ENG
         
hpsy.ru/

../../Ресурсная психотерапия (Resource psychotherapy) - грань между философией и психологией

Инстинкт не «основа», не опора поведения, а источник энергии, питающий поведение. Поэтому он предрешает не характер поведения, а силу его.
А.А. Ухтомский

В пространстве Российской ассоциации перинатальной психологии и медицины идет интенсивная интеграция результатов исследований ученых и практиков разных регионов и стран в таких областях науки, как медицина, психология, психотерапия. В этом поле естественным образом появляется необходимость объединения многих идей, точек зрения для решения задач по оказанию эффективных психологических и психотерапевтических услуг.

Идея создания ресурсного подхода в психотерапии родилась при разработке комплексных программ психопрофилактики и психокоррекции беременных женщин и их семей. Эта задача была успешно решена, создана программа «Глория», которая успешно распространяется в России и в странах СНГ и используется для организации службы психологического сопровождения беременных и рожениц. В процессе создания и внедрения этой программы мы набрали огромный массив информации о проблемных зонах современной семьи и способах их компенсации. В результате выявилось, что при оказании консультативной психотерапевтической помощи семье успех зависит не только от теоретической и практической модели консультирования, но и от возможностей и способностей самих членов семьи, их ресурсов и мотивированости на работу.

Погружаясь в тему ресурсного потенциала человека, мы воспользовались и теорией Маслоу, и концепцией инстинктов Гарбузова, и теорией психических доминант Ухтомского. Объединяя эти авторские подходы, мы пришли к особому видению запускных механизмов адаптации, мотивационной и поведенческой деятельности человека и остановились на варианте, описывающем инстинкт как ресурс.

Инстинкт в данном случае и есть динамическая сила бессознательного, запускающая все виды психосоматической жизни человека. Эта динамическая сила и есть базовый ресурс, который может разворачиваться у каждого человека по-особому, в зависимости от его генетических паттернов, подсознательной памяти (вытесненной на ранних этапах развития), стратегий воспитания и обучения. Эту инстинктивную динамическую силу мы называем иногда жизненной силой человека, которая проявляется как сила духа, иммунитета, интеллекта, творческого потенциала и лидерства.

А.А. Ухтомский писал: «Вопрос о ресурсах человека волновал многих ученых и исследователей на протяжении многих столетий и всегда сопрягался с вопросами о ресурсах физических и психических (духовных). Если ресурсы рассматривать как многогранные возможности человека, то становится понятным, что до сих пор мы еще не смогли во всей полноте описать и изучить все тонкости этой многогранности».

Выживание, или инстинкт самосохранения, имеет первостепенное значение для реализации индивидуальной и социальной жизни, и Ухтомский отмечает зависимость сознания от подсознания и обусловленность подсознания направленностью на выживание - самосохранение. Это утверждение помогло нам соотнести инстинкт самосохранения с подсознательной деятельностью психики и предположить, что именно этот инстинкт организует все уровни защит нашего организма: от физического (иммунитет) до психического (психические и психологические защиты).

Простейшие программы самосохранения кроются в рефлексах, и видные российские физиологи И.М. Сеченов, И.П. Павлов уделили изучению их многие годы. С деятельностью больших полушарий головного мозга И.М. Сеченов связывает четыре категории психических процессов: инстинкты (внутреннее побуждение), осмысленное чувствование, осмысленное движение и согласование двух последних в осмысленное действие (поведение). Правда, за счет каких механизмов все это происходит, Сеченов не говорит.

Важными процессами оказались в этой связи процессы торможения и возбуждения. Открытие центрального торможения, необходимого для точной координированной деятельности нервной системы, факты и наблюдения помогли И.М. Сеченову выдвинуть положение об обязательном существовании ряда структур, обеспечивающих преобразование воздействий среды в нервные сигналы, их переработку и передачу к исполнительным органам: 1) структур «станций усиления» рефлекторных актов, 2) структур «центрального торможения». Все это акты подсознательной деятельности, участвующей в саморегуляции и организующей все процессы жизнедеятельности нашего организма. Среди актуальных для человека сигналов можно выделить боль как яркий сигнал на травмирующее воздействие или на существенное нарушение естественного состояния органов. Здесь важно, что боль имеет большое значение как показатель состояния организма для выработки человеком решения и действий по устранению причины болевого сигнала. Цепочка «страх-напряжениеболь», описанная Д. Ридом (американским врачом), добавляет к этому рассуждению идею, что подсознательная реакция на опасность (страх) может вызвать напряжение и усилить болевое ощущение. Эта цепочка особенно актуальна, когда мы сталкиваемся с такой естественной болью, как родовая боль у женщин, и в связи с ней можно наблюдать инстинктивное поведение женщин (дыхание, крики, принятие особых поз).

Наблюдая за поведением новорожденных, можно так же с уверенностью сказать, что человек обладает данными ему природой инстинктами, которые по своей форме являются общимруководством жизнедеятельности организма. Форма и сущность инстинктов человека практически не разработана в современной науке.

А.А. Ухтомский писал: «Практические знатоки человека, мастера общественной и политической организации, давным-давно понимали, что следует не преклоняться пред инстинктами и не отрицаться от них, а пользоваться ими, как могучими источниками общественной энергии, которая затем может быть направлена на текущие задачи истории. Раздразнить инстинкт, а потом, когда людям станет невтерпеж, показать путь, более или менее обещающий удовлетворение этого инстинкта, - вот прием, обеспечивающий всегда достаточно хорошие результаты… Разум человека умеет подчинять своим целям инстинкты животных и инстинкты других людей. Невозможно, чтобы разумный человек не сумел подчинить себе свои собственные инстинкты, как бы это ни было трудно. Таинственный разум инстинктов довести до согласия с нашим человеческим разумом, его достоинством и красотой - значит снабдить наш "разум возмущенный", тот самый, о котором поется в гимне, небывалыми силами. Под человеческим разумом я и разумею тот разум, способный возмущаться, бороться, не соглашаться, искать новых дорог, тогда как разум инстинктов - слепая обоснованность в истории рода великих механизмов и энергий, владеющих жизнью. Величайшее счастие, когда разум инстинктов и наш собственный человеческий разум сумеют идти рука об руку».

Созданное Ухтомским учение о доминанте сегодня рассматривается как прочная методологическая платформа для понимания законов организации целенаправленного поведения животных и человека. Несмотря на то, что в основе доказательств реального существования доминантных отношений в деятельности нервной системы лежали чисто физиологические, лабораторные исследования, А.А. Ухтомский никогда не ограничивал принцип доминанты областью только физиологических процессов, а увязывал его с фундаментальными вопросами человеческого бытия и познания, его личной социальной сущности и психическими процессами. Принцип доминанты стоит в ряду крупнейших общебиологических обобщений нашего времени, привлекая пристальное внимание ученых различных специальностей, так как позволяет изучать не только мозговые процессы, но и психологические законы поведения человека как личности, а также социальные проблемы общения человека как члена общества.

Мечта Ухтомского о единении разума и инстинктов человека стала для нас программой к действию и направлением исследований и поисков. Опираясь на структуру, выделенную В.И. Гарбузовым, мы взяли за основу 7 базовых инстинктов: инстинкт самосохранения, продолжения рода, альтруизма, познания, лидерский, свободы и сохранения достоинства. Эти инстинкты для нас явились теми уровнями проявления психических и физических ресурсов индивида, которые динамизируют и регулируют жизнедеятельность человека. При этом каждый человек в процессе жизни формирует свой уникальный профиль ресурсов, в зависимости от генетических программ родителей и предков, обстоятельств вынашивания и рождения, воспитания, обучения, полученных навыков адаптации и самоорганизации.

Выявление доминирующего инстинкта в какой-то мере приводит к пониманию сущности доминанты Ухтомского, который видел в ней фокусировку силы, потенциала человека. В этом направлении проходили исследования В.И. Гарбузова, предложившего свою модель инстинктов человека.

Рассматривая инстинкты как ресурсы, мы увидели в них новое содержание и качество, в отличие от концепции Гарбузова. Поэтому созданный нами тест по определению ресурсного потенциала (РП) существенно отличается от теста Гарбузова.

В Тесте РП мы выявляем доминирующий инстинкт как базовый ресурс, который позволяет человеку эффективно интегрироваться в любой ситуации. А инстинкт с минимальными показателями может являться для нас мишенью психотерапии и психокоррекции, хотя ресурсный подход предполагает равноценную работу со всеми инстинктами как ресурсами.

В тесте ПО-РП нами предложена система выявления блоков памяти, относящихся к травмированному перинатальному опыту. В перинатальной психологии выявлено, что перинатальный опыт существенно влияет на формирование базовых психофизиологических программ подсознания, а это значит, влияет на характер поведения, стратегии самореализации и развития. Перинатальная травма как физическое явление в процессе жизни может быть компенсирована, но как печать психологической травмы может быть вытеснена в глубинные слои подсознания и влиять на общее психическое здоровье и ресурсный потенциал человека.

В идеале ресурсный потенциал человека может быть однородным, когда все инстинкты проявлены во всей полноте и дают полное удовлетворение жизнью. Но мы понимаем, что психофизиологическая система очень динамична и состояние удовлетворения не может быть все время стабильным. Но направленность на удовлетворенность все же можно сохранять и повышать эффективность самореализации на всех уровнях жизни.

Таким образом, направленность всех инстинктов - это удовлетворение потребности. Но потребности могут быть осознанными и неосознанными. Большей силой влияния на наше состояние и качество жизни имеют неосознаваемые потребности, которые и нужно вывести на уровень осознавания - это и происходит в процессе ресурсной психотерапии.

В ресурсную модель психотерапии входят:

  • диагностика ресурсного потенциала (тест РП, тест ПО-РП);
  • ресурсная арт-терапия (7-ми ступенчатый процесс активизации ресурсного потенциала, посредством изобразительной деятельности);
  • ресурсные расстановки (инсталляции) - групповая психотерапевтическая работа, направленная на активизацию ресурсного потенциала семейной системы;
  • рефлексотерапия (освоение рефлекторных зон и узлов);
  • дыхательная терапия (освоение ресурсов дыхания).

Эти технологии являются самостоятельными методиками проведения психотерапии, но связаны общей теоретической моделью ресурсов человека.

Мы старались создать совершенно независимые от существующих моделей с подобным названием технологии и главной целью ставили задействовать имеющийся, но латентный ресурсный потенциал, с использованием ресурсов доминирующего инстинкта. Для этого разработан пакет диагностических методик, позволяющий осуществлять анализ причин ресурсного дефицита. Высокая адаптивность и ресурс самосохранения, например, позволяет иногда человеку, пережившему тяжелые лишения, кризис, найти в себе такой ресурс, который может сравниться с возможностями сверходаренного человека. Ресурс способностей к сопереживанию гармонии и красоты иногда позволяет человеку создавать универсальные источники блага для большого числа людей в виде музыки, поэзии, фильмов, которые в кризисных ситуациях могут быть спасителями, дать новый импульс к жизни.

Ресурс интеллекта (инстинкт познания) - всем понятная сила, которая отличает нас от животных и позволяет решать сложнейшие задачи.

Ресурс сохранения достоинства, чести не позволяет нам упасть в собственных глазах и дает шанс стать Человеком, дает возможность осознавать свое качество и гордиться своими достижениями.

Проводя пациента через этапы осознания своих возможностей, мы наблюдаем перерождение человека и плодов его деятельности. Вместе с полученными результатами терапии открываются способности к рисованию, пению, музыке и другие таланты.

Ресурсная психотерапия - новая креативная модель работы с клиентом. Апробирован этот подход на следующих контингентах: семьи беременных женщин, имеющих проблемы вынашивания; женщины после потери ребенка в родах или после родов; семьи, потерявшие близких; люди в кризисной ситуации; люди в ситуации развода и разрыва отношений. Клинической базой для проведения исследований явились роддома Санкт-Петербурга, клиника «Амрита».

Наблюдения показали, что эта модель не имеет противопоказаний и эффективна при любых проблемных ситуациях.

При применении данного метода возможно восстановление репродуктивного здоровья у женщин и мужчин с бесплодием, когда никакие методы не приносят успехов.

Пример 1:

Женщина 40 лет, отчаявшаяся в своих безрезультатных курсах лечения от бесплодия и приобретшая невротическое расстройство сна, пришла в терапевтическую группу именно с этой проблемой. Пройдя 5 психотерапевтических групп (1 раз в неделю), отметила восстановление сна, улучшение самочувствия.
Через 4 месяца пришла на занятия в группу по подготовке к родам, так как имела беременность. Побочный эффект терапевтической ресурсной группы - восстановление репродукции.
Женщина занималась в терапевтической группе всю беременность, успешно родила без применения оперативного вмешательства.

Пример 2:

Женщину 38 лет с бесплодием в анамнезе пригласили для работы в группу ресурсной терапии для беременных с осложненным протеканием беременности. Пройдя курс из 10 занятий, женщина отметила улучшение общего состояния здоровья, улучшение взаимоотношений в семье, желание проявлять себя в творчестве. Через 3 месяца она забеременела. Пройдя курс подготовки к родам, успешно родила.

Группа ресурсной терапии для женщин с осложненной беременностью существует уже 10 лет, и результаты говорят об успешной компенсации невротического компонента репродуктивной патологии. Пройдя психодиагностику, женщины проходят сначала курс ресурсной арт-терапии и формируют стабильный пласт позитивных эмоций, поддающихся осознанию и включенных в реальную жизнь, во взаимоотношения в семье.

Далее идет работа с рефлексами и настройка рефлекторных зон, связанных с репродуктивными функциями. Следующий этап связан с формированием ресурсов голосового аппарата, который помогает прочувствовать новые силы, добытые в работе с телом и эмоциями.

Последним этапом является работа по подготовке к родам и родильное умение дается не как технология, а как искусство. Здесь женщины научаются чувствовать свою инстинктивную природу и проявлять ее естественным образом.

Десятилетняя работа терапевтической группы позволила создать уникальную женскую субкультуру рождения, в которой есть место и родильным песням, в которых удачно проявляется инстинктивная потребность голосить, но с чувством внутренней эстетики и любви. Собран объемный материал отчетов о результатах прохождения терапии и родового процесса.

Можно сделать вывод о том, что применение модели инстинктов как ресурсов помогает видеть не патологию и ограничения человека, а его возможности и перспективы развития. При таком подходе к болезни и дисфункции мы опираемся на новое мировоззрение, позитивно ориентированное по отношению к клиенту, подтверждающее его уникальность и неограниченные возможности. Занимаясь общим развитием больного, развивая его ресурсный потенциал, формируется новая реальность, новые силы, новые концепции, которые помогают человеку не только совладать со сложным периодом жизни и его проблемами, но и конструктивно его перестраивать.

Особую роль в этой модели имеют ресурсные расстановки (инсталляции) - это финальная часть работы, которая проходит как групповая психотерапевтическая работа, направленная на активизацию ресурсного потенциала семейной системы больного, через его восприятие. Позиции семейной системы (роли родителей и прародителей и др.) могут инсталлировать участники группы, поэтому не требуется присутствия членов семьи. Работа направлена на созидание нового чувства, новой, более конструктивной эмоциональной ре акции, нового типа отношений в семейной системе.

На наш взгляд, работа с ресурсами - перспективное направление развития психотерапии, которое может применяться в разных клинических и профилактических программах.

Литература:

  1. Ухтомский А.А. Собрание сочинений. Т.1-2. ИМЧ, 1988.
  2. Гарбузов В.И. Концепция инстинктов. - Сотис, СПб., 2000.
  3. Коваленко Н.П. Перинатальная психология. - СПб. ГУ, 2000.

Коваленко Н.,

Сборник научных статей и рабочих материалов к докладам участников II Международной конференции «Философия и психотерапия». Под редакцией С.М. Бабина, В.В. Андрюшина, И.Г. Глуховой. Научное издание. СПб: издательство «Анатолия» 2014. - 232 с. IBSN 978-5-7452-0049-6