякова, Н.Н. Авдеева, Ю.И. Шмурак, О.В. Баженова, Е.И. Захарова, Е.И. Исенина), онтогенетической концепции материнства Г.Г. Филипповой, биопсихосоциальной концепции девиантного материнства В.И. Брутмана.

Сегодня практический психолог, работающий с беременными женщинами, имеет в своем распоряжении ряд валидизированых диагностических методик (Г.Г. Филиппова, В.И. Брутман, Е.И. Исенина, Е.И. Захарова, И.В. Добряков). Что до консультативной, психокоррекционной и психотерапевтической практики, психологи применяют самые разнообразные техники групповой, телесноориентированной, семейной, игровой, арт-терапии, психодрамы, психосинтеза, аутотренинга, транзактного анализа и другие известные им методики, руководствуясь скорее принципом эклектизма.

В руках грамотного психолога интеграция методик дает возможность работы с различными аспектами материнской сферы. Однако отсутствие у психолога-консультанта аутентичной, центрированной позиции и четкого понимания задач психологической помощи с учетом перспективы развития ребенка и семьи после родов, отсутствие понимания места каждого используемого средства в решении этих задач, не только снижает эффективность работы консультанта, но зачастую и вовсе превращает его деятельность во вторжение в психологическое пространство женщины с целью апробирования конкретной психологической техники. Вакуум профессиональной психологической помощи заполняется клубами, зачастую сектантской направленности, озабоченными не столько подготовкой матери и отца к ответственному и адекватному выполнению родительских функций, сколько внедрением самых разнообразных техник так называемомого альтернативного родовспоможения, каждая из которых объявляется панацеей от травматизма в родах у матери и ребенка и получает псевдонаучное обоснование. Таким образом, неразработанность методологии консультативной работы с беременными женщинами, отсутствие системы подготовки и сертификации специалистов в этой области, способствуют причинению вреда физическому и психическому здоровья матери и ребенка со стороны любителей, именующих себя «психологами-перинатологами», вследствие чего создается почва для недоверия со стороны врачей к конструктивным возможностям психологии.

В руках грамотного психолога интеграция методик дает возможность работы с различными аспектами материнской сферы. Однако отсутствие у психолога-консультанта аутентичной, центрированной позиции и четкого понимания задач психологической помощи с учетом перспективы развития ребенка и семьи после родов, отсутствие понимания места каждого используемого средства в решении этих задач, не только снижает эффективность работы психолога, но зачастую и вовсе превращает деятельность во вторжение в психологическое пространство женщины с целью апробирования конкретной психологической техники. Вакуум профессиональной психологической помощи заполняется клубами, зачастую сектантской направленности, озабоченными не столько подготовкой матери и отца к ответственному и адекватному выполнению родительских функций, сколько внедрением самых разнообразных техник так называемомого альтернативного родовспоможения, каждая из которых объявляется панацеей от травматизма в родах матери и ребенка и получает псевдонаучное обоснование. Таким образом, неразработанность методологии консультативной работы с беременными женщинами и отсутствие системы подготовки и сертификации специалистов в этой области, способствуют причинению вреда физическому и психическому здоровья матери и ребенка со стороны людей различных профессий, именующих себя «психологами-перинатологами», и создают почву для недоверия со стороны врачей к конструктивным возможностям психологии.

Необходимость следования известному принципу медицины «Не навреди» становится особенно значимой, когда речь идет о работе с беременными женщинами. Отсюда вытекают высокие требования к профессиональной подготовке специалистов, работающих с беременной женщиной, будь то медики, или психологи.

Из всего вышеизложенного следует актуальность разработки методологии психологического сопровождения женщин в период до и после рождения ребенка. Попытки обоснования применения тех или иных психологических методов в консультировании беременных женщин предприняты в работах последних лет (В.В. Абрамченко, И.В. Добряков, М.Е. Ланцбург, М.В. Швецов).

В данной статье автор делает попытку рассмотреть гуманистической и экзистенциальный подход (К.Роджерс, В.Франкл, Р.Мэй, Дж. Бюдженталь, И.Ялом).в качестве цементирующего и определяющего основания практической работы с будущими родителями. Данная публикация базируется на 10-летнем опыте «Школы для Пап и Мам», возглавляемой автором. За 10 лет работы в Школе прошли подготовку к родительству более 1000 семей.

Цель психологической работы с будущими родителями - содействие формированию ответственного и компетентного родителя. Несмотря на то, что запрос большинства будущих матерей к психологу состоит в подготовке к родам и формулируется как обучение техникам дыхания, обезболивания, снятие страха перед родами и т.п., работа психолога не может сводиться к ответу на этот запрос, хотя в конечном итоге удовлетворяет и его. Психолог, в отличие от большинства родителей, представляет, перспективы формирования родительской сферы, качества, которые потребуются от родителя на разных этапах развития ребенка. В его задачу входит диагностика готвоности к родительству на момент обращения и содействие в индивидуальной и групповой работе укреплению предпосылок для развития этих качеств. Работа психолога, направленная на потребностно-мотивационный, ценностно-смысловой и операциональный блоки родительской сферы (Г.Г. Филиппова), в конечном итоге должна привести к укреплению у родителей доверия к себе самим как к «достаточно хорошим родителям» (Д.Винникотт), к развитию интереса к ребенку, формированию средств взаимодействия с ним, а также к пониманию возможностей получения поддержки от социальных структур, которыми они могут воспользоваться в процессе рождения, уходаза ребенком и его воспитания. При этом надо понимать, что хорошо проделанная работа психолога будет способствовать желанию родителя обращаться за психологической помощью и в дальнейшем, в процессе роста и развития ребенка.

Сформулированная таким образом цель психологической работы позволяет нам посмотреть на работу с молодой семьей в гораздо более широком контексте, чем это принято на занятих стандартных школ будущих матерей в женских консультациях.

Работая с мамами и папами на начальном этапе родительства, психолог по существу занимается рассмотрением с ними экзистенциальных моментов бытия. (Далее в тексте жирным выделены понятия, рассматриваемые в экзистенциальной психологии и психотерапии).

Рождение ребенка само по себе является экзистенциальным событием. В процессе беремености и родов женщина прежде всего сталкивается с такими экзистенциальные данностями как телесность и конечность. Можно также говорить об экзистенциальности родительства, ибо во всей своей сложности и противоречивости возможность быть матерью или отцом присуща самому нашему существованию.

Рассмотрим основные понятия экзистенциальной психологии (Р.Мэй, Дж. Бьюдженталь И. Ялом). применительно к конкретному интересующему нас объекту воздействия - женщине, ожидающей ребенка и ее семье.

Объект деятельности психолога - развивающаяся диада «мать-дитя» нуждается в очень бережном отношении. Грубым вмешательством специалист способен разрушить невидимые связи, складывающиеся между матерью и растущим ребенком. Поэтому так важно, чтобы специалист доверял тем процессам, которые происходят внутри этой диады. Непосредственное воздействие психолога на ребенка (за исключением невозможности контакта матери или близкого родстенника с ребенком) не должно иметь места. Мы должны ограничить объект воздействия родителем, помня при этом, что в состоянии беременности женщина весьма чувствительна и внушаема. Внимательно отнесясь к интенцианальности самой женщины, прежде всего в отношении беременности, приняв во внимание иерархию ее ценностей и место в ней ребенка, учитывая отногенез ее материнской сферы, мы должны далее отследить процесс развития личности женщины в течение беремености и те опоры, которые для нее важны (внешние или внутренние). В случае диагностики изначально неблагополучного отношения женщины к беременности (одного из неоптимальных типов гестационной доминанты по И.В. Добрякову) и ребенку (одного из неадекватных типов переживания беременности по Г.Г. Филипповой), неадекватного понимания ею функций матери (что, как правило, связано, в свою очередь, с нарушением ее отношений с собственной матерью (P.M. Shereshefsky & L.J. Yarrow, Г.Г. Филиппова), психолог сопровождает женщину в ее внутреннем поиске. Он способствует в чем-то направлению, а в чем-то фасилитации этого поиска, помогаяженщине в нахождении оптимальных форм взаимодействия с ребенком и принятия себя в роли матери. Здесь будет уместно вспомнить один из базисных принципов роджерианства: не следуй ни одному из авторитетов, но доверься собственному опыту переживаний и развивай свой собственный стиль (Р.Хаттерер). Это положение перекликается с понятием Д.Винникотта о «достаточно хорошей матери». В решении задачи помочь женщине принять ребенка и обрести собственный стиль взаимоотношений с ним психолог применяет в своей работе различные методики, в том числе, телесноориентированную и арт-терапию, гаптономию и другие.

Внимание к субъективному миру человека. Специалист, к которому прежде всего приходит забеременевшая женщина, - врач, наблюдающий за объективными показателями состояния ее здоровья. Анализ переживаний, страхов и радости женщины выходит за пределы его профессиональной компетенции. Нередко в ответ на высказываемые опасения и тревогу женщина слышит, что у всех бывают подобные переживания. Домашние также далеко не всегда готовы выслушать ее и оказать эмоциональную поддержку без осуждения или навязчивых советов. Поэтому внимание психолога-консультанта к субъективному миру женщины, возможность для нее быть услышанной, поделиться в группе своими переживаниями, чрезвычайно важны, происходит ли то в форме беседы, сеанса арттерапии или обсуждения ролевой игры. Акцент на значимости субъективного мира каждого человека содействует воспитанию в будущих родителях интереса и внимания к субъективности ребенка.

Оказание поддержки клиентам. Функция психолога в работе с беременными женщинами - это прежде всего функция поддержки. Глубинная психотерапевтическая работа в этот период

недопустима вследствие ранимости психики будущей мамы и возможных негативных последствий для развивающегося ребенка. Все формы поддержки, применяемые в гуманистической психотерапии являются актуальными в работе с беременными женщинами и направлены на повышение ее уверенности в себе и в своих силах и на улучшение ее взаимопонимания с ребенком. Само по себе общение в группе, предполагающее отсутствие критики любых высказываний, поощрение спонтанности, уважение к каждому участнику, способствует раскрытию членов группы и снижению их тревожности. Ведущий группы должен умело сочетать поддержку, которую оказывает он сам, и поддержку, которая идет от группы, с учетом того, кому, сколько и в какой форме этой поддержки нужно и от кого какую поддержку может получить группа и каждый из ее участников.

При этом психолог не должен выделять высказыванием, взглядом, интонацией или мимикой те или иные суждения, показывая что одни слова ему нравятся, а другие - нет Например, я сталкивалась с такими заявлениями беременных: «Этот дьяволенок просто избил меня.изнутри», « Мой ребенок - это монстр, герой из фильма "Чужие"», « Я хочу, чтобы мне сделали кесарево сечение, я настойчиво прошу об этом врача, хотя он мне этого не советует» Благодаря тому, что подобные высказывания воспринимались мной как ведущей в той же доброжелательной спокойной манере, что и высказывания других участников, женщины смогли почувствовать себя принятыми психологом и группой, что в свою очередь позволило им проявить внимание к суждениям других членов группы. В группе всегда найдутся женщины, которые эмоционально позитивно относятся к своим детям. И важно чтобы женщины с внутренним конфликтом услышали их.

Поддержка психолога должна ограничиваться принципом минимальной достаточности. Демонстрация психологом большей, чем у самой женщины, заитересованности в благополучии ребенка или в тех или иных ее действиях, выдает личностную непроработанность консультанта и мешает успеху его работы. При такой подходе женщина с большой вероятностью закроется или переложит ответственность за решение своих проблем на психолога.

Фиксация на чувствах и их невербальном выражении. Первый язык общения мамы с ребенком - невербальный. Через телесный контакт, взгляды, мимику, интонации мама передает ребенку свое отношение и он узнает о том, что он любим. У мамы, не владеющей языком чувств, даже при самом хорошем уходе, ребенок испытывает дефицит эмоционального общения. Речь о мамах, у которых в их собственном детстве были проблемы с их матерями. Приходя на занятия, такие мамы обычно выдают себя множеством конкретных вопросов относительно ухода за ребенком, они выстраивают их письменно в виде целого ряда пронумерованных пунктов, нередко в поиске ответов они обращаются к разным книгам, Интернету. За их вопросами угадывается повышенная тревожность, растерянность и надежда заменить недостаток навыков, которые девочки в эмоционально благополучных семьях получают от своих мам, познанием с помощью интеллекта. Именно этим мамам чаще других будет недоставать интуиции в общении с ребенком и уверенности в себе и своих действиях. Поэтому чрезвычайно важно дать мамам почувствовать в практических упражнениях язык невербального контакта. Этому служат телесноориентированные техники, тренинг навыков невербального общения, ролевые игры. Кроме того, на протяжении всех занятий в группе ведущий должен поощрять будущих родителей к проявлению и высказыванию чувств, любых, самых противоречивых, в том числе социально неодобряемых, посредством слов, движений (в танцтерапии), в рисунках, голосом (в пении), в звуке (с помощью музыкальных инструментов). Вспомним, что нередко проблемным мамам в их детстве запрещалось выражать те или иные чувства. Как рассказала одна из них, когда у нее на глазах появлялись слезы, ее отец тащил ее в ванную и умывал лицо холодной водой.

Конструкт «Я-и-Мир». Будущие мама и папа привносят в новую семью традиции семей, в которых росли, в том числе и установки относительно построения отношений с миром и стиля воспитания детей. Если родители не задумываются над темой воспитания детей, то их первая реакция на неблаговидные с их точки зрения поступки ребенка оказывается точно такой, как у их родителей (Э.Берн). Встречаются и варианты от противного. Нередко дети авторитарных родителей, натерпевшись в детстве, отказываются от родительского стиля, заменяя его на попустительское отношение к ребенку. Детям в таких семьях незнакомо слово «нельзя», они не знают ограничений, в чем бы то ни было, а если маме все же приходится одернуть свое дитя, она при этом испытывает чувство вины. Однако, по сути дела, и авторитарный, и попустительский стиль в общении с ребенком являются деструктивными. Родитель в первом случае не задумывается, действуя прямо по сценарию прародителя, а во втором случае идентифицируя себя со свои ребенком, действует ровоно противоположным способом. Однако ни то, ни другое поведение родителя не является свободным. Задача психолога дать понять маме и папе, что они не могут отвечать за поведение своих родителей, но несут отвтетственность за воспитание собственного ребенка. Становясь, по сути, связующим звеном между прошлым двух родов (со стороны матери и со стороны отца) и будущим (которое будет создаваться их ребенком и его детьми), родители имеют шанс взять из прошлого обеих семей то, что они считают полезным, отказаться от того, что считают лишним или вредным и создать свои собственные традиции, и в этом случае их поведение окажется свободным и ответственным. Имеет смысл до рождения ребенка обсудить на занятиях темы воспитания в итерактивном общении, задав будущим родителям простые вопросы: зачем родители нужны детям; в чем проявляются безусловная любовь и условное отношение к детям (Э.Фромм), как выразить любовь на языке, доступном ребенку; как сочетать безусловную любовь к ребенку и условное отношение к его поступкам; зачем, когда и как необходимо вводить ограничения в жизни ребенка. Здесь же уместно поднять вопрос о взаимоотношениях с другими членами семьи, прежде всего, прародителями.

Период младенчества и раннего детства - самый глубокий пласт нашей психики, когда ребенок в максимальной степени зависит от отношения и оценок своих родителей, и психолог должен помочь будущим родителям спрогнозировать последствия тех или иных способов взаимодействия с ребенком на развитие его характера и стереотипов поведенияв, показать возможность позитвиных способов взаимодействия с ребенком в соответствии с его возрастными потребностями и возможностями. В работе с конструктом «Я-и-мир» могут применяться методы транзактного анализа, ролевых игр, тренинга коммуникативных навыков, сочинений., системной семейной психотерапии. Работа с родителями в этом направлении должна быть продолжена после рождения ребенка, тема воспитания становится актуальной для мам и пап с началом кризиса года, то есть приблизительно к девятому месяцу жизни ребенка.

Экзистенциальная истина есть в самом человеке. Терапевт поддерживает доверие клиента к себе самому, к своим возможностям справиться с той или иной ситуацией, помогает с помощью группы раскрытию собственных ресурсов будущих родителей. Доверие мамы к себе самой важно для формирования психологического благополучия ребенка. С уверенной любящей мамой ребенок обретает ощущение безопасности. Вспомним высказывание Д.В. Винникотта о том, что ребенок не нуждается в идеальном родителе, ему нужен «достаточно хороший родитель». Если мама не уверена в себе и ей хочется стать «идеальной мамой» для своего ребенка, она, сталкиваясь со множеством самых противоречивых советов, начинает метаться от одного к другому, в результате ситуация для ребенка оказывается непредсказуемой, а мама уходит от живительного общения с ребенком в строгое следование тем или иным интсрукциям, она испытывает чувство вины, которое может привести ее к депрессии. Мама обязательно столкнется с оценками, которые будут давать здоровью и поведению ребенка окружающие ее люди: соседи, воспитатели, учителя. Если у самой мамы нет собственного ясно выраженного конструкта «Я-и-мир» и выработанных в процессе общения с ребенком критериев его оценки, то увеличивается вероятность, что она предаст ребенка и самое себя как мать в угоду некоторым внешним мнениям. Содержание занятий с беременными должно быть направлено на укрепление уверенности мамы в самой себе во всех аспектах: эмоциональном (работа с чувствами), когнитивном (сообщение знаний из разных источников, ознакомление в том числе с противоречащими друг другу точками зрения на одну проблему, поощрение к поиску собственного решения), операциональном (через отработку поведения в родах и приемов обращения с ребенком на кукле). Особое внимание должно быть уделено формированию у нее доверия к своему телу, что важно как для принятия женщиной изменений, происходящих в теле в период беременности и после родов, так и для гармоничного протекания самих родов. В дальнейшем, ориентация мамы на внутренние опоры будет способствовать ее уверенности в отношениях с ребенком, развитию материнской интуиции. В своем взаимодействии с мамой психолог непременно должен выражать доверие ее чувствам, уверенность, что ей удастся найти оптимальное решение возникающих проблем, подчеркивать, что только наблюдая за своим ребенком (с которым только она находится в постоянном близком контакте), ей удастся найти оптимальный индивидуальный подход к нему. Прежде чем дать рекомендации, следует очень внимательно прислушаться к самой маме, с тем, чтобы способствовать обретению ею индивидуального материнского стиля.

Манера ведения группы и взаимодействия с будущей и молодой мамой должна быть максимально демократична и исключать личную заинтересованность ведущего в позиции быть «сверху», претензию на знание абсолютной истины. Например, я сама как мама, преодолев множество трудностей, кормила грудью моих детей более года, и мне поначалу было сложно принимть женщин, не желавших бороться за лактацию. Со временем мне удалось занять профессиональную позицию, поняв, что то, что я могу - это донести через книги, Интернет, в лекциях, консультациях информ

Ланцбург М.Е.,

М.Е. ЛАНЦБУРГ, заведующий лабораторией Факультета психологии образования Московского Городского Психолого-Педагогического Университета, редактор сайта «Пренатальная психология»