Смерть - это событие, избежать которое не сможет ни один человек на земле. Всему на свете приходит конец - это одна из жизненных истин. Смерть постоянно сопровождает нас на нашем пути жизни, начиная со смерти любимых кошек и собак, потом бабушек и дедушек, затем родителей. Поэтому смерть - это чрезвычайно личное событие в жизни каждого человека, которое несет для него свое значение, изменяющееся от одного человека к другому, и, несмотря на ее пугающий смысл для нас, смерть продолжает оставаться неотъемлемой частью жизни.
Многие философы и психологи XX в., занимающиеся исследованием влияния факта смерти на жизнь, отмечают, что именно неизбывность смерти придает жизни значение. Наиболее емкими, на наш взгляд, являются слова американского психолога Л.М. Гудмана: «Все, что отличает нас от животных, - прямое следствие ответа на вызов смерти. От постройки постоянных жилищ и изобретения средств передвижения, чтобы достигать отдаленных мест все быстрее и быстрее, до концепций и создания высочайших произведений искусства - все основано на нашем знании о смерти». [15, с. 98].
Однако анализ современной литературы по психологии смерти демонстрирует неравномерный интерес к теме смерти, как хронологически на протяжении истории психологической науки, так и тематически, по тому, какие конкретно аспекты в феномене смерти освящены в публикациях. В настоящее время в танатопсихологии (психологии смерти) можно выделить три основных направления изучения смерти и аспектов, связанных с ней:
Проблема принятия смерти другого или сопровождение умирающего, а также экспериментальное исследование предсмертных состояний, так или иначе освящены в литературе, как зарубежной, так и отечественной, однако вопросам влияния феномена смерти на жизнь личности в целом в литературе по танатологии отводится незначительное место. Наиболее разработанной эта тема является в зарубежной психологии, а именно в ее прикладных аспектах психодинамического и экзистенциального направлений в психотерапии. В трудах З. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Эриксона, О. Ранка, Э. Фромма, Р. Мэя, В. Франкла, Г. Фейфела, И. Ялома, Ф. Перлза категории смерти отводится существенное место. Здесь смерть рассматривается с двух основных позиций.
Во-первых, смерть считается неотъемлемой частью человеческого существования, существующая параллельно с жизнью человека. Смерть - это экзистенциальный феномен присущий человеку по факту того, что он человек.
Во-вторых, особенно ярко это представлено в трудах психологов-экзистенциалистов, смерть считается фактором развития личности. Психологи психодинамического направления больше акцент делают на глубинных инстинктах смерти, психологи-экзистенциалисты, вторя одному из своих идейных философских предшественников М. Хайдеггеру, рассматривают смерть как шанс, выпавший человеку, для изменения и развития.
Как отмечает И. Ялом, отношение человека к смерти как психологический феномен обладает огромной зоной влияния на всю его жизнь. Ялом постулирует, что, осознавая конечность своего бытия, не избегая этого вопроса, человек не стал бы попусту тратить свое время и энергию на усложнение проблемы, которую можно разрешить «малой кровью» [27].
Смерть - это до сих пор неисследованный психологический феномен, потому что так называемый называемый «околосмертный» опыт все-таки не есть опыт реальной смерти. Однако любое упоминание о смерти в повседневной жизни вызывает сопротивление у человека. Смерть - не самая приятная темя для разговора и, если уж и говорят о смерти, то только на сугубо научном формальном (чаще - медицинском) языке. Разговор о смерти в обыденной жизни вызывает дискомфорт. Нам намного легче говорить о смерти в безличной форме, например «все люди смертны», чем переходить на язык «Я» и сказать «когда-нибудь умру и я».
Одним из преимуществ Гештальт-терапии, основанной Ф.С. Перлзом, является тот факт, что она обращена не только к людям, страдающим от психических расстройств и болезней, но и к тем, «кто испытывает трудности перед лицом экзистенциальных проблем (конфликт, разрыв отношений, одиночество, траур, депрессия…)» [3, с. 2]. Расширение зоны осознавания как цель Гештальт-терапии в совокупности с ее экзистенцианально-гуманистическими корнями, на наш взгляд, являются необходимым и достаточным базисом для рассмотрения вопроса смерти и реального его решения на уровне практической разработки в консультативном процессе.
Генеалогическое дерево Гештальт-терапии уходит своими корнями в самые разнообразные подходы и теории, причем не только психологические, но а также философские и религиозные. В связи с этим Гештальт-терапия не могла оставить в стороне такой важный момент человеческой жизни как ее логический конец, как смерть. Основатель Гештальт-терапии Ф.С. Перлз пишет, что человеческая жизнь приобретает подлинный характер после поворота лицом к смерти. Смерть у Перлза понимается не только в прямом смысле физического уничтожения: переживание смерти - один из пяти уровней, который человек должен пройти на пути к зрелости. Первый уровень называется уровнем клише - он состоит из стереотипных ритуалов (например, ритуалы приветствия при встрече). Второй уровень называется синтетическим уровнем. На этом уровне личность играет роли - роль «хорошего мальчика (девочки)», роль «крутого мужчины» или «роковой женщины» - и тем самым личность постоянно притворяется тем, кем не является на самом деле [20,21].
За синтетическим уровнем находится уровень тупика, и этот уровень возникает тогда, когда личность уже не может или не хочет больше притворяться. Тупик - это то, перед чем становится личность, если убрать все ее роли. Если тупик пройден, то за ним открывается четвертый уровень - уровень смерти, или уровень внутреннего взрыва(сжатия). Он переживается как смерть или страх смерти. Если человек остается в контакте с этим уровнем, то проявляется пятый уровень - внешний взрыв, т. е. проявление подлинного «Я». Перлз описал четыре основных типа взрыва на уровне смерти: взрыв подлинного горя при работе с потерей или самой смертью, взрыв оргазма у сексуально заблокированных людей, взрыв гнева и взрыв радости. Все эти виды взрывов связаны с истинной личностью человека, и они есть та символическая смерть, вследствие которой индивид отказывается от сдерживающих его развитие факторов [21].
По Перлзу, переход от одного уровня к другому есть процесс взросления человека, где зрелость понимается как «переход от опоры на окружающих к опоре на самого себя» [21, с.31]. И осознание смерти есть необходимое условие для осуществления этого процесса.
Консультативная работа на тему смерти может идти в различных направлениях, одними из которых может быть работа со смертью близкого человека (ситуация потери), а также проработка личной философской концепции смерти и страха перед собственной смертью. Однако, несмотря на ситуацию утраты, личность неосознаваемо страшится, что когда-то придет и его черед. Поэтому, в работе с людьми в ситуации потери акценты все равно смещались на отношении человека к смерти и рассмотрение этого феномена для осознания трудностей и проблем жизни.
Рассматривать вопрос смерти с позиций Гештальта можно несколькими способами, и одним из таких способов будет работа с тревогой смерти в Гештальте. Тип консультативной работы с тревогой вообще в Гештальт-терапии базируется на представлении о том, что тревога есть это заблокированная или неправильно направленная энергия. Однако, как показал опыт, такая работа с тревогой смерти не является продуктивной для клиента, хотя и энергетезированной. Тревога - это часть нашего существования, пока человек жив и взаимодействует с миром он так или иначе будет испытывать тревогу перед новизной и смертью в частности. Терапевтичность факта смерти заключается не столько в том, чтобы избавиться от тревоги смерти, сколько в осознании этой тревоги и механизмов защиты от нее. Принятие факта своей кончины и избавление от страха смерти также является важнейшим этапом духовного развития личности человека, но не каждый человек, находясь на каком-то этапе своего духовного пути способен на такое принятие. Принятие смерти избавляет от страха, но оно основывается на глубокой личной философии, чаще всего имеющей некоторую религиозную духовную базу. Осознание же того факта, что я все-таки смертен и что я боюсь смерти, а также собственных штампов и механизмов сопротивления любому вопросу, связанному со смертью, поможет личности полнее и ярче прожить свою жизнь, достичь той зрелости, о которой говорил Перлз. В этом и заключается, на наш взгляд, терапевтическая сила неизбежности смерти. Иллюстрацией этой позиции, на наш взгляд, является теория танатотерапии, основанная отечественным психологом Баскаковым В.Ю., которая базируется на представлении, что страх смерти и умирания является оборотной стороной страха жизни [2]. С этой позиции смерть можно использовать как мощный ресурс для решения проблем, которые кажутся неразрешимые.
Ассимилируя опыт работы со студентами в контексте вопросов смерти, осуществляемого на базе центра психологической безопасности Таганрогского государственного радиотехнического университета (ТРТУ), можно сделать следующие выводы в контексте значимости темы смерти для молодых людей.
Во-первых, действительно, даже в ситуации потери, т.е. смерти кого-то из окружения, у человека актуализируется страх собственной смерти.
Во-вторых, существует мнение, что молодые люди в силу своего возраста не думают о смерти, а направлены скорее в будущее. Pollak (1980) в обзоре эмпирических исследований тревоги смерти обнаружил большое число различных коррелятов данного показателя. Возраст, пол, религиозность являются переменными, которые в значительной роли могут определять уровень тревоги смерти. Так, Justin (1988) отмечает, что большинство подростков никогда не обсуждают вопросы, связанные с умиранием, со своими семьями. Также часто молодые люди обычно характеризуются чувством собственного "бессмертия", тогда как пожилые люди предположительно ближе к смерти.
Однако есть ряд исследований, иллюстрирующих повышенный интерес детей до 5 лет к вопросам, связанным со смертью и умиранием [9,19,27]. Нами в свою очередь было проведено пилотажное исследование, направленное на выявление осознаваемой тревоги смерти у студентов ТРТУ в возрасте от 17 до 25 лет, в исследовании принимали участие 72 студента различных специальностей университета, распределение по гендеру - 55 мужчин (76,4%) и 17 женщин (23,6%). В качестве методов исследования использовались беседа, анкетирование и элементы арт-терапии. В результате были получены следующие материалы: 86,1% респондентов (62 человека) отмечают в себе осознаваемую тревогу смерти. В процессе консультативной работы (как в группе, так и индивидуально) эти данные также получили свое подтверждение. Несмотря на бытующее мнение о том, что молодые люди о смерти не думают, нами были получены данные, говорящие об обратном.
Феномен смерти можно использовать в контексте ее ресурса для жизни человека, а именно он способствует осознаванию жизненных стратегий и приоритетов. Нами уже отмечалось, что дети проявляют большой интерес к вопросу смерти («а что будет со мной, когда я умру?»), также как и к вопросу жизни («откуда я появился?» и т.п.). Поэтому детский первый опыт встречи со смертью часто оказывает большое влияние на личную философию смерти человека. Так, один из наших клиентов, молодой человек 21 года, говорит, что в детстве был очень сильно озабочен вопросом смерти, что мысли о смерти вызывали у него ужас, и он постоянно плакал, когда думал о том, что умрет. А сейчас, как он отмечает, в повседневной жизни мысли о смерти не вызывают у него никаких эмоций. После нашей терапевтической работы в контексте его неудовлетворения собственной жизнью, он увидел, как старательно в течение всей своей жизни он избегал мыслей о смерти, чтобы не поддаваться этому ужасу. После погружения в свой детский опыт, он осознал и свой страх, и то, как он сопротивлялся ему. Это позволило ему соотнести свое чувство постоянной неудовлетворенности жизнью со страхом смерти. Проживая свою жизнь «только чтобы прожить» (цитата клиента), лишь бы не думать о том, что придет и его черед умирать. Это чувство неудовлетворенности отражает страх не только смерти, но и жизни. Боясь умереть, он боялся жить, быть активным, проявлять себя, бороться с трудностями. Всю эту ситуация с данным клиентом можно выразить в шутливой форме «жизнь - это болезнь, от которой умирают».
В психологии и философии есть различные теории, описывающие закономерности развития жизни человека: одни говорят, что наша жизнь развивает по спирали, другие - что жизнь это прямая линия. Используя метафору жизни как дороги, по которой мы идем, где начало пути - это наше биологическое рождение, конец пути - это смерть, мы предлагали участником тренинга, посвященного вопросам жизненного пути упражнение, которые позволяет клиенту осмыслить протяженность своей жизни и тот факт, что дорога - не бесконечна.
Вначале мы предлагали клиенту на листе бумаги провести прямую линию и обозначить на ней ее начало и ее конец, начало линии отмечает факт рождения, конец - факт смерти. Следующим шагом необходимо отметить на той линии жизни, которую клиент нарисовал, точку, в которой он сейчас находится[1]. Для многих, как отмечают клиенты, очень значимо было представление жизни как дороги, а особенно факт, что они сами отмечают точки своего рождения, актуального возраста на момент «здесь и сейчас» и самой смерти. Однако этот этап недостаточен, чтобы осознать хрупкость жизни и неизбежность смерти, особенно при работе с молодыми людьми. Поэтому на следующем шаге этой работы мы предлагали на линии жизни от той точки, на который клиент сейчас находится, отметить один год вперед. И этот год - это последний год их жизни. На это необходимо дать немного времени, чтобы человек смог осознать этот факт, и здесь уже неважно, сколько лет человеку, который отмечает это год вперед - прожил ли он уже половину своей жизни или он только в пути. Несомненно, жизненный опыт и объем того пути, что человек уже прошел, играет роль, но в первый момент такого столкновения со смертью «и стар, и млад» оказываются в ситуации, которую мы по опыту назвали экзистенциальным ступором. Это и растерянность, и страх, и удивление, и любопытство, и негодование - все вместе и одновременно, целый спектр чувств, который посещает душу людей в этот момент. Обычно это проявляется в глубокой и полной смысла тишине, которая снисходит на группу, как только мы даем указания о последнем годе жизни.
Этот шаг работы является ресурсным и для того, чтобы человек научился смотреть на себя и свою жизнь с позиций его достижений, осознавая свои паттерны обесценивания себя. Многие отмечают, что такая близость смерти способствовало осознаванию, что жизнь не стоит на месте. В связи с этим представление жизни как дороги с отметкой на ней актуального возраста и года вперед является многоплановым и затрагивает самые различные стороны человеческой жизни, используя главный феномен - феномен смерти, так как наше отношение к смерти во многом определяет отношение к жизни. Мысля себя бессмертным, мы забываем о двигающей силе смерти, о ее подстегивающей роли в нашей жизни. Но парадокс в том, что озабоченные ее приходом, мы опять-таки забываем о жизни, бросая все свои силы на гонку за достижениями, чтобы прославиться в потомках и остаться бессмертными в их памяти. Тем самым мы теряем возможность взять паузу и посмотреть на мир вокруг - на красоту природы, на лица любящих нас людей, почувствовать вкус пищи в процессе трапезы (именно трапезы, а не еды!) и наслаждаться текущим моментом, в котором проявляется красота человеческой Жизни.
В этом снова и снова проявляется ресурс для жизни через осознание своей смертности. Каждый в этом осознавании берет что-то для себя: кто говорит об отложенных на "потом" делах, кто-то наоборот, о постоянной гонке, кто-то акцентируется на своих достижениях, на поиске и принятии себя, для кого-то важно что-то успеть изменит или завершить, но при этом каждый участник моих групп нашел, что сказать в контексте осознавания Жизни-Смерти, и практически все, о чем они говорили, касались базовых проблем личности, осознать которые помогла Смерть.
Смерть является важной детерменантой развития личности человека, а развитие - есть непрерывный процесс созидания и разрушения, в течение своей жизни человека сталкивается как с приобретениями, так и с потерями. Тогда смерть - это комплексный феномен, который сосуществует параллельно с нашей жизнью. Смерть - это не только физическое прекращение существования, смерть может быть интеллектуальной - при остром состоянии психоза, социальной - при потере связи с другими людьми и своей социальной значимости, духовной - при потери этических убеждений и принципов. Т. Йоманс рассматривает душевное страдание как психологическую смерть - когда человек умирает как носитель старого способа бытия и возрождается как новый [12].
Встреча со смертью оказывает на человека сильное влияние, но ее воздействие на психическую жизнь человека может быть различным. Баканова А.А., рассматривая взгляды экзистенциалистов на смерть, отмечает три основные возможности, которые смерть может дать для личности [12]. Первая - это столкновение со смертью как возможность испытать любовь. Мэй Р. утверждал, что любовь и смерть тесно связаны другом с другом, и любовь есть напоминание о смертности [18]. Фромм Э. считал, что только любовь может преодолеть чувство тревоги от осознания своего одиночества и беспомощности перед смертью [25]. Столкновение со смертью дает возможность вновь осознать свои чувства по отношению к другим людям и любовь в частности. Другая возможность, которую дает смерть, - это возможность заново переосмыслить свою жизнь и обрести новый смысл. Следующая возможность, которую предоставляет смерть - это возможность стать самим собой и осознать уникальность своей жизни. М. Хайдеггер в своем учении о модусах существования говорит, что смерть - это тот фактор человеческой жизни, осознание которого является двигателем развития личности [26]. Именно благодаря осознанию конечности своего бытия человек просыпается от той сонной жути обыденного существования, начинает действовать и совершать поступки. Смерть позволяет прочувствовать свою жизнь и ответственность за то, как человек ее проживает. И тогда человек в состоянии обрести собственный смысл своего земного существования, а, следовательно, стать счастливым.
Список используемых источников
[1] Данная идея о представлении жизни в виде прямой линии и отметка на ней актуального возраста клиента описана в книге И.Ялом "Экзистенциальная психотерапии"
Опубликовано в: Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. N 14 (69). - 39 с., с. 296-301.