ENG
         
hpsy.ru/

../../Динамика переживания вины в экзистенциальном анализе

«Чувство должно вырасти; пока оно
не вызреет, ничего не произойдет»
А.Лэнгле

Благодаря феноменологическому методу, которым пользуется экзистенциальный анализ, мы можем рассмотреть процесс переживания вины, который невозможно «сделать», как невозможно волевым усилием сделать ни одно персональное переживание по этапам.

«Как бы то ни было, человек не избавлен от того, чтобы не сталкиваться со своей ограниченностью, которая включает то, что я называю трагической триадой человеческого бытия, а именно, - болью, смертью и виной. Под болью я имею в виду страдание; две другие составляющие трагической триады представляют собой двойственный факт человеческой смертности и неизбежности ошибок» - пишет В. Франкл в своей работе «Воля к смыслу» [8, с. 18]. Мы попробуем подробно рассмотреть одну составляющую их этой «трагической триады», а именно - вину и проследить, как феномен вины связан с экзистенцией (центральным понятием экзистенциального анализа), с проживанием четырех фундаментальных мотиваций человека, с его ответами на вопросы: во-первых, самой возможности Бытия-здесь; во-вторых, ценности жизни, в-третьих, оправдания в воплощения в жизни Собственного; и, в-четвертых, смысла экзистенции, когда человек обнаруживает себя в более крупной системе взаимосвязей и, исходя из предыдущих трех предпосылок осуществляет свою жизнь.

О чувствах современному человеку говорить не просто, а о вине человеку говорить, на наш взгляд, особенно тяжело, ведь словами Лэнгле - «Чувства - это «нижнее белье человека. Показаться на людях в нижнем белье неловко и даже постыдно» [7, с. 154].

Кроме того, что любое чувство мотивирует человека на то или иное действие, Лэнгле отмечает, что с помощью чувств человек может ориентироваться в себе самом и мире, так как: «Чувства - это основа и сила для мотивации, т.е. чувства - это начало и окончание действий…они указывают и предупреждают, привлекая к чему-то наше внимание » [7], поэтому важно не отодвигать свое чувство, каким бы тяжелым оно не казалось, а стараться его «исследовать». В противном случае, если человек начинает игнорировать свои чувства, отодвигать их, они приобретают неограниченную власть над ним, и тогда человек будет вновь и вновь защищаться от своего чувства и все меньше понимать его содержание. А понять содержание чувства для человека крайне важно, т.к. за каждым чувством - стоит ценность. И именно о затронутости той или иной ценности, о ее состоянии, о том в каких отношениях с ней находится человек, с человеком говорит то или иное чувство в нем.

Особенно это важно, если речь идет о неприятном, тяжелом чувстве, таком, как вина, переживая которое, человек испытывает страдание и боль, а поэтому и может оценивать его, как угрозу для себя. В силу этого вина может не приниматься человеком, и из-за своей «непринятости» - недооцениваться им или отодвигаться.

В экзистенциальном анализе выделяют 3 формы феномена вины: реальная вина; вина, как ошибка; чувство вины.

Реальная вина возникает в результате того, что человек в конкретной жизненной ситуации через диалог со своей Совестью оценивает стоящую перед ним под вопросом ценность, как хорошую и правильную, как верную для воплощения, а принимает решение и совершает конкретный поступок в соответствии с другой ценностью, т.е. «когда человек поступает вразрез с осмысленной ценностью» [6, с. 94].

Таким образом, вина в самом высшем своем проявлении основывается не на «платформе норм и правил», т.е. не рассматривается прежде всего, как поведение не соответствующее предписаниям или закону: вина базируется на основе смысла, когда человек совершает осознанное предательство обнаруженного им смысла в конкретной жизненной ситуации и, таким образом, этим закрывает себе «доступ» в свою аутентичную жизнь.

При работе с реальной виной на одном из этапов терапии важно прояснить: почему человек выбрал и руководствовался в своих действиях другой ценностью, в силу каких причин именно она стала важней для воплощения в тот момент.

Вина-ошибка возникает если человек, занимая личностную позицию и слушая голос Совести, при выборе ценностей на момент принятия решения не обладает достаточной информацией о ситуации или даже о себе самом. В результате этого ценность, которую он хочет прожить в своем конкретном действии, определяется им на тот момент верно, но впоследствии, когда с течением времени человек становится обладателем большей информации, он начинает оценивать эту выбранную ценность, как ошибочную и неверную, и свои действия считать неправильными, испытывая вину.

Чувство вины возникает, если человек не может по различным причинам оценить ценность и согласовать ее со своей Совестью, чтобы занять персональную позицию и принять решение. В силу того, что персональная позиция не занимается, у человека возникает аперсональное поведение, которое переживается, как ощущение тупика, отчаяния, бессмысленности и невыносимой тяжести, так как. Совесть раз за разом оценивает такое поведение человека, как неправильное и неоправданное. Такое поведение снижает экзистенцию, и человек ощущает чувство вины.

Вину в экзистенциальном анализе можно рассматривать, как дар, человеческий талант, как чутье к жизни по Совести, т.е словами Лэнгле «к бытию Личностью, к тому веду я себя аутентично или нет, т.е. соответствую ли я и своей сущности и ценности той ситуации, в которой я нахожусь» [6, с. 114]. Только в практической работе психолога или врача-психотерапевта очень важно понимать, какую именно из этих 3-х форм вины переживает человек, т.к. виной он может назвать для себя любую из них, а тактика работы при этих трех формах может существенно отличаться.

Человек в своей целостности описывается в теории экзистенциального анализа в трех ракурсах: он одновременно телесное, психическое и духовное.

Рис. 1. Три измерения человека

Рис. 1. Три измерения человека

Эти три измерения в действительности у человека неразделимы и находятся, в сложной взаимосвязи, когда он присутствует в своем переживании вины. Каждое из них имеет собственные содержания и движущие силы, которые могут конфликтовать с устремлениями другого измерения.

Вину человек переживает глубоко и тяжело, т.к. вина - это очень важный сигнал, который указывает человеку через физический и психодинамический аспекты его существования на угрозу его бытию Личностью.

На уровне физического тела: вина наваливается на человека всей тяжестью этого переживания и заключает в свои мучительные объятья. У человека часто возникает чувство физической трансформации, тело становится другим, кажется, что в нем что-то происходит, так оно сопровождает человека в переживании вины. Часто вину описывают, как физически тяжелое чувство, тяжесть в теле, тяжесть в груди, на сердце, боль, поза приобретает сгорбленные плечи, некоторые отмечают потерю аппетита, бессонницу, снижение физической активности. Тело как бы принуждает человека остановиться, «выпасть» из привычного временного ритма и сосредоточиться на нечто важном для себя, на том важном, от которого уже нельзя уйти и отмахнуться. Тело призывает искать опору в себе, просит обрести равновесие, когда человек противостоит такой тяжести переживания.

На уровне психических процессов в переживании вины у человека прослеживается повышенная мыслительная деятельность - мысли об одном и том же, которые не отпускают, человека держат воспоминания о ситуации его проступка. Эта максимальная вовлеченность в переживание собственной вины не только концентрирует человека на важной духовной работе, но еще и стимулирует к внутреннему диалогу. Появление и других «депрессивных» чувств печали, страха, грусти, сожаления - говорят о непрожитой ценности, о ее утрате. У человека, переживающего вину, возникает желание сузить до минимума свои социальные контакты, быть в одиночестве. Затем, когда к человек приходит к раскаянию, у него возникает желание исповедаться, открыться в совершенном действии, которое он не согласовал с Совестью. Он хочет активно действовать, просить прощение, совершать какие-то конкретные и реальные поступки, чтобы у другого человека след от причиненного вреда стал меньше.

На принципиально необъяснимом и непознаваемом уровне человеческого бытия Person, человек может или не может (в переживании чувства вины) наладить разговор со своей Совестью, отнестись к своим переживаниям вины творчески, чтобы суметь занять определенную дистанцию по отношению к своей вине, обнаружить для себя ее ценностное содержание и интегрировать ее в свою уже имеющуюся ценностную структуру, понять, принять ситуацию в целом и увидеть себя в своей жизни, как настоящей, так и будущей.

Необходимо помнить, что вина затрагивает как внешний, так и внутренний мир личности человека. Когда человек поступает вразрез со своей осмысленной ценностью, нанося вред другому, он в этот же момент наносит вред себе, изымает себя из бытия Личностью и своего аутентичного бытия.

Вина высвечивает двойную несправедливость и к другому, и к себе самому - важно помнить и об этой второй доле вины. И здесь вина - как обращение Личности к «Я» человека, как призыв к встрече, диалогу и бытию им Личностью.

Рис. 2. Два полюса переживания вины.

Рис. 2. Два полюса переживания вины.

Вина ставит перед человеком ряд задач, которые он, переживая от этапа к этапу, должен решить для себя с двойной установкой: открытости к миру и с внутренним диалогом с самим собой. По сути, решение этих задач человеком, свободное прохождение им следующих этапов, и является динамикой переживания вины. Очень поддерживающее и красиво пишет А. Лэнгле: « Иногда вдруг поднимается из собственной глубины поток печали, застревающий камнем за грудиной, комком в горле. И мы одновременно переживаем жестокое требование разрешить эти загадки, понять, происходящее с тобой» [6, с. 165].

Первый этап - человеку, переживающему вину необходимо для себя прояснить саму ситуацию вины, т.е. увидеть и понять ее конкретику - в чем очень конкретно он находит для себя именно в этой ситуации свою вину.

В общем виде ни одна потребность человека не разрешима, и решение необходимо принимать каждый раз очень конкретно в индивидуальности бытия каждого конкретного человека. Неслучайно, мысли о совершенном проступке «преследуют» человека, дают ему возможность раз за разом пережить ситуацию вины, увидеть ее во всех деталях, понять ее конкретику. Человеку важно мужественно быть в ситуации своей виновности, смочь на нее смотреть этим двойным взглядом и с доверием к себе - пережить внешний полюс бытия Личностью, когда он видит ситуацию глазами других ( что на это скажут другие - и тут возможно присоединение стыда, как некий «показ собственного интимного»). И также важно пережить внутренний полюс этой ситуации, посмотреть на себя глазами своей Личности, и в этом взгляде мужественно и с доверием к себе выдержать и принять себя, как виновного.

Важно установить с ситуацией своей вины близкие отношения, уделить этой ситуации время, «хотеть заниматься ее разбором», а также установить близкие отношения с самим собой, «хотеть разобраться в себе самом» в этой непростой ситуации собственной виновности. Человеку важно признавать ценность того, что он занимается переживанием своей вины, того, что с уважением рассматривает эту ситуацию во всех ее деталях, принимает ее всерьез и признает ценность, и таким же образом поступает по отношению к самому себе - принимает всерьез и признает ценность самого себя.

На этом первом этапе переживания вины человек получает для себя «конкретное видение» той ситуации в мире и в себе самом, в которой он пошел против своей Совести, решив выбрать проживание иной ценности в себе, тем самым, навсегда утратив тот единственно правильный для себя, но так и непрожитый, нереализованный смысл ситуации.. На этой стадии человек дает «право быть» всем свершившимся фактам своего проступка, и тем самым формирует для себя доверие, опору и мужество в своем переживании вины, чтобы дать своим чувствам свободу, дать им быть в себе, дать быть любым чувствам, порой очень тяжелым.

Второй этап переживания вины - человек старается понять для себя ситуацию своей вины: переживание собственной виновности многими респондентами описывается, как очень сильное. И оно может сделать человека несвободным, захватить так, что он утратит всякую способность не только к пониманию своих чувств, но и к внутреннему диалогу с собой. Человек может быть захвачен и подавлен силой впечатления собственной виновности, обескуражен своей слабостью. Это очень важная задача, т.к. именно внимательное вглядывание в детали, возможность вслушиваться, не спешить, возможность отложить в сторону посторонние мысли - даст мужественно и сосредоточенно объяснить себе - что это было во мне? Понять свою первичную эмоцию, ее феноменологическое содержание.

О понимании первичной эмоции в аспекте анализа феномена вины, ее возникновения и динамики, несколько слов сказать необходимо.

Любая эмоция содержит в себе свое начало - и оно всегда бывает едва ощутимым, мысленно непроработанным, но содержит в себе очень ценностное содержание - т.к. в ней есть первичная оценка воспринятого человеком:

  • это отношение воспринятого к базовому отношению к жизни (субъективная сторона отношений);
  • отношение к базовой ценности (объективная сторона отношений);
  • реакция, которая запускается этим восприятием.

И то, как человек привык, умеет и может обходиться со свой первичной эмоциональностью, может во многом свидетельствовать о том, насколько персональное, аутентичное бытие у него получается вести в повседневной жизни.

Процесс интеграции первичной эмоции, согласно экзистенциальному анализу эмоций, происходит в пять этапов: это восприятие; понимание; оценка совести (оправдание); занятие определенной позиции \ принятие решения и рациональное действие.

Поэтому чтобы ценностное содержание первичной эмоции человек смог для себя распознать, ее сила должна соответствовать физическому и психо-эмоциональному состоянию человека. И только при этом условии феноменологическое содержание первичной эмоции «не пропадет», и ценность, которую она в себе, как предвестница, несет для человека, им в дальнейшем будет достигнута.

Рис. 3. Сила первичной эмоции и достижение ценности

Рис. 3. Сила первичной эмоции и достижение ценности

Внимательность к конкретным деталям этого этапа важна без потери мужества, доверия и пространства для эмоций. Ведь человек ощущает вину, как что-то очень тяжелое и неприятное, а это ощущение может смешиваться с переживаниями ценности, и как следствие рождается чувство неудовольствия, которое в свою очередь привносит новые другие чувства неудовольствия. Так конкретная вина может размываться тревогой, стыдом, страхом, болью, отчаянием и другими.

Конкретика и прояснение ситуации вины важны для отделения реальной вины, от вины-ошибки и чувства вины. Т.к. в вине ошибке проясненная ситуация - сразу покажет и ограничит ту область знаний и информации, на которую опирался и которой обладал человек именно в тот момент времени, когда им занималась персональная позиция, принималось решения и совершались действия.

Итак, этап переживания вины требует от человека со стороны теории персонального экзистенциального анализа распознать ценность, которую несет в себе первичная эмоция. Конечно, остается еще и область непонятого - и обратить взгляд на этот вопрос, по нашему мнению, вряд ли сможет человек самостоятельно вне рамок терапии, без участия психотерапевта.

Итак, мы подошли к третьему этапу переживания вины, когда от человека требуется снова услышать голос своей Совести.

Третий этап - снова услышать голос Совести и соотнести свой поступок, принесший вред кому-либо, с ним.

О феномене вины в рамках экзистенциального анализа речь начинает идти тогда, когда возникает тема Совести. Предыдущие этапы переживания вины важны потому, что прояснение и понимание - это важная задача еще и потому - что в человеке всегда присутствует онтологическая вина, как ответственность за свое бытие Личностью, за свою свободу выбора, за свое достоинство и аутентичность и здесь важно разделить эти виды вины, отсекая возможности для манипулирования на этом - норами религии, государства и т.п.

Человек по Хайдеггеру виновен изначально, т.к. это условие существования: человек - виновное бытие. Совесть есть тот голос, который проявляет заботу о человеке, чтобы он свершал свое существование в подлинности себя. Совесть не средство искупления вины, а «зов заботы». Хайдеггер пишет: «Правильное слышание призыва равносильно тогда пониманию в самой своей способности быть, т.е. бросанию себя на самую свою собственную способность стать виновным» [10, с. 312]. И когда «зов Совести» услышан человеком (зов, возвращающий нас к осознанию своего подлинного, персонального пребывании в собственном бытие), мы становимся неизменно "виновны" - виновны постольку, поскольку потерпели неудачу в осуществлении потенциала этой подлинности. Поэтому очень важно знать, беречь и благодарить этот человеческий талант - онтологическую вину, как возможность подсказки со стороны своей Личности на то, что идешь по аперсональному пути.

Часто после того, как удается прояснить и понять эту конкретную ситуацию вины с клиентом и конкретный поступок человека в ней, услышать голос его Совести еще раз в ответ на ту ситуацию, то вины - обнаружить не удается. Той вины, как специального, осознанного поступка, в результате отклонения от услышанного зова Совести, отодвинутой и непрожитой на основании этого отклонения ценности в угоду другой.

Есть хороший вопрос на проверку Совестью - «Поступили бы Вы так еще раз, обладая той же информацией, что была у Вас на тот момент, когда Вы находились в той же ситуации?». И часто этот вопрос и ответ на него снимает вину, ту вину, как ошибку, выводя этот поступок человека из разряда вины.

Важно понимать, что голос Совести и голос Сверх-Я могут совпадать и говорить про одно и тоже! И поэтому в вине-ошибке важно разделить голос Совести и голос Сверх-Я, т.к. голос Сверх-Я может размывать границы Собственного в человеке и вменять ему ту ответственность, которая для него «неправильна».

В. Франкл полагает, что истинная совесть может даже противостоять той Совести или вине, какой ее понимал 3. Фрейд, поскольку не имеет ничего общего с псевдоморалью супер-эго. Она как бы согласовывает «вечный всеобщий моральный закон с конкретной ситуацией конкретного человека» [9, с. 196]. Главным условием переживания вины он считает умение ставить и решать задачу на Совесть, т.е. задачу на смысл, осмысление происходящего человека с ним, поэтому ссылка на давление обстоятельств или на подчинение приказу в качестве оправдания неприемлемого поступка - это уход от задачи на смысл!

В чувстве вины, часто бывает, что решение первых трех этапов в психотерапевтической работе занимает много времени, и это надо учитывать и психотерапевту, и предупреждать об этом клиента.

Очень часто, человек, вспоминая ситуацию совершенного им проступка, обращается к своему чувству вины, и не дает себе покоя, постоянно расширяя территорию своей виновности и поддерживая высокое эмоциональное напряжение от собственного переживания, и тем самым мешает себе ухватить ценность первичной эмоции, чтобы понять ее послание, понять себя самого, ситуацию и другого. Часто бывает, что и внутренний диалог с Совестью заблокирован, и человек снова упирается в одну и ту же точку, заново начиная невротическое проживание вины.

Но на наш взгляд, даже под тяжестью такого непродуктивного блока живет персональный, личностный росток - решения самого человека - разобраться с ситуацией собственной вины. «Решение понять, попытка понимания не менее, а чаще и более ценны любого найденного ответа на вопрос: так что же это было?» - пишет С.Кривцова .

В четвертом этапе переживания вины человек устанавливает эмоциональную, чувственную близость с тем, кому он нанес вред, и вследствие этого от сожаления приходит к раскаянию. Это важно, чтобы у виновного человека появилось ощущение ценности и исчезло чувство прерванности, чувство персонального небытия.

Переживание вины помогает лучше и ближе понять и почувствовать то, что испытывает человек, которому мы вольно или невольно (в случае вины-ошибки) причинили ущерб, нанесли вред; увидеть и его страдания, боль и мучения. Так собственные страдания в переживании вины облегчают видение страданий другого. Словами Мартина Бубера можно сказать «Я становится у Ты» [2, с. 60].

Именно на этой стадии, как обращению к негативу, возникает сожаление, грусть, как переживание об утраченной ценности и со стороны внешнего мира - где мною в вине утрачивается ценность другого человека, из-за нанесенного ему вреда, и со стороны собственного внутреннего мира - где мною в вине утрачивается собственное бытие Личностью.

Подобная втянутость в свои чувства рождает у человека желание связать все им пережитое, на обработку которого он уже затратил так много душевных сил, с практическим образом жизни, связав его с перспективами своего будущего.

Лэнгле пишет: «Это было бы большой экзистенциальной потерей, если бы результаты процессов обработки не влияли на дальнейшую жизнь, это противоречило бы принципу развития, как интеграции нового» [3, с. 14].

Человек снова может быть самим собой. На наш взгляд, важны слова Карла Ясперса о том, что «в раскаянии человек выбирает себя». И тогда человек может даже из своей виновности заново обратиться к жизни, с тем, чтобы начать совершать конкретные действия для искупления вины. Тогда появляется возможность - увидеть для себя смысл в этой ситуации «бытия виновным».

Если принять во внимание первые только первые 3 этапа, которые имеют более когнитивную природу, важно помнить, что «смысл имеет эмоциональную природу - только то, что ощущается и вызывает чувства - может нас затронуть … и если в отношении ценности отсутствует чувство, то отсутствует сила и смысл что-то делать» [4, с. 87].

Раскаяние - это больше, чем принесение извинения. «Моральное убеждение, - по определению Б.Братуся, - должно быть всегда обеспечено золотым запасом соответствующего личностного смысла, аффективного, эмоционально переживаемого отношения к жизни; в противном случае оно девальвируется до уровня простой декларации, более того, может стать бутафорией, которая маскирует совсем другие устремления» [1, с. 64].

Поэтому в искреннем раскаянии человек становится больше своей вины, он становится рука об руку со своей Person, напротив вины и решает, как он может правильно поступить в сложившейся ситуации, обойтись и с другим, и с самим собой.

Именно с этого этапа - раскаяния - человек ответственно возвращает себе снова активность, свободу и персональность. Не случайно, что многие описывают раскаяние - как процесс освобождения, « когда наступает раскаяние, тогда уже не нужна вина». Именно раскаяние дает прочную основу на то, чтобы захотеть восстановить отношения с человеком, которому был причинен вред, т.к. в процессе переживания вины была обнаружена ценность другого. Раскаяние, как мощная сила, которая возникает, как итог интеграции впечатления от переживания вины, оно содержит в себе зародыш воли и поэтому по праву может быть «мостиком навстречу миру».

Этот этап восстанавливает систему ценностей человека, делает ее ярче, богаче, «прочнее», за счет тяжелого душевного труда интеграции «эмоций вины и раскаяния». В знаменитом изречении мудрецов Талмуда есть высказывание: "Соблазнов, перед которыми устоят раскаявшиеся, не преодолеть даже праведникам".

Пятый этап переживания вины - искупление, т.е. человек должен найти для себя возможность перейти к конкретным действиям по исправлению ситуации. «Но теряет раскаяние смысл, если на нем и обрывается: порыдать да жить по-прежнему. Раскаяние есть открытие пути для новых отношений» - пишет Солженицын в 1973 году в своей статье [8, с. 74].

И если человек на предыдущем этапе приобрел «волю», полученную от собственного раскаяния, как душевной работы, именно ту волю, как желание, как свободу своих действий, в связи с «правильно» занятой позицией, тогда находится решение конкретного действия, которое воплотится на пути к искуплению в данной конкретной человеческой ситуации. И снова человек ощущает в себе голос «чистой» Совести - если я поступлю так, как намереваюсь поступить, то так может идти дальше, и во мне устанавливается мир и внутренний покой.

Вина заставляет нас искать подходящие слова и поступки, способные избавить человека от причиненной Другому и себе боли и вреда. Однако одного раскаяния мало, для проживания вины полностью необходимы конкретные действия, которые окончательно утвердят раскаяние, как персональную позицию человека, утвердят его решение, его активность и окончательно признают ценность другого, ценность себя и ценность отношений. Утвердят и стремление стремления человека, чтобы эти отношения продолжались впредь.

Шестым этапом переживания является - принятие случившегося факта вины, как свершившейся реальности, той, которую человек отменить не в силах. Это очень мужественный шаг принять то, что случилось по моей вине, и что возврату не подлежит. Принять то, что все мы люди, и может быть виноваты, выбирая неверные решения, совершая ошибки или встречаясь с собственной слабостью; мы все ошибаемся, учимся и живем дальше, стараясь учесть ошибки в своем опыте. Принять то, что даже этот опыт знаний, своей вины, чужих страданий может не застраховать нас в будущем от ошибок. И что наше человеческое время конечно, и что оно течет в одном направлении и возврату не подлежит.

И здесь нам духовную поддержку дает А.Лэнгле: « Иди - это твоя жизнь! Откройся для всего, что с тобой заговаривает. Дай свой ответ, он еще никогда не давался. Никто не может дать его за тебя. Хуже не жить из-за страха перед ошибками, чем жить с ошибками» [4, с. 89].

Вина - это не конечная станция. И не тупик, а вызов для того, чтобы начать движение и начать жить подлинной жизнью.

Вина может переживаться человеком и по «невротическому» варианту - «чувству вины», если у человека не достаточно сильны какие-либо структуры из любых четырех фундаментальных мотиваций. Тогда возникает не только чувство вины, но и могут возникать различные копинговые реакции, которые будут соответствовать именно нарушенной фундаментальной мотивации человека. Человек может просто не замечать своей вины, или будет пытаться забыть о ней, отрицать ее, бежать из под ее гнета, шутить об этом; стараться обесценить ее, как бы мысленно оправдывать себя, приуменьшая причиненный вред другому, может пытаться заглушить ее какой-либо деятельностью или алкоголем, игрой; может формально просить прощения, или будет попросить прощение, и при этом не уметь совершить конкретных реальных действий по «возмещению причиненного» ущерба другому в том или ином виде и т.д.

Каждая нами пережитая вина оставляет в нас некий экзистенциальный след, память об опыте небытия Личностью, и поэтому переживание вины имеет большое значение для человека.

Смысл переживания вины, на наш взгляд, связан с экзистенциальной потребностью человека в достижении подлинной идентичности, в максимально возможной экзистенции. Вина, не случайно идет рядом с Совестью, т.к. она является одной из данностей истинного человеческого бытия. Вина каждый раз дает возможность человеку вспомнить про его непрожитое в конкретном поступке Достоинство, Свободу, Ответственность и Аутентичность. Вина помогает встретиться с ценностью собственного бытия Личностью и проживать свой личностный экзистенциальный смысл, В переживании вины человек способен осознать, что он забыл, кто он есть, кем он может быть, какие отношение может строить в своей жизни и каким может делать свой собственный мир, или просто узнать себя лучше в этом собственном переживании.

Знание феномена переживания вины, которое затронуто в данной статье, важно потому, что современный психолог должен очень ясно определить поле своей деятельности в каждом конкретном случае и видеть контекст работы. Ведь экзистенциальной вины нельзя избежать, важно видеть ту ценностную основу, на которое опирается это чувство и суметь показать это клиенту так, чтобы он почувствовал, что не смотря на всю тяжесть переживания, прожитая вина помогает человеку вернуть себя и творить дальше персональное бытие, реализовывать все свои личностные возможности. Пережитая вина делает человека более чутким к другим и себе самому, ответственным перед собой и свободным в этом.

Поэтому важно не спешить «освобождать» клиента от тяжести переживания вины, а зная различие типов переживания и динамику процесса, мужественно присутствовать рядом с ним на каждом этапе.

Литература

[1] Братусь Б. С. Нравственное сознание личности - М.: Знание, 1985. - 64 с.

[2] Бубер М. Вина или чувство вины? // Консультативная психология и психотерапия. 1999. №1. - C. 59-86.

[3] Лэнгле А. С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии. - М.: Генезис, 2009 - 14 с.

[4] Лэнгле А. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности: Сборник статей: Пер. с нем. / Вступ. ст. С.В. Кривцовой. - М.: Генезис, 2006. - 159 с. - (Теория и практика экзистенциального анализа).

[5]Лэнгле А. Персональный экзистенциальный анализ. / Психология индивидуальности: Новые модели и концепции / Под научной ред. Старовойтенко Е.Б., Шадрикова В.Д. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009. - 384 с.

[6] Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций: Пер. с нем. / Вступ. ст. С.В. Кривцовой. - М.: Генезис, 2006 - 235 с.

[7] Лэнгле А. Эмоции и экзистенция / Пер. с нем. - Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. - 332 с.

[8] Солженицын А. Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни / «Новый мир» (№ 5, 1991) - 166 с.

[9] Франкл В. - Человек в поисках смысла, М.: Прогресс, 1990 - 368 с.

[10] Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Наука, 2006 - 448 с.

Попова О.Ф.,

Статья опубликована: Акмеология, №4 - 2012 (www.akmeology.ru)

См. также
  1. Агапов В.С., Деньгина Л.А., Попова О.Ф. Экзистенциально-феноменологический анализ Я-нарратива личности с пищевой зависимостью (в сборнике)