ENG
         
hpsy.ru/

../../Защита Лужина наброски к экзистенциальному анализу

На полноценный анализ с цитатами как всегда нет времени, ограничимся набросками. Итак, во-первых, следует отбросить мысль, что "проблема" Лужина заключалась в чрезмерном увлечении шахматами, "уходе" в шахматную реальность. Наоборот - шахматы были для героя в некотором смысле решением проблемы, средством адаптации в мире. Средством тем более действенным, что у него обнаружились недюжинные способности к этой игре. Действительно, как бы сложилась судьба Лужина, не сделай он карьеру шахматного игрока? Но я забегаю вперед, начинать надо со Времени.

Отношения героя со Временем. Ключ к переживанию Лужиным времени мы находим на первых же страницах, буквально в первом же предложении романа - Лужин поражен переменами, Лужин не желает перемен, Лужину плохо в меняющемся мире. Лужин живет в мире, где нет будущего: он не строит планов, его пугают любые изменения (помимо поступления в школу вспомним сцену, когда Лужин потерял свою невесту, пытаясь найти комнату, где играл когда-то; вспомним его раздражение, когда он не может найти дверь в турнирную комнату перед игрой с Турати). И напротив - любое узнавание прошлого, уже бывшего, радует Лужина, так его радует квартира невесты. Но нельзя сказать, что Лужин живет в прошлом - его прошлое фрагментарно, оно не составляет "историю". Лужин живет только в настоящем и стремится сохранить это настоящее в неприкосновенности, избежать перемен. Он сохраняет неизменными привычки, одежду и обувь, вещи. Но самым действенным средством, позволяющим избежать перемен, противостоять хаосу, оказывается шахматная игра. Игра, где все происходит строго по закону, где все изменения подвластны Лужину, где нет места случайности и неизвестности. Когда же наступает кризис, Лужин возвращается в прошлое, пытаясь найти свой дом неизменным. Но эти попытки обречены на провал и даже настойчивые усилия врача не могут воскресить полноценное прошлое, так же как изучение проспектов - это вовсе не планирование будущего. Лужин остается зажат в тисках настоящего, которое он бы предпочел не менять никогда. Ему по большому счету все равно, какие именно изменения его ждут: хотичные и неуправляемые или заранее известные и предопределенные. Вторые ужасают его не менее, чем первые и именно поэтому он с таким ужасом наблюдает повторение своей жизни, и ужасного в этом не то, что события повторяются, а то, что они развиваются, движутся, изменяя его мир.

Отношение к пространству. Нетрудно заметить, что и в пространстве мир Лужина очень ограничен. В тексте полно цитат, где Лужин воспринимает окружающее как находящееся в тумане, он как будто окружен вязкой субстанцией, периодически возникает образ сужающегося тоннеля, окружающей героя темноты и т.д. В пространстве, как и во времени, взгляд Лужина не способен пробиться далеко, одинаковые номера гостиниц, турнирные комнаты, опять-таки неотличимые друг от друга - вот его мир. И шахматная доска - идеальный образ этого мира, ограниченного краями доски. Шахматы заменяют собой реальность потому, что для Лужина они "лучше реальности". Но "лучше" здесь не означает "более хорошее". "Шахматы лучше реальности" - значит более соответствуют реальности (какой она видится Лужину), чем сама реальность. На ограниченном (как и его мир) пространстве доски Лужин отказывается от прошлого и будущего - его каждая игра как одна игра (именно поэтому нет прогресса в его шахматном мастерстве).

Но шахматы не спасают его, воспользовавшись ими как средством приспособиться к миру, средством сохранить свое видение, он попал в зависимость от средства. И вот, когда Лужин сталкивается с Турати, Турати, который играет "не по правилам", Турати, который привносит хаос и изменения в Лужинский шахматный строй, Лужин не выдерживает, его мир рушится. Но судьба в лице невесты и доктора дает Лужину отсрочку, неожиданно возвращая его в детство, в которое он и хотел убежать. Но детство оказывается фальшивым, перечитанные детские книги уже не вызывают тех самых ощущений, а ир продолжает изменяться. И шахматы уже не спасают, ведь они стали частью изменяющегося мира, и роковая партия с Турати все ближе, и единственный способ остановить неподвластные Лужину изменения - закончить жизнь. Отказаться от мира и от себя, уйти в небытие, где ничего никогда не меняется, так как ничего и никогда не происходит.

Ковыршин С.,

Опубликовано на сайте proza.ru
Свидетельство о публикации №212032800923