ENG
         
hpsy.ru/

../../Лики смертного в новом веке

Интерес человека к смерти - вечная тема, во всяком случае, до тех пор, пока существует человечество. Впрочем, если следовать логике и призывам Лэса Найтона, то нам всем действительно стоит сделать все, чтобы уничтожить себя и освободить планету Земля от «раковой опухоли», разъедающей биосферу. Заодно и навсегда прекратить размышления о загадках смерти. Американец основал движение борцов за добровольное исчезновение человечества как биологического вида в 1991 году в Портленде, штате Орегон. «Жить долго и счастливо вымереть!» - главный лозунг активистов. Сам Лэс добровольно еще в 20 летнем возрасте сделал себе вазэктомию и стал сторонником международного движения «Нулевой рост».

Найтон не только не одинок, но и совсем не попадает под категорию безумца или экстравагантного маргинала. Сэр Дэвид Аттенборо, знаменитый телеведущий и журналист, автор сериалов о живой природе, стал почетным президентом европейского фонда «Optimum». «Не больше двух!», - под таким лозунгом создатели фонда обращаются к народам. Хотя правительства всех развитых стран Европы бьются над проблемой увеличения населения, поощрения рождения третьего и больше ребенка, по мнению Аттенборо и сторонников, многодетные семьи - прямой путь к вытеснению животного мира, к уничтожению прекрасной природы. Одни ученые уверяют, что с таким средним европейским коэффициентом фертильности (родов на одну женщину детородного возраста) как 1.3 - 1.4 европейцы просто напросто вымрут, другие совсем не видят угрозы существования для населения с двухдетными семьями.

Трудно сказать, к каким практическим выводам придут правительства и парламенты развитых стран Европы и Америки, - но, пока человечество существует, оно продолжает настойчиво интересоваться смертью. Приблизиться к ее тайне, глянуть «за» пределы земного существования - искушение для многих и профессионалов, и просто любителей научной экзотики. Вопрос о том, какое место занимает в современной культуре общества потребления феномен смерти, требует отдельного рассмотрения. Во всяком случае, миллионер англичанин Дамьен Херст современный художник, сделал смерть главным источником вдохновения и баснословных прибылей. Другие пока пробуют и экспериментируют. В 2010 году британская продюсерская компания Fulcrum TV объявила о подготовке реалити-шоу, кульминацией которого должна стать мумификация его главного героя. Компания разместила ряд объявлений о поиске смертельно больного человека, который дал бы согласие на демонстрацию собственного умирания и мумификации тела в прямом эфире в течение нескольких месяцев. Пока инициатива англичан осталась всего лишь инициативой, но кто знает, что будет через месяц или год?!...

Интерес к смерти, это и страх исчезнуть навсегда, и жажда постичь тот иной мир, в который ты или твоя душа перейдут. Что ждет человека в то самое роковое, последнее для каждого из живущих мгновении е смерти? Люди старшего поколения помнят бестселлер 70-х Раймонда Моуди «Четыре рода встреч со смертью», в которой автор предложил читателям рассказы о том, что оставалось в тени массовой культуры. Что видит или с чем встречается человек в последнее мгновение, - разумеется, клинической смерти. Рассказы людей, вернувшихся руками медицины и науки к жизни о том, что ожидало их на границах бытия, потрясло воображение миллионов.

Да, теперь мгновение смерти - давно не тайна за семью печатями, доступная только мудрецам. Еще не так давно европейские философия и церковь бравировали тем, что только они сами могут касаться темы смерти. Теперь же рассказы очевидцев о столкновении/встрече со смертью - предмет массового интереса и спроса. Международный фонд и движение Опыт рядом со смертью (NDE) свободно предлагает любому не только познакомиться с роковым опытом других людей, но и рассказать о своем собственном. Рассказы очевидцев на 20 языках - достояние мировой сети. А профессор калифорнийского университета Джон Фишер и его единомышленники проводят постоянные семинары, выпускают немало книг, брошюр, а все только с одной целью: доказать и убедить человека, что мгновение смерти… безболезненно, и, собственно, никаких особых мук и потрясений никого не ожидает.

Но, как ни пытаются многочисленные «активисты»-исследователи привлечь внимание к своей работе и «открытиям» современные средства массовой информации, человек перед мгновением смерти стал банальностью, такой же, как жевательная резинка или набор бытовой техники для кухни.

В начале нового века сложилась парадоксальная ситуация. Мы находимся в эпицентре биотехнологической революции, развития новейших медицинских технологий, фантастических исследований медицины, генетики, биологии. И сама смерть, и представления человека о смерти, и право человека на собственные жизнь и смерть радикально изменились. Говорить сейчас о весе души в момент смерти, перебирать мифы о загробном существовании или высыпать в сеть рассказы о своем опыте «на грани жизни и смерти» это все равно, что в память о Стиве Джобсе принести на его свежую могилу конторские счеты, и начать объяснять молодому поколений с айфонами в руках достоинства арифметических действий на таком древнем механизме.

И сама смерть, и убийство себя или себе подобных обрели совершенно иные смыслы и стали законным элементом практики здравоохранения, систем страхования, права всех развитых стран.

Еще полвека назад мгновение смерти было «неделимым атомом» культур развитых стран. Констатация смерти на основании остановки дыхания и сердцебиния лежала в основе медицинской и юридической практики столетия и тысячелетия. Но, с появлением в 1968 году принципиально нового критерия смерти - «смерть мозга» стало возможным признать мертвым тело, которое пусть и искусственно, но продолжает дышать, а сердце бьется. Пока любители продолжают собирать истории о встречах со смертью, трансплантология стала законной частью современной медицины с конца 80-х во всем развитом мире. Конечно, из такого «живого трупа» можно добыть любые органы для пересадки, и, что самое главное - совершенно свежие органы, в которых еще не начались процессы разложения. Знаменитую комиссию Гарвардской медицинской школы до сих пор упрекают в том, что именно защита незаконных операций по трансплантации органов стала главным стимулом изобретения нового критерия смерти в далеких 60-х.

Впрочем, критики «смерти мозга» не так уж безосновательны. Действительно, как можно называть «трупом» тело беременной женщины, которой констатировали смерть мозга, но, плод которой продолжает жить? Современная медицина может поддерживать искусственно такие «беременные трупы» месяцами, пока на свет, из утробы мертвой матери не появится ребенок. Один из самых известных подобных случаев, - смерть мозга калифорнийской женщины Триши Маршалл в далеком 1994 году. Ее родители получили-таки своего долгожданного внука Дариуса через 4,5 месяца, после того, как их дочери констатировали «смерть мозга» в результате тяжелого огнестрельного ранения в голову. Случай Маршалл породил не только международные дебаты о критериях смерти человека, но и бестселлеры того времени о современной смерти и судьбе несчастной Триши.

Новый критерий смерти стал возможен, прежде всего, благодаря работам и открытиям советской медицины. Когда в тридцатых годах прошлого века будущий академик Владимир Неговской начинал работать в лаборатории сталинского ученого Сергея Брюхоненко, мир не знал еще ни «клинической смерти» и «биологической»; не знал, что само «мгновение» смерти, на самом деле - процесс, которым можно и нужно управлять. Мир не знал еще «реаниматологии» - она появилась как законная отрасль медицины в 1961 году руками советской медицины, как и первый в мире институт реаниматологии, созданный В. Неговским. Мемориальная доска Сергею Брюхоненко, создателю аппарата искусственного дыхания находится до сих пор на одном из домов на проспекте Мира в Москве. Что такое «реанимация» знает, пожалуй, любой школьник, но вряд ли найдутся те, кто смогут объяснить, чем знамениты Сергей Брюхоненко и Владимир Неговской. Возможно именно поэтому, в год в России проводят около 500 пересадок почек, тогда как в США около 40 тысяч….

«Смертных» парадоксов в современной культуре предостаточно. Кроме того, наука, медицина и массовая культура, как правило, недолюбливают друг друга. Пока обычные граждане пытаются разглядеть «мгновение смерти», современная медицина заявляет, что сама смерть - это всего лишь произвольная точка на линии жизни, точка, которую ставят врач и технологии. Пока одни коллекционируют высокие размышления о смерти, другие категорически заявляют, что смерть - это строго биологическая концепция и философии/церкви здесь делать нечего.

Но, не все так просто. Наука тоже умеет попадать впросак. Когда-то считалось, что каннибализм у древних племен был изобретением цивилизованного лицемерия. Об этом Майкл Крайтон, писатель и автор сценария «Парка Юрского периода», говорил в своей знаменитой речи 2003 года, как о примере предрассудков и «дикости» цивилизованного сознания. Впрочем, в документальных фильмах о живой природе 60-хи 70-х и животные, как правило, никогда не охотились и не поедали друг друга на глазах у миллионов телезрителей.

Зато теперь мы спокойно можем не только читать о том, что древние, например, фракийцы времен Древнего Рима, употребляли головы убитых врагов в пищу, и особенно любили головной мозг, - они разрубали черепа и прямо через отверстия высасывали все содержимое до последней капли без всякой тепловой обработки продукта. Одним из фракийцев был легендарный Спартак, предводитель самого большого восстания рабов в древнем мире. Мы теперь спокойно относимся и к тому, что племена, до сих пор обитающие в лесах Южной Америки, используют пепел сожженных трупов своих сородичей для приготовления особой банановой пасты, и с удовольствием употребляют ее в пищу, дабы не нарушать единство окружающего мира и своего племени. И нынешние племена Полинезии спокойно практикуют каннибализм, - что теперь могут сказать отпетые гуманисты?

А, собственно говоря, они ничего и не говорят. Знаменитый Филипп Нитцке, австралийский врач, бесноватый пропагандист эвтаназии, книги и деятельность которого постоянно попадают под запрет на зеленом континенте, дважды становился гуманистом года (2005 и 2006). Очевидно, что деятельность его и сторонников - бесплатная раздача всем желающим особого набора для осуществления эвтаназии, являются таким же гуманным действом, как и доставка гуманитарной помощи голодающему населению африканских стран. В его знаменитый набор для эвтаназии «Уход по-австралийски» (Aussie Exit Bag), входят полиэтиленовый пакет с резинкой для плотного прилегания к шее и снотворная таблетка. Пакет на голову, таблетку под язык, и - все проблемы решены, - смерть во сне, - о чем еще только может мечтать человек?! 150 наборов доктора Нитцке распространялись без инструкции по применению, соответственно, какие претензии могли предъявить власти?

Теперь такие наборы - законный элемент современной культуры, такой же, как и машина смерти Джека Кеворкяна, выставленная на днях на аукцион в США. «Доктор Смерть» помог отправиться на тот свет из самых гуманных побуждений 130 человекам. Не только был досрочно по состоянию здоровья выпущен из американской тюрьмы, но и попытался баллотироваться в сенаторы, правда, его продвижение в современную политику прервала его собственная смерть 3 июня 2011 года. Кстати, «само»-убийство с помощью «машины» проходила в том же глубоком сне «пациента». А, кроме того, Кеворкян, как настоящий современный гуманист, продумал и особую кнопку на своем аппарате, с помощью которой любой мог успеть остановить попадание в кровь смертельных растворов, на тот случай, если человек решался вернуться к жизни…

Современники не так непрактичны, как варварские племена, чтобы тратить драгоценные трупы на приготовление особых блюд к семейному ужину. Труп, и, пожалуй, любые его части - часть международного бизнеса, который развивается последние четверть века по странам и континентам. К 90-м трансплантология стала законной частью медицинской практики и здравоохранения во всех развитых странах. А вместе с новейшей отраслью медицины немедленно появилась торговля органами, - Саверио Морабито, бывший член мафиозного клана «Ндрангеты» сказал: «Бизнес будущего - незаконная торговля органами. Достаточно одной клиники и пары докторов, и из одного человека можно извлечь кучу органов».

Торговля органами, по мнению специальной группы Bellagio Task Force Международного Красного Креста, действительно стремительно развивается. С Юга на Север, от цветных к белым - таковы стратегические маршруты потока органов для нужд многотысячных «списочников» в Европе и Северной Америки. Заголовки газет во всем мире красноречивы, - собственно, говорят сами за себя.

Дело «чёрных трансплантологов»: украинцев разбирают на запчасти. Торговля людьми в Молдавии приняла угрожающие размеры. ЕС ограничивает туризм, связанный с торговлей внутренними органами. В Ираке процветает продажа тел убитых и живых: $1000 - за печень, $50 - за голову

Торговля человеческими органами категорически запрещена Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и уголовные кодексы этих большинства стран мира, включая все развитые страны. Однако, все громче и громче раздаются голоса врачей и практиков здравоохранения: а почему нельзя торговать органами?! Почему кровь и сперма - законный товар на рынке медицинских товаров и услуг, а почка или печень нет?! Одни, например американцы, пытаются в отдельных штатах спрятать проблему в круг благотворительности: за «подаренный» орган (почку) человеку полагается бонус порядка тысячи долларов.

Другие же, как например Бэрри Якобс, американский врач действуют без всяких сомнений. Он основал еще в 1983 году международную биржу почки, и до 1990 успешно организовывал порядка 2000 продаж в год. Главным источников драгоценного товара стала Индия. Впрочем, посредники не ленились отправляться в индийскую глубинку и там уже полуграмотным крестьянам рассказывать любые сказки. Конечно, брокеры от трансплантологии нагрели руки на дремучести подопечных Джавахарлала Неру и Индиры Ганди так, что просто изумляешься, т.е. зачастую, оставляли несчастных «доноров» без желанных 2 - 3 тысяч долларов, к тому же, - умудрялись работать сразу с целыми деревнями, т.е. оптом, - проще уговаривать, да и дешевле.

Справедливости стоит сказать, что именно деятельность Бэрри Якобса послужила, в том числе, тем самым катализатором, который заставил ВОЗ принять соответствующие законы. Однако то, что хорошо для развитых стран, совсем не обязательно для неразвитых в западном понимании, или для авторитарных и диктаторских режимов, например, Китая. Коммунисты Поднебесной торгуют органами расстрелянных заключенных, не отстают от них и власти Тайваня. Хотя западные правозащитники и решительно осуждаю политические режимы указанных стран, граждане тех же Соединенных Штатов, как и других развитых стран, совсем не обременяют себя размышлениями о зле коммунизма или законами о торговле человеческими органами. Когда страдает член семьи, когда в очереди за органом приходится «стоять» не один месяц, чего-чего, а суть коммунизма и его влияния на развитый мир меньше всего занимает сознание родственников больных…

Современный мир перевернулся с ног на голову, - то, что еще не так давно было явным злом и не требовало обсуждения, теперь становится законной практикой. Но, парадокс современного мира: чем менее развито сознание граждан той или иной страны, чем менее развиты системы здравоохранения и страхования, тем громче голоса в защиту традиционной этики и заповедей вроде: «Не убий!». И, тем более жуткие формы принимает современное стремление человека к фундаментальному праву на собственную смерть. Такое же неотъемлемое право, как и на собственную жизнь.

Когда 32-летняя Наталья Баранникова в городе Волгодонске обратилась к 16-летней Кристине Патрине и 13-летней Марте Шкермановой за помощью, меньше всего она рассчитывала на такой исход дела. Парализованная в результате автоаварии молодая женщина, решила, наконец, свести счеты с жизнью и пообещала девчонкам золотых изделий на сумму 8 тыс.103 рубля. Быть обузой для своей семьи, прекрасно сознавая бесперспективность лечения, непростая задача. Вряд ли малолетки отдавали себе отчет в том, что происходило в сознании Натальи, - золото все еще не потеряло своей цены и блеска, особенно в глазах подростков из маленького российского городка. Однако они не сумели с помощью шприца пустить воздух по венам парализованной женщины, и, отчаявшись стать законными обладателя золотых украшений просто напросто задушили Баранникову веревкой в ее собственной ванной. Не стоит, пожалуй, представлять себе все муки, через которые, в конце концов, прошла Наталья перед смертью. Добавим лишь, что подростки успели реализовать золото в местных ломбардах всего на сумму 4,75 тыс. рублей. Ростовский суд 7 декабря 2007 года приговорил и Кристину, и Марту к 4,5 и 5 годам соответственно пребывания в воспитательной колонии. Суд справедливо расценил действия девочек как убийство по найму и по предварительному сговору лица, заведомо для виновных находящегося в беспомощном состоянии.

А в июле этого года знаменитый Тэрри Прачетт, британский автор «Плоского мира», общее количество тиражей книг которого превысило 50 миллионов, начал собирать документы для обращения в знаменитую цюрихскую клинику Dignitas. Пратчетт уже сделал документальный фильм «Выбирая смерть». Главный герой, миллионер Питер Смидли, узнав, что болен неизлечимо, отправляется в Dignitas и просит «помочь ему умереть». Глава клиники Людвиг Минелли, в прошлом адвокат, а ныне уважаемый член уважаемых коллегий юристов Европы, в соответствии с современными законами и по строго медицинским показаниям, предоставит любому желающему квалифицированную помощь. Тяжело болен и хочешь уйти из жизни? Никаких проблем. Минелли и его коллеги предоставят тебе возможность спокойно перейти в мир иной. Никаких веревок и мучительного удушения в собственной ванной, - современные технологии научили нас творить любые чудеса, во всяком случае, спокойно помочь умереть. К марту 2008 года клиника оказала услуги 880 человекам по скромной цене - 7,5 тысяч евро с каждого свободного гражданина.

И, хотя граждане Цюриха решительно протестую против того, что урны с прахом оказываются в местном озере, то есть нарушают законы экологии, а сами швейцарцы решительно протестуют против приезда иностранцев в клинику Людвига Минелли, отделение Dignitas уже открыто в Германии. К тому же, как уверяет швейцарская пресса, здание клиники расположено в совершенно неприглядном месте - промышленной районе на краю города. Очевидно, критики адвоката Минелли полагают, что будь клиника расположена в фешенебельном округе, гуманизм мог бы торжествовать?

Тэрри Прачетт не только здравомыслящий человек - если поставлен диагноз болезни Альцгеймера, возможно, не стоит дожидаться того, что твое изуродованное болезнью тело в инвалидной коляске станет достоянием твоей семьи и миллионов поклонников. Создатель знаменитого юмористического фэнтези «Мор, ученик Смерти» еще и практичный человек, - к чему обращаться к непрофессионалам? Хотя смертельные дозы препаратов и подробные инструкции по их применению доступны любым гражданам современной Европы в специальных брошюрах и на сайтах организаций сторонников эвтаназии, лучше воспользоваться квалифицированной помощью клиники Dignitas…

А что же законодательство и гуманисты развитых стран? Они в растерянности. В той же Великобритании, например, уже открыто и начало деятельность отделение «Hemlock society» международного сообщества в поддержку эвтаназии. Его создатель и вдохновитель Дерек Хармпфи, почтенный американский гражданин почтенного возраста, помог отправиться на тот свет двум своим женам. Не только выполнил свой долг гуманиста, но и написал знаменитые книги, прежде всего «Final Exit» (Последний исход), разработал многочисленные брошюры, методические рекомендации и выразил автору этих строк надежду, что его идеи обретут последователей в России и посетовал, что не может посетить загадочную для него страну на евразийском континенте. Что поделаешь, возраст!

Кстати, «Hemlock» в переводе с английского - болиголов, ядовитое растение. По мнению современных исследователей, знаменитый афинский философ Сократ выпил чашу яда по приговору суда, но не цикуты, как считалось ранее, а именно отвара болиголова - симптомы умирания Сократа, описанные в диалогах его ученика Платона, очень похожи на симптомы отравления именно этим ядом. Отношение к собственной смерти древнегреческого философа Сократа во многом определили отношение к смерти христианских теологов и европейской философии….

Современное законодательство частенько обвиняют в лицемерии, и, вполне справедливо. 18 марта 2005 года в США согласно постановлению суда штата Флорида, прекратили существование 41-летней Терри Шиаво, 15 лет находящейся в коме. Борьба ее мужа за право умереть для собственной жены, обеих палат Конгресса, президента Джорджа Буша окончилась победой, так сказать, несчастной женщины, - врачи прекратили насыщать ее изуродованное тело питательными растворами и она умерла. Одни обвиняли в лицемерии Джорджа Буша, другие - мужа несчастной Терри. Но, и тот, и другой опирались на действующие законы!

Увы, сама Шиаво ничего не могла сказать и не сказала в поддержку решения своего мужа, - она не могла ни говорить, ни адекватно реагировать на всех окружающих. Возможно, Терри отчаянно протестовала, - кто знает?! А вот англичанка Диана Претти не только не молчала, но и смогла еще защитить своего мужа от уголовного преследования. 42-летняя женщина скончалась 4 декабря 2004 года в знаменитой швейцарской клинике, но по решению и разрешению… британского суда. Она страдала неизлечимым неврологическим заболеванием, не могла передвигаться, говорить, есть, пить, да и общалась, увы, с помощью специального устройства на инвалидной коляске. Ее муж был согласен с ее решением - добровольно уйти из жизни. Однако, Лондонский суд, с подачи местных властей, предупредил несчастного мужа: его действия будут расцениваться как уголовное преступление, если он поможет жене добраться до Швейцарии. Однако сама Диана Претти оказалось решительной и настойчивой женщиной.

Она добилась(!) пересмотра дела в Верховном суде Великобритании, который 30 ноября 2004 года отменил временное постановление, запрещающее эту поездку. Чего это стоило женщине, прикованной к инвалидному креслу, утратившей способность и писать, и общаться, можно только себе представить.

Но, согласитесь, - запрещать эвтаназию в своей стране, но отнюдь не запрещать поездку в клинику другого государства для осуществления того, что является уголовным преступлением в родном государстве, граничит, мягко говоря, с лицемерием. К тому же, так ли уж безупречны аргументы активных противников эвтаназии? Если в них нет изъяна, и позиция, разумеется, церкви по этому больному вопросу, непоколебима, тогда как объяснить факт, например, существования мизерокордии в руках монахов в Средние века?

«Мизерокордия» - милосердие, кто спорит. Но мало кто вспоминает о том, что мизерокордия - прообраз офицерского кортика, тот самый длинный и тонкий кинжал с крестообразной рукояткой, с помощью которого было удобно добивать тяжело раненых рыцарей на поле боя, - тонкое лезвие позволяло делать это сквозь небольшие отверстия в доспехах, а крестообразная рукоятка позволяла тут же обратиться с крестом в руках с молитвой к небесам….

Разумеется, спартанцы были жестокие варвары, когда сбрасывали неполноценных новорожденных в пропасть, - хилые и убогие младенцы не могли портить великий спартанский род. Таким же был Адольф Гитлер в ХХ веке, когда он обратил внимание на письмо немецкого отца к фюреру, в котором родитель просил вождя нации прекратить существование своего маленького ребенка-урода, описывать которого здесь, значит потрясать воображение любого нормального человека. Печально известная программа нацистской эвтаназии Т-4 была разработана и принята потом. А в начале, - фюрер «внял мольбам» несчастного отца, так же, как внимают мольбам родителей теперь сострадательные врачи - на каждый случай эвтаназии новорожденных, о котором врачи оповестили специальные органы, приходится минимум 5 случаев, о которых умалчивают, признаются, например, голландцы.

Возможно, когда современные немецкие и итальянские хирурги совсем не протестуют против того, чтобы использовать «на органы» анэнцефалов - младенцев с тяжелым нарушением внутриутробного развития, они все еще находятся в инерции неизжитого наследия мрачных времен фашизма Муссолини и нацизма Гитлера. Конечно же, американцы, например, категорически протестуют против того, чтобы таких младенцев - рожденных без коры головного мозга, объявлять «не людьми», коль скоро они абсолютно лишены возможности сознательной деятельности. Да, такие дети могут чихать, улыбаться, морщиться, но никакие осмысленные действия им недоступны. К тому же, их физическое существование - предмет особого ухода и забот медицины. Добавим, - дорогостоящее занятие. Таких младенцев рождается 3 - 4 на тысячу, статистика, увы, характерная и для России.

Нацизм безусловное зло, справедливо считают многие и во многих странах мира, кто спорит? И… Франция принимает законы в пользу пассивной эвтаназии. А в… Голландии в 2002 году University Medical Center Groningen выпустили в свет специальный протокол, - список показаний для выполнений эвтаназии и отчетность о ее проведении у новорожденных с тяжелыми неизлечимыми болезнями. А сами голландцы, правозащитники и общественные деятеля утверждают, что и в других странах имеет место эвтаназия смертельно больных новорожденных, о которой мало кто знает.

Кто прав?!

Противники эвтаназии в качестве альтернативы предлагают развивать сеть хосписов и для взрослых, и для детей. Поддерживать неизлечимо больных, облегчать их страдания и боли до самого последнего мгновения - благородная задача. Хосписы и движение в их поддержку существуют во всех развитых странах, и в прошлом году в отчете знаменитого центра биоэтики Hastings Center (США) появилась статья о фактах злоупотребления и нарушения своих же заповедей представителей хосписов в штате Орегон. Это единственный штат, в котором разрешена эвтаназия в Америке, и именно там факты проведения… эвтаназии на дому сотрудниками хосписных центров стали достоянием общественности и расследований специальных служб.

«Сторонники эвтаназии подрывают движение хосписов изнутри!» - заявляют активисты Международного объединения. Кто же знает наверняка? В современном мире глобализации, новейших технологий каждый день человечество стоит перед новым выбором. Никто не может утверждать что-либо наверняка, никакие концепции и теории не могут претендовать на последнее слово.

Например, противники критерия «смерть мозга» предлагают вместо противоречивого определения новой смерти назвать все своими именами: признать, что в каждом случае констатации смерти мозга речь идет о факте пассивной эвтаназии, то есть умерщвления пациента. При этом, они не протестуют против факта необходимости «забора органов» для многотысячных нужд современной трансплантологии.

Суицидологи, то есть практики, которые занимаются профилактикой и лечением самоубийств и самоубийц, не могут объяснить, почем попытка совершения самоубийства - нарушение психики, которое требует активного вмешательства специалиста врача, а движение в пользу активной эвтаназии отнюдь не обращается к проблемам психического здоровья неизлечимо больных пациентов. К тому же, законы, по которым человек, совершавший попытку самоубийства, подвергался… уголовному наказанию, существовали во всех цивилизованных странах. В России - до 1919 года. Но, не спешите обвинять или поощрять большевиков в поддержке права или запрета на самоубийство, в Великобритании такие законы были упразднены в начале 60-х.

Так что же, - самоубийство - бич современного мира развитых стран, болезнь развитого цивилизованного сознания? Или это очередное заблуждение науки, с которым, волей или неволей, человечеству необходимо расстаться?

Убийство себе подобных - абсолютное зло, или очевидное благо, коль речь идет о пользе, которую в прямом смысле этого слова можно извлечь из убитого тела?

Феномен смерти и смертного человека в современном мире путает все карты традиционных представлений, культур, религий. Любопытно, что когда в 1957 году Международный Конгресс анестезиологов, озабоченный тем, что «развитие технологий искусственного поддержания жизни делает проблематичным медицинское определение момента смерти, обратился к тогдашнему главе католической церкви папе Пию ХII с просьбой разъяснить, чем им следует руководствоваться, проводя границу между жизнью и смертью человека, тот ответил, что уточнять определение смерти - дело не церкви, а врачей».

Настало время серьезно разобраться и в современном феномене смерти, и в самом смертном человеке. Теперь уже невозможно говорить только о суициде или критерии «смерти мозга», об эвтаназии или каннибализме, об альтернативном погребении или убийстве коматозных пациентов, о хосписах и тренингах в крупных корпорациях. Например, специальные занятия в «Samsung», в Японии, в которых главным действующим лицом становится смерть - менеджеры среднего звена занимаются на специальных семинарах подготовкой к своей будущей смерти, выбирают себе и гроб, и последнюю одежду, учатся писать завещание и, под конец курса, укладываются в облачении покойника в свой собственный гроб. Они слышат, как участники семинара сыплют искусственную землю на крышку их гроба в специальной нише в зале, где проходят занятия, последние слова, которые звучат на их «могилой», а, затем «восстают» из собственного гроба, переодеваются, благодарят наставника и отправляются дальше работать. С новыми силами и чувствами - наверняка.

Но как современные общества сумеют осмыслить смертную природу человека, саму смерть и убийство себе подобных?

Ответов пока не найдено.

Роганов С.В.,

См. также
  1. Роганов С.В. Смерть человека: парадоксы смертного существования
  2. Роганов С.В. Советская смерть как проект Homo mortalis
  3. Роганов С.В. Критерий "смерти мозга" и трансформация феномена смерти в современной культуре
  4. Роганов С.В. Манифест Homo mortalis
  5. Роганов С.В. Критерий "смерть мозга" и трансформация понятия смерти в современной культуре (Автореферат диссертации)
  6. Роганов С.В. Политический тупик трансплантологии
  7. Роганов С.В. Малые войны нового века
  8. Роганов С.В. Бессмертная смерть
  9. Роганов С.В. «Черный феномен» свободного сознания
  10. Роганов С.В. Биологическая смерть и смерть мозга: диалог философии и биоэтики.
  11. Роганов С.В. Метафизика смерти