ENG
         
hpsy.ru/

../../Реконструкция качества жизни. Практика, изменяющая жизнь. Основные положения (Лекция первая)

Замысел представить на суд широкой общественности текст данных лекций, прочитанных осенью 2008 года в Санкт-Петербурге студентам моего авторского курса под названием «Два Портфеля», возник не случайно. К этому моменту у меня сложился определенный опыт практической работы индивидуально и с группами в двух, достаточно существенно отличающихся друг от друга, областях. В начале 90-х годов прошлого века я параллельно завершал обучение в Военно-Медицинской Академии имени С.М.Кирова и на факультете Психологии единственного в ту пору в Санкт-Петербурге, а позже названному «Большой», Университета имени А.А.Жданова. Ориентировочно, с 1993 года я, увлекшись, весьма активно начал практиковать консультирование, несколько позднее (к 1997 году), оформившееся в обширную Гештальт-практику и педагогику и впоследствии переросшее в руководство Восточно-Европейским Гештальт Институтом [1], [2], [3]. В то же время, начиная с 1993 года, я, по воле счастливого случая, принял участие в создании одной из первых в России профессиональных команд, ведущих предвыборные кампании. Подобное «богатое» сочетание позволило мне получить поистине бесценный опыт одновременной консультантской и коррекционной работы как с обширнейшей в СПБ базой, например, людей, страдающих эпилепсией, так и с видными представителями формирующихся в ту пору политических и финансовых элит общества. В одну пору (1995-98) я был адъюнктом кафедры психиатрии ВМедА, завершая диссертационное исследование под руководством профессора Бориса Владимировича Овчинникова [4], [5], [6], [7], [8], [9]. В эти же годы, совместно с Алексеем Владиславовичем Шустовым [10], [11], [12], [13], я последовательно возглавлял штаб избирательной кампании одного из кандидатов в ГД РФ и Губернатора ЛенОбласти, часто работая на политическом поприще на выезде. Порой по нескольку месяцев позволяя себе спать не более 4-5 часов в сутки и пристрастившись к мегадозам зеленого чая, я успевал совмещать также работу в должности генерального консультанта отдела психологического контроля концерна OLBI. Был такой отдел в таком небезызвестном концерне! Те, кто жил в ту пору в СПБ, наверняка, помнят подкупающее своей простотой послание, звучавшее с экранов телевизоров: «Купи себе немного OLBI!».

В общем, довелось повидать немало очень разных людей. Единственное, что объединяло всех этих преинтереснейших граждан, было искреннее желание что-то (а обычно, ОЧЕНЬ МНОГОЕ!) изменить в их жизни! Именно в связи с данным желанием все эти люди и привлекали меня, довольно высоко оплачиваемого консультанта, к общению. Уже в ту пору мне стало ясно, что природа обращения к консультанту (психотерапевту, коучу итп.) двойственна. Либо люди хотят избавиться от чего-то плохого, либо стремятся к чему-то хорошему. (То, что хорошо и плохо - понятия на 100% субъективные, и «немцу, как известно, смерть то, что радует русского» я сейчас регулярно разъясняю студентам в курсе практической феноменологии). Люди, встретившиеся мне в практике, хотели изменений. Чего они точно не хотели, - это оставить все, как есть! В своей ранней статье [14] я подчеркивал универсальность природы обращения к любому консультанту или представителю «помогающей» профессии - желание изменений.

Итак, общее в людях, обратившихся к консультанту, безусловно, есть! Но есть не менее существенный пул различий. (Несколько забегая вперед, скажу, что данные различия, увы, зачастую являются непреодолимым камнем преткновения для консультанта, желающего поддержать клиента на пути достижения желанных изменений). Различия эти заложены в культуре, «записаны» на уровне привычных стереотипов мышления, речи и поведения, «встроены» в уникальную специфику работы перцептивной карты каждого клиента (как и консультанта, впрочем!) - представителя определенной культуры. В задачи данной лекции отнюдь не входила попытка всерьез заняться кросс-культурными исследованиями. В то же время при систематизации и изложении собственных идей о концепции Реконструкции Качества Жизни я все время помнил о нерешенной до сих пор дихотомической проблеме консультирования: «феноменология - типология». А именно: «Когда в работе консультанта необходимы оценка и диагноз, а в каких случаях оценивающий подход лишь убивает Диалог, лишая клиента последнего шанса получить столь желанную поддержку консультанта». Данную проблему по праву считают одной из ключевых методологических «черных дыр» современного консультирования. И действительно, как можно думающему и ответственному консультанту недооценить значение вопроса: «Где мера возможного (желательно, полезного!) вмешательства экспертного знания консультантов в приватное пространство жизнетворчества клиента?»

Дополнительное измерение в мои раздумья при подготовке лекций о Реконструкции Качества Жизни привнесла память из практики работы с так называемыми «смешанными» открытыми группами, то есть группами, собравшимися по одному поводу (например, - мой обучающий курс по коучингу [15]), но состоящими из представителей разных, часто «полярных» культур. Назовем одну из возможных культурных диад условно: «психологи» и «менеджеры». Те из Вас, кто хоть однажды попадал в подобное пространство (не важно, в какой стране!), меня с легкостью поймут! И действительно, градиент напряжения на границе субкультур в подобной группе имеет тенденцию к стремительному росту! Объем взаимного раздражения и нетерпения порой бывает таков, что даже опытному фасилитатору непросто справиться с групповой динамикой.

«Как можно столько времени ковырять в носу, пережевывая собственные проблемы и пустословить о чувствах. Давайте же сделаем хоть что-то! Или мы собрались, чтобы «поговорить об этом»?!! И где, в конце концов, информация на данном тренинге? Где раздаточные материалы? Давайте беречь наше время и будем эффективными! Что ж вы такие бедные, если такие умные?» - это с одной стороны.

Ответ другой стороны ничуть не менее жесткий: «Да Вы на себя-то посмотрите! Вы что - счастливые? А сколько минут в неделю Вы с семьей проводите? Ааааа, у Вас четыре любовницы? Ну, и как? Не тяжко? Аааа, тяжко? А думать не пробовали?! Что Вы суетитесь? А тело свое Вы хоть как-нибудь чувствуете? Вы же забыли, зачем вся эта суета в Вашей жизни! Кокаину надо бы Вам, батенька, поменьше. Что-что? Аааа.. Вы расслабиться не можете никак? Ясненько. Тревоги, говорите… Финансовый кризис…» Итд, итп. До бесконечности.

Искренность стремления представителей обеих субкультур улучшить Качество собственной Жизни не вызывает ни малейших сомнений! «Позитивность», личностная состоятельность и творческий потенциал также, без сомнений, присутствуют у каждого члена подобной «сборной» группы. В противном случае, попросту, этого человека не было бы в группе! Обращает на себя внимание удивительный феномен: вместо того, чтобы поздравить представителей «полярной» культуры с несомненными достижениями и сильными сторонами, присущими их группе, а впоследствии благодарно поучиться их конструктивному опыту, члены каждой из подгрупп проводили существенное время во взаимных нападках, упреках и желчных пикировках. Подобное явление, разумеется, существует и тогда, когда представители «полярных» культур не встречаются друг с другом. Данный пример я привел именно для того, чтобы подчеркнуть выраженность различий, наиболее ярко проявляющихся на границе культур.

Вы скажете: «Зависть!», уважаемый читатель? «Возможно», - думает консультант. Вы вспомните о кривых зеркалах, о том, что больнее всего в отношениях могут ранить родные и близкие, и о том, что «Правда глаза колет». «Опять Ваша правда», - отвечает мысленно консультант. «Нарциссизм», - задумчиво продолжите Вы, возможно. «А делать-то что?», - начинает тревожиться консультант. Немаловажен факт того, что, в зависимости от собственной культуры любого наблюдателя за данной динамически развертывающейся ситуацией, одна или другая группа может получать разнообразные оценочные ярлыки. Зачастую нелестного характера. Нарастает риск возникновения и у консультанта в горниле контрпереноса тенденции стать на сторону одной из подгрупп, заклеймив позором «тормозов», «эмоциональных трупов», «безответственных разгильдяев» или «бездушных манипуляторов». В зависимости от собственных предпочтений консультанта.

Я говорю о нескольких явлениях.

Во-первых, о существовании некоего континуума, характеризующего процесс формирования уникального, присущего лишь данной личности, Качества Жизни.

Во-вторых, о «локальности экспертизы» отдельного человека. То есть, личность обычно успешно справляется с поддержанием желанного Качества Жизни в какой-то одной, зачастую, весьма узкой зоне данного континуума. Именно различием «локусов экспертизы» в отношении Качества Жизни [16], [17] и объясняются кросс-культурные конфликты в описанных выше группах, да и в обществе в целом.

В-третьих, о выраженной сложности для консультанта, (в равной мере, как и все люди, обладающего ограниченным «локусом экспертизы»), быть достаточным профессионалом для оказания поддержки представителям всех культур. Данная сложность, несомненно, усугубляется в связи с фактическим отсутствием в современном консультировании ясной модели для понимания данных процессов.

Стремление привнести нечто новое в понимание динамики процесса формирования Качества Жизни, описать в общих чертах континуум данного процесса, наметить опорные пункты для профессиональной поддержки консультанту-практику, желающему лучше разобраться в данных вопросах - вот то, что подпитывало мой интерес при написании данного текста.

ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ

Континуум Качества Жизни - континуум самоподдержки

Прежде чем мы сможем предметно говорить о методологии и технологии Реконструкции Качества Жизни и прежде чем мы сможем описать континуальную природу Качества Жизни, следует дать определение самому явлению Качества Жизни и в первом приближении осветить динамическую его природу.

Существенным моментом нашего представления о Качестве Жизни является модель динамического взаимодействия и взаимосвязи объективного и субъективного компонентов КЖ. В доступной литературе существенно большее внимание уделяется субъективному компоненту, который зачастую понимают как удовлетворенность жизнью [17], [18], [32]. Подобное явление относительно несложно измерить, применив опросники и шкалы, позволяющие сосчитать относительную удовлетворенность конкретного субъекта в различных сферах его/ее жизни. Достаточно часто исследования Качества Жизни целиком посвящены только этому компоненту [17], [18]. Для целей данного цикла лекций мы не видим необходимости в существенной коррекции данного, несколько упрощенного вИдения субъективного компонента КЖ. Итак: «Субъективным компонентом КЖ мы будем называть принципиально измеримую удовлетворенность субъекта собственной жизнью в различных ее сферах и проявлениях».

Содержание понятия «объективный компонент КЖ» несколько сложнее. Под объективным компонентом мы понимаем собственно способ жизни, который реализуется данным субъектом. Объективный компонент КЖ - это совокупность специфических поведенческих реакций, носящих определенную культуральную окраску и отражающих своеобразие жизни субъекта во всех ее регистрируемых проявлениях. Привычки и ритуалы, образ жизни и манеры, круги общения и речевые стереотипы, любимая кухня и спортивные пристрастия, марка личного автомобиля и стихи, которые субъект помнит наизусть, - все эти явления формируют объективный компонент КЖ.

Мы считаем, что рассмотрение любого из компонентов КЖ в отдельности не может дать нам понимания явления в целом. Только во взаимодействии субъективного и объективного компонентов реализуется целостное явление КЖ, приобретающее смысл, вызывающее интегральную реакцию окружающих и значимое для практических целей помогающих профессий. Более того, мы говорим о существенной сложности «маятникообразного» движения, осуществляемого парой «клиент - специалист по РКЖ» на пути к достижению желаемого КЖ. Колебания происходят именно между полюсами объективного и субъективного компонентов, приобретающих более или менее существенное значение для клиента и консультанта на каждом из этапов Реконструкции КЖ. Детальный анализ технологий РКЖ является предметом следующих лекций. Сейчас же подчеркнем принципиальное значение равной значимости каждого из компонентов КЖ для верного понимания природы явления и в целях успешной Реконструкции. И действительно, как верно заметил кто-то из участников наших семинаров: «Только объективный компонент - карьера без счастья. Только субъективный - таблетка ложного счастья «экстази»».

Вопрос объема возможной, эффективной и приемлемой активности в продвижении собственных ценностей и понимания сути явлений со стороны любого консультанта или представителя помогающих профессий на сегодня является одним из принципиальных вопросов. Нам всем известны примеры весьма активного «лоббирования» собственной концепции и собственных услуг, проявляющегося на различных уровнях - от прямого и довольно наивного предложения случайному попутчику в самолете: «Позвольте мне быть Вашим коучем!» [15] до организованной поддержки принятия специфических законов и подзаконных актов, обеспечивающих преимущественное развитие тех или иных школ и направлений консультирования в масштабах страны. Наше отношение к данному вопросу весьма ясное: «Без запроса мы не работаем!» Мы никому не навязываем необходимость Реконструкции Качества Жизни. Просто потому, что мы считаем, что РКЖ нужна далеко не каждому! Детальное изучение природы избирательной тропности к различным формам консультирования в целом в популяции является предметом отдельного исследования. Здесь же заметим лишь, что, основываясь на знаниях из области современной типологии [9], можно без риска слишком серьезно ошибиться утверждать о том, что в целом к потреблению «психологических» услуг (относящихся к зонам 2 и 3 континуума КЖ, см далее по тексту) тропны не более 70% граждан в популяции. Это ко ВСЕМ формам психологических практик! Разумеется, если мы захватим «красную» зону континуума КЖ, зону наименьшей самоподдержки (см. далее по тексту), то процент людей, могущих потребить РКЖ, безусловно, возрастет, однако данный рост не будет столь существенным.

С другой стороны, мы считаем принципиально важным создание таких условий в социуме, чтобы информация о нашем понимании сущности процессов, относящихся к КЖ, была легко доступной для людей. То есть, не навязывая собственное понимание законов существования континуума КЖ и основ РКЖ, мы считаем принципиально важным информирование о новейших концепциях и исследованиях в данной области. Подобное отношение зиждется на понимании возможно существующей в обществе потребности разобраться в данном вопросе, составив собственное представление о КЖ и способах его изменения к лучшему.

Вторая цель или задача: описать основные положения технологии «РКЖ», обосновать существенную концептуальную новизну и операционную оригинальность данного подхода. Провести в первом приближении сравнительный анализ РКЖ и рядоположных практик - коучинг, психотерапия, Гештальт, психоанализ, обучение в ВУЗе, религия. Данная задача более детально освещается в третьей из представленных лекций.

Принципиальная возможность постановки перед самим собой вопроса о Качестве собственной Жизни каждым человеком мы считаем отправной точкой к возможной направленной Реконструкции КЖ. Информирование о возможности подобного изменения может привлечь дополнительное внимание к данной области, тем самым поспособствовать первым движениям на пути к целенаправленной РКЖ.

Рассмотрим следующий этап, формирующий возможность Реконструкции Качества Жизни.

Итак, предположим, что субъекту нашего исследования посчастливилось задуматься или по-иному заметить (обрести осознанность или фокус внимания, в Гештальт- терминологии) факт существования Качества Жизни, отдельного от собственно жизни. Предположим, что подобный счастливый случай произошел, скажем, в результате прочтения данной лекции. Результатом подобной «случайности» становится очередной шанс. Шанс увеличить потенциал субъектности восприятия Жизни. Многие люди в приватных беседах (на приеме у психотерапевта - в особенности) предъявляют проблему, описываемую примерно так: «Жизнь течет, летит, ускользает. Дни бегут, нет, не бегут. Они - прыгают и исчезают. Сегодня - завтра - понедельник - понедельник - понедельник - январь - опять январь - а какой сегодня ГОД? Вот и жизнь прошла….. Ничего не успел заметить… Помню только одно… Что-то из далекого детства.. Какие-то качели скрипят, пакет полиэтиленовый, черный на ветру кружится, пылью пахнет дорожной и дети кричат вдалеке..» «Дереализация и деперсонализация» - провозглашает психиатрически подготовленный профессионал. «Да ведь это Марсель Пруст!» - воскликнет филолог. «Жванецкий!» - угадает немолодой слушатель «Радио Шансон». «Мой любимый Гришковец» - улыбнется девушка-студентка. Мы же отметим возможный шанс развития потенциала субъектности, существующий у автора подобного текста-признания. Субъектности, выражающейся в остром восприятии авторства и причастности собственной Жизни, в ежесекундном «потоковом» проживании Жизни, бытии «здесь-и-сейчас», осознанности, освещающей путь странника в экзистенциальных просторах. Именно за этим острым, проживаемым в чувствах, абсолютно личным потоком Жизни как раз и приходят очень и очень многие клиенты к специалисту по Реконструкции КЖ. Приходят, называя подобное желанное и неуловимо ускользающее состояние - «Счастье». Заметить, что этого нет или чрезвычайно мало - шанс! Шанс, обостряющий восприятие факта субъектной Жизни. Да ведь это Я ЖИВУ!!! Следующий шаг ничуть не менее прост. А КАК Я ЖИВУ? ЧТО ПРОИСХОДИТ? В практике ответа на данные вопросы студенты Восточно-Европейского Гештальт Института проводят до десяти лет. Не пугайтесь! Не только это практикуем! Да и отзывы чрезвычайно позитивные! «Субъектно» жить нравится! Правда, требуется некоторая дисциплина. Но об этом - в третьей лекции.

Здесь - весь Гештальт. Вся терапия, как практика, сфокусированная на проблемах. КАК? Осознавание - методология гештальта [21], [21], [22], [23]. И далее - организмическая саморегуляция [20]. Отсылаем заинтересованного читателя к специализированной литературе [24], [25], [26], [27], [28], а, еще лучше, - в Группу Личного Опыта. При желании, разумеется! «Пунктиром» наметим, назвав этапы практики в направлении практики осознаваемой субъектности: важность признания, важность наблюдения, важность порождения слова, важность выражения (высказать + движение + тембр + итд), важность разделить с Другим (Диалог), важность получить и ассимилировать обратную связь. Социализация. О важности социализации говорили и писали многие мыслители. «Стадия зеркала», Лакан. Питирим Сорокин, Б.Г.Ананьев. В данном случае нас интересует лишь один аспект социализации - важность этого этапа для последовательной практики «субъектности» - принципиально необходимого навыка для успешной Реконструкции Качества Жизни.

Далее. Предположим, личностное, субъектное проживание Жизни у нашего гипотетического Клиента окрепло. Конфлуентные тенденции (в Гештальт-терминологии) ослабли. Все больше осознанности в Жизни. Очередной рубеж - Базовое Право Быть. Право выделить себя из Мира. Я - есть! Я - суть! Мысленно выделить (затем понадобится увидеть себя и Мир в динамическом взаимодействии, как ОДНО, но это позже). И, выделив, принять себя! Г.Ю.Платонов, основавший в 1996 году ВЕГИ, пишет - право быть заложено, но может быть повреждено в детстве [29]. Многие другие практики, среди которых И.Ялом, Д.Зинкер, С.Невис и Ш.Гаффни, говорят о данном феномене, используя иную терминологию [30], [31], [33]. Реконструкция Права Быть - являлась и является одной из ключевых задач любой терапии.

Итак, мы вкратце осветили начальные, «базовые» этапы формирования ответственной, субъектной осознанной позиции человека в собственной Жизни. Последовательная дисциплинированная практика на данных этапах создает возможность осуществления технологий РКЖ.

Теперь - собственно о континууме Качества Жизни.







Зона 1 Зона 2 Зона 3
«красная» «синяя» «зеленая»

Существуют (могут быть выделены) три зоны континуума практик Реконструкции Качества Жизни в зависимости от способности субъекта к самоподдержке. Зона 1 (выделена на рисунке красным цветом) - это зона крайне малой способности к саморегуляции и самоподдержке. В этой зоне находятся люди в терминальных состояниях, состояниях неясного (помраченного) сознания, страдающие психотическими расстройствами итп. Совершенно ясно, что основные эффективные способы коррекции (реконструкции) КЖ в данных случаях чрезвычайно мало опираются на «осознанное участие и помощь» со стороны страдающего субъекта, обладающего крайне низкой способностью к самоподдержке. Основная работа выполняется специалистами (врачами-реаниматологами, психиатрами итп.) Позиция в паре: «врач - пациент». Роль оценочных суждений в адрес пациента (диагнозов) - крайне высока. Ошибка в диагностике может повлечь за собой смерть.

В зоне 2 («синяя») находятся все случаи, типично относящиеся к епархии континуума «пограничная психиатрия - малая психиатрия - клиническая психотерапия и психосоматическая медицина - психологическая психотерапия и психокоррекция - тренинги личностного роста».

Действительно, даже в психиатрических стационарах закрытого типа обычно существуют «острые», «пограничные» и «невротические» отделения. Подходы к лечению больных в данных отделениях порой качественно различаются. Лечение психотических пациентов «острого» отделения - зона 1. В отделениях «пограничного» регистра пребывают пациенты граничной зоны («красная» - «синяя»). Способность к самоподдержке у больных данной зоны обычно несколько выше, чем в зоне 1. Соответственно, можно заметить первые признаки смягчения роли «пациента» для наиболее легких больных данного регистра. Их уже намного реже приходится подвергать недобровольному лечению. Начинают возникать наиболее незамысловатые варианты психокоррекционного и реабилитационного лечения.

В типичном диапазоне «малой психиатрии» находятся клинически диагностированные больные с невротическими расстройствами, психопатиями итп. Их (в случае нахождения в стационаре) все еще существенно чаще лечат психофармакологически. Однако значительно возрастает частота применения психотерапевтических техник. Известно, что для «психотерапии» типично отбирают наиболее «легких», наименее «загруженных» фармакологически, наиболее готовых к «личностному развитию» пациентов. Такая селекция осуществляется в связи с экспертно оцененной большей способностью к самоподдержке у данных больных.

Известно также, что подавляющее большинство людей, страдающих невротическими расстройствами, не госпитализируются, но пытаются адаптироваться по-иному, без обращения в стационар. Эта категория граждан - типичные потребители услуг всевозможных «целителей», «знахарей» и проч. Они же - посетители психологических и психотерапевтических групп амбулаторного характера. И чем более тяжелым является расстройство, тем чаще приходится при Реконструкции КЖ прибегать к применению медикаментозных препаратов, что определенно является признаком необходимости более серьезного вмешательства в саморегуляцию данных клиентов. Кстати, сам термин претерпевает для данной категории граждан изменение. Это уже существенно чаще «клиенты», неготовые и нежелающие называться и являться «пациентами». Данное изменение связано именно с возросшей способностью к самостоятельным изменениям, к саморегуляции и активной позиции в Реконструкции Качества собственной Жизни. Клиент - это уже равноправное существо во взаимодействии с любым специалистом помогающей профессии. Акцент в активности и выборах смещается к субъекту изменений - клиенту. Именно клиент решает, что и как он желает изменить в собственной жизни, и каково бы ни было мнение экспертного консилиума, во всех современных обществах именно клиенту (нетяжело страдающему субъекту) отводится решающая роль в принятии решения относительно тех или иных способов РКЖ. (Вспомним, насколько невероятной была подобная «активная» позиция для больного в реанимационном отделении, за которого ВСЕ решения принимают врачи!)

Для значительного числа клиентов, желающих изменить свою жизнь к лучшему (или от худшего), характерно подчеркнуто негативное отношение к какой бы то ни было «оценивающей» позиции, проявленной в их адрес. Они не терпят врачей (будучи, однако, вынужденными порой обращаться!), они не выносят никаких советов в свой адрес. Они ни в коем случае не пойдут в лечебное учреждение, хотя отдают себе отчет в том, что с их «нервами» и психическим состоянием в целом порой не все так уж и гладко! Даже психоаналитический интерпретативный подход в неклиническом его проявлении является чрезмерным раздражителем для данной категории клиентов. Именно данная группа людей сформировала запрос на работу психотерапевтов гуманистического направления. Именно эти люди принимают и понимают равную, человеческую позицию клиент-центрированного Роджерианского подхода и Буберовский Диалог, наиболее точно воплощенный в современном Гештальте. Обостренное чувство потребности в самостоятельной регуляции предопределяет реактивную остроту переживания феноменов на описанной границе у данных людей. Притом следует понимать, что они в значительной степени успешно функционируют в обществе, отстаивая право на самостоятельность (так РЕЗКО отстаивая именно в связи с недостаточно уверенной способностью саморегулироваться!) Эти люди читают Германа Гессе и Ричарда Баха, в подобном творчестве находя выражение и отражение собственного мировосприятия. И эта группа людей, достаточно качественно компенсированных, представляет наиболее близкую к «зеленой» (Зона 3) область «синего цвета» (Зона 2).

В «зеленой» зоне находятся по нашим представлениям те люди, которых пациентами можно назвать не чаще, чем среднестатистического здорового человека. То есть, они ходят к врачам не чаще прочих здоровых людей. Их способность к саморегуляции весьма высока. Они успешно воплощают собственные мечты, справляются с жизненными трудностями без психологических и психосоматических декомпенсаций. Однако и им свойственны психологические кризисы. И им (как, впрочем, и всем остальным!) свойственно переживать затруднения, ссориться с любимыми, переживать полосы сниженного настроения и неудач, болезненно реагировать на критику руководителей и коллег. И эти люди также являются частыми клиентами специалиста по РКЖ. Чаще всего они обращаются с запросом на «улучшение». Также часто они остаются в аудитории после тренинга, организованного руководителями на работе. Остаются, чтобы задать «пару вопросов» ведущему. И вопросов находится больше, чем два. Порой у таких клиентов обнаруживаются в работе некие «скелеты в шкафу» в виде непрожитых конфликтных ситуаций из прошлого, некоторые «слепые пятна» коммуникационного характера. В основном в отношениях с близкими и родными Людьми (наиболее сложная и болезненная зона для всех людей!). Однако эти клиенты типично запрашивают не психотерапию, а нечто, вроде Коучинга. В задачи нашей работы не входит анализ специфического стиля консультирования под названием «коучинг». Стоит лишь заметить, что эти люди, с одной стороны, гораздо более открыты к тому, чтобы получить прямой совет (больше самоподдержки и способности переварить!), но, тем не менее, они намного реже готовы вступать в какое бы то ни было сотрудничество с представителем помогающей профессии, чем РАВНОЕ! Они хотят получить помощь, общаясь на равных. Разумеется, медицинская модель очень часто терпит поражение в подобных случаях. Эти люди сами хотят принимать решение относительно того, каким советам следовать, какие назначения исполнять итп. Им становятся более интересными практики о воле, об управляемых фантазиях, о вИдении итп.

Предпринятое нами выше описание подобного континуума имеет целью предложить читателю - исследователю и практику в области помогающих профессий - новую систему координат. Сопоставив собственное понимание процессов формирования механизмов самоподдержки у Ваших «типичных» пациентов или клиентов, Вы сможете точнее определить собственный «локус экспертизы», в котором Ваши практики являются наиболее успешными и оправданными. Небезынтересным может оказаться исследование Ваших собственных предпочтений и личностных предпосылок для того или иного специфического «локуса экспертизы» и, соответственно, типичного для Вас «репертуара» практических методов. Кроме того, специалисту, желающему расширить диапазон применимости собственных умений, или, более того, развиваться на поприще Реконструкции Качества Жизни, использование нашего «компаса» поможет точнее наметить направление собственного профессионального развития.

Мы же попытаемся обобщить опыт более чем десятилетней работы по Реконструкции Качества Жизни в достаточно широком диапазоне. Данная практика порой захватывала как крайние формы лечения острых психотических больных, неспособных эффективно справляться с жизнью без сильнодействующих медикаментов, так и советничество (консультирование совершенно здоровых, весьма эффективно действующих клиентов, желавших с помощью консультанта-советника повысить КЖ). Именно широта диапазона применения различных помогающих технологий в работе со столь различными категориями людей (чрезвычайно редкая для профессионалов в области помогающих профессий - типично работающих в весьма «узком локусе» компетенций) позволяет увидеть ситуацию «в целом». Наличие подобного «обзорного панорамного вИдения» позволяет, в свою очередь, сделать некоторые обобщения теоретического характера и сформулировать практические рекомендации, очертив границы новой предметной практической области помогающих профессий: Реконструкции Качества Жизни.

И пусть не покажутся вдумчивому читателю данная перспектива целостного вИдения континуума самоподдержки клиента, методология и система конкретных практик РКЖ, основанных на данном вИдении, абсолютно очевидными и простыми для применения. Данная кажущаяся простота обманчива. Вот что пишет о сложности охватить даже смежные области данного континуума один из классиков современной доказательной психотерапии, И.Ялом [33]: «Лишь немногие теоретики психотерапии (О.Ранк, Р.Мэй, С.Арнети, Л.Фарбер, А.Уилис и я) включают в свои построения концепцию воли.» Имеется в виду воля клиента к изменениям. И действительно, работая преимущественно в «синей» зоне 2, представители классического «психологического» психотерапевтического корпуса осторожно обходят вопросы важности воли в изменениях Качества Жизни клиентов. Более того, классическая теория изменений, получившая наибольшее распространение в 70-е годы 20 века под названием «парадоксальная теория изменений» Арнольда Бейссера и до сих пор являющаяся наиболее элегантным выражением взглядов гуманистических психотерапевтов, гласит: «Изменения происходят не тогда, когда человек пытается изменить в своей жизни что-то, но именно тогда, когда человек полностью принимает то, что ЕСТЬ, становясь тем, кем он является в данный момент» [20].

Разумеется, рассматривая такой постулат вне контекста, можно с ним соглашаться или нет, но истинное значение вопрос о применимости волевых усилий на пути изменений приобретает ТОЛЬКО тогда, когда рассматриваем мы его через призму континуума самоподдержки. Тогда становится ясно, что для подавляющего большинства «ограниченно способных» к самоподдержке клиентов «синей» зоны основным ресурсом является экономия сил, привычно затрачиваемых на БЕЗУСПЕШНЫЕ попытки измениться. Батарейка очень быстро разряжается, теряя заряд, если замкнуть ее полюса попросту медным проводом большого сечения. Так же и клиент психотерапевтов во всем мире зачастую страдает от потери сил в бесплодных попытках измениться. Кроме того, Бейссеровская модель позволяет резко повысить потенциал принятия себя или в нашей терминологии «права быть», что также дает дополнительный ресурс, актуальный для улучшения КЖ представителям «синей» зоны.

Совершенно иную картину мы зачастую наблюдаем в «зеленой» зоне, где ресурсы клиентов попросту «по модулю» выше. Область «принятия» собственных процессов и состояний тут ничуть не утрачивает своего значения, но, в то же время, важность направленных волевых усилий приобретает дополнительное значение, неактуальное для представителей «синей» зоны. Никто не станет спорить, что высочайшие достижения человеческого духа, примеры политической истории и экономического развития пестрят образцами крайне выраженных волевых способностей, воплощенных в конкретных персонажах. Эпиктет и Павел Корчагин, Юкио Мисима и Генри Форд, Иосиф Сталин и Ли Якокка. Эти имена говорят о многом именно тем клиентам, которые имеют достаточно высокий потенциал самоподдержки, чтобы мочь на некоторых отрезках собственной жизни совершать значимые направленные волевые усилия для достижения вполне конкретных измеримых целей. И здесь, конечно же, нелишне вернуться к основам представлений о единстве и взаимовлиянии субъективного и объективного компонентов КЖ. Огульная «социально утихомиривающая» идея о том, что «богатые все сплошь несчастны» не выдерживает проверки строгими исследованиями, результаты которых свидетельствует об обратном. Качественные изменения объективного компонента жизни, происходящие в результате направленных волевых усилий, ведут к большему удовлетворению. И совершенно логичным становится снижение удельного веса чисто «психотерапевтических» форм работы с данной группой клиентом и возникновение новых, неприменимых в «синей» зоне технологий, повсеместно используемых, например, в современном коучинге.

На наш взгляд наиболее очевидную пользу принесет применение предложенной нами модели континуума самоподдержки в «граничных» областях. Ведь известно, что именно на границе «красной» и «синей», а также «синей» и «зеленой» зон отмечается резкое возрастание градиента взаимного непонимания между представителями различных «узких локусов экспертизы». Подобные «узкие специалисты» порой безуспешно пытаются применять типичные для них схемы работы огульно для всех пациентов или клиентов, ошибочно считая собственную методологию универсальной и единственно верной. «Узость» вИдения, как то бывает и в социуме в целом, низкий уровень толерантности и зашоренность порождают наивысший накал нетерпимости и взаимных упреков, превращая профессиональную дискуссию в спор глухих со слепыми. «Следует ли назначать антидепрессанты больным невротического регистра или их клиническую картину нужно «поберечь» для наиболее эффективной проработки психотерапевтом?!!» «Нужно ли анализировать опыт раннего детства топ-менеджеров для повышения эффективности их деятельности? И, если да, то КАК заставить их это делать?!!» «Следует ли полагаться на тренинговые упражнения в работе с персоналом, или нужно работать «глубже»?» «Кому решать, какую именно психотерапию назначить клиенту: врачу, представителю страховой компании или же самому клиенту?» Эти и подобные вопросы, поднимаемые на любой профессиональной конференции, и относящиеся к граничным зонам описанного нами континуума самоподдержки, подобно зубам дракона, засеянным на плодородной почве узости локуса экспертизы, надежно порождают идеологические и межличностные конфликты среди честных и принципиальных представителей помогающих профессий.

Мы искренне надеемся, что грамотное и уместное применение концепции континуума привнесет новые элементы ясности и перспективы в работу психотерапевтов, психиатров, консультантов, практических психологов, коучей и советников. Таким образом, очерчен круг тем, освещаемых в трех лекциях по Реконструкции Качества Жизни:

  1. Представления о КЖ (динамика сосуществования субъктивного и объективного компонентов)
  2. Концепция континуума самоподдержки клиента
  3. Методология РКЖ и
  4. Собственно техники работы в разных зонах континуума - вот четыре краеугольных камня описываемой нами новой предметной области.

Данная лекция, первая из трех, сфокусирована преимущественно на темах 1 и 2. Эти темы получат свое развитие во второй и третьей лекциях. Темы 3 и 4 составят основное содержание двух грядущих лекций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Павлов К.В. О вреде «психодрамы» // Журнал практического психолога (специальный выпуск: Восточно-Европейский Гештальт Институт). - 2003. - N.3. - С.129-140.
  2. Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмен П. Опыты психологии самопознания: Практикум по гештальттерапии. Пер. с англ.- М.: Гиль-Эстель, 1993.- 239 с.
  3. www.vegi.ru
  4. Овчинников Б.В., Павлов К.В., Тутушкина М.К. Психодиагностика основных типологических характеристик личности.- СПб.:Изд-во ГАСУ, 1994.- 57 с.
  5. Павлов К.В. Индивидуально-типологический подход в оценке клинической картины больных с пограничными психическими расстройствами // Актуальные вопросы клиники, диагностики и лечения.- СПб.: ВМедА, 1997.- 571 с., C. 233.
  6. Павлов К.В. Опыт применения психодиагностической методики Кейрси у больных с нервно-психической и психосоматической патологией // Обозрение психиатриии медицинской психологии им. В.М.Бехтерева.- СПб.,1995.- N4.- с. 289 - 291.
  7. Павлов К.В. Менеджмент и психологические типы // Практическая психология для менеджеров.-М.:Филинъ, 1996.- 368 с., с.285-313.
  8. Павлов К.В. Психология здоровья // Практическая психология (учебник для ВУЗов).- М.: Ассоциация Строительных ВУЗов, СПб.: Дидактика Плюс, 1997.- 335 с., С. 291-311.
  9. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии.- СПб.: Речь, 2003.- 288 с.
  10. Павлов К.В. Сопровождение кандидата - элемент избирательной кампании или начало репутационного менеджмента? // Альманах Лаборатории социально-политических технологий АМП СПб.- СПб.: ЛИК, 2001.- 175 с., С. 109-118
  11. Павлов К.В. Опыт консультирования групп поддержки кандидатов и команд, ведущих предвыборную борьбу // Материалы Всероссийской конференции «Психология и бизнес» - СПб.-20-21 апреля, 1998;
  12. Павлов К.В. Опыт супервизии работы политических и бизнес-консультантов: «Корректирующее внешнее консультирование» // Материалы Всероссийской конференции «Психология и бизнес» - СПб.-13-14 апреля, 1999
  13. Павлов К.В. «Team-building» при корректирующем внешнем консультировании команд, ведущих предвыборную борьбу // Материалы конференции «Выборы в Российской Федерации» - СПб.-26-28 июня, 1999.
  14. Павлов К.В. Все есть яд, все есть лекарство // Журнал практического психолога (специальный выпуск: Восточно-Европейский Гештальт Институт). - 2003. - N.3. - С.115-123.
  15. О'Нил М.Б. Коучинг руководителей: твердость и открытость. Системный подход в привлечении руководителей к решению их проблем.- Пер. с англ. - М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. - 224 с.
  16. Pavlov K.V., Ovchinnicov B.V. Psychological type, physiological status and psychosomatical diseases. In the abstract book of The 7th Conference of the European Health Psychology Society (1-3 September): Psychological theories and healthy practices.- Brussels.: S.n., 1993.- 285 p., p. 277.
  17. Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 170 с.
  18. Top-Manager. Журнал для руководителей. - 2008. - №85/2, сентябрь. - 128 с.
  19. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984
  20. Бейссер А. Парадоксальная теория изменений // Журнал практического психолога (специальный выпуск: Восточно-Европейский Гештальт Институт). - 2003. - N.3. - С.95-100.
  21. Гингер С., Гингер А. Гештальт - терапия контакта. 2-е изд. Пер. с фр.- СПб.: СпецЛит, 2001.- 288 с.
  22. Наранхо К. Гештальттерапия: Отношение и практика атеоретического эмпиризма. Пер. с англ.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.- 303 с.
  23. Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. Пер. с англ.- М.: Либрис, 1996.- 240 с.
  24. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. Пер. с англ.- М.: Смысл, 2000.- 358 с.
  25. Burley T. Reflections on Insight And Awareness // GATLA Reader.- 1999.- P. 128-134.
  26. Burley V. Dialogue: Theory and Application // GATLA Reader.- 1999.- P. 79-85.
  27. Gestalt Therapy. Perspectives and applications / Ed. by E.C.Nevis .- N.Y.: GestaltInstituteofClevelandPress.- 1992.- 427 P.
  28. Парлетт М. Раздумья о теории поля // Журнал практического психолога (специальный выпуск: Восточно-Европейский Гештальт Институт). - 2003. - N.3. - С.51-85.
  29. Платонов Г.Ю. Основания // Журнал практического психолога (специальный выпуск: Восточно-Европейский Гештальт Институт). - 2003. - N.3. - С.5-18.
  30. Nevis E.C. Organizational Consulting. A Gestalt Approach. - The Gestalt Institute of Cleveland Press. - 2005. - 215 p.
  31. Зинкер Д. В поисках хорошей формы: Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями. Пер. с англ.- М.: «Класс», 2000.- 320 с.
  32. Качество Жизни. Краткий словарь. - М.: Смысл, 2009. - 168 с.
  33. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПБ.: Издательство «Питер», 2000. - 640 с.

Павлов К.В.,


См. также